Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос № 3. Взаимодействие психолога и юриста

Вопрос №. 1. Взаимодействие психолога и руководителя

Вопрос № 2. Взаимодействие психолога и медицинского работника

Вопрос № 3. Взаимодействие психолога и юриста

Вопрос № 4. Взаимодействие психолога и социального работника

 

Вопрос №. 1. Взаимодействие психолога и руководителя

Взаимодействие психолога с руководителем характеризуется специфическими чертами т.к, руководитель выступает одновременно в качестве заказчика, клиента и непосредственного начальника психолога.

Некоторые руководители, принимая решение о сотрудничестве с психологом, не вполне уверены в его целесообразности. Типичным является случай, когда руководитель хочет получить «диагноз»: что в организации «не так», что надо изменить, кого желательно заменить. Хотя, трудно изменить что-либо в организации, не меняя ничего в руководстве.

Иногда психолога-консультанта призывают как эксперта со стороны, который своим авторитетом поддержит программу, уже разработанную руководством. В этом случае психолог может столкнуться с чрезмерной жесткостью руководства и нежеланием принимать оценки и рекомендации, которые отличаются от своих собственных (н-р, введение формы для учителей).

В начале совместной работы важно выработать общий взгляд на некоторое поле проблем и способов взаимодействия. Для того, чтобы наладить конструктивное сотрудничество с администрацией можно предложить деловую игру «Согласование ожиданий». Цель игры: способствовать организации стратегического и тактического сотрудничества администрации и психологов.

На первом этапе деловой игры работают две самостоятельные группы: администраторы и психологов. Каждая группа заполняет следующую таблицу

Приоритетные направления деятельности психолога в школе Необходимая административная поддержка данных направлений
   

Понятно, что заполнялась эта таблица представителями каждой из двух групп по-своему, с учетом собственных профессиональных ожиданий и представлений.

Затем группы обмениваются таблицами. Работая с «чужой» таблицей, участники должны тщательно проработать требования, предъявляемые к их собственной деятельности, и либо согласиться с ними, либо нет. Так, администраторы изучают содержание столбца «Необходимая административная поддержка», заполненного психологами, и соотносят его со своей реальной практикой. Психологи же анализируют ожидания, сформулированные директорами и завучами.

Результаты работы групп озвучиваются, и заполнялась общая таблица.

Приоритетные направления деятельности психолога в школе Необходимая административная поддержка данных направлений
Диагностическое направление 1. Материально-техническое обеспечение диагностических мероприятий (бланки, ключи, аналитические таблицы) 2. Организационное обеспечение диагностических мероприятий (приказ о проведении в определенные дни и часы) 3. Обеспечение возможности для выступлений психолога на педагогическом совете, методических объединениях, родительских собраниях

 

В ходе игры определяются те моменты в работе психологической службы, которые нуждаются в административной поддержке и управленческих решениях.

В процессе сотрудничества руководитель становится клиентом. Важным является вопрос о его участии в групповых мероприятиях. Иногда руководитель хочет занять позицию внешнего наблюдателя, особенно в тех случаях, когда по плану консультационных мероприятий проводятся лекционные, семинарские занятия (н-р, В историю мировой консультативной практики вошел эпизод, когда высший руководитель организации, представив консультанта персоналу, собранному для лекции, отправился на свое рабочее место. Каким же было его удивление, когда его догнал консультант и сказал, что если его лекции не нужны главному руководителю организации, то они никому не нужны! Это произвело должное впечатление и в последующем этот руководитель был примером аккуратности в реализации программы консультирования).

В то же время на некоторых тренингах присутствие руководителя или его отсутствие вносят существенные различия в ситуацию и требуют определенных методических поправок. Руководитель должен принять некоторые меры, чтобы не вызывать напряженности подчиненных, в частности, соответствующим образом изменить свое поведение в группе на время тренинга. После тренинга у него может возникнуть необходимость восстановления управленческой дистанции. Но участие в групповых формах консультирования дает огромный материал для понимания людей и собственных изменений. Отсутствующий на тренинге руководитель вынужден иметь дело с изменившейся группой, зачастую по-другому сплоченной и ориентированной. Меняется ее неформальная структура, возникают связи, которых раньше не было. Руководителю нужны поведенческая гибкость и время, чтобы отследить эти процессы и научиться пользоваться новыми возможностями.

Вопрос № 2. Взаимодействие психолога с медицинскими работниками

И врач и психолог испытывают деловую потребность во взаимодействии при решении медицинских и психологических проблем.

Психолог может быть вынужден обратиться к профессионально медицинской консультации относительно своего клиента, может направить клиента на медицинское освидетельствование, если психологическая проблема, по поводу которой обратился связана с состоянием его здоровья. Психолог принимает участие в медико-психологической экспертизе. Психолог в организации или образовании может использовать данные, полученные от медработников с целью выстраивания индивидуального подхода к сотруднику или ученику.

Психологически мыслящий врач обращается к психологу, если чувствует, что его интуитивных психологических знаний не хватает для того, чтобы эффективно реализовать курс лечения, если он подозревает, что препятствием для восстановления здоровья служит дефицит саногенного (оздоравливающего) мышления, извращенная внутренняя картина болезни.

Сотрудничество врача и психолога начинается с формулировки общих целей, и тех взаимодополняющих действий, которые они должны осуществить для достижения этих целей. Врач нуждается в помощи психолога при уточнении патологического синдрома. Невропатолог, нарколог, психиатр, эндокринолог, сексолог и сексопатолог и другие специалисты должны воспользоваться данными психолога относительно внутренней картины болезни для решения своих профессиональных задач.

Кроме того, сама болезнь, диагностические и лечебные процедуры (хирургическое вмешательство) являются сильнейшими стрессорами, психологические последствия которых могут сказываться достаточно долго.

Вопрос № 3. Взаимодействие психолога и юриста

В юридической практике психологическая информация используется в следственной работе, адвокатской деятельности и в судебном производстве. Психолог, участвующий в судебно-психологической экспертизе, может решать следующие задачи:

Ø Установление способности несовершеннолетних обвиняемых с признаками отставания в психическом развитии осознавать значение своих действий и руководить ими.

Ø Установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших правильно воспринимать и оценивать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания.

Ø Диагностика аффекта у субъекта в момент действия, в связи с которым он привлекается к ответственности, который мог оказать существенное влияние на его сознание и поведение.

Ø Диагностика индивидуально-психологических особенностей (повышенной внушаемости, импульсивности), могущих существенно повлиять на поведение обвиняемого или иного лица.

Ø Установление ведущих мотивов поведения человека как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность.

Ø Установление психического состояния у человека в период, предшествовавший суициду, которое могло явиться его причиной и основанием для его возникновения.

Для решения задач, поставленных перед психологом-экспертом, ему должны быть предоставлены материалы уголовного дела. Эксперт имеет право присутствовать при допросах и других следственных действиях, задавать допрашиваемому вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, просить о вызове свидетелей и других лиц, которые могут сообщить интересующие эксперта сведения.

Таким образом, предметом взаимодействия представителей юридической практики и психолога является проблема правомерного поведения. Роль психолога в решении этой проблемы заключается в том, чтобы представить ту психологическую информацию, указать на такие психологические факты и закономерности, которые нельзя игнорировать в правоприменительной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...