Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восточные искания в научной работе.




Роберто Марко Ассаджиоли

( 27 февраля 1888г.(18880227) — 23 августа 1974г. )

Краткие биографические данные.

Великий итальянский ученый Роберто Марко Грего родился 27 февраля 1888 года в г.Венеция. Отец его умер, когда будущему психотерапевту и философу было всего два года. Через три года после смерти мужа мать Роберто повторно выходит замуж за доктора Алессандро Эммануэля Ассаджиоли, который дал мальчику свою фамилию.

Вся жизнь Ассаджиоли прошла в Италии: в Венеции, Риме и Флоренции — и все трудности, которые довелось испытать его родине, он познал на себе. Среда, в которой он вырос, была исключительно благоприятной для развития. Его семья была довольно зажиточной и принадлежала к верхнему слою среднего класса, причем была очень образованной, где существовал культ знания, интерес к искусству, музыке, художественной литературе и духовным учениям. Мать Роберто активно интересовалась духовным Востоком, изучала теософию и постоянно нанимала сыну репетиторов, обучавших его иностранным языкам и музыке. С детства он хорошо знал древнюю классическую культуру, античность, изучал мировые религии, философию. В его доме свободно говорили на итальянском, английском и французском. Ассаджиоли много читал, был жаден до знаний и уже к 18 годам полностью овладел восемью языками (помимо перечисленных это были греческий, латынь, иврит, немецкий, русский и санскрит). Он мог не просто свободно говорить и читать, но даже думать помимо итальянского еще и на английском, немецком и французском языках. Еще будучи школьником, он начал писать научно-философские статьи и уже в пятнадцать лет опубликовал в венецианском научно-популярном журнале первую статью «Бессознательные желания и сознательная работа».

В 1904 году его родители из Венеции переехали во Флоренцию, которая стала для юноши второй родиной. Здесь он прожил большую часть жизни, получил высшее медицинское образование со специализацией по неврологии и психиатрии в IstitutiondiStudiSuperriori. Правда, после Первой мировой войны молодой ученый несколько лет проработал в Риме, где вступил в брак с Нелли Чиапетти (женщиной католического мировоззрения, притом активно интересовавшейся теософией) и где у него родился сын Илларио Ассаджиоли. Брак был счастливым и продлился сорок лет, вплоть до смерти жены в 1962 году.

Творческая биография. Психоаналитический период.

Ассаджиоли рано приступил к научной карьере. В начале века он опубликовал ряд статей, тематически находящихся на стыке медицины, философии, культуры, востоковедения, религии, где он подходил к теме психосинтеза. Первая работа, формулирующая отдельные положения психосинтеза, вышла в свет в 1906 году и называлась «Значение смеха и его использование в педагогике». Сегодня у нее несколько иное название — «Улыбающаяся мудрость». Отправной точкой для ее написания послужила статья З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному». Одновременно с этим Ассаджиоли написал научную статью по материалам своей психиатрической практики, которую он вел в лечебнице Сан Сальви. В течение 1907 года он работал над своей докторской диссертацией и завершил ее в возрасте 21 год, так и назвав ее — «Психосинтез». Уже тогда он учился смотреть на жизнь как на целостный процесс, который нужно воспринимать позитивно, что было выражено в авторской формулировке: «Жить нужно так хорошо, как только возможно, и смотреть на себя с улыбкой».

На первом этапе своей научной карьеры молодой итальянец много сил отдал психоанализу, пройти мимо которого в те времена было просто невозможно. Тем не менее Ассаджиоли было тесно в рамках какой-либо одной теории и научной дисциплины. Он всегда проявлял самый широкий интерес к философии и культуре и входил в число молодых свободомыслящих интеллектуалов Флоренции, ведущих исследования в области духовной культуры и гуманитарных проблем.

В 1910 году он принял участие в Международном конгрессе в Болонье, где изложил свои представления о бессознательных процессах психики и, выступив с некоторой критикой психоанализа, начал разработку собственного метода психотерапии.

