Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила и ошибки (ловушки) классификации




 

Классификация подчиняется всем правилам логического деления. Кроме того, она имеет свои особые правила.

1. Правило непрерывности. Классификация должна быть непрерывной. Это значит, что классифицируя предметы, нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их. Например, при классификации членов предложений правильно будет выделить сначала главные и второстепенные члены предложений, затем главные подразделить на подлежащее и сказуемое, а второстепенные - на определение, дополнение, обстоятельство, и т.д. Тем самым осуществится последовательный переход от рода к ближайшим видам, подвидам и т.д. Но условие непрерывности будет нарушено, если от понятия члена предложения сразу перейти к понятиям подлежащего, сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства, ибо последние не являются ближайшими видами по отношению к понятию члена предложения. Нарушение этого правила будет иметь место в случае перечня: главный член предложения, определение, дополнение, обстоятельство. Классификация такого рода называется скачкообразной, а допускаемая при этом погрешность - «скачком в классификации».

В ряде случаев установление ближайшего вида - не простая задача. Особенно это характерно для научных исследований, когда познание вторгается в область неизвестного. Здесь может оказаться полезным предписание, основанное на следующем отношении: если объём имени А' Включается в объём имени А, то А - более близкий вид по отношению к роду А.

. Правило существенности основания. Классификация должна производиться по существенным признакам. Критерием существенности того или иного признака является способность обладающего им предмета служить средством решения поставленной задачи. Множественность задач, решаемых с помощью одних и тех же предметов, порождает множественность классификаций этих предметов. Каждому выпускнику средней школы знакома современная классификация (типология) живых существ. В ней т.н. таксономические единицы (виды, роды, семейства, порядки, классы) выделены так, что становится ясным вопрос о происхождении жизни. Основанием этой классификации служит объективный процесс исторического развития видов.

Но известна и иная, более ранняя классификация, принадлежащая шведскому естествоиспытателю К. Линнею (1707-1778). Перед ним как сторонником креационизма, т.е. учения о сотворении мира богом из ничего, вопрос о происхождении видов даже не возникла, но, будучи опытным и наблюдательным исследователем, он не мог не заметить множество регулярностей в царстве живых существ. Чтобы привести его в систему, удобную для пользования, Линней предложил классифицировать организмы по сходству в строении их органов размножения. Растения, в частности, классифицировались по числу тычинок в цветке и способу их прикрепления. В результате сирень оказалась в тесном соседстве с золотым колоском (у обоих из них по две тычинки), морковь - со смородиной (у них по пять тычинок), камыш был зачислен в один класс с барбарисом (шесть тычинок). Аналогично дело обстояло и в системе животных, где к классу червей Линней отнёс одноклеточных, моллюсков, иглокожих и т.д. Такой подход давал учёному возможность во многих случаях оставаться в согласии с природой, но не решал главных задач, уже тогда вставших перед биологической наукой.

Свои классификации живых существ имеют многие народы. Индейцы североамериканского племени навахо классифицируют живые существа на говорящие и неговорящие. Неговорящие существа затем подразделяются на животных и растения. Потом первые на основе очевидных воспринимаемых свойств подразделяются на бегающих, летающих и ползающих. Далее каждая группа ещё раз делится на передвигающихся днём и передвигающихся ночью. Легко видеть, что данная классификация составлена в соответствии со сходством в способах охоты на животных. Она проверена многовековой практикой живущих в определённых условиях людей и потом вполне оправдана.

классификация группировка объект признак

Логические задачи

1. Нарушится ли требование адекватности (соразмерности) классификации, если объём класса «люди» разделить следующим образом: славяне, китайцы, негры, женщины, мужчины, верующие?

Ответ:

«Люди делятся на славян, китайцев, негров, мужчин, женщин, верующих». Требование адекватности (соразмерности) - это правило логического деления, которое гласит, что каждый из объёмов А1, А2, … Аn должен быть видом объёма А (в данном случае, «люди»), а сумма А1, А2, … Аn должна исчерпывать весь объём А.

В данном примере нарушение правила соразмерности привело к ошибке «неполное деление», когда не все виды делимого рода названы и сумма объёмов членов деление меньше объёма делимого имени «люди».

Соразмерным было бы деление объёма понятия «люди» на мужчин и женщин (при этом наличие в данной классификации членов деления «славяне» приводит к нарушению правила единственности основания и ошибке «смещение основания»).

2. Установить форму и правильность следующих делений, вид логической ошибки: Логические формы делятся на высказывания и силлогизмы. Силлогизмы бывают индуктивными и неиндуктивными. Удобрения делятся на органические, фосфорные и калийные. Самолёт состоит из фюзеляжа, крыльев, управляющей системы, шасси. Культура делится на материальную, духовную и нравственную. Люди бывают как плохие, так и хорошие. Люди делятся на мужчин, женщин и детей.

Ответ:

1. Логические формы делятся на высказывания и силлогизмы.

Деление по видоизменению признака. Неправильное деление. Ошибки: «неполное деление» (отсутствуют логические формы «понятие» и «умозаключение»); «скачок в делении» (силлогизм является одним из видов умозаключения).

2. Силлогизмы бывают индуктивными и неиндуктивными. Дихотомическое деление. Правильное по форме, но не верное по содержанию (силлогизмы бывают только дедуктивными, т.е. «неиндуктивными» умозаключениями).

3. Удобрения делятся на органические, фосфорные и калийные. Деление по видоизменению признака. Ошибка «скачок в делении» (фосфорные и калийные удобрения являются видами неорганических удобрений).

4. Самолёт состоит из фюзеляжа, крыльев, управляющей системы, шасси. Аналитическое деление, представляет собой членение целого объёма на части.

5. Культура делится на материальную, духовную и нравственную. Деление по видоизменению признака. Ошибка: «деление с лишними членами» (лишний член деления - нравственная культура).

6. Люди бывают как плохие, так и хорошие. Деление по видоизменению признака. Ошибка: «неполное деление» (есть люди, которые не являются ни плохими, ни хорошими).

7. Люди делятся на мужчин, женщин и детей. Деление по видоизменению признака. Ошибка: «деление с лишними членами» (лишний член деления «дети»).

3. Найдите сумму объёмов классов А и В (АUВ) в каждом из следующих случаев: 1) поэт (А) - прозаик (В); 2) спортивное сооружение (А) - стадион (В); 3) чётное натуральное число (А) - нечётное натуральное число (В); 4)последняя буква русского алфавита (А) - тридцать третья буква русского алфавита (В); 5) король (А) - нынешний король Польши (В).

Ответ:

а) Писатель, б) спортивное сооружение, в) натуральное число, г) буква «Я», д) король.

 


 

Список литературы:

1. Бартон В.И. Логика: Учеб. пособие / В.И. Бартон. - Мн.: Новое знание, 2001. - 336с. - (Социально-гуманитарное образование).

2. Бочаров В.А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 1999. - 296с.

.   Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 528с.

.   Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -336с.

.   Логика: Учеб. пособие/ В.Ф. Берков, В.И. Бартон, И.И. Дубинин и др.; Под общ. ред. проф. В.Ф. Беркова. - Мн.: Выш. шк., 1994. - 296с.

.   Логика: Учебник для вузов/ В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич, В.И. Павлюкевич; Под общ. ред. проф. В.Ф. Беркова. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 416с.

.   Логика. Мн.; Изд-во БГУ, 1974. - 336с.

.   Сборник упражнений по логике: Для вузов. - 3 - е изд., перераб. и доп./ Под ред. А.С. Клевчени и В.И. Бартона. - Мн.: Университетское, 1990. - 288с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...