Анализ и интерпретация результатов
По методике «Корректурная проба» были получены следующие результаты: Таблица 1 – Результаты оценки объема и концентрации внимания по методике «Корректурная проба»
В результате, 33 % класса имеют нормальный уровень объема и концентрации внимания, а 67% - ниже нормы (рис.1).
Рис. 1. Уровень внимания в классе по методике «Корректурная проба». Данные, полученные по методике изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера) представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты оценки концентрации и устойчивости внимания по методике Пьерона – Рузера
В итоге получилось следующее распределение уровней школьников:
Результаты исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания по таблицам Шульте:
Таблица 3 – Данные оценки скорости и объема внимания по таблицам Шульте
Наглядное распределение класса по уровням указано на рис. 3. Рис. 3. – Уровни скорости и объема внимания у школьников при оценки по таблица Шульте.
Как видим, чуть более половины класса показывают нормативные показатели внимания по характеристикам скорости и объема. В целом же, уровень внимания в экспериментальной группе преимущественно ниже нормы. Данные результаты обусловлены особенностями младшего школьного возраста, ведь ученики 2-го класса продолжают развивать концентрацию, объем и другие характеристики внимания, закрепляя результаты, полученные в 1-м классе. Полученные опытным путем данные свидетельствуют об актуальности применения упражнений и заданий на развитие внимания в процессе учебной деятельности.
Варианты упражнений на развитие внимания для использования на уроках естествознания (природоведения) приводятся в приложении 1. Заключение
В процессе подготовки настоящей работы были решены следующие задачи: Повести теоретический обзор, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. 1. Раскрыты понятие внимания, особенности его развития у младших школьников. 2. Описаны возрастные особенности детей младшего школьного возраста. 3. Проведен анализ программы обучения естествознанию в начальном классе. 4. Организовано и проведено психолого-педагогическое исследование с целью изучения внимания у младших школьников. 5. Разработаны упражнения по повышению внимания на уроках естествознания. Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Перечисленные свойства могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями. Проведенное экспериментальное исследование выявило, в общем, низкий уровень всех показателей внимания у школьников в исследуемом классе.
Анализ программы «Мир вокруг нас» и учебников А.А. Плешакова показал их положительное значение в привлечении внимания учащихся к изучаемому материалу. Список литературы
1. Андреев В. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2003. 2. Божович Л. И., Возрастной подход в работе школы. М.: Дрофа, 2000.-568с. 3. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и другие. Работа психолога в начальной школе. – М., 1998. 4. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2000. 5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991. 6. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес. //Начальная школа.-1998, N5. - С.28-34. 7. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю., Суворинова Н.Ю. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1997. №1. С. 57-61. 8. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С, Манелис Н.Г., Успенская Т.Ю., Суворинова Н.Ю., Борисова Т.Х. Школьная дезадаптация: Психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. 1999. №4. С. 21-28. 9. Жарков, С.М. Психология воспитания и обучения. / С.М.Жарков, Н.А.Кочергина, Н.А.Першина. – Бийск, 2001. 10. Коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения. – Биробиджан, 2001. 11. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М.: Центр человеческих ценностей. – 1992. – 512 с. 12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. – М., 1983. – Т.1 (К теории развития психики ребенка: 281 – 302). 13. Мир вокруг нас А. А. Плешаков, Просвещение, М., 2000. 14. Мир вокруг нас. Хрестоматия. 1 кл. Плешаков А.А., АСТ-Пресс, 1997. 15. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. Под редакцией И. В. Дубровиной 16. Павлов И. П. Полн. собр. соч.— М., 1951.— Т. IV.— C. 28. 17. Перечень-каталог учебно-методических изданий для общеобразовательных учреждений на 2002/2003 учебный год. Раздел II. 18. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 288с.
19. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. -160 с. 20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998. — С. 420. 21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. С.151. 22. Сборник "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 2 (1-4 классы)", - М.: Просвещение – 2000. 23. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. В 2 т.— М., 1954. — Т. II.— C. 339. 24. Эльконин Д. Б. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 25. Психологический центр Адалин - консультации детского психолога и детского психотерапевта www.adalin.mospsy.ru. 26. Психология от А до Я www.azps.ru
Приложение 1
Упражнения для развития внимания на уроках и внеклассной деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|