Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и основные функции стереотипов

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Гендерные исследования

1.2 Понятие и основные функции стереотипов

1.3 Понятие дискурса, его классификация

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В СПОРТИВНОМ ДИСКУРСЕ ИСПАНСКОЙ ПРЕССЫ

2.1 Особенности спортивных СМИ

2.2 Анализ гендерных стереотипов в испанской спортивной прессе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

 


ВВЕДЕНИЕ

В век новых технологий женщины идут в ногу с сильным полом. Это отражается не только в одежде, манере поведения, но также во всем образе жизни в целом. Сейчас практически не существует сферы деятельности, которую не освоила женщина. Прогресс не обошел стороной и такое массовое явление как спорт. Все больше и больше женщин – спортсменок появляются на страницах прессы. Многие из них, уже, не смотря на юный возраст и хрупкость, достигли не меньше успехов на спортивном поприще, чем мужчины.

Начиная с 90 - х гг. прошлого века в прессе осваивается и вводится в спортивный дискурс, гендерные темы. Язык спортивной прессы – это особый язык, использующий целый ряд специальных средств. В отличие от обычной журналистики, здесь зачастую мы имеем дело с сухими цифрами, из которых трудно сделать интересный материал. Для того чтобы увлечь читателя и сделать сообщение наиболее ярким и эффективным, многие журналисты используют необычные образы и даже изобретают новые слова, очень часто прибегают к традиционно сложившимся стереотипам. Не редко журналисты увлекаются свежими приемами и выражениями. В спорте мужчина и женщина равны, они и соперники, и победители, и проигравшие, но, тем не менее, гендерный стереотип будет постоянно присутствовать в прессе, так как, не смотря на влияние эпохи, женщина – остается женщиной, а мужчина – мужчиной.

Актуальность темы исследования. Актуальность подобного исследования заключается в том, что с развитием электронных и печатных СМИ спорт получил имя «массовой культуры». Если раньше спорт был сугубо мужским видом, то сегодня появляется все больше и больше женщин – спортсменок. По этой причине одним из перспективных направлений современной лингвистики становится изучение гендерной лексики в спортивном дискурсе. Такое исследование представляется особенно актуальным, если речь идет об письменных типах дискурса, поскольку таким образом можно проследить развитие и изменение в значении той или иной лексической единицы, изменение или сохранение стереотипов.

Цель и задачи курсовой работы. Основная цель работы – определить особенности гендерных стереотипов в спортивном дискурсе испанской прессы.

В задачи исследования входило:

1) выявить особенности спортивного дискурса как особого типа;

2) рассмотреть своеобразие употребления гендерных стереотипов в испанской спортивной прессе и ответить на следующие вопросы:

- какие гендерные стереотипы преобладают в данном типе дискурса?

- каковы цели их употребления?

- появляются ли в прессе новые стереотипы?

Предмет (объект) исследования. Объектом данного исследования является письменный спортивный дискурс испанской прессы. Предмет исследования составляет специфика гендерных стереотипов в спортивной прессе.

Метод исследования. Исследование велось на материале испаноязычной спортивной прессы в период с 2008– 2010 г. Во внимание принималось описание внешности 10 спортсменов. В качестве инструментов анализа выступили различные словари. Специфика данного материала, поставленные в работе задачи определили как выбор методов исследования, прежде всего анализ гендерных стереотипов, так и использование сравнительно – сопоставительного анализа.

