Критерии оценки контрольной работы
ФИЛОСОФИЯ Методическое пособие по выполнению контрольных работ для студентов-бакалавров заочной формы обучения всех направлений и профилей
Краснодар
УДК 336 744 ББК 87 Д 181 Рецензенты: д.ф.н., профессор кафедры философии КубГТУ П.М. Хакуз, к.и.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин Краснодарского филиала «РГТЭУ» О. И. Алексеенко Даниленко Т.В. Д 181 Философия: метод, пособие по выполнению контрольных работ для студентов-бакалавров заочной формы обучения всех направлений и профилей. - Краснодар: Краснодарский филиал РГТЭУ, 2012. - 84 с. Настоящее пособие по философии разработано на кафедре гуманитарных дисциплин Краснодарского филиала РГТЭУ. Цель настоящего пособия сформировать основы философского мышления. Пособие построено на основе системного подхода, способствует выработке философского тезауруса и овладения онтологической, гносеологической, методологической, социально-философской, философско-антропологической и аксиологической проблематикой. Пособие одобрено на заседании кафедры гуманитарных дисциплин и Учебно-методическим советом Краснодарского филиала ФГБОУ ВПО «РГТЭУ» (протокол № 6 от 03.07.2012). © Краснодарский филиал РГТЭУ, 2012 Введение В ХХ1 веке российское общество испытывает динамичные перемены, происшедшие во всех сферах жизни: экономической, политической, социальной и духовной в результате процесса глобализации. Осмыслению этих событий способствует философское мышление, основным принципом которого является плюрализм взглядов, предполагающий существование разнообразных позиций, выражаемых и отстаиваемых определенными социальными группами. Способность к осознанию разумной деятельности с помощью философии позволяет нам ориентироваться в жизнедеятельности и терпимо относиться к альтернативным точкам зрения.
Предлагаемые варианты контрольных работ по философии с методическими рекомендациями по их выполнению для студентов заочного отделения бакалавров всех направлений и профилей ориентируют студентов на развитие критической способности мышления и толерантности взглядов. В процессе выполнения работы студент, с одной стороны, приобретает умения интеллектуальной деятельности, овладевает философской культурой мышления, способностью к анализу, синтезу и обобщению, к строгим логическим обоснованиям, и тем самым формирует общекультурные компетенции. Он получает необходимый объем суммы знаний как по определенной проблеме дисциплины, так и по курсу в целом. Формирование культуры разумного мышления предполагает выработку умения свободно соотносить понятия, критиковать суждения, отделять существенное от несущественного, выделять противоречия и решать их. С другой стороны, в ходе выполнения самостоятельной контрольной работы одновременно осуществляется и процесс воспитания и самовоспитания личности студента как гражданина, формируется его мировоззрение и культура. Он учится применять философскую методологию оценки как по отношению к многообразным событиям жизни, так и в профессиональной деятельности, повышая тем самым уровень профессиональной компетенции. В процессе написания контрольной работы студент должен руководствоваться такими критериями научного мышления как объективность, рациональность, нацеленность на понимание сущности анализируемой проблемы, системность и практическую значимость исследования. Рекомендации по выполнению и оформлению Контрольной работы 1. Определить тему работы по пособию, в случае особого интереса студента к какому-либо философскому вопросу, согласовать новую тему, план и литературу с преподавателем;
2. Ознакомиться с предложенным планом контрольной работы; 3. Проработать список основной и дополнительной литературы; 4. Излагать вопросы по развернутой структурно-логической схеме, соответствующей учебной программе по философии.
