Глава 5. Размещение ценных бумаг.
Под размещением ценных бумаг понимается отчуждение ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения (совершения) гражданско - правовых сделок[65]. Следует отметить, что гражданско – правовые сделки, являющиеся размещением ценных бумаг и влекущие возникновение у первых владельцев права собственности на ценные бумаги, могут быть как двух или многосторонними (договоры) (например, при размещении ценных бумаг путем подписки) так и односторонними, для совершения которых необходимо и достаточно выражения воли только эмитента ценных бумаг (например, при размещении ценных бумаг путем конвертации, за исключением конвертации, осуществляемой по требованию владельцев конвертируемых ценных бумаг, а также при размещении акций путем распределения среди акционеров). Таким образом, размещение ценных бумаг представляет собой процесс, включающий в себя следующие действия: а) совершение сделок (заключение договоров), влекущих возникновение права собственности на ценные бумаги у их первых владельцев; б) внесение приходных записей по лицевым счетам первых владельцев в реестре владельцев именных ценных бумаг эмитента или по счетам депо первых владельцев в депозитариях, выступающих номинальными держателями, (в случае размещения именных ценных бумаг) либо по счетам депо первых владельцев в депозитарии, осуществляющем централизованное хранение документарных облигаций эмитента с обязательным централизованным хранением (в случае размещения документарных облигаций с обязательным централизованным хранением); в) выдачу сертификатов документарных облигаций эмитента без обязательного централизованного хранения их первым владельцам (в случае размещения облигаций без обязательного централизованного хранения).
Размещение ценных бумаг осуществляется в течение срока, указанного (определенного в соответствии с порядком, установленным) в зарегистрированном решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, который не может превышать одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг[66]. В общем случае эмитент имеет право начинать размещение ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска)[67]. Исключением являются размещение акций среди учредителей при учреждении акционерного общества, а также размещение ценных бумаг при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования. В указанных случаях ценные бумаги размещаются в день (дату) государственной регистрации вновь созданного юридического лица. Количество размещаемых ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг[68]. Вместе с тем, эмитент может разместить меньшее количество ценных бумаг, чем указано в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг[69].
Внесение изменений и (или) дополнений в зарегистрированные решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и (или) проспект ценных бумаг. Эмитент в течение срока размещения ценных бумаг вправе внести в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и (или) проспект ценных бумаг изменения и (или) дополнения в целях продления срока размещения ценных бумаг, а в исключительных случаях, - и иные изменения условий размещения ценных бумаг, если это вызвано необходимостью защиты интересов владельцев и (или) возможных приобретателей ценных бумаг[70]. Регистрирующий орган вправе требовать от эмитента внесения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и (или) проспект ценных бумаг изменений и (или) дополнений, отражающих обстоятельства, которые могут существенным образом повлиять на принятие решения о приобретении ценных бумаг[71]. Такие изменения и (или) дополнения вносятся:
а) в случае, если вносимые изменения и (или) дополнения затрагивают условия размещения ценных бумаг, определенные решением о размещении ценных бумаг, - на основании решения органа управления эмитента, принявшего решение о размещении ценных бумаг; б) в иных случаях – на основании решения органа управления эмитента, утвердившего решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг. Не допускается внесение изменений и (или) дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и проспект ценных бумаг в целях сокращения срока размещения ценных бумаг, а также в части объема прав по ценной бумаге, установленных решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и указанных в проспекте ценных бумаг[72]. С момента принятия решения о внесении изменений и (или) дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и (или) проспект ценных бумаг эмитент обязан приостановить размещение ценных бумаг[73], а в случае, когда эмиссия ценных бумаг сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, - также раскрыть информацию о приостановлении размещения ценных бумаг[74]. Изменения и (или) дополнения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и (или) проспект ценных бумаг подлежат регистрации регистрирующим органом. Регистрация указанных изменений и (или) дополнений осуществляется на основании заявления эмитента, к которому, помимо самих изменений и (или) дополнений, прилагается исчерпывающий перечень документов, подтверждающих принятие эмитентом решения о внесении и (или) дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и (или) проспект ценных бумаг надлежащим образом, а также соблюдение эмитентом необходимых требований, связанных с принятием такого решения[75]. Следует также отметить, что в случае внесения изменений и (или) дополнений в проспект ценных бумаг, такие изменения и (или) дополнения, представляемые для регистрации в регистрирующий орган, должны быть подписаны в соответствии с требованиями к подписанию проспекта ценных бумаг[76].