Теоретическая и практическая ценность результатов. Теоретическая ценность курсовой работы заключается в том, что работа может послужить основанием для дальнейшего исследования гендерных стереотипов, употребляющихся в данном дискурсе, а так же, для изучения структуры и языковых особенностей текстов – спортивных статей. Практическая ценность исследования состоит в возможности использования его результатов для написания выпускной квалификационной работы.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введение обосновывается выбор темы исследования, определяется цель работы и основные задачи. В первой главе представлены различные подходы к определению гендера в лингвистике, указываются его особенности, представлен краткий обзор исследований по данной проблеме. Также в первой главе рассматривается стереотип как общественное явление, его разновидности, а в частности гендерные стереотипы. Изучается разновидность гендерных стереотипов в спортивной прессе. Третий раздел главы посвящен исследованию спортивного дискурса. Вторая глава описывает особенности спортивных СМИ и включает в себя практическую часть. В ней анализируются спортивные статьи. В заключении изложены выводы и результаты проведенного исследования.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Гендерные исследования

Современная наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно понятие пол использовалось для обозначения анатома - физиологических особенностей мужчины или женщины. Пол (т.е. биологические особенности) человека - это основа психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. С развитием науки стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Сегодня, очевидно, что такие определительные признаки как высокий рост, мускульная масса, больший вес и физическая сила мужчин меньше связаны с полом. Например, «европейские женщины имеют более высокий рост, чем мужчины из Азии» [1].

Кроме биологических отличий между людьми существует разделение их социальных ролей, деятельности, различия в поведении и эмоциональных состояний. Ученые давно установили представления о «мужском» или «женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (чертой характера), в другом определяется как женское. Попытки объективно определить типичные мужские и женские свойства и то, как создаются эти различия, предпринимают разные науки. Особенно важна в этом плане эволюционная биология.

В мире существует разнообразие характеристик женщин и мужчин, и множество биологических характеристик людей которые позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах.

В 1958 работавший в университете Калифорнии психоаналитик Роберт Столлер ввел в науку термин «гендер» (социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол»). В 1963 он выступил на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, сделав доклад о понятии социополового (или, как он назвал его, гендерного) самоосознания. Его концепция строилась на разделении «биологического» и «культурного»: изучение пола, считал Р. Столер, является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера – может быть рассмотрен как предметная область исследований психологов и социологов, анализа культурно - исторических явлений (Столер 1998: 34). Предложение Р. Столлера о разделении биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом, и дало толчок к формированию особого направления в современном гуманитарном знании – гендерным исследованиям.

Так появилось понятие гендер– «это совокупность социальных и культурных норм, которые в обществе люди выполняют в зависимости от их биологического пола»[2]. Не биологический пол, а социальные и культурные нормы определяют психологические качества, модели поведения, профессии женщин и мужчин. Быть мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, или с его/её паспортным полом. Общество создает гендер как социальную модель женщин и мужчин, определяет их положение и роль в обществе и его институтах. По мнению Е.С. Здравомысловой, гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны. Маскулинность - совокупность телесных, психических и поведенческих признаков, отличающих среднестатистического мужчину от женщины. Фемининность - нормативные представления и установки, какими должны быть мужчины и женщины (Здравомыслова 2000: 43).

На первый взгляд, кажется, что эти слова можно заменить – «мужественность» и «женственность». Но слово «мужественность» обозначает не только совокупность мужских качеств, а в большей мере морально - психологическое свойство, одинаково приветствуемое у обоих полов. В нашем обществе словосочетание «мужественная женщина» звучит хорошо, а «женственный мужчина» - плохо.

«Маскулинность» - не столько мужественность, сколько подобие мужчины, чего ни одна женщина за комплимент не примет. Мужчины и все «мужское / маскулинное» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское / фемининное» - это вторичное, незначительно и подчиненное.

«Сущность гендера заключается в полярности и противопоставлении. В каждом обществе имеются два гендерных типа, одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Очень важно, какие это социальные роли: они могут быть разные в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Нормы в обществе меняются со временем, однако гендерная ассиметрия остается. Таким образом, гендерная система - это система неравенства по полу»[3].

