Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Полёты в грозовой деятельности





 

Гроза - комплексное атмосферное явление с многократными электрическими разрядами в виде молний, сопровождающихся громом. Гроза связана с развитием мощных кучево-дождевых облаков. При грозах наблюдаются интенсивные ливневые осадки в виде дождя, града, а иногда и снега. Сухие грозы без осадков у земной поверхности бывают сравнительно редко.

Гроза является одним из наиболее опасных для авиации явлением погоды. Опасность гроз обусловлена:

интенсивной турбулентностью в облаках, способной вызывать сильную болтанку и перегрузки, превышающие предельно допустимые значения;

сильным обледенением на высотах, где температура воздуха ниже 0С;

возможностью поражения самолёта молниями;

интенсивными ливневыми осадками.

Грозы часто сопровождаются смерчами и шквалами. Смерч - сильный вихрь с осью, стремящейся к вертикали, но часто изогнутой. Диаметр смерча, имеющего чёткие очертания, измеряется десятками метров над морем и сотнями метров над сушей. Продолжительность существования смерча - от нескольких минут до нескольких часов. Смерчи возникают примерно при таких же синоптических условиях, что и грозы, однако спрогнозировать возникновение смерча при данной синоптической ситуации - задача крайне сложная.

Шквал - резкое кратковременное усиление ветра, сопровождающееся изменением направления ветра. Наибольшая зафиксированная скорость ветра при шквале равна 65 м/с.

При грозах часто наблюдается сильный сдвиг ветра, обусловленный как сильными вертикальными токами, так и большой неоднородностью в поле ветра вблизи кучево - дождевого облака.

Ливневые дожди - естественные спутники грозы. Сильный дождь очень опасен для полётов, так как при этом нарушается нормальная работа авиационных двигателей, значительно ухудшается видимость, а также осложняется деятельность авиапредприятий.

Град также представляет исключительную опасность для полётов. При встрече с градом в полёте из - за удара градины о поверхность самолёта могут возникать различные повреждения - от вмятин до разгерметизации кабины и пассажирского салона.



Необходимо также отметить, что из всех метеорологических факторов, связанных с грозой, самым опасным для полётов является атмосферная турбулентность. Это подтверждено авиационной практикой и специальными исследованиями. Следует отметить ещё одно важное обстоятельство: трудные, а иногда невозможные условия для выполнения полётов при грозе создаются не только в грозовых облаках, но и вблизи этих облаков. Именно по этой причине для обеспечения безопасности полётов входить в грозовые облака категорически запрещается, а обходить их стороной следует на достаточно безопасном расстоянии.

Виды гроз и степень их опасности для авиации. Грозовое облако за период несколько стадий, различающихся интенсивностью конвекции, фазовой структурой облаков и их электрическим состоянием. Наиболее распространённым представлением о развитии грозы является деление её «жизни» на три стадии, в каждой из которых создаются принципиально разные условия для полётов.

. Начальная стадия развития. Эта стадия начинается от зарождения облака и заканчивается выпадением первых капель дождя. Сначала это обычное кучевое облако, которое постепенно трансформируется в мощное кучевое. Нижняя граница таких облаков колеблется в пределах 800 - 1500 м, а верхняя - 3 - 5 км. Восходящие вертикальные токи в облаках могут достигать 15 - 20 м/с, а нисходящие токи очень слабые. Эта стадия развития кучево - дождевого облака наименее опасна для полётов. В зоне облака может наблюдаться слабая или умеренная турбулентность и слабое или умеренное обледенение в зоне отрицательных температур.

. Стадия зрелого облака. Стадия зрелого облака (рис. 3.) начинается с момента выпадения первых капель дождя, что свидетельствует о появлении кристаллов в облаке, и заканчивается началом его разрушения. На этой стадии нижняя граница облака понижается до 300 - 500 м, верхняя граница может достигать высоты 8 - 15 км или тропопаузы. В верхней части облака образуется наковальня. У земли наблюдаются интенсивные ливневые осадки, электрические разряды, возможен град. В облаке всегда сильная или очень сильная турбулентность и сильное обледенение. Восходящие токи могут достигать 50 м/с, а нисходящие по краям облака - 30 м/с. В передней части кучево - дождевого облака (по ходу его движения) у земли образуется «крутящий вал», шквал или смерч. Совершенно очевидно, что в этой стадии грозовое облако наиболее опасно для полётов, и полёты в таких облаках категорически запрещены.

. Стадия рассеяния. Эта стадия развития облака продолжается от начала его разрушения до момента трансформации облака других форм. При этом, как правило, образуются облака различных ярусов, небольшие по своей вертикальной мощности не очень опасные для полётов. Вертикальные токи в таких облаках направлены как вверх, так и вниз, но их скорость не превышает 5 м/с. В такой облачности может наблюдаться слабая турбулентность и слабое обледенение.


Грозовое облако в максимальной стадии развития

 

Средняя продолжительность жизни грозового облака составляет примерно 5 ч. Однако это именно средняя величина. Иногда все три стадии развития облака могут «усложниться» и в один час, а то и меньше, а иногда грозовое облако может сохраняться до 10 ч и более.

В период образования облака происходит его электризация. После накопления больших объёмных электрических зарядов и достижения между облаками или облаком и землёй напряжённости электрического поля, превышающую пробивную напряжённость, возникают молнии, опасность которых для авиации чрезвычайно велика.

Рассмотренные выше стадии грозового облака могут развиваться неодинаково в зависимости от влагосодержания воздушной массы, контраста температур в зоне атмосферного фронта и рельефа местности, над которой проходят кучево-дождевые облака. Обычно грозы делят на внутримассовые и фронтальные.

 


Выводы

 

Безопасность полетов - актуальнейшая проблема авиации. На безопасность полетов влияют многие факторы, в том числе факторы внешней среды, состояния атмосферы, а следовательно и облака. Согласно мировой статистике, большая часть авиационных происшествий и предпосылок к ним обусловлена сложными метеорологическими условиями: низкими облаками, облаками вертикального развития, ливневыми осадками, грозами, шквалами и т.д. Статистика также показывает, что при этом подавляющее число предпосылок к авиационным происшествиям связано с ошибочными действиями экипажа при заходе на посадку в сложных метеорологических условиях (когда высота нижней границы облаков 200 м или ниже и (или) видимость 2000 м и менее). Именно поэтому специалисты-метеорологи, занимающиеся обеспечением авиации, а также летный состав, работники службы движения должны хорошо знать условия формирования облаков и особенности полетов в них.

 


Список литературы

 

1. А.М. Яковлев - Авиационная метеорология. Транспорт. 1971.

2. Е.Г. Лещенко - Метеорологическое обеспечение полётов. Кировоград. 2010.

.   А.С. Зверев - Синоптическая метеорология. Гидрометеоиздат. 1977.

.   О.Г. Богаткин - Авиационная метеорология. Санкт - Петербург. 2005.

.   А.М. Баранов - Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полётов. Транспорт. 1993.

.   Л.М. Акимов - Построение и анализ аэрологической диаграммы. 2010.

.   Л.М. Акимов - Код КН - 04.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.