Для первого и второго видов заданий сразу же указана учебно-методическая литература и учебные пособия, в которых освещены названные проблемы. Более глубокое изучение вопросов предполагает обращение к специальной и дополнительной литературе, которая предлагается в конце пособия (с.74). Там же рекомендованы справочные издания: философские словари и энциклопедии (с. 78), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, Интернет- ресурсы(с. 79). Самостоятельно студенты могут обращаться к чтению материалов периодических изданий журналов «Вопросы философии», «Философские науки», «Вестник Московского университета. Серия: Философия» др.. Правильное и грамотное оформление контрольной работы начинается с титульного листа, на котором указывается название учебного заведения, факультет и курс, на котором обучается студент, его фамилия, имя, отчество, номер варианта контрольной работы, а также фамилия преподавателя, ведущего лекционный курс, год и место написания работы. Текст необходимо писать четким и разборчивым почерком или печатать (20-25 страниц рукописного текста или 17 страниц печатного текста формата А-4), страницы нумеровать, оставлять поля. В начале работы написать план, четко разделять вопросы в тексте, в конце должен быть список литературы, библиография. На цитируемую литературу необходимо делать ссылки (либо в скобках в конце цитаты, либо внизу страницы, либо в библиографическом списке). По завершении работы ставится дата и подпись. Основное требование к выполнению контрольной работы заключается в самостоятельном изложении программного материала дисциплины после прочтения и переработки учебных и научных текстов по вопросу. Механическое переписывание в контрольной работе недопустимо. Сроки сдачи контрольной работы установлены учебным графиком деканатов, студент обязан его строго соблюдать. Если контрольная работа первоначально не зачтена и преподаватель обосновал замечания по вопросам, то студенту следует представить работу повторно, исправить ошибки.
Тема контрольной работы определяется по первой букве фамилии студента:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Контрольная работа включает четыре вида задания. 2. Первое и второе задания носят теоретический характер. Каждый вопрос оценивается от 0 до 10 баллов. 3. Третье задание практической направленности включает 10 тестов. Каждый правильно выполненный тест - 1 балл. Задание оценивается от 0 до 10 баллов. К каждому заданию даны несколько вариантов ответов, из которых только один верный. Студент выбирает вариант ответа, который считает правильным. В листе ответа ставите номер задания и буквы правильных ответов. 5. Четвертое задание ориентировано на развитие творческих способностей студентов и выполняется в форме эссе по определенной теме социальной философии, философской антропологии или аксиологии. Оценивается от 0 до 10 баллов. 0-5 баллов – за философскую теоретическую аргументацию проблемы, 0-5 баллов – за самостоятельность позиции и стиль изложения. 6. Оценка уровня подготовки экзаменуемых осуществляется через оценку освоения разделов (дидактических единиц) дисциплины. Раздел считается освоенным при выполнении определенного количества заданий – критерия зачета. Как правило, критерий зачета контрольной работы равен 40 баллов по всем видам заданий. В результате экзаменуемый демонстрирует степень освоения дидактических единиц дисциплины предложенных разделов дисциплины.
ВАРИАНТ 1. Задание 1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Задание 2. Основные сферы жизнедеятельности общества.
При рассмотрении первого вопроса необходимо дать определение мировоззрения как целостного взгляда на мир, выделить его структурные элементы: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Охарактеризовать исторические типы мировоззрения: миф, религию и философию как формы общественного сознания. Указать их различие, связанное со способом описания картины мира.