Согласно теории В.А. Геодаканя, гендер - не природное качество, а социальное, он предполагает самосознание и самоопределение. Гендерная идентичность - это базовое чувство своей принадлежности к определенному полу / гендеру, осознание себя мужчиной, женщиной или существом какого - то другого, «третьего» пола. Гендерная идентичность не дается индивиду при рождении, а вырабатывается в результате социолизации. Активным участником этого процесса является сам субъект. Возможны даже случаи «переустановки» гендерной идентичности с мужской на женскую, или, наоборот; иными словами перемена пола (Геодакян 1989: 47). «Состояние, когда человек не может принять данный ему на основании его анатомического пола гендерный статус мужчины или женщины и испытывает неудовлетворенность возникает расстройство гендерной идентичности(РГИ)»[4].

Гендерная рольобозначает определенные предписания и ожидания, которые соответствующая культура предъявляет к мужскому или женскому поведению и которые служат критерием оценки маскулинности / фемининности ребенка или взрослого.

И.С. Кон пишет, что «когда ученые обследуют маленьких детей, они обращают внимание на такие моменты как суждения ребенка о его гендерной идентичности (кем бы он хотел себя видеть), игры с переодеванием, выбор игрушек, выбор ролей в воображаемых играх. У старших детей роли приобретают более сложные очертания. Ни гендерные роли, ни ориентированное на них поведение не всегда бывают однозначными и жесткими. В них всегда есть элементы игры. Взаимодействуя с людьми, индивид предъявляет им определенный имидж, «изображает» мужчину или женщину, используя при этом одежду, жесты, манеру речи. Из этого вытекает вывод: нормы мужского и женского поведения не универсальны, а изменяются с течением времени. Употребление тех или иных терминов зависит от контекста»[5].

Гендерные стереотипы - cформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что гендерные отношения в течение истории выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными различиями личности мужчины и женщины. Еще Платон в своё время писал «… по своей природе, как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины»[6].

Ученые обосновывают различие полов, различие мужчины и женщины. Но в современном мире мы встречаем логичных женщин и чувственных мужчин, активных, властных, доминантных, агрессивных женщин и пассивных, подчиняющихся мужчин. Ни в биологическом, ни в психологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности. Каждая личность имеет «смесь» биолого - психологических признаков своего и противоположного пола. Человек не рождается мужчиной или женщиной, а становится им, и в этом процессе важную роль играют социальные и культурные факторы. Не сводятся к биологии и различия в социальном поведении мужчин и женщин. С вовлечением женщин в общественную деятельность и образование, «половое разделение труда» перестало выглядеть универсальным. Мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять самую разную работу, а изменение характера деятельности неизбежно влияет на их психику и самосознание.

Взаимодействие в рамках гендерного поля (лексического запаса, характерного для мужчин и женщин) поддерживается благодаря присутствию своеобразного жаргона. В рамках каждого гендерного поля есть свой словарь. Очень часто женщины обсуждают важные для многих из них вопросы косметики, средств по уходу за кожей, их речь насыщена непонятными для мужчин названиями фирм и предметов. Аналогично женщина попадает в область непонимания, когда сталкивается с традиционно мужскими субкультурами – футбольной, рыбацкой, автомобильной и т.д. Гендерные различия проявляются не только в наборе используемых слов, но и в их интерпретации. Так, например, некоторые мужчины могут приготовить себе пищу, но, как правило, глубина понимания ими кулинарных терминов намного ограниченнее, чем у женщин. Вследствие этого, меньшая вовлеченность в эту область, и ограниченность интереса к ней, что проявляется в нежелании изучать соответствующую литературу, глубже вникать в ход дела.

С.Г. Айвазова пишет, что гендерные дискурсивные поля обладают своей внутренней иерархией. Эти поля имеют различные темы для обсуждения, потребление специализированных источников информации. Есть «мужской» и «женский» разговор. Они имеют различия и в содержании, и в форме (Айвазова 1999: 368).