Документы для регистрации изменений и (или) дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и (или) проспект ценных бумаг должны быть представлены эмитентом в течение 15 дней с даты принятия уполномоченным органом эмитента решения о внесении таких изменений и (или) дополнений, а в случае, если внесение изменений и (или) дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и (или) проспект ценных бумаг обусловлено внесением изменений и (или) дополнений в устав (учредительные документы) эмитента, - в течение 15 дней с даты государственной регистрации изменений и (или) дополнений в уставе (учредительных документах) эмитента[77]. Процедура осуществления регистрации изменений и (или) дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и (или) проспект ценных бумаг ничем не отличается от процедуры осуществления государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Регистрирующий орган обязан осуществить регистрацию изменений и (или) дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и (или) проспект ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в регистрации таких изменений и (или) дополнений в течение 30 дней с даты получения представленных документов[78]. Регистрирующий орган вправе проводить проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для регистрации изменений и (или) дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и (или) проспект ценных бумаг. В этом случае течение срока, отведенного для принятия решения о регистрации указанных изменений и (или) дополнений, может быть приостановлено, но не более чем на 30 дней[79]. В случае представления эмитентом не всех документов для регистрации изменений и (или) дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и (или) проспект ценных бумаг, а также в случае наличия иных оснований для отказа в регистрации указанных изменений и (или) дополнений, регистрирующий орган вправе, не отказывая в регистрации таких изменений и (или) дополнений, предоставить возможность эмитенту исправить допущенные нарушения. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту уведомление с указанием допущенных нарушений[80].
Основаниями для отказа в регистрации изменений и (или) дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и (или) проспект ценных бумаг являются основания для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг[81].
6. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Не позднее 30 дней после завершения размещения ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган[82]. Размещение ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска) завершается с истечением срока их размещения или с размещением последней ценной бумаги этого выпуска (дополнительного выпуска). Таким образом, эмитент представляет в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг не позднее 30 дней после окончания срока размещения ценных бумаг, указанного в зарегистрированном решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, а в случае, если все ценные бумаги были размещены до истечения этого срока, не позднее 30 дней после размещения последней ценной бумаги этого выпуска (дополнительного выпуска)[83]. При этом под датой размещения последней ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска) следует понимать: а) в случае размещения именных ценных бумаг или документарных облигаций с обязательным централизованным хранением – дату внесения приходной записи о зачислении последней ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска) на лицевой счет или счет депо первого владельца в системе учета прав на ценные бумаги; б) в случае размещения документарных облигаций без обязательного централизованного хранения – дату выдачи первому владельцу сертификата последней документарной облигации. Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должен содержать следующую информацию[84]: 1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг; 2) фактическую цену (цены) размещения ценных бумаг; 3) количество размещенных ценных бумаг; 4) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе: а) объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг;
б) объем иностранной валюты, внесенной в оплату размещенных ценных бумаг, выраженной в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент внесения; в) объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации. Для акций в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг дополнительно указывается список владельцев, владеющих пакетом ценных бумаг установленного размера. В настоящее время размер указанного пакета ценных бумаг определен в размере не менее чем 2 процента[85]. Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должен быть утвержден уполномоченным органом эмитента, утвердившим решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг[86]. Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, а также главным бухгалтером эмитента или лицом, осуществляющим его функции, и скрепляется печатью эмитента. В случае, если процедура эмиссии ценных бумаг сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, подписанного финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг также должен быть подписан финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, подписавшим проспект ценных бумаг[87]. Подписывая отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, финансовый консультант на рынке ценных бумаг подтверждает тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а также выполнение эмитентом установленных требований о раскрытии информации на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг[88]. Одновременно с отчетом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган представляются заявление о его регистрации и документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия размещения ценных бумаг, утверждения отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, раскрытия информации и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении ценных бумаг[89]. В общем случае такими документами являются[90]: копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение об утверждении отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; сообщение об аннулировании конвертированных ценных бумаг в случае размещения ценных бумаг путем конвертации; документы, подтверждающие раскрытие эмитентом информации на этапе размещения ценных бумаг, в случае, если эмиссия ценных бумаг сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг. В зависимости от вида и способа размещения ценных бумаг одновременно с отчетом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг представляются также иные документы. Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган одновременно с отчетом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, является исчерпывающим[91]. Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его. Регистрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированного им отчета[92]. Нарушениями, связанными с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, на основании которых регистрирующим органом может быть принято решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, являются следующие[93]: нарушение условий размещения ценных бумаг, установленных зарегистрированным решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг; невыполнение эмитентом установленных требований к раскрытию информации о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг; в случае размещения облигаций акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью – уменьшение уставного капитала эмитента или уменьшение независимо от оснований размера (суммы) предоставленного обеспечения по облигациям, в результате которого совокупная номинальная стоимость облигаций выпуска (дополнительного выпуска), с учетом совокупной номинальной стоимости находящихся в обращении (не погашенных) облигаций эмитента, размещенных ранее, превысит размер уставного капитала эмитента либо величину обеспечения, предоставленного для целей выпуска облигаций третьими лицами; нарушение эмитентом установленного срока представления в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; несоответствие состава сведений, содержащихся в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, установленным требованиям; внесение в отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг ложных сведений или сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений). Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг влечет признание такого выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся и аннулирование его государственной регистрации[94]. Решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может быть обжаловано в суд[95]. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг имеет два следствия: Первое: если до государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг такой выпуск (дополнительный выпуск) ценных бумаг может быть признан несостоявшимся решением регистрирующего органа, то после государственной регистрации указанного отчета выпуск (дополнительный выпуск) ценных бумаг может быть признан только недействительным и только на основании судебного решения, вступившего в законную силу[96]; Второе: совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) запрещается[97]. Таким образом, возможность совершения первыми владельцами сделок с принадлежащими им ценными бумагами, в том числе возможность обращения размещенных ценных бумаг, возникает именно с даты государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Ограничения на совершение сделок с ценными бумагами (обращение ценных бумаг) до их полной оплаты при размещении и до государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) направлены на защиту инвесторов от риска признания выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся в случае отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Несоблюдение указанного требования может повлечь причинение убытков инвесторам, которыми ценные бумаги были приобретены на вторичном рынке. Таким инвесторам может быть неизвестно, что ценные бумаги при их размещении не были полностью оплачены, а также, что процесс эмиссии таких ценных бумаг еще не завершен и выпуск (дополнительный выпуска) ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признан несостоявшимся[98].
7. Приостановление и возобновление эмиссии ценных бумаг.
Приостановление эмиссии ценных бумаг. Под приостановлением эмиссии ценных бумаг понимается установление регистрирующим органом временного запрета на осуществление действий, связанных с эмиссией ценных бумаг[99]. Эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена регистрирующим органом в пределах срока размещения ценных бумаг при выявлении нарушений установленной процедуры эмиссии ценных бумаг и до устранения выявленных нарушений[100]. При этом под нарушениями установленной процедуры эмиссии ценных бумаг понимаются действия, которые являются основаниями для отказа регистрирующими органами в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг[101]. К таким действиям, в частности, относятся[102]: нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации (в том числе нераскрытие эмитентом информации в соответствии с установленными требованиями; осуществление недобросовестной рекламы ценных бумаг; нарушение условий размещения ценных бумаг, установленных в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и указанных в проспекте ценных бумаг; признание в судебном порядке недействительными решений уполномоченных органов эмитента о размещении ценных бумаг или об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг; отсутствие у эмитента с числом акционеров более 50 или с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 регистратора; другие нарушения); обнаружение в документах, на основании которых была осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, недостоверной информации; наличие нарушений порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, в том числе повлекших приостановление действия или аннулирование лицензии у регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг соответствующего эмитента.Эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена на любом этапе процедуры эмиссии ценных бумаг до даты государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) этих ценных бумаг[103]. Регистрирующий орган, принявший решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг, уведомляет о приостановлении эмиссии ценных бумаг следующих лиц[104]: эмитента ценных бумаг;профессионального участника рынка ценных бумаг, оказывающего эмитенту услуги по размещению ценных бумаг (андеррайтера);регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена; организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Обязанность по уведомлению распространителей рекламы ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена, возлагается на эмитента.Уведомление о приостановлении эмиссии ценных бумаг осуществляется в срок не позднее следующего дня после даты принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг по телефону, телефаксу, с использованием иных средств электронной связи (предварительное уведомление), с обязательным направлением письменного подтверждения в срок не позднее 3 дней с даты принятия такого решения (последующее уведомление)[105].Иной регистрирующий орган обязан не позднее 3 дней после даты принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг направить копию уведомления об этом в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.Регистрирующий орган, принявший решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг, в срок не позднее 5 дней с даты принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг раскрывает информацию о факте приостановления эмиссии ценных бумаг в средствах массовой информации[106]. С даты предварительного уведомления эмитента, андеррайтеров, организаторов торговли на рынке ценных бумаг о приостановлении эмиссии ценных бумаг запрещается совершение сделок по размещению этих ценных бумаг, осуществление рекламы ценных бумаг этого выпуска (дополнительного выпуска)[107].С момента предварительного уведомления регистратор не вправе принимать передаточные распоряжения в отношении сделок по размещению ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена, а также осуществлять иные действия, за исключением случаев, предусмотренных законом или в установленном им порядке[108]. В случае принятия решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг регистрирующий орган, принявший такое решение, после установления фактов нарушения направляет эмитенту предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Предписание должно, в том числе, содержать указание о необходимых мерах и сроках устранения нарушений. Регистрирующий орган вправе для выяснения всех обстоятельств, повлекших приостановление эмиссии ценных бумаг, проводить проверки и запрашивать у эмитента необходимые документы и информацию[109].Решение регистрирующего органа о приостановлении эмиссии ценных бумаг может быть обжаловано в суд[110]. Эмитент, эмиссия ценных бумаг которого приостановлена, обязан в течение срока размещения, установленного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, либо срока, установленного в предписании, устранить нарушения и направить в регистрирующий орган, принявший решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг, а также в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг отчет об устранении выявленных нарушений[111]. Если нарушения невозможно устранить в течение срока размещения, установленного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, либо в течение срока, установленного в предписании, регистрирующий орган, принявший решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг, может разрешить возобновление эмиссии при наличии обязательства со стороны эмитента устранить нарушение после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В этом случае эмитент обязан представить протокол об устранении нарушений, содержащий сроки и обязанности эмитента по устранению нарушений[112].В случае неисполнения эмитентом обязанности по устранению нарушений, изложенных в протоколе, регистрирующий орган может обратиться в суд с иском о признании выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг недействительным.
Возобновление эмиссии ценных бумаг. Возобновление эмиссии ценных бумаг осуществляется по специальному решению регистрирующего органа[113]. Эмиссия ценных бумаг может быть возобновлена только по результатам рассмотрения отчета эмитента об устранении нарушений, повлекших приостановление эмиссии ценных бумаг. Указанный отчет рассматривается регистрирующим органом в срок не позднее 10 дней с даты его получения[114]. Уведомление о разрешении возобновления эмиссии ценных бумаг направляется в письменном виде в срок не позднее 3 дней с даты принятия такого решения тем же лицам, которые уведомлялись о приостановлении эмиссии ценных бумаг[115]. В случае, если решение о возобновлении эмиссии ценных бумаг принято иным регистрирующим органом, такой орган обязан в срок не позднее 3 дней после принятия решения о возобновлении эмиссии ценных бумаг направить копию уведомления об этом в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Регистрирующий орган, принявший решение о возобновлении эмиссии ценных бумаг, в срок не позднее 5 дней с даты принятия такого решения раскрывает информацию о факте возобновления эмиссии ценных бумаг в средствах массовой информации[116]. С даты получения уведомления о разрешении возобновления эмиссии ценных бумаг прекращается действие ограничений, связанных с приостановлением эмиссии ценных бумаг[117].
8. Признание выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|