Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.

Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии

 

 

УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №___ от «___»__________200__г   Заведующий кафедрой профессор С.В. Логвинов

 

 

Для студентов 2-го курса лечебного (специальности: лечебное дело, стоматология) и педиатрического факультетов

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

на практическое занятие по учебной дисциплине

гистология, эмбриология и цитология

 

 

Тема Выделительная система

 

Составил: Профессор Е.Ю. Варакута

 

 

Томск - 2010г.


I. Учебные цели занятия.

Изучить микроскопическое и ультрамикроскопическое строение, а также гистофизиологию почек и мочевыводящих путей. Уяснить важное клиническое значение знания гистофизиологии нефрона и процесса мочеобразования.

После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии студент должен иметь представление о многоуровневом принципе строения организма, взаимоотношениях выделительной системы с эндокринной, нервной, сосудистой, иммунной системами; о связях структур и функций органов для последующего изучения их изменений при развитии заболеваний и в процессе их лечения; об этапах и источниках развития выделительной системы.

Студент должен знать:

1.Строение почек. Микроскопическое и субмикроскопическое строение нефронов.

2.Структурные основы функций нефронов.

3.Кровоснабжение почек, его особенности.

4.Строение юкстагломерулярного аппарата почек, его функции. Структуру интерстициальной ткани почек, ее функции.

5.Строение стенки мочевыводящих путей.

Студент должен уметь применять полученные знания для решения ситуационных задач и электронных микрофотографий, овладеть техникой микроскопирования препаратов (определять препарат, его окраску и структурные компоненты ткани или органа).

Студент должен «иметь опыт» зарисовки микроскопируемых объектов в альбом.

II. Учебные вопросы.

1. Общий план строения почки, морфофункциональная характеристика коркового и мозгового вещества.

2. Нефрон – общий план строения, классификация. Процесс мочеобразования.

3. Микро- и ультраструктура почечного тельца. Строение фильтрационного барьера.

4. Гистофизиология почечных канальцев, противоточно-множительный механизм почки.

5. Кровоснабжение корковых и юкстамедуллярных нефронов.

6. Эндокринный аппарат почки.

7. Возрастные особенности строения почек.

8. Морфофункциональная характеристика мочевыводящих путей: мочеточник, мочевой пузырь.

III. Учебно-материальное обеспечение.

1. Литература:

Основная

1. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю. И. Афанасьев, С.Л.Кузнецов, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; Под ред. Ю.И.Афанасьева, С. Л. Кузнецова, Н. А. Юриной.- 6-е изд.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.

2. Гистология. Атлас для практических занятий: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю.А.Челышев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.

3. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие для медицинских вузов / Ю. И. Афанасьев, Л. П. Бобова, В. Л. Горячкина и др.; Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского.- М.: Медицина, 1999.- 328 с.

Дополнительная

1. Гистология, эмбриология, цитология: учебник для медицинских вузов / Ред. Э. Г. Улумбеков и др.- 3-е изд.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с.

2. Программированные контроли по частному курсу гистологии / С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов.- Томск: СГМУ, 2002.- 143 с.

3. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов.- Томск: СГМУ, 2000.- 130 с.

4. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Редактор С. Л. Кузнецов и др.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с.

5. Кузнецов С. Л., Пугачёв М. К. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие.- М.: Медицинское информационное агентство, 2004.- 432 с.

6. Хэм А., Кормак Д. Гистология. – М.: Мир, 1983. – Т.2.

7. Диагностика препаратов / Учебно-методическое пособие по гистологии для студентов медицинских вузов / С.В. Логвинв, В.П. Костюченко, А.И. Щепетильникова. – Томск: СГМУ, 2000.

Электронные учебные пособия.

рекомендуемые для самостоятельной работы:

1. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина.- М.ЗАО «Диаморф».

2. Гистология человека в мультимедиа/Р.К. Данилов и соавт. – СПБ, ВмедА.

3. Знаете ли Вы гистологию? Интернет-программа для самостоятельной работы студентов/А.В. Павлов. – ЯГМА.

4. Тестовые задания по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии/М.: ММА им. И.М. Сеченова. – 2003.