Человек не рождается мужчиной или женщиной, а становится ими, причем в этом процессе важную роль играют социальные и культурные факторы. Тем более не сводятся к биологии различия в социальном поведении мужчин и женщин. С вовлечением женщин в общественно - производственную деятельность и образование, привычное «половое разделение труда» перестало выглядеть универсальным. Оказалось, что мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять самую разную работу, а изменение характера деятельности неизбежно влияет на их психику и самосознание.

Понятие гендер обозначает и сложный социокультурный процесс формирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, эмоциональных характеристиках. Важный элемент создания гендерных различий является противопоставление «мужского» и «женского».

Человек, желающий считаться женщиной, пишет текст, используя элементы женской нормативной модели, а стремящийся быть мужчиной пишет мужской текст. При этом нормы общества диктуют, ктo должен хотеть быть похожим на мужчину, а ктo – на женщину. Критерием такого разграничения норм выступает граница физического пола.

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как их оценка и интерпретация, а также построение системы власти на основе этих различий. Гендерный подход основан на том, что важны не физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Гендерные исследования не просто описывают разницу в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализируют власть и доминирования, утверждаемые в обществе через гендерные роли и отношения.

Понятие и основные функции стереотипов

Понятие «стереотип» впервые введено в оборот известным американским журналистом Уолтером Липпманом в 1922 г. в книге «Общественное мнение», где он определяет стереотип как «упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека. Он возникает на основе опосредованного восприятия объекта: «Нам говорят о мире до того, как познаем его на опыте»[7].

Стереотипы, по утверждению У. Липпмана, первоначально возникают спонтанно, в силу неизбежной потребности в экономии внимания. Они способствуют формированию традиций и привычек. Они - крепость, стоящая на страже наших собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем (Липпман 2006: 128).

Стереотипы оказывают воздействие на формирование нового эмпирического опыта, они наполняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воспринимаем в своей памяти. Хотя степень их адекватности чрезвычайно лабильна, стереотипы - преимущественно неадекватные образы объективной реальности, основанные на «ошибке человека, по привычке принимающего предвзятое за видение»[8]. Согласно Э. Ноэль – Нойман, стереотип однозначен; он делит мир на две категории - на «знакомое» и «незнакомое». Знакомое становится синонимом «хорошо», а незнакомое - синонимом «плохо» (Ноэль – Нойман 1996: 56).

У. Липпман считал, что «стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте»[9]. Область построения стереотипов огромна. Она может начинаться с бредовых фантазий и заканчиваться точными расчетами ученых.

Главная функция стереотипов заключается в том, что они служат ядром нашей собственной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. В ней расположились наши привычки, вкусы, способности. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения, защищают нас и наши права в обществе, а, следовательно, стереотипы содержат в себе чувства, предпочтения, приязнь или неприязнь, ассоциируются со страхами и желаниями. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Стереотип начинает действовать прежде, чем включается человеческий разум. Это накладывает отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают разума. В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть стереотипов, так что впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

Другими словами, стереотип это общественное мнение. Мнение людей о тех или иных вещах и событиях в социуме. У. Липпман пишет так: «Общественным мнением являются представления людей о самих себе, о других людях, об их потребностях, намерениях и отношениях. Представления, служащие основанием групповой деятельности или основанием деятельности индивидов, выступающих от имени групп, - это общественное мнение с большой буквы»[10].

У. Липпман значительно опередил других авторов XX в., также писавших об общественном мнении, благодаря своему реализму, своим реалистическим предположениям относительно человеческого разума и человеческих чувств. Ему очень помогла профессия журналиста, позволяющая четко различать оригинальное восприятие человека и то, что он узнает от других людей или через средства массовой информации; видеть, как это различие стирается, потому, что люди его не осознают, усваивая опосредованно узнанное и согласовывая его со своими представлениями таким образом, что все спрессовывается в нечто неразделимое, одним словом, когда влияние средств массовой информации становится также неосознаваемым.

