Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для отработки темы «Социальные нормы»

 

№ блок заданий/ задания в ЕГЭ Задание
Блок 1.   Выбор нескольких вариантов ответов Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции.
  1) бойкот
  2) аплодисменты
  3) насмешка
  4) выговор
  5) комплименты
  6) улыбка

 

Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций.
  1) К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».
  2) Друзья похвали С. за подготовленный праздник.
  3) В. получил на заводе премию за свое изобретение.
  4) Л. получил степень доктора физико-математических наук.
  5) Выступление учеников 10 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты.
  6) Заметка в стенгазете получила одобрение коллег.

 

Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) бойкот
  2) аплодисменты
  3) насмешка
  4) увольнение
  5) комплименты
  6) улыбка

 

Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) Н. было присвоено звание «Заслуженный артист РФ».
  2) Выступление О. на школьном вечере заслужило похвалу ее одноклассников.
  3) Своим отношением к делу М. заслужил доброжелательное расположение коллег.
  4) Рабочий получил почетную грамоту от администрации своего предприятия.
  5) Выход на сцену пожилой учительницы был встречен продолжительными аплодисментами.
  6) Ученый получил государственную премию в области науки.

 

Найдите в приведённом ниже списке формальные позитивные санкции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) вручение почётных грамот от имени администрации города
  2) комплименты сослуживцев по поводу внешнего вида
  3) назначение на более высокую должность
  4) присвоение учёных званий
  5) лестные отзывы читателей
  6) государственные премии в области искусства

 

Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) Приказом по заводу директор объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.
  2) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.
  3) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.
  4) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.
  5) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.
  6) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.

 

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.
  2) В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках.
  3) Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали.
  4) Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.
  5) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.

 

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.
  2) В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках.
  3) Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали.
  4) Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.
  5) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.

 

Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) Отклоняющееся поведение подразумевает отклонение от общепринятых норм.
  2) Отклоняющееся поведение –– это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества.
  3) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации.
  4) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.
  5) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.

 

  Блок 2   Выбор варианта ответа для заполнения пропусков
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Социальный контроль корректирует __________(1) индивидов, тем самым создавая условия для сохранения социальной стабильности. Методы контроля зависят от применяемых __________(2) и подразделяются на жесткие и мягкие, прямые и косвенные. __________(3) или самоконтроль индивид осуществляет сам, самостоятельно регулируя свое поведение, согласовывая его с общепринятыми __________(4). В процессе __________(5) они усваиваются настолько прочно, что, нарушая их, человек испытывает чувство вины. Некоторые поступки человек совершает, исходя не из личных эмоций или представлений, а на основе чувства __________(6). Индивид как бы заставляет себя действовать согласно предписанным нормам, зачастую поступая вопреки своим желаниям, интересам и целям».   Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

 
А) внутренний контроль
Б) обязанность
В) поведение
Г) стратификация
Д) социализация
Е) внешний контроль
Ж) санкции
З) нормы
И) долг
 

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

 
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Социологи подчёркивают, что социальный __________ (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и __________ (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности __________ (В). Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных __________ (Г), которые регулируют деятельность людей. Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и __________ (Д) при принятии решений. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или __________ (Е)». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

 
Cписок терминов:
1) ответственность
2) общество
3) контроль
4) властность
5) гражданин
6) механизм
7) самостоятельность
8) самоконтроль
9) статус

 

 
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Социологи подчёркивают, что социальный __________ (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и __________ (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности __________ (В). Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных __________ (Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, __________ (Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально. Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или __________ (Е)». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.  

 

 
Список терминов:
1) ответственность
2) общество
3) контроль
4) добровольность
5) производство
6) механизм
7) инициатива
8) самоконтроль
9) нормативный акт
 

 

  Блок 3   Систематизация понятий, формирование понятийного аппарата Запишите слово, пропущенное в схеме.    
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». 1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовная культура
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) поощрение; 2) наказание; 3) социальный контроль;4) самоконтроль;5) социальная норма
Блок 4   Анализ информации, представленной в разном виде (таблицы, графики, диаграммы и т.п.).
В ходе социологического опроса юношам и девушкам задавали вопрос: «Какие формы отклоняющегося поведения наиболее распространены среди молодёжи?». Ответы (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.     Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) Сквернословие как наиболее распространённую форму отклонений юноши отмечали чаще, чем употребление алкоголя.
  2) Юноши реже, чем девушки, отмечали употребление алкоголя как наиболее распространённую форму отклонений.
  3) Курение как наиболее распространённую форму отклонений девушки отмечали чаще, чем употребление алкоголя.
  4) Сквернословие как распространённую форму отклонений девушки отмечали чаще, чем юноши.
  5) Большинство опрошенных юношей и девушек считают, что самой распространённой формой отклоняющегося поведения являются драки.