Во втором вопросе необходимо раскрыть сферы функционирования общества как системы. Охарактеризовать материальное производство как определяющую основу жизнедеятельности общества. Далее определить содержание социальной сферы и описать ее социальные общности. Анализ политической сферы связать с управленческим аспектом. Описать специфику субъекта управления (власти) и объекта управления. Дать характеристику демократического государства как социального организма. Соотнести общество массового информационного манипулирования человеческим сознанием с моделью коммуникативного общества Ю.Хабермаса. В заключении описать основные черты духовной сферы. Литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - С. 28-95. 2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов/Авт. колл. Фролов И.Т. и др.- 4-е изд., пераб. и доп. - М.: Культурная революция, Республика 2007.- С.7-23. 3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2010. – С.256-259. 4. Философия: учебник / под. общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2009.- С.708-729. 5. Философия: учебник / под. ред. В.Н.Лавриненко. – 5-е изд., пераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.- С.424-426. Задание 3. Выберите правильный вариант теста: 1. Термин философия означает: а) рассуждение б) компетентное мнение в) профессиональную деятельность г) любовь к мудрости д) любовь к истине 2. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии. Определите, какое высказывание принадлежит французскому позитивисту Конту. а) философия – это эпоха, схваченная в мыслях б) философия – это сжатое изложение науки своего времени в) Главный вопрос философии - это вопрос о том, стоит ли человеку жить г) В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия д) предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек»… Это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру 3. Какое место занимает философия в культуре с точки зрения немецкого философа Г.Гегеля? а) философия занимает промежуточное место между теологией и наукой б) философия имеет характер конвенции или соглашения
в) нет философии без политики и политических выводов г) философия – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления д) философия – это квинтэссенция современной эпохи, схваченная в мыслях. 4. В каком разделе философского знания изучается вопрос о б отношении сознания к бытию, духовного к материальному? а) гносеология б) аксиология в) футурология г) онтология д) методология 5. В чем отличие философской картины мира от научной и религиозной? а) отражает мир на уровне всеобщих связей, целостно, с помощью рационального обоснования б) дает эмпирическое описание мира в) отражает мир на уровне частных законов г) описывает картину мира с помощью веры в различные формы сверхъестественного д) описывает картину мира с помощью фантазирующего сознания, удваивая мир 6. Когда и где возникла философия как форма общественного сознания? а) Ш тыс. лет до н.э. в Древнем Египте б) более 2,5 тыс. лет до н.э. в одновременно в трех регионах мира Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции в) VП в. до н.э. в Ассирии при правлении царя Ашшурбанипала г) 1Х век, период славянской древности д) 1V тыс.лет до н.э. в Двуречье(Шумеро-Аккадская культура) 7. Назовите два основных направления в философии а) сенсуализм и рационализм б) рационализм и иррационализм в) эмпиризм и рационализм г) материализм и идеализм д) гносеологический оптимизм и агностицизм. 8. В каком разделе религиозной философии изучаются вопросы оправдания бога за наличие зла в мире? а) теодицея б) религиозная онтология в) теория откровения г) эсхатология д) телеология 9. Кто является основателем томизма? а) Августин б) Тертуллиан в) Абеляр г) Оккам д) Аквинский
10. Что является предметом спора между реалистами и номиналистами в средневековой схоластической философии: а) доказательство бытия Бога б) статус общих понятий в) проблема трактовки библейских текстов г) проблема творения д) доказательство бессмертия души Задание 4. Написать эссе на тему: «В чем смысл и предназначение философии?»
ВАРИАНТ 2. Задание 1. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии. Задание 2. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. В первом вопросе обратить внимание на социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии в Древней Греции. При характеристике исторического изменения предмета философии использовать учебную классификацию определения предмета философии: староантичное, традиционное и современное определение. Во втором вопросе охарактеризовать всеобщие и специфические свойства пространства и времени. Раскрыть содержание субстанциальной и реляционной концепции пространства и времени. Описать черты пространства – трехмерность и изотропность, а также времени – необратимость. Особое внимание обратить на специфику пространства и времени на биологическом и социальном уровнях организации материи. Раскрыть темпоральность социальных процессов. Завершить вопрос описанием личностно-экзистенциального переживания пространства и времени. Литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - С. 53-95; С. 444- 450. 2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов/Авт. колл. Фролов И.