Производительность труда торговых работников.
Для непосредственной оценки рациональности использования трудовых ресурсов на торговых предприятиях применяется показатель «производительность труда».[4] Производительность труда характеризует выработку на одного работника в единицу времени и измеряется разными методами, в зависимости от особенностей учета в конкретном предприятии. При наличии возможности натурального учета реализации производительность труда может измеряться по следующей формуле: ПрТ=q/Т где ПрТ — производительность труда работников предприятия; q — объем выполненных работ в натуральном выражении; Т — суммарные затраты времени на выполнение данных работ. Количественное измерение производительности труда в натуральных показателях может использоваться при реализации товаров простою ассортимента (хлеб, молоко, овощи) и в неторговой деятельности (фасовка). Широкое распространение получил стоимостный метод определения производительности труда торговых работников. В зависимости от характера решаемых предприятием задач производительность труда может исчисляться как: а) среднечасовая по формуле: ПРТвр = (Т/Об)/Нчас, где ПрТвр — среднечасовая производительность труда работников; Т/Об — товарооборот за анализируемый период (руб.); Нчас — количество отработанных человеко-часов за анализируемый период,
б) среднедневная по формуле: ПРТДн = (Т/Об)/Ндн где ПрТДн — среднедневная производительность труда работников; Т/Об — товарооборот за анализируемый период (руб.); Ндн— количество отработанных человеко-дней за анализируемый период.
в) на одного среднесписочного работника по формуле: ПрТдн =(Т/0б)/Ндн где ПрТдн — производительность труда на одного среднесписочного работника;
Т/Об — товарооборот за анализируемый период (руб.); Ндн — среднесписочная численность за анализируемый период (чел.). Наиболее распространен показатель производительности труда на одного среднесписочного работника. Как и любому стоимостному показателю, показателю производительности труда присущи определенные недостатки: • стоимостная оценка не учитывает разницу в трудоемкости реализации различных товарных групп. Поэтому изменение ассортиментного состава товарооборота приводит к тому, что реализация товаров на одну и ту же сумму происходит при различных затратах труда; • в условиях инфляции стоимостный показатель производительности труда будет возрастать даже при фактическом снижении производительности, так как темпы роста товарооборота в силу роста цен будут увеличиваться быстрее, чем темпы роста среднесписочной численности. Поэтому при определении показателя производительности труда в динамике необходимо учитывать изменение среднего товарооборота, приходящегося на одного работника в единицу времени с учетом индекса цен и ассортиментного состава. Уровень производительности труда работников торговых предприятий определяется следующими факторами: • структурой и объемом товарооборота, • широтой ассортимента; • укомплектованностью и текучестью кадров, • организацией труда и степенью механизации торговых процессов, • квалификационным и профессиональным уровнем работников и др. Анализ показателей по труду ЗАО Торговая фирма «Русич».
В первой части работы мы выяснили, что одним из факторов успешного развития розничного товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников, а также рассмотрели методы анализа труловых показателей торгового предприятия.
Оценку показателей по труду ЗАО Торговая фирма «Русич» произведем на основе следующей таблицы: Таблица.1. Показатели по труду по ЗАО Торговая фирма «Русич» за 2000 -2001 г.г.
Как видно из таблицы, среднегодовая выработка одного торгового работника в действующих ценах составила 110,9 тыс. руб. и по сравнению с 2000 годом возросла на 13,8 тыс. руб. или на 14,2%. За счет роста производительности труда получена сумма прироста товарооборота в размере 354,9 тыс. руб. (+16,9 тыс. руб. х 21 чел.). В общей сумме прироста товарооборота в действующих ценах за 2001 год это составило 73,3%. На изменение суммы розничного товарооборота в 2001 году оказало влияние и увеличение численности продавцов на одного человека или на 5,0% по сравнению с 2000 годом. За счет роста численности продавцов получена дополнительная сумма розничного товарооборота в размере 131,0 тыс. руб. (+1 чел. Х 131,0 тыс. руб.) или 26,7% общей суммы прироста товарооборота. Выводы
Правильная организация коммерческой деятельности на торговом предприятии предполагает выявление задач по управлению торгово-оперативными процессами, трудовыми ресурсами, определение на основе этих задач функций и составляющих их операций, структуры управления.
Для всех фирм - больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг управление людьми имеет важное значение. Без людей нет организации. Поэтому несомненно, что организация управления трудовыми ресурсами является одним из важнейших факторов в коммерческой деятельности предприятия. Показатели труда в коммерческом предприятии представляют интерес с точки зрения их влияния на финансовые средства предприятия. Так, например, правильный расчет и учет показателей оплаты труда позволяет правильно и эффективно организовать распределение денежных средств предприятия, что в свою очередь позволяет организовывать бесперебойную работу различных структур и всего предприятия в целом. В целом же для эффективного осуществления хозяйственной деятельности коммерческого предприятия, в частности в сфере оплаты труда работников, необходимо совмещать теоретические аспекты данного вида деятельности, методологические основы расчетов с практическими приемами и навыками осуществления предпринимательской деятельности. Помимо этого хотелось бы отметить необходимость развития применения новых прогрессивных методов в изучении показателей оплаты труда в предприятиях. Для чего используются электронно-вычислительная техника, новые методики расчета. Развитие этих направлений предопределяется фондом технической оснащенности предприятия, применением и использованием в практической деятельности научных подходов к изучению, анализу и прогнозированию положения и состояния своего предприятия. Литература:
1. Ефимова М.Р., Рябцев В.М. Общая теория статистики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 304 с. 2. Булатова З.Г., Юдина Л.Н. Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий бытового обслуживания. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Легпромбытиздат, 1991. 3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит в условиях рынка. – М.: Перспектива, 1992. 4. Кравченко Л.М. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для вузов. – Мн.: Выш. шк., 1995.
5. Кравченко Л.М. Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания: Учебно-практическое пособие. – Мн.: «Финансы, учет, аудит», 1998. 6. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. – М.: Финансы и статистика, 1998. 7. Любушин М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учебное пособие. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. 9. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. Учебник под редакцией Л.А. Брагина, Т.П. Данько. М., Инфра, 2001. 560 с. 10. Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. 11. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия (вопросы методологии). – М.: Экономика,1974.
[1] Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. Учебник под редакцией Л.А. Брагина, Т.П. Данько. М., Инфра, 2001. [2] «Инструкция по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего в формах федерального государственного статистического наблюдения» Нормативные акты для бухгалтера № 1 от 05.01 _99: с. 60 — 61.
[3] Инструкция по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 07. г 2.93 № 121 — Нормативные акты для бухгалтера № 1 от 05,01.99, с. 62.
[4] Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. Учебник под редакцией Л.А. Брагина, Т.П. Данько. М., Инфра, 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|