Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ и интерпретация результатов

 

По методике «Корректурная проба» были получены следующие результаты:


Таблица 1 – Результаты оценки объема и концентрации внимания по методике «Корректурная проба»

Имя Объем Кол. ошибок Показатель нормы
1 Катя Д. 512 5 норма
2 Аня Н. 456 8 ниже нормы
3 Марина Ц. 422 9 ниже нормы
4 Рома Н. 541 7 норма
5 Антон Ш. 562 6 норма
6 Рома Ш. 434 9 ниже нормы
7 Дима К. 398 10 ниже нормы
8 Наташа М. 489 7 норма
9 Юля К. 453 8 ниже нормы
10 Наташа Ш. 436 9 ниже нормы
11 Надя З. 389 12 ниже нормы
12 Юра Г. 510 5 норма
13 Галя К. 466 9 ниже нормы
14 Света А. 491 8 ниже нормы
15 Максим С. 383 13 ниже нормы
16 Ксюша Г. 478 9 ниже нормы
17 Таня К. 508 7 норма
18 Олеся Р. 403 8 ниже нормы

 

В результате, 33 % класса имеют нормальный уровень объема и концентрации внимания, а 67% - ниже нормы (рис.1).

 

Рис. 1. Уровень внимания в классе по методике «Корректурная проба».


Данные, полученные по методике изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера) представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Результаты оценки концентрации и устойчивости внимания по методике Пьерона – Рузера

Имя Время Кол. ошибок Уровень
1 Катя Д. 1, 45 2 средний
2 Аня Н. 1, 51 4 низкий
3 Марина Ц. 1, 52 5 низкий
4 Рома Н. 1, 42 2 средний
5 Антон Ш. 1, 30 1 средний
6 Рома Ш. 2,1 5 очень низкий
7 Дима К. 1, 51 5 низкий
8 Наташа М. 1, 46 2 средний
9 Юля К. 1, 49 4 низкий
10 Наташа Ш. 1, 50 5 низкий
11 Надя З. 1, 59 6 очень низкий
12 Юра Г. 1, 39 2 средний
13 Галя К. 1, 55 3 низкий
14 Света А. 1, 50 4 низкий
15 Максим С. 1, 54 6 низкий
16 Ксюша Г. 1, 50 5 низкий
17 Таня К. 1, 10 0 высокий
18 Олеся Р. 2, 05 6 очень низкий

 

В итоге получилось следующее распределение уровней школьников:



Рис.2. Уровни концентрации и устойчивости внимания по методике Пьерона – Рузера.

 

Результаты исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания по таблицам Шульте:

 

Таблица 3 – Данные оценки скорости и объема внимания по таблицам Шульте

Имя

Время по таблице №

Ср. знач.

Показатель нормы

1 2 3 4
1 Катя Д. 51 45 42 32 42,5 норма
2 Аня Н. 45 44 46 31 41,5 норма
3 Марина Ц. 56 49 54 48 51,75 ниже нормы
4 Рома Н. 67 59 54 62 60,5 ниже нормы
5 Антон Ш. 46 45 43 46 45 норма
6 Рома Ш. 39 45 43 41 42 норма
7 Дима К. 41 46 45 44 44 норма
8 Наташа М. 45 39 39 42 41,25 норма
9 Юля К. 44 44 48 39 43,75 норма
10 Наташа Ш. 56 61 63 66 61,5 ниже нормы
11 Надя З. 71 69 66 68 68,5 ниже нормы
12 Юра Г. 78 72 76 69 73,75 ниже нормы
13 Галя К. 46 49 43 48 46,5 норма
14 Света А. 58 62 63 61 61 ниже нормы
15 Максим С. 39 31 36 38 36 норма
16 Ксюша Г. 59 63 65 62 62,25 ниже нормы
17 Таня К. 46 41 42 41 42,5 норма
18 Олеся Р. 72 68 66 63 67,25 ниже нормы

 

Наглядное распределение класса по уровням указано на рис. 3.

Рис. 3. – Уровни скорости и объема внимания у школьников при оценки по таблица Шульте.

 

Как видим, чуть более половины класса показывают нормативные показатели внимания по характеристикам скорости и объема.

В целом же, уровень внимания в экспериментальной группе преимущественно ниже нормы. Данные результаты обусловлены особенностями младшего школьного возраста, ведь ученики 2-го класса продолжают развивать концентрацию, объем и другие характеристики внимания, закрепляя результаты, полученные в 1-м классе.

Полученные опытным путем данные свидетельствуют об актуальности применения упражнений и заданий на развитие внимания в процессе учебной деятельности.

Варианты упражнений на развитие внимания для использования на уроках естествознания (природоведения) приводятся в приложении 1.


Заключение

 

В процессе подготовки настоящей работы были решены следующие задачи: Повести теоретический обзор, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

1. Раскрыты понятие внимания, особенности его развития у младших школьников.

2. Описаны возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

3. Проведен анализ программы обучения естествознанию в начальном классе.

4. Организовано и проведено психолого-педагогическое исследование с целью изучения внимания у младших школьников.

5. Разработаны упражнения по повышению внимания на уроках естествознания.

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Перечисленные свойства могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями.

Проведенное экспериментальное исследование выявило, в общем, низкий уровень всех показателей внимания у школьников в исследуемом классе.

Анализ программы «Мир вокруг нас» и учебников А.А. Плешакова показал их положительное значение в привлечении внимания учащихся к изучаемому материалу.


Список литературы

 

1. Андреев В. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2003.

2. Божович Л. И., Возрастной подход в работе школы. М.: Дрофа, 2000.-568с.

3. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и другие. Работа психолога в начальной школе. – М., 1998.

4. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2000.

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.

6. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес. //Начальная школа.-1998, N5. - С.28-34.

7. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю., Суворинова Н.Ю. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1997. №1. С. 57-61.

8. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С, Манелис Н.Г., Успенская Т.Ю., Суворинова Н.Ю., Борисова Т.Х. Школьная дезадаптация: Психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. 1999. №4. С. 21-28.

9. Жарков, С.М. Психология воспитания и обучения. / С.М.Жарков, Н.А.Кочергина, Н.А.Першина. – Бийск, 2001.

10. Коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения. – Биробиджан, 2001.

11. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М.: Центр человеческих ценностей. – 1992. – 512 с.

12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. – М., 1983. – Т.1 (К теории развития психики ребенка: 281 – 302).

13. Мир вокруг нас А. А. Плешаков, Просвещение, М., 2000.

14. Мир вокруг нас. Хрестоматия. 1 кл. Плешаков А.А., АСТ-Пресс, 1997.

15. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. Под редакцией И. В. Дубровиной

16. Павлов И. П. Полн. собр. соч.— М., 1951.— Т. IV.— C. 28.

17. Перечень-каталог учебно-методических изданий для общеобразовательных учреждений на 2002/2003 учебный год. Раздел II.

18. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 288с.

19. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. -160 с.

20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998. — С. 420.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. С.151.

22. Сборник "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 2 (1-4 классы)", - М.: Просвещение – 2000.

23. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. В 2 т.— М., 1954. — Т. II.— C. 339.

24. Эльконин Д. Б. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

25. Психологический центр Адалин - консультации детского психолога и детского психотерапевта www.adalin.mospsy.ru.

26. Психология от А до Я www.azps.ru

 


Приложение 1

 

Упражнения для развития внимания на уроках и внеклассной деятельности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...