Т. и др.- 4-е изд., пераб. и доп. - М.: Культурная революция, Республика 2007.- С.7-23; С.379-383. 3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2010. – С.8-11; С.180-184. 4. Философия: учебник / под. общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2009.- С.1-10; С.505-521. 5. Философия: учебник / под. ред. В.Н.Лавриненко. – 5-е изд., пераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.- С.10-19; С.302-310. Задание 3. Выберите правильный вариант теста: 1. Кто из ниже перечисленных философов является основателем «линии идеализма» в западно-европейской философии? а) Демокрит б) Гегель в) Маркс г) Декарт д) Платон 2. Какие суждения правильны с позиций материалиста? а) бог существует б) основой мира является абсолютный дух в) мир есть комплекс моих ощущений г) материя и сознание – две основы бытия д) материя существует независимо от какого бы то ни было сознания, она первична, а сознание вторично, производно. 3. Какая трактовка бытия принадлежит древнегреческому философу материалисту Демокриту? а) бытие – объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся – неорганическая и органическая природа, биосфера и т.д.; оно включает в себя общественное бытие б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи – природа; понятие есть истина бытия г) Бытие природы, в действительности, - небытие, «иное», подлинное бытие не имеет возникновения(начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления д) единое под разными именами; ни сущее, ни не-сущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления 4. Выберите вариант плюралистического подхода в понимании бытия в отличие от разновидностей монистических вариантов. а) бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным б) Бог и только Он есть истинно существующим; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия в) быть – это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущения, и объект восприятия – одно и то же г) материя состоит из бесконечного числа монад д) Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство, истинность 5. Определите, какое ниже приведенное суждение относится к направлению диалектического материализма? а) пространство и время суть формы мирового разума б) пространство и время суть объективные формы существования материи в) пространство и время – это формы нашего восприятия г) пространство и время суть независимые от материи субстанции д) пространство и время - это формы организации социального опыта людей 6. Какое суждение относится к позиции индетерминизма? а) мир конечен в пространстве и времени б) не исключено также, что наша Вселенная имеет конечные размеры, что пространство наше, отмеряемое от заданной точки, имеет конечный радиус в) бог есть причина мира г) явления объективного мира материально обусловлены д) в мире существует абсолютная случайность и свобода 7. Выделите в предложенных суждениях вульгарный материализм. а) сознание идеально б) сознание материально в) идеальное – это проявление мирового духа г) вся материя отражает д) все живое ощущает. 8. Расположите в хронологическом порядке периоды в развитии средневековой философии: а)схоластика б) патристика 9. Расположите имена средневековых философов в порядке их рождения: а) Оккам б) Августин Блаженный в) Ф.Аквинский г) Ансельм 10. Эпоха Нового времени в философии начинается с_________века. Задание 4. Написать эссе на тему: Место и роль философии в культуре.
ВАРИАНТ 3. Задание 1. Социальные функции философии. Задание 2. Проблема сознания в истории философии.
Первый вопрос целесообразно начать с изложения двух групп функций – мировоззренческой и методологической, а затем описать их внутреннюю структуру. В группе мировоззренческих функций раскрыть содержание гуманистической, социально-аксиологической, культурно-воспитательной, объяснительно - информационной подфункций. Соответственно в методологической группе проанализировать подфункции эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико – гносеологическую. Возможны и иные классификации функций. Второй вопрос необходимо излагать с общей постановки проблемы сознания в мировоззренческом и методологическом аспекте и знании в античной философии, философии средневековья, Возрождения, Нового времени до современных подходов, соответственно выделяя на каждом этапе материалистические и идеалистические взгляды на природу сознания. Литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - С. 4-27; С. 234-260. 2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов/Авт. колл. Фролов И.Т. и др.- 4-е изд., пераб. и доп. - М.: Культурная революция, Республика 2007.- С.31-34; С. 431-432. 3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2010. – С.18-21. 4. Философия: учебник / под. общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2009.- С.12-15; С. 521-523. 5. Философия: учебник / под. ред. В.Н.Лавриненко. – 5-е изд., пераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.