 

 
Учёные изучали мнение граждан страны Z, которым был задан вопрос: «С чем, по Вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.  
Причина отклоняющегося поведения Группа опрошенных
Мужчины Женщины
Некоторые люди генетически предрасположены к отклоняющемуся поведению 30% 15%
Отклоняющееся поведение является следствием психологических качеств, черт характера 10% 10%
Отклоняющееся поведение связано с социальными условиями жизни человека 55% 60%
Человек случайно подпадает под влияние «плохой» компании 5% 15%

 

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы
и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1) Чаще всего отклоняющееся поведение связывается с личными качествами человека, а не с социальными факторами.
  2) Равные доли каждой из групп опрошенных считают отклоняющееся поведение следствием психологических качеств, черт характера.
  3) Доля тех, кто считает, что некоторые люди генетически предрасположены к отклоняющемуся поведению, среди женщин выше, чем среди мужчин.
  4) Большинство опрошенных обеих групп считают, что отклоняющееся поведение связано с социальными условиями жизни.
  5) Доля тех, кто считает, что на отклоняющееся поведение влияет «плохая» компания, среди женщин больше, чем среди мужчин.

 

 
Среди 14-летних подростков страны Z был проведён опрос о том, почему необходимо, чтобы все люди соблюдали принятые социальные нормы. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.     Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) Среди опрошенных меньше тех, кто считают, что соблюдение норм обеспечивает комфортное самочувствие граждан, чем тех, кто считают, что при соблюдении норм государство и люди могут строить долгосрочные планы развития.
  2) Среди опрошенных больше тех, кто считает, что всегда найдутся люди, нарушающие нормы, чем тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества.
  3) Более половины опрошенных считают, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества и позволяет строить долгосрочные планы развития.
  4) Половина опрошенных отметила, что при соблюдении всеми социальных норм граждане чувствуют себя комфортно.
  5) Почти равные доли опрошенных считают, что соблюдение социальных норм обеспечивает комфортное самочувствие, и что всегда найдутся нарушители социальных норм.

 

 
Учёные изучали мнение граждан страны Z, которым был задан вопрос: «С чем, по Вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.  
Причина отклоняющегося поведения Группа опрошенных
Мужчины Женщины
Некоторые люди генетически предрасположены к отклоняющемуся поведению 30% 15%
Отклоняющееся поведение является следствием психологических качеств, черт характера 10% 10%
Отклоняющееся поведение связано с социальными условиями жизни человека 55% 60%
Человек случайно подпадает под влияние «плохой компании» 5% 15%

 

Какой вывод можно сделать на основе таблицы?

  1) Доля тех, кто считает, что влияние «плохой компании» определяет отклоняющееся поведение человека, среди женщин выше, чем среди мужчин.
  2) Доля тех, кто считает, что у отклоняющегося поведения биологические причины, среди женщин выше, чем среди мужчин.
  3) Наименьшие доли опрошенных в обеих группах видят причину отклоняющегося поведения во влиянии «плохой компании».
  4) Одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических качеств, черт характера.
  5) Большинство опрошенных в каждой из групп считают, что отклоняющееся поведение связано с социальными условиями жизни.

 

 
Среди молодёжи страны Z был проведён опрос о том, почему необходимо, чтобы все люди соблюдали принятые социальные нормы. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.     Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) Каждый пятый опрошенный отметил, что при соблюдении всеми социальных норм граждане чувствуют себя комфортно.
  2) Среди опрошенных меньше тех, кто считает, что соблюдение норм позволит гражданам чувствовать себя комфортно, чем тех, кто считает, что при соблюдении норм люди и государство могут строить долгосрочные планы развития.
  3) Тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества, меньше чем тех, кто считает, что это будет способствовать росту уровня общей культуры.
  4) Менее четверти опрошенных считают, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества и позволяет строить долгосрочные планы развития.
  5) Примерно треть опрошенных считает, что соблюдение социальных норм обеспечивает стабильность общества.

