Первоначальный этап обучения, подготовительный.
Развитие речевого дыхания Развитие ритмико-интонационной стороны речи. 3. Развитие фонематического слуха и таких операций как фонематический анализ и синтез (на уровне склада, то есть сочетания согласный +гласный) Автоматизация и дифференциация звуков. Развитие зрительно-моторной координации. Профилактика дисграфии и дислексии. Развитие словаря как по лексической теме, отрабатываемой на фронтальных занятиях, так и вне ее. Закрепление навыков словообразования и словоизменения. Частичная коррекция поведенческих и психологических нарушений. Дидактическое оформление методики Зайцева включает в себя 4 компонента: - кубики - таблицы - складовые картинки - пособие "Пишу красиво" Кубики Зайцева представлены в комплекте в количестве 54 штук и сделаны, как и таблицы по складовому принципу - согласный плюс гласный, что и называется складом. Все кубики различаются по: наполнителю(звуку),.размеру, весу, цвету. Вместе с кубиками в комплект входят 2 таблицы с плоскостным изображением кубиков в определенном порядке: склады скомпонованы по признаку: “деревянные”, “железные”, “золотые”. Также все склады разделены на столбцы, которые читаются (поются) по определенной системе, сверху-вниз, например, ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П. Также расположены все остальные склады. Чтениие (пение) может происходить и в горизонтальной плоскости, слева-направо на мотивы разных детских мелодий. Таблицы и кубики Зайцева расположены в кабинете, группе или классе, причем все кубики выкладываются на стол сразу, а таблицы висят на стене над кубиками примерно на уровне головы педагога. Таблицы располагаются так высоко для профилактики нарушений зрения и осанки детей. Под таблицей вешается полка, для составления из кубиков слов и фраз.
Помимо таблиц и кубиков Зайцева в дидактическое обеспечение работы входят складовые картинки. Складовые картинки представляют собой карточки с изображением предмета и с написанным печатными буквами его названием сверху. С обратной стороны карточек нет рисунка, а только его название. Слова на складовых картинках написаны таким образом, что ударный склад выделен черным цветом. Например: ко ро ва, верб лю ды. В настоящее время выпущено несколько тематических серий складовых картинок, например, «Детский мир», «Что вокруг меня растет». Складовые картинки бывают как цветные, так и силуэтные, благодаря которым происходит развитие восприятия и наглядно – образного мышления. При помощи пособия Зайцева "Пишу красиво" дети овладевают навыком начертания печатных букв. Пособие состоит из 34 карт, где каждая буква разложена на элементы, а красные стрелки указывают направление исполнения элементов. Работа по методике Зайцева начинается с детьми, не умеющими читать и писать, не знающими букв, не владеющими звукобуквенным анализом или владеющими в недостаточной мере. Работа проводится условно в 4 этапа (длительность каждого этапа можно варьировать). Ниже приводятся цели и задачи каждого этапа обучения. Первоначальный этап обучения, подготовительный. Цель: привлечение внимания к таблицам и кубикам Зайцева, развитие умения манипулировать кубиками, а также следить за действиями педагога и выполнять его инструкции. Этот этап достаточно простой и короткий - 5 занятий, и с первых же минут работы по методике Зайцева у детей начинает развиваться скоординированная работа системы анализаторов, развивается ощущение звуковой стороны речи, просыпается интерес к обучению. На следующем этапе обучения, основном ставятся такие цели: учить самостоятельно выкладывать слова из кубиков Зайцева и читать их, чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов оперировать понятиями “ударение” и “большая буква”, работать по складовым картинкам. Длительность - 15 занятий (примерно 1,5 месяца). Благодаря тому,что у кубиков Зайцева множество признаков (они резко отличаются по цвету, звуку, весу, размеру, графике), а в работе с таблицами используются приемы пропевания и ритмических движений, дети в кратчайшие сроки запоминают все склады. При работе с материалом активизируется максимальное количество мозговых центров. Задйствуются все основные отделы мозга, информация идет по пяти основным каналам. Происходит, во-первых, активизация, “пробуждение” нервных клеток, они включаются в работу, и, во-вторых, формируются такие связи, как оптико-пространственные, слухо-зрительно-моторные, слухо-кинестетические и тд, которые необходимы для чтения и письма. Добавим еще о высокой мотивации у детей к этой работе, что также способствует усвоению материала.
На следующем, 3-ем этапе, целью является: научить всех детей выкладывать из кубиков Зайцева короткие беспредложные фразы, читать их, дать представление о большой букве и расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой, а также научить начертанию букв на бумаге и доске карандашом, мелом или фломастером. Этот этап занимает приблизительно 2 месяца, но закреплению полученных навыков необходимо посвятить все время до конца учебного года, то есть 5-6 месяцев. На этом этапе начинается обучение начертанию печатных букв по пособию Зайцева «Пишу красиво», благодаря которому обеспечивается профилактика нарушений зрения, осанки а также нарушений чтения и письма. Надо отметить, что к началу 3-го этапа все дети овладевают механизмом чтения, а ряду детей доступно послоговое чтение. В некоторых случаях – беглое. По окончанию работы на 3-ем этапе закнчивается этап кубиков и таблиц. Теперь в них нет необходимости, лишь таблицы используются детьми для самоконтроля ошибок и уточнения знаний. Занятия по обучению грамоте проводятся уже в подготовительной к школе группе. Вопрос о целесообразности 4 –го этапа можно ставить в случае работы дефектолога с умственно отсталыми детьми или с детьми с сочетанными нарушениями.
Й, итоговый, этап работы. Цели: учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; учить писать печатными буквами в тетради в клетку под диктовку и самостоятельно (списывание); закрепить знания о некоторых знаках препинания (работа с интонацией); учить беглому чтению; учить составлять схемы слов, предложений; дать базовые знания орфографии (словарные слова, жи-ши, ча-ща, чу-щу, разделительный ь и ъ и т. д.); учить писать небольшие диктанты. Как видно из вышеперечисленного, эти задачи решаются уже в рамках школьной программы 1 класса, а благодаря предварительному обучению по методике Зайцева дети овладевают этими знаниями и навыками уже к середине подготовительной группы. Время, оставшееся до конца учебного года подготовительной группы посвящается работе с детьми, не в полной мере освоившими материал. Вся работа по обучению грамоте по методике Зайцева проникает в повседневную деятельность логопеда. Фрагменты игр (написание слов и фраз кубиками Зайцева) используются на занятиях по лексике и грамматике, фонетике. Это способствует не только закреплению навыка чтения, но и решает задачи непосредственно самого занятия. Организация занятий: в детском саду оптимально проводить подгрупповые занятия по 3-4 человека (хотя бы на начальных этапах обучения), реже по 5-7. Занятия проводятся в кабинете логопеда, первые 2 недели – 3 раза в неделю, затем – 2 раза в неделю в удобные для логопеда часы, по 25 – 40 минут. Также желательно использовать 2 комплекта кубиков Зайцева, один из которых – звучащий, то есть наполненный - находится в кабинете, а второй – тихий, без наполнителя - используется воспитателями в группе при повторении материала. Хотелось бы еще раз отметить значимость методики Зайцева при обучении грамоте именно в логопедической работе, ведь дети, поступившие безречевыми, с серьезными задержками развития, оказываются в состоянии учиться в обычных школах и даже в гимназиях. Катамнестические данные красноречиво говорят о несомненных успехах на уроках русского языка и чтения. Любовь к чтению эти дети пронесли через весь дошкольный возраст и принесли в школьный – потому что они не знали, что такое не хотеть читать, им это понравилось сразу и навсегда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|