- С.23-25; С.312-315. Задание 3. Выберите правильный вариант теста: 1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в философском направлении: а) объективный идеализм б) субъективный идеализм в) диалектический материализм г) экзистенциализм д) позитивизм 2. Самосознание человека - это: а) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования б) осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми в) осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры г) результат рефлексии, размышления личности о себе самой д) признак разума и ума личности 3. В каком философском направлении получило развитие понимание как обнаружение смысла текста, осуществляемое в процессе его «грамматической» и «психологической» интерпретации? а) экзистенциализм б) философская антропология в) герменевтика г) постпозитивизм д) иррационализм 4. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как: а) способности, умения и навыки в определенной области деятельности б) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний в) значимая информация в аспекте деятельности г) объективная реальность, данная в сознании действующего человека д) это то, что экономно и просто описывает опыт. 5. Какой ответ на вопрос о том, что является источником познания, дает рационализм? а) единственным источником познания является интуиция б) источником познания является опыт в) источником познания является разум г) источником познания являются ощущения д) источником познания мира является апостериорное знание. 6. Выделите релятивистское суждение об истине. а) все наши знания относительны, в них нет ничего абсолютного б) истина – это знание верное всегда и во всех обстоятельствах в) в каждой относительной истине есть элементы абсолютной г) истинность любого положения имеет пределы д) истина есть единство абсолютной и относительной истины. 7. К. Поппер выдвинул концепцию фальсифицируемости, которая, по его мнению, дает строгий критерий демаркации (разграничения) научного знания от ненаучных высказываний и религиозных концепций. Укажите его критерий научности знания. а) принципиальную опровержимость любой научной теории б) объективность в) системность г) эссенциальная направленность д) проверяемость. 8. Характерная особенность философии нового времени ХУП века: а) космоцентризм б) теоцентризм в) антропоцентризм г) наукоцентризм д) креационизм 9. Ф.Бэконом был разработан познавательный метод: а) индукция б) дедукция, в) формализация г) гипотетико-дедуктивный д) аналогия) 10. Философский метод, названный рационалистической дедукцией, разработал: а) Фрэнсис Бэкон б) Мишель Монтень в) Томас Гоббс г) Рене Декарт д) Бенедикт Спиноза Задание 4. Написать эссе на тему: «Является ли философия наукой?»
ВАРИАНТ 4. Задание 1. Философия и наука. Специфика философского знания. Задание 2. Генезис форм отражения в живой природе.
Описание первого вопроса следует начать с формирования философского знания в противовес мифологии и в связи с зачатками научного знания. Генетический аспект научности философии дополнить структурным аспектом. Особо выделить критерии научного познания: объективность, системность, рациональность, эссенциалистскую направленность и проверяемость познания как универсального теоретического познания, постигающего начала всего сущего. Определить суть философской рефлексии и культуры. Во втором вопросе следует определить категорию отражения как атрибутивное свойство материи, характеризующее взаимодействие как таковое. Затем проанализировать генезис форм отражения в живой природе: раздражимость, чувствительность, психика животных. Ввести понятие аутизм, которое обозначает самопроизвольную активность жизнедеятельности простейших организмов. Раскрыть своеобразие психики животных: наглядно-образное «мышление», «орудийную деятельность», подчиненную естественным, инстинктивным в своей основе, движениям; «язык» как выражение непосредственных реакций. В заключении охарактеризовать возникновение сознания человека, опираясь на дарвиновскую концепцию происхождения человека и указать на качественное отличие человеческого сознания от психики высших животных. Литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - С. 47-95. 2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов/Авт. колл. Фролов И.Т. и др.- 4-е изд., пераб. и доп. - М.: Культурная революция, Республика 2007.- С.23-28; С. 432-440. 3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2010. – С.12-14. 4. Философия: учебник / под. общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2009.- С. 523-535. 5. Философия: учебник / под. ред. В.Н.Лавриненко. – 5-е изд., пераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.- С.25-29. Задание 3. Выберите правильный вариант теста: 1. Согласно концепции М.Вебера, общество – это: а) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания б) понимающее «бытие-в –мире» в) свободный и творческий выбор г) система социальных действий и смыслов д) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей 2. Основной политический институт, осуществляющий управление обществом, гражданами, материальными и культурными ценностями на определенной территории, называется: а) семья б) гражданское общество в) государство г) собственность д) власть 3. Формационная концепция развития исторического процесса, трактующего развитие общества как закономерный естественно-исторический процесс последовательной смены способов производства, разработана: а) Платон б) К.Маркс в) К.Ясперс г) Л.Н.Гумилев д) П.Сорокин. 