Критика тенденций современного телевидения Н. Постман.
Линия критики "индустрии культуры", получившая начало в работах теоретиков Франкфуртской школы, имела свое продол жение в последующие десятилетия. Показательной в этой связи является работа американского культуролога и специалиста в области средств массовой коммуникации Нейла Постмана "Раз- влекая себя до CMepTH!l(Arnusing Ourselves to Death), опублико ванная в 1985г. В центре внимания автора оказывается американское теле видение. Его интересуют следующие вопросы. Каким интеллек туальным тенденциям телевидение способствует? Какой тип куль туры оно формирует? В исходном пункте своих построений Постман опирается на тезис о том. что каждое средство массовой коммуникации обла дает только ему присущей спецификой. Именно особенности конкретных средств массовой коммуникации влияют на харак тер нашего восприятия информации. (Хорошо известной в этом плане является идея М. Маклюэна о расширении возможностей человека за счет новых технических средств коммуникации 77). По мнению Постмана, телевидение не расширяет или усили вает возможности просвещенной, печатной культуры, а скорее наоборот. В первую очередь это определяется новым качеством, которое приобретает сейчас развлекательная функция телевиде- ния^Суть проблемы в том, что все предметные области, освеща емые телевидением, предстают перед нами в особом, развлека тельном ключе. "Другими словами, — подчеркивает Постман, развлечение является супер-идеологией всех телевизионных ма териалов. Неважно, что или под каким углом зрения показыва ют. Поверх всего лежит установка, что материалы эти должны нас развлекать и доставлять удовольствие"78. П ри рассмотрении роли средств массовой коммуникации в современном американском обществе Постман обращается к двум известным утопическим версиям общества, приведенным в романе Дж. Оруэлла "1984", с одной стороны, и О. Хаксли в романе "О дивный новый мир" — с другой. По версии Оруэлла угроза свободе информации исходит прежде всего от государства. Именно с деятельностью Мини стерства Правды связываются в его утопии проявления цензуры. Характерной чертой подобных акций является то, что государство реализует их в явных, зачастую насильственных формах. Контроль за информационным потоком осуществляется через сокрытие неудобных фактов, посредством запрета книг и т.п. С точки зрения Постмана, подобные меры были адекватны применительно к эпохе печатного слова. Сейчас опасность ду ховного порабощения исходит от "мягкого, улыбающегося вра га". Т.е. в современных условиях угроза либеральной демокра тии и свободе информации исходит от образных средств массовой коммуникации, прежде всего телевидения. Именно в этой связи автор опирается на построения Хаксли. Как известно, в своем произведении Хаксли показал вы мышленное общество, члены которого находились под воздей ствием некоторого препарата "сома". Целью применения это го препарат а было удержание людей в состоянии, когда их ^ интересы сконцентрированы исключительно на получении удо вольствий. Необходимые дозы этого препарата обеспечивали то, что мысли людей не были заняты чем-либо иным, кроме как задачами сохранения их текущего, удовлетворенного состоя ния. В условиях, когда все внимание людей сконцентрировано на тривиальных и поверхностных развлечениях, меры внешне го контроля становятся излишними. Единственная проблема состоит в том, что "никто толком не знает, почему люди так счастливы". Причем дело не только в том, что люди смеются вместо того, чтобы мыслить. Постман особо подчеркивае т мысль Хаксли о том, что люди не знают относительно чего они смеются, и почему они перестали думать. Таким образом, ту роль, которую Хаксли отводит препарату "сома", Постман от водит современному телевидению. В силу природы телевидения, подчеркивает автор, содержа- 3 ние передаваемых идей должно быть упрощено для соответствия требованиям канала, т.е. отвечать потребностям "визуального" интереса. Последнее, по мнению Постмана, как раз и означает соответствие требованиям шоу бизнеса. Целью последнего яв ляется обеспечение наслаждениями, а средством осуществления этого — искусственность. Автор отмечает, что в силу всеобъемлющего проникнове ния современного телевидения в нашу жизнь становится сложно отличить где проходит граница между шоу бизнесом и реально стью. В сфере влияния шоу бизнеса оказываются политика, кульство реализует их в явных, зачастую насильственных формах. Контроль за информационным потоком осуществляется через сокрытие неудобных фактов, посредством запрета книг и т.п. С точки зрения Постмана, подобные меры были адекватны применительно к эпохе печатного слова. Сейчас опасность ду ховного порабощения исходит от "мягкого, улыбающегося вра га". Т.е. в современных условиях угроза либеральной демокра тии и свободе информации исходит от образных средств массовой коммуникации, прежде всего телевидения. Именно в этой связи автор опирается на построения Хаксли. Как известно, в своем произведении Хаксли показал вы мышленное общество, члены которого находились под воздей ствием некоторого препарата "сома". Целью применения это го препарат а было удержание людей в состоянии, когда их ^ интересы сконцентрированы исключительно на получении удо вольствий. Необходимые дозы этого препарата обеспечивали то, что мысли людей не были заняты чем-либо иным, кроме как задачами сохранения их текущего, удовлетворенного состоя ния. В условиях, когда все внимание людей сконцентрировано на тривиальных и поверхностных развлечениях, меры внешне го контроля становятся излишними. Единственная проблема состоит в том, что "никто толком не знает, почему люди так счастливы". Причем дело не только в том, что люди смеются вместо того, чтобы мыслить. Постман особо подчеркивае т мысль Хаксли о том, что люди не знают относительно чего они смеются, и почему они перестали думать. Таким образом, ту роль, которую Хаксли отводит препарату "сома", Постман от водит современному телевидению. В силу природы телевидения, подчеркивает автор, содержа- 3 ние передаваемых идей должно быть упрощено для соответствия требованиям канала, т.е. отвечать потребностям "визуального" интереса. Последнее, по мнению Постмана, как раз и означает соответствие требованиям шоу бизнеса. Целью последнего яв ляется обеспечение наслаждениями, а средством осуществления этого — искусственность. Автор отмечает, что в силу всеобъемлющего проникнове ния современного телевидения в нашу жизнь становится сложно отличить где проходит граница между шоу бизнесом и реально стью. В сфере влияния шоу бизнеса оказываются политика, куль
Воспользуйтесь поиском по сайту: