Анализ влияния инфляции на финансовые результаты предприятия
В методологической схеме измерения и анализа влияния инфляции на результаты финансовой деятельности нефинансовых предприятий – прибыль и рентабельность – являются результативными показателями, а показатели, определяющие их поведение (изменение «продажных цен», «покупных цен», изменение заработной платы и другие) – факторными показателями. Применение факторного метода предполагает выделение следующих основных этапов проведения данного анализа: выбор базовых показателей; расчёт относительных показателей прибыли и рентабельности и факторов, влияющих на их величину в фактически действующих ценах; расчёт индексов инфляции; измерение влияния инфляции на каждый фактор изменения прибыли и рентабельности предприятия в отдельности и на общее финансовое положение в целом. Базовыми показателями являются: выручка от реализации продукции, работ, услуг; себестоимость реализованной продукции; прибыль от реализации продукции, работ, услуг; балансовая прибыль; материальные затраты; зарплата с начислением; амортизационные отчисления; средняя стоимость производственных фондов; средняя стоимость основных производственных средств и нематериальных активов; денежные средства; собственный капитал; рентабельность капитала; рентабельность собственного капитала. Основные факторы, воздействующие на прибыль и рентабельность, могут быть сгруппированы таким образом: рост (снижение) выручки от реализации продукции в сопоставимых ценах; изменение себестоимости продукции; изменение цен на товары и услуги предприятия; изменение цен на покупные товарно-материальные ценности; изменение оценки основных средств и капиталовложений; изменение оплаты труда в связи с инфляцией; изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций; изменение стоимости активов предприятия; рост (снижение) собственного капитала. Эти факторы при необходимости могут быть дополнены, детализированы или сгруппированы.
Для применения факторного метода в анализе влияния инфляции необходимо выделить хотя бы четыре группы условных индексов цен, которые применяются в расчётах: индекс изменения «продажных цен» для продукции товаров и услуг, производимых предприятием; индекс изменения «покупных цен» для сырья, топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием; индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке; индекс изменения средней заработной платы в связи с инфляцией. Располагая подготовленной информацией о значимости каждого фактора, воздействующего на величину прибыли и рентабельности, а также данными об индексах инфляции на соответствующие факторы, можно переходить к измерению влияния инфляции на каждый фактор изменения прибыльности и рентабельности. 1) Влияние изменения цен на стоимость продукции товаров и услуг. Пересчитывается в постоянные цены объём выручки от реализации путём деления данного в фактически действующих ценах на индекс оптовых цен предприятий. 2) Изменение себестоимости продукции под влиянием инфляции. Для этого используется стоимостная структура себестоимости продукции: материальные затраты, оплата труда, амортизационные отчисления и прочие затраты. Все эти элементы переоценивают в постоянные цены, используя соответствующие индексы цен. Таким же образом определяется влияние инфляции и на другие показатели. В результате можно оценить влияние на прибыль и рентабельность. Обычно при проведении статистических работ предприятия группируются по отраслям экономики, что расширяет возможности их исследования. Основным источником статистической информации являются формы №1-ф «Отчёт об основных показателях финансовой деятельности предприятия», №2-ф «Отчёт о составе средств предприятия и источниках их образования», №1-ПД «Показатели производственной деятельности предприятий».
При анализе инфляции, на мой взгляд, наибольший практический интерес представляет изучение изменения финансовых результатов деятельности предприятий под влиянием инфляционных процессов (это важно как для правильной оценки деятельности, так и при планировании на будущие периоды). Для применения факторного метода в анализе влияния инфляции на прибыль и рентабельность предприятия в данном условном примере необходимо выделить четыре группы условных индексов цен (инфляции), которые применяются в расчетах: 1) индекс изменения «продажных цен» для продукции, товаров и услуг, производимых предприятием: I1=2,31; 2) индекс изменения «покупных цен» для сырья, топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием: I2=2,21; 3) индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке: I3=1,82; 4) индекс изменения средней заработной платы в связи с инфляцией: I4=1,96. Вышеуказанные индексы инфляции определяются на основе имеющейся на предприятии информации о движении цен при неизменной структуре продукции и затрат. Важно лишь постоянство наблюдения и выделение для этого достаточно представительной группы товаров и затрат на обследуемом предприятии. В таблице 7 показано изменение различных показателей финансовой деятельности предприятия под влиянием инфляции:
Таблица 7. Показатели, отражающие финансовое состояние предприятия с учетом и без учета инфляции (тыс. рублей и %)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|