4. Цивилизационный подход к пониманию общественного развития как исключительного, неповторимого процесса, представлен в социальной философии: а) К.Сен-Симон б) Ф.Бэкон в) Р.Декарт г) Н.Я.Данилевский д) Ф.Фукуяма. 5. Какому философу принадлежит это высказывание о смысле человеческого бытия: «Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрем»? а) Ф.Энгельс б) Ж.П.Сартр в) Л.Н. Толстой г) Ф.М.Достоевский д) Б.Спиноза 6. Определите, какое суждение о свободе принадлежит Б. Спинозе: а) «свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения)… Из употребления слов «свобода воли «можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, а лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания и склонности» б) «Свобода приходит в мир вместе с человеком… Она есть бытие человека… Индивид полностью и всегда свободе» в) «Свобода – это самовыражение личности; выражение ее духовных, эмоциональных и чувственных способностей» г) «Свобода есть познанная необходимость» д) «Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела» 7. Ответственность человека за свои поступки как высшая нравственная ценность возможна только при наличии: а) выбора б) вины в) непреодолимой силы г) необходимости д) произвола 8. Субстанция, с точки зрения Спинозы, имеет только два атрибута: а) бесконечность и умопостигаемость б) протяженность и мышление в) материальность и длительность г) активность и протяженность д) материальность и активность 9. Кто из ниженазванных философов уподоблял сознание человека «чистой доске»: а) Гоббс б) Декарт в) Локк г) Спиноза д) Лейбниц 10. Английский философ нового времени Джордж Беркли утверждал: а) «Мыслю, следовательно, существую» б) «Бунтую, следовательно, существую» в) «Существовать значит быть воспринимаемым» г) «Понимаю, следовательно существую» Задание 4. Написать эссе на тему: «Как я понимаю девиз: «Познай самого себя!» (по софистам и по Сократу)». ВАРИАНТ 5. Задание 1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы. Задание 2. Структура сознания.
Первый вопрос необходимо начать с общей характеристики античной философии, с описания исторических условий возникновения философии и классификации ее основных этапов развития. Определить содержание принципа космоцентризма античной философии, ее синкретизм и онтологизм. Сформулировать основные проблемы натурфилософии, онтологии, диалектики, теории познания учения об обществе, человеке и этики. Изложение второго вопроса предполагает постановку проблемы сущности сознания как способности идеального (психического) отражения действительности. В соответствии с этим содержанием структурировать его основные элементы: телесно-перцептивные, логико-понятийные, эмоциональные, ценностно-мотивационные. Далее следует соотнести сверхсознание (самосознание) и бессознательное и обстоятельно развернуть проблему бессознательного. Выделить уровни бессознательного. Охарактеризовать понимание психики в учении З.Фрейда и выделить три сферы – «Оно», «Я», «Сверх-Я». Особо описать роль бессознательного. В завершении раскрыть позиции А.Адлера, К.Г.Юнга и Э.Фромма – представителей неортодоксального фрейдизма. В связи с этим дать определение коллективного бессознательного архетипа (К.Г.Юнг) и бессознательного как фундаментальной структуры экзистенциального бытия человека (Э.Фромм). Литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - С. 234-242. 2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов/Авт. колл. Фролов И.Т. и др.- 4-е изд., пераб. и доп. - М.: Культурная революция, Республика 2007.- С.43-59; С.447-452. 3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2010. – С.26-61. 4. Философия: учебник / под. общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2009.- С.23-53; С. 546-549. 5. Философия: учебник / под. ред. В.Н.Лавриненко. – 5-е изд., пераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.- С.34-40. Задание 3. Выберите правильный вариант теста: 1. Учение Юма можно назвать: а) релятивизмом б) материализмом в) скептицизмом г) прагматизмом д) конвенционализмом 4. Хронологические рамки немецкой классической философии: а) середина ХУШ - середина XIX вв. б) середина XIX - начало XX вв. в) конец ХУП - начало ХУШ вв. г) ХУП в. д) ХУ1-ХУПвв. 5. Родоначальником немецкой классической философии является______ 6. Предмет философии (по Канту): а) природа б) человек в) познавательная деятельность субъекта г) природа и человек д) анализ языка 7. Назовите основное понятие, характеризующее философию Гегеля. а) «вещь-в-себе» б) природа в) абсолютная идея г) антиномия д) мир идей 8. Основная заслуга Гегеля заключается в том, что он разработал законы: а) диалектики б) метафизики в) антропологии г) искусства д) общественного развития нравственности 9. Маркс подчеркивал преемственность своих воззрений по отношению к философии Фейербаха и____________. 10. Одно из основных достижений марксистской философии: а) идея активности субъекта в познании б) открытие материалистического понимания истории в) формулировка категорического императива г) создание антропологической формы материализма д) идеалистической диалектики) Задание 4. Написать эссе на тему: «Как я понимаю афоризм: «Платон мне друг, но истина дороже» (по Платону и Аристотелю)».