Завершив медицинское образование в 1910 году, Ассаджиоли переезжает в Швейцарию, где продолжает свое обучение психиатрии у Энгена Блейера, человека, имевшего широчайшую известность в тогдашнем научном мире благодаря двум вещам: исследованиям шизофрении и принятию психоанализа. Именно там, в Цюрихе, произошло его знакомство со швейцарцем Карлом Густавом Юнгом, профессиональное общение и дружба с которым продолжались всю долгую жизнь обоих ученых. Он входит в члены общества Фрейда в Цюрихе, а также в Интернациональное психоаналитическое общество, сотрудничает с официальным австрийским изданием психоаналитиков, для которого пишет статью «Теория Фрейда в Италии», с периодическим изданием «Психоанализ». Он создал также небольшую исследовательскую группу, которая насчитывала 19 человек и была нацелена на исследование природы психики и души. В 1912-1915 годах Ассаджиоли писал множество собственных статей в итальянских периодических научных журналах «Психе» (который основал он сам) и «Ультра», пользовавшихся большим успехом в интеллектуальных кругах страны. В 1912 году он опубликовал статью о своих профессиональных поисках в русском журнале «Вестник психотерапии», принадлежавшем Русскому психоаналитическому обществу.

Ассаджиоли быстро убеждается в ограниченности психоанализа и потому всё больше работает над собственной системой. Первая мировая война внесла некоторые коррективы в творческие планы Ассаджиоли. Он работает в качестве доктора и психиатра, помогает реабилитации раненых. Непосредственное столкновение с человеческими страданиями на войне еще больше укрепило Ассаджиоли в гуманистических взглядах и важности позитивного взгляда на мир, которые с помощью разных клинических методов психиатр и психотерапевт передает больному.

После войны Ассаджиоли на какое-то время переезжает в Рим, где в 1926 году открывает Институт культуры и терапии психики, который позднее будет переименован в Институт психосинтеза. Ученого все больше начинают интересовать темы, связанные с позитивными аспектами психологии и психотерапии, например, развитие воли. В письме-приглашении на открытие института он пишет о том, что его торжественная речь будет посвящена теме развития воли. Впоследствии Ассаджиоли написал на английском языке книгу «Акт воли» на эту тему, опубликованную в 1974 году, уже после его смерти.

Восточные искания в научной работе.

У создателя психосинтеза родилась гипотеза, согласно которой любая человеческая эмоция, переживание, психоэмоциональный импульс, появившийся в сознании, немедленно вызывает из глубин психики свою противоположность, внутреннее сопротивление. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту примирить внутреннюю вражду и осуществить синтез этих противоположностей. Помогает осуществить синтез высшее «Я» человека, или, как ученый называл его, Высшая Самость.

Введение в западную психологию и — шире — культуру восточных, по сути, понятий было очень смелым шагом, сделанным задолго до сегодняшнего «восточного» бума, переживаемого в Европе и Америке. Ведь идея Самости весьма близка к идее Атмана, распространенной в индийской духовной традиции. Ассаджиоли видел в Самости сплав сознания и воли, отнюдь не тождественный нашей телесной оболочке, эмоциональной структуре и ментальной сфере. Человек, идущий путем психосинтеза, усовершенствует собственную осознанность и духовное мастерство, заключающееся в том, чтобы не отождествляться с негативными аспектами своих эмоций и мыслей, и, напротив, в том, чтобы отождествляться с их позитивными сторонами и гранями. В итоге, усовершенствовав свое земное персональное сознание, человек соединяет его с Самостью, которая носит универсальный, космический масштаб.

Наиболее близкой духовной доктриной для Ассаджиоли, несомненно, были теософия, книги Е. П. Блаватской, откуда он черпал многие знания в области сакрального символизма. Это связано и с реальными семейно-биографическими факторами жизни ученого (его мать и жена были членами тогдашнего теософского общества), и с реальными свидетельствами других людей, встречавшихся с итальянским психотерапевтом. Уже незадолго до своей кончины, в 1972 году, ученый сделал знаменательное признание, раскрывшее истоки его верований. Когда психолог Джин Фадиман побывала у него на квартире, она обратила внимание на портрет основательницы теософского движения Е. П. Блаватской, висевший в гостиной, и задала вопрос, почему он нигде не говорит о своей идеологической близости к этому движению, ученый ответил: «Это моя религия, и пока я жив, я хочу умолчать об этом».

Общаясь с современными ему представителями эзотерических учений и черпая в их трудах некоторые идеи и вдохновение, Ассаджиоли вместе с тем не желал, чтобы его воспринимали как эзотерика, и хотел состояться как ученый. Он проводил различие между своей духовной верой, персональными убеждениями (так, он, например, признавал доктрину реинкарнаций) и работой психолога и психотерапевта. Он утверждал, что «психосинтез не ставит своей целью и не пытается дать метафизическое или теологическое объяснение великой Загадке — он ведет лишь к двери, но не далее».