У. Липпман выделил, что стереотипы всегда проще, чем реальность – даже самые сложные «укладывают» в два - три предложения. Люди приобретают стереотипы (от знакомых, средств массовой информации и пр.), а не формулируют их сами на основе личного опыта. Примером этого может являться представление об идеальной женщине: она должна быть блондинкой, с голубыми глазами, без лишнего веса, с высокой грудью и длинными ногами. Этому идеалу в точности соответствует лишь кукла Барби. Все стереотипы ложны, в большей или меньшей степени. Всегда они приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать лишь из - за своей принадлежности к определенной группе. И наконец, стереотипы очень долго существуют. Даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило. Например, встреча с высоким китайцем лишь убеждает жертву стереотипа в том, что все остальные китайцы - маленького роста (Липпман 2006: 135).

Воздействие массовой информации на сознание людей нередко достигается с помощью стереотипов. Несмотря на обилие научных работ, посвященных проблеме формирования стереотипов, она остается одной из самых малоизученных в психологии журналистики. В СМИ формирование стереотипа проходит три этапа, в результате чего сложный объект сводится к определенной схеме.

В книге «Средство для миллионов» Р. О'Хара называет эти три этапа: первый - «выравнивание» (leveling), второй - «усиление» (sparpening), третий - «ассимиляция» (assimilation). Вначале сложный дифференцированный объект сводится к нескольким готовым, хорошо известным формам (признакам), а затем выделенным характеристикам объекта придается особая значимость в сравнении с той, которую они имели, будучи составными элементами целого. Наконец, выбираются «выровненные» и «усиленные» черты объекта для построения образа, близкого и значимого для данного индивида. Человек, привыкший к ситуации, реагирует автоматически. «Интенсивность реакции, - по мнению О'Хара, - будет зависеть от интенсивности эмоционального воздействия, от искусства манипулирования стереотипами»[11].

Исследователи не имеют однозначного взгляда на природу стереотипа. Одни считают, что стереотип общественного сознания всегда специально организован. Он зависит от задач социализации, а не от природы восприятия. Другие в формировании стереотипа придают значение чувственному опыту. Третьи, считают, что стереотип образовался стихийно, подчеркивают, что они поддерживаются сознательно, с помощью специальных и исторических суждений, постепенно пронизывающих все области жизни.

Несмотря на «живучесть», стереотип не вечен. Он формируется под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуально - социокультурной среды, а также при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. Среди условий первого порядка выделяют уровень образования, интеллект, личный опыт, а также нормы, привычки, социальные роли, среду обитания.

Рассматривая социальные функции стереотипа, Д. Теджфел отмечает, что люди с легкостью дают окружающим грубые и пристрастные оценки. Эти характеристики отличаются стабильностью в течение длительного времени. И они изменяются в зависимости от социальных, политических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно. Социальный стереотип становится более отчетливым и враждебным, когда возникает враждебность между группами. Очень часто дети узнают о стереотипах очень рано и пользуются ими задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся (Теджфел 2001: 7).

Стереотипы составляют основу мифов. Средства массовой информации в любом обществе с помощью метода стереотипизации внедряют в сознание читателей различные мифы и иллюзии. Для закрепления в сознании масс стереотипов пропаганда практикует многократное, настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, которые, в конце концов, становятся символами. Стереотипы прессы находят свое выражение и в словесных штампах. Язык в процессе стереотипизации несет большую пропагандистскую нагрузку. С его помощью формируется эмоциональное, негативное или позитивное отношение к предмету или явлению. Таким образом, стереотипизация в СМИ ведет к манипулированию общественным мнением.

В последние годы в зарубежной психологии резко усилился интерес к социальным стереотипам вообще и к полоролевым стереотипам в частности. Начиная с 60 - х гг. большую популярность приобретают исследования стереотипных представлений о способностях мужчин и женщин, их компетентности в различных сферах деятельности и причинах их профессиональных успехов. В соответствии с полоролевыми стереотипами хорошее выполнение задачи, высокий результат в чем - либо, достигнутый мужчиной, чаще всего объясняются его способностями (пример стабильной причины), а точно такой же результат, достигнутый женщиной, объясняется ее усилиями, случайной удачей или другими нестабильными причинами. Более того, сама типология стабильных и нестабильных причин оказывается неодинаковой в зависимости от того, чье поведение объясняется - женщины или мужчины.