5. Световая микроскопия. Атлас-справочник/ М.Я. Корн. – ЗАО «Диаморф».

6. Гистология внутренних органов человека с элементами патологии/ А.А. Должиков. – БелГУ, 2005

7. Должиков А.А. Гистология на CD и в Internet – Белгород, БелГУ, 2006.

2. Материальное обеспечение:

А) наглядные пособия

таблицы:

1. Почка (471)

2. Мочеточник (472)

3. Почечное тельце (473)

4. Мочевой пузырь (474)

5. Фильтрационный барьер (475)

6. Схема строения и кровоснабжения нефронов (476)

7. Кровоснабжение нефрона (477)

8. Схема строения нефрона (478)

9. Строение нефрона (479)

10. Макростроение почки (490)

11. Макростроение мочевого пузыря (491)

микропрепараты:

1. Почка крысы. Окраска гематоксилином и эозином (зарисовать).

2. Мочевой пузырь. Окраска гематоксилином и эозином (зарисовать).

3. Мочеточник (поперечный разрез). Окраска гематоксилином и эозином (зарисовать).

электронные микрофотографии:

1. капилляр клубочка и подоциты;

2. базальная часть дистального извитого канальца;

б)Технические средства обучения: микроскопы, компьютеры.

IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию

Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.

При подготовке к практическому занятию используется рекомендованная учебная литература (см. Раздел III.Учебно-материальное обеспечение, литература), а также конспект лекции по теме «Выделительная система», образцы рисунков и таблицы (см. Раздел III.Учебно-материальное обеспечение).

Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.

В первую очередь студентам следует последовательно изучить общий план строения выделительной системы, уяснить функции и связь с эндокринной, нервной, сосудистой, иммунной системами организма. Затем подробно изучить строение и функции всех органов системы в следующей последовательности: общий план строения почки, морфофункциональная характеристика коркового и мозгового вещества. Нефрон – общий план строения, классификация. Этапы и процесс мочеобразования. Микро- и ультраструктура почечного тельца. Строение фильтрационного барьера. Гистофизиология почечных канальцев, противоточно-множительный механизм почки. Кровоснабжение корковых и юкстамедуллярных нефронов. Эндокринный аппарат почки. Возрастные особенности строения почек. Морфофункциональная характеристика мочевыводящих путей: мочеточник, мочевой пузырь.

 

Для закрепления учебного материала студентам предлагается самостоятельно выполнить следующие задания:

1.Составьте таблицу морфологической и функциональной характеристики эпителия различных отделов нефрона.

2.Составьте и зарисуйте в альбоме схему субмикроскопического строения почечного фильтра.

3.Зарисуйте в альбоме схему строения юкстагломерулярного аппарата почек.

4. Зарисуйте в альбоме схему строения нефрона.

5.Составьте таблицу морфологической и функциональной характеристики эндокринных структур почек.

3. Задачи на предстоящее занятие.

Студент должен быть подготовлен к занятию по теоретическому блоку (используя основную и дополнительную учебную литературу, а также конспективные материалы лекции по данной теме). С собой на занятии необходимо иметь рабочую тетрадь, лекционный конспект, альбом, карандаши. На первом часе занятия студент должен быть готов ответить с места или у доски, дополнить ответы других студентов, принять участие в дискуссии при разборе учебного материала, задать вопросы, требующие разъяснения, у преподавателя. На втором часе занятия САМОСТОЯТЕЛЬНО изучить электронную микрофотографию:

1. капилляр клубочка и подоциты;

2. базальная часть дистального извитого канальца;

Самостоятельная работа на практическом занятии: изучить и зарисовать следующие препараты:

1. Почка крысы. Окраска гематоксилином и эозином

Под малым увеличением найдите корковое и мозговое вещество. Расположите препарат корковым веществом в верхней части поля зрения. Найдите почечные тельца (округлые, темной окраски), обратив внимание на разное их количество и размеры в толще коркового вещества (тельца кортикальных нефронов) и на границе с мозговым веществом (тельца юкстамедуллярных нефронов). Рассмотрите особенности строения стенки разных отделов канальца нефрона, обращая внимание на их диаметр, форму и контуры просвета, форму клеток, окраску их цитоплазмы, выраженность боковых границ. В мозговом веществе изучите структуру собирательных трубок и прямых канальцев. На поверхности почечного сосочка рассмотрите структуру переходного эпителия почечной лоханки.