К концу жизни Ассаджиоли осознал, что для более глубокого усвоения духовной составляющей психосинтеза нужна длительная групповая работа. И тогда он обратился к своему ученику Серджо Бартоли создать в небольшом городке Читта дела Пьеве в провинции Умбрия общину, объединяющую людей на основе совместного служения и сотрудничества в области духовной культуры, просвещения и внутренней работы по совершенствованию.

К началу тридцатых годов Ассаджиоли существенно продвинулся в разработке идей психосинтеза. Он написал ряд статей, которые в 1965 году будут изданы в его книге «Психосинтез». Самыми главными из них, безусловно, были статьи «Динамическая психология и психосинтез» и «Самореализация и психические расстройства». В них оформилась, причем не только на уровне текстов, но и на уровне схем и диаграмм, его модель бессознательного

Испытания и преследования

В 1938 году ученого ждали тяжелые испытания. Тогда правительство Муссолини начало на него гонения причиной которых были, с одной стороны, гуманистическое, отчасти пацифистское, умеренно интернациональное мировоззрение ученого (дуче ненавидел пацифизм, а Ассаджиоли все-таки был довольно осторожным человеком и не занимался политикой), а другой стороны, национальный фактор. Гитлер давил на Муссолини, требуя решения еврейского вопроса и расовой чистоты в союзнической Италии, а в жилах флорентийского гуманиста присутствовала еврейская кровь. Некоторое время ученый прибывал в тюрьме, которая оказала положительное влияние на дальнейшее развитие психосинтеза. Ассаджиоли использовал это время для духовных практик и опытов над самим собой. Уже перед смертью ученый написал статью об этом периоде, названную «Свобода в тюрьме».

 

Во время второй мировой войны ученый был вынужден перейти на нелегальное положение и постоянно странствовать, избегая возможного ареста. Подверженный персональному преследованию он чудом спасся от гибели, но его поджидало другое горе – вскоре после войны он потерял своего сына, умершего от туберкулеза.

Международное признание

После войны Ассаджиоли начал вновь развивать и пропагандировать идеи психосинтеза. Он воссоздает ранее основанный им Институт психосинтеза во Флоренции. Психосинтез получает международное признание. В 1957 году в Америке, в Делавере, создается Фонд исследования психосинтеза, который в дальнейшем переводится в интеллектуальную столицу США — Нью-Йорк, где начинается публикация трудов ученого, переведенных на английский язык.

Во многих городах Америки создаются центры и школы психосинтеза и появляются многочисленные последователи нового направления. Ассаджиоли начинает сотрудничать с Маслоу. Затем центры психосинтеза появляются и в Европе: в Швейцарии, Австрии, Англии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Греции, Голландии, Германии, — а также в Аргентине и даже в Индии. Психосинтез признается Европейской ассоциацией психотерапевтов как серьезное направление психологии и психотерапии, по которому психотерапевтам мира можно работать, консультировать, лечить и обучать людей.

Динамическая психология и психосинтез

Осознавая ограниченность лишь одного подхода в изучении структуры человеческого я Ассаджиоли в своих трудах указывает на то, что для наилучшего познания природы человека необходимо исследовать его с разных точек зрения, среди которых:

1. Психосоматическая медицина

2. Психология религии

3. Исследования сверхсознательного

4. "Психические исследования" или парапсихология

5. Восточная психология

6. "Творческое понимание"

7. Холистический подход и психология личности

8. Межличностная и социальная психология и психиатрия, а также антропологическое изучение человека

9. "Активные методы" лечения и развития личности.

Структура личности, предложенная Ассоджиоли включала в себя следующие элементы:

Низшее бессознательное

В него входят:

1. Простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; разумное согласование телесных функций.

2. Основные влечения и примитивные побуждения.

3. Многочисленные "комплексы", несущие сильный эмоциональный заряд.

4. Образы кошмарных сновидений и фантазий.

5. Низшие, неконтролируемые парапсихические процессы.

6. Различные патологические проявления, такие как фобии, мании, навязчивые идеи и желания.

2. Среднее бессознательное.

Психические элементы, сходные с психическими элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающих. Здесь происходит усвоение полученного нами опыта; здесь, прежде чем родиться в свете сознания, зарождаются, развиваются и созревают плоды повседневной деятельности нашего ума и воображения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...