С. Кислер установила, что при объяснении успеха женщины фактор усилий рассматривается чаще всего как нестабильный и в целом имеет некоторую отрицательную окраску, а применительно к профессиональным успехам мужчины этот фактор интерпретируется как стабильный и имеющий положительную оценку (Кислер 2003: 45). Авторы интерпретируют полученные ими данные так: высокая компетентность женщины опровергает существующие стереотипы. При этом возникает несколько способов отреагировать на это противоречие:

1) изменить стереотип;

2) опровергнуть факт наличия компетентности;

3) вообще устранить противоречие путем фактического устранения, исключения компетентной женщины из группы.

Два последние используются чаще всего, причем не только в экспериментальной ситуации, но и в реальной жизни. «Проигрыш женщине в соревновании, считают Р. Хаген и А. Кан, особенно для мужчины с консервативными, традиционными установками на взаимоотношение полов, почти всегда означает снижение самооценки, поскольку в соответствии с неписанными нормами, существующими в традиционной западной культуре, «настоящий мужчина превосходит женщину и всегда должен ее обыгрывать»[12].

Сегодня, в современном мире, темп жизни заметно увеличился, а поток информации возрос, поэтому стереотипы имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем, ибо, прежде всего, они выполняют функцию «экономии мышления», содействуют известному «сокращению» процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений. Роль их в коммуникационных процессах вообще крайне велика: они закрепляют информацию об однородных явлениях, фактах, предметах, процессах, людях и т.д.; позволяют людям обмениваться информацией, понимать друг друга, участвовать в совместной деятельности, вырабатывать общие взгляды, одинаковую ценностную ориентацию, единое мировоззрение; ускоряют возникновение поведенческой реакции на основе, прежде всего, эмоционального принятия или непринятия информации. Стереотип способствует созданию и сохранению положительного «Я – образа», защите групповых ценностей, объяснению социальных отношений, сохранению и трансляции культурно - исторического опыта. Согласно Н.А. Шведовой, «гендерные стереотипы выполняют все выше названные функции, аккумулируя опыт поколений относительно поведения женщин и мужчин, их черт характера, моральных качеств и т.д.»[13]. Если сравнить женский и мужской образ в спортивной прессе, то получится следующая картина:

Мужской образ: набор черт, связанных с авторитетностью и активностью, эффективностью и так далее. Мужчины представлены в деловом, формальном или неформальном облике. Мужчины чаще всего связаны с успехом. Выражение лица у мужчин - нейтральное или серьезное.

Женский образ: типичный женский образ включает ряд черт связанных с пассивностью, излишней эмоциональностью, с социальными и коммуникационными умениями. Женщины представляются с заинтересованным отношением к той одежде, которую они носят, и к тем жестам, которые ей соответствуют. Выражение лица у женщин более доброжелательное, они чаще всего представлены улыбающимися.

Таким образом, образы мужчин и женщин предстают перед нами довольно стереотипными, и большинство этим образам верит. Хотя необходимо отметить, что в последнее время ситуация начинает меняться, в СМК все чаще стали появляться материалы как об активных и успешных женщинах, так и о мужчинах, готовых заниматься воспитанием детей и домашним хозяйством.

Гендерные стереотипы – это явление, которое искажает массовое сознание и тормозит развитие общества в целом. Сегодня, когда мы вступили в 21 век, многовековые гендерные стереотипы устарели, но они еще очень живучи. Поэтому очень важно, чтобы средства массовой коммуникации не укрепляли эти стереотипы, а помогали их изменять.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...