ВАРИАНТ 6. Задание 1. Философия Сократа. Задание 2. Психика и сознание. В первом вопросе следует описать основные идеи учения о человеке Сократа. Определить его место в истории философии как границы между натурфилософами и классической философией античности. Обосновать сократовскую критику субъективизма и релятивизма софистов, а также его роль в формировании традиции трансцендентализма европейской философии. Далее проанализировать своеобразие философствования и философского метода Сократа (ирония, майевтика). Особое внимание обратить на этические проблемы формирования добродетелей сдержанности, мужества и справедливости. В заключении определить влияние мыслителя на Платона, Ксенофонта и других последователей. Анализ второго вопроса предполагает соотнесение понятий психики и сознания. Чтобы отличить их содержание, нужно ввести категорию идеального, претерпевшего изменения в историко-философском процессе. Сущность идеального детерминируется социальной природой человека. Поэтому субстанцию идеального необходимо рассмотреть как совокупность материальной и духовной культуры, а деятельную основу проявления идеального как единство опредмечивания и распредмечивания. Далее описывать идеальное как гносеологические образы и высшие ценности бытия человека, реализуемые в социальной деятельности. Завершить изложение постановкой проблемы искусственного интеллекта. Литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - С. 245-250. 2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов/Авт. колл. Фролов И.Т. и др.- 4-е изд., пераб. и доп. - М.: Культурная революция, Республика 2007.- Сю 51-52; С.437-59440. 3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2010. – С.33-35; С.193-195. 4. Философия: учебник / под. общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2009.- С.41-43. 5. Философия: учебник / под. ред. В.Н.Лавриненко. – 5-е изд., пераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.- С.15, 20, 39, 349, 495; С. 312-328. Задание 3. Выберите правильный вариант теста: 1. Выберите вариант представлений и о совершенном человеке в философии Л.Н.Толстого: а) совершенный человек отрекается от мира и умерщвляет плоть ради искупления грехов; б) совершенный человек стремится к счастью как к подлинному назначению человека в) «есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?.. Как-то спросил себя: верю ли я в то, что смысл жизни в исполнении воли бога; воля же в увеличении любви (согласия) в себе и в мире и что этим увеличением, соединением в одно любимого я готовлю себе будущую жизнь. И невольно ответил, что не верю в этой определенной форме. Во что же я верю? – спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым… В это верю всем существом…» г) человек становится развитой личностью, когда овладевает культурой и моралью д) главным свойством развитой личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание. 2. Определите позицию немецкого философа и историка, одного из основоположников современной философии культуры О. Шпенглера по отношению к культуре и цивилизации: а) культура является элементом базиса и надстройки общества, так как в нее входят средства труда, предметы труда, культура человеческих отношений и частично относится к производительным силам общества б) культура - самостоятельный элемент общества, находящийся вне базиса и надстройки в) цивилизация – смерть к
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|