Под большим увеличением изучите детали строения почечных телец и канальцев почки.

Зарисуйтефрагмент препарата под малым увеличением, обозначив перечисленные в таблице структуры. Сравните с иллюстрациями в учебнике, атласе и с учебной таблицей.

2. Мочевой пузырь. Окраска гематоксилином и эозином. Мочеточник

(поперечный разрез). Окраска гематоксилином и эозином

Рассмотрите оба препарата под малым увеличением, сравнивая структуру слизистой, подслизистой, мышечной оболочек и адвентиции. Под большим увеличением изучите их тканевой состав. Зарисуйте оба препарата под малым увеличением, обозначив перечисленные структуры и сравнив с учебными таблицами.

4. Вопросы и задачи для самоконтроля знаний:

1.Назовите функции почки.

2.Перечислите структурные части нефрона.

3.Опишите микроскопическое и субмикроскопическое строение почечных телец.

4.Охарактеризуйте строение подоцитов, мезангиальных клеток, назовите их функции.

5.Опишите строение фильтрационного барьера почечных телец, дайте функциональную характеристику фазы фильтрации.

6.Опишите микроскопическое и субмикроскопическое строение различных отделов канальца нефрона.

7.Охарактеризуйте структурную основу процессов реабсорбции белков, углеводов, ионов и воды.

8.Назовите структуры, обеспечивающие концентрационную функцию почек.

9.Дайте структурную характеристику и укажите функции собирательных трубок.

10.Последовательно назовите артериальные сосуды почек, опишите особенности их распределения в корковом и мозговом веществе, особенности юкстамедуллярного кровообращения.

11.Назовите венозные сосуды почек и пути оттока крови от коркового и мозгового вещества.

12.Охарактеризуйте особенности разных типов нефронов: субкапсулярных (поверхностных), кортикальных, юкстамедуллярных.

13.Назовите клеточные элементы и укажите функцию юкстагломерулярного аппарата почек.

14.Опишите строение интерстициальных клеток почек и назовите их функции.

15.Назовите оболочки стенки мочевыводящих путей, их тканевой состав.

16.Опишите особенности строения слизистой и мышечной оболочек мочеточников и мочевого пузыря.

5. Решите ситуационные задачи (раздел V Учебные материалы).

V. Учебные материалы.

I. Обучающие ситуационные задачи:

1. В результате разрастания соединительной ткани в почках или сужения почечной артерии снижены приток крови и кровяное давление в приносящих артериолах. Как изменится функция юкстагломерулярного комплекса и кровяное давление пациента?

Ответ: увеличится продукция ренина юкстагломерулярными клетками, что приведет к повышению артериального давления пациента.

2. Больной выделяет большое количество неконцентрированной мочи, не содержащей сахара. Какой процесс в почках нарушен? Какое нарушение функции эндокринной системы можно предположить у больного?

Ответ: нарушена реабсорбция воды в собирательных трубках; несахарный диабет (нарушение образования вазопрессина нейросекреторными клетками супраоптического ядра гипоталамуса.

3. На препарате почки видны 3 канальца. Один имеет диаметр 60 мкм, выстлан однослойным кубическим эпителием, несущим на апикальной поверхности щеточную каемку. Просвет канальца плохо выражен. В другом канальце щеточная каемка отсутствует, цитоплазма эпителиоцитов прозрачна, просвет широкий. Диаметр канальца 20-50 мкм. Третий каналец имеет диаметр 13-15 мкм и выстлан однослойным плоским эпителием. Какие это канальца?

Ответ: 1-й – проксимальный извитой каналец; 2-ой – дистальный извитой каналец; 3-й – тонкий каналец.

II. Бланки служебных документов (образцы рисунков к практическому занятию спрашивать у лаборанта кафедры гистологии).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...