Конец формы

 

 

 
В ходе социологического опроса девушек и юношей страны Z им был задан вопрос: «С чем, по Вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.     Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) Наименьшая доля опрошенных девушек связывает отклоняющееся поведение с влиянием социальной группы, демонстрирующей отклоняющееся поведение.
  2) Наибольшая доля опрошенных каждой группы считает, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека.
  3) Доля тех, кто отмечает генетическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению, среди девушек выше, чем среди юношей.
  4) Одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.
  5) Доля тех, кто считает причиной влияния социальной группы, демонстрирующей отклоняющееся поведение среди девушек выше, чем среди юношей.

 

  Ученые изучали мнение жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Причины отклоняющегося поведения Группа опрошенных
Мужчины Женщины
Некоторые люди генетически предрасположены к отклоняющемуся поведению. 30% 15%
Отклоняющееся поведение является следствием психологических качеств, черт характера. 10% 10%
Отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека. 55% 60%
Люди попадают под влияние социальной группы, демонстрирующей отклоняющееся поведение. 5% 15%

Какой вывод можно сделать на основании приведённых данных?

 
  1) Наименьшая доля опрошенных в обеих группах видит причину отклоняющегося поведения во влиянии социального окружения.
  2) Процент тех, кто считает, что окружение определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди мужчин, чем среди женщин.
  3) Одинаковая доля опрошенных в обеих группах считает, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.
  4) Процент тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, выше среди женщин, чем среди мужчин.

 

   
Блок 5   Соотнесение
Установите соответствие между примерами и типами санкциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ПРИМЕРЫ   ТИПЫ САНКЦИЙ
А) присвоение почетного звания
Б) дружеская похвала
В) комплимент
Г) вручение грамоты
Д) присуждение премии
Е) лестный отзыв коллег
 
1) формальные
2) неформальные

 

 
Установите соответствие между примерами и видами социальной нормы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ПРИМЕРЫ   ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ
А) общественные объединения должны быть зарегистрированы государственным органом
Б) запрещается деятельность общественных объединений, цели которых направлены на разжигание межнациональной розни
В) члены общественной организации обязаны уважать членов других организаций
Г) свобода деятельности общественных объединений гарантируется законом
 
1) правовая
2) моральная

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов

 
Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ПРИМЕРЫ   ТИПЫ САНКЦИЙ
А) понижение в должности
Б) вручение премии
В) награждение орденом
Г) замечание
 
1) позитивные санкции
2) негативные санкции

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

 

 
Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ХАРАКТЕРИСТИКИ   ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
А) Закреплены в законах
Б) Обеспечиваются силой государства
В) Имеют общеобязательный характер
Г) Их нарушение встречает только общественное осуждение
 
1) Правовые нормы
2) Моральные нормы

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 
Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ПРИМЕРЫ   ТИПЫ САНКЦИЙ
А) понижение в должности
Б) государственная награда
В) аплодисменты
Г) отказ пожать руку
Д) вынесение предупреждения администрацией предприятия
Е) комплимент
 
1) формальные санкции
2) неформальные санкции

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Блок 6   Определение характера суждений
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Ежегодно в научных журналах публикуются статьи по проблеме взаимодействия людей в малых группах. (Б) В современной социологии существует множество теорий, объясняющих различные аспекты функционирования социальных групп. (В) Доминировать в обществе могут только неформальные группы. (Г) Доминирующая группа –– это группа, обладающая контролем за информацией (знаниями) как фактором современного производства. (Д) Очевидно, что невозможно дать научное объяснение многообразию личностных проявлений в общественной жизни без анализа социально-психологических условий развития человека. Определите, какие положения текста имеют

 

 
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

 

   
Задание 25 25.1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.  
25.2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм, и одно предложение, раскрывающее всеобщий (универсальный) характер социальных норм.  
Задание 26 26.1. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.  
26.2. С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.
26.3. Назовите любые три негативные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.
26.4. Назовите любые три позитивные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.
   

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...