Рабочая программа дисциплины
Стр 1 из 2Следующая ⇒ СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ __________________________________________________________________
Система менеджмента качества. Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Введен ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ впервые УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы бизнеса» ___________________ Дата введения _______________
УТВЕРЖДАЮ Начальник УМУ Павловский Е.В. Дата__________________ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1 Стандарт дисциплины устанавливает общие требования к содержанию, структуре, объему дисциплины СД.05.4 «Основы бизнеса» и условиям ее реализации в АлтГТУ. 1.2 Действие стандарта распространяется: – на студентов, обучающихся по специальности 351400 «Прикладная информатика (по областям)», область-экономика; - на преподавателей и сотрудников структурных подразделений, имеющих отношение к образовательному процессу по дисциплине. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ В настоящем стандарте дисциплины использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 1.5-92 ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов; ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам; ГОСТ 7.1-84 СИБИД. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления; СТП 12310-04 Образовательный стандарт учебной дисциплины; СТП 12005–2004 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Самостоятельная работа студентов. Общие требования;
СТП 12100–02 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Требования к фонду квалификационных заданий и тестов. СТП 12400–2004 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Курсовой проект (курсовая работа); СТП 12701 – 03 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Практические и семинарские занятия. Общие требования к организации, содержанию и проведению. ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ БМ – баланс мощностей. Бюд – бюджетирование. КВ – капитальные вложения. КП – кадровая политика. Нал – налогообложение. ОбС – оборотные средства. ОС – основные средства. ОПФ – основные производственные фонды. ПиР – прибыль и рентабельность. ПМ – производственная мощность. ПТ – производительность труда. ЭП – эффективность предприятия. ЭЭ – экономическая эффективность. ЭЭф – экономический эффект. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Краткая характеристика курса Курс «Основы бизнеса» является одной из основных дисциплин специальности 351400 «Прикладная информатика (по областям)», область-экономика. Предметом изучения в рассматриваемом курсе являются логические взаимосвязи экономических явлений и процессов, происходящих в субъектах рыночных отношений. В курсе «Основы бизнеса» изучаются методы функционирования структур и хозяйствующих субъектов исходя из форм их взаимодействия в экономических процессах. 4.2 Цель преподавания курса Целью преподавания дисциплины «Основы бизнеса» является ознакомление студентов с основами организации предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений, а также с основными организационно-правовыми положениями организации хозяйственной деятельности товаропроизводителей и принципами их взаимодействия с субъектами рынка. Достижение поставленных целей позволит осознанно ориентироваться в сложной, динамичной и противоречивой социально-экономической обстановке, характерной для переходной стадии экономики.
4.3 Задачи изучения курса В ходе изучения курса «Основы бизнеса» ставятся следующие задачи: - получение базовых знаний по организации и развитию предпринимательской деятельности; - ознакомление с задачами и методами взаимодействия бизнеса с субъектами инфраструктуры рынков; - получение знаний и некоторых практических навыков по планированию и организации бизнес-процессов по производству потребительных стоимостей. Задачи решаются организацией лекционного курса и практических занятий, прeдусматривающего подготовку и выполнение лабораторных работ. В результате изучения курса студенты должны: а) знать: - основные положения экономической теории рыночных отношений; - основы государственного права и хозяйственного законодательства; - принципы и формы первичного учета и статистической отчетности предприятий, структуру показателей их финансово-хозяйственной деятельности; - методы маркетинговой деятельности; - элементы информатики и вычислительной техники. б) уметь: - структурировать информационное пространство некоторой предметной области; - строить различные СЕИ (информационную, машинную, программно-алгоритмическую, модель обработки данных); - использовать полученные знания при выполнении заданий курсового проектирования и практики при изучении других дисциплин; - конструировать экономические документы для выбранной предметной области; в) иметь навыки: - анализа и оценки результативности функционирования субъектов рыночных отношений; - проектирования и анализа эффективности бизнес-программ; - анализа и оценки методов организации инвестиционной деятельности в регионе. 4.4 Место дисциплины в учебном плане Курс «Основы бизнеса» предусматривает использование знаний студентов, полученных в ходе изучения ими следующих дисциплин: - «Экономическая теория» – знание основных экономических законов и закономерностей макро и микроэкономики; - «Статистика (социально-экономическая)» – умения и навыки в области сбора, обработки и интеграции статистических данных;
- «Экономика различных организационно-правовых форм» – знание понятий: производственная программа, себестоимость продукции, индекс цен, уровень производительности труда и заработная плата, экономия, эффективность, экономический эффект. Знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Основы бизнеса», используются студентами в ходе изучения курса «Экономика организации» и в процессе дипломного проектирования. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И УСЛОВИЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Паспорт дисциплины
Кафедра «Информационные системы в экономике» Дисциплина СД.05.4 «Основы бизнеса» Статус дисциплины: обязательная Специальности 351400 «Прикладная информатика (по областям)», область-экономика Форма обучения: очная Объем дисциплины: 238 часа Распределение по видам занятий
5.1.2 Виды и содержание занятий по дисциплине Изучение рассматриваемого курса предусматривает чтение лекций, проведение лабораторных работ и самостоятельную работу студентов. 5.1.2.1 Лекции В лекциях излагается основное содержание разделов программы на основе проблемного подхода в тесной связи с задачами подготовки специалистов, определенными квалификационной характеристикой и государственным образовательным стандартом специальности «Прикладная информатика (по областям)», область - экономика. 5.1.2.1.1 Лекции 5-го семестра Лекция № 1. Основы рыночной экономики - 4 ч. [1; 3] Сущность предпринимательской деятельности и ее место в рыночной экономике. Рынки, как совокупность товарных рынков, рынков средств производства, сырья, капитала, труда и т.д. на основе равновесия спроса и предложений на материальные и финансовые ресурсы.
Субъекты рыночных отношений, схема их взаимодействия. Сегментация потребительских товарных рынков. Лекция № 2. Биржевая деятельность в структуре рыночного механизма – 6 ч. [2; 3] Биржи, их статус, организационное строение. Товарные, фондовые и валютные биржи. Задачи и права биржи. Правила биржевой торговли: биржевой товар, биржевые торги, биржевые сделки. Биржевой арбитраж. Брокерские конторы, биржевые брокеры. Правовое регулирование биржевой деятельности. Лекция № 3. Фондовый рынок. Эмиссионные ценные бумаги – 8 ч. [1; 2] Понятие собственности на средства производства: частная, коллективная, общественная и государственная формы собственности. Выпуск и обращение эмиссионных ценных бумаг: акции, облигации, векселя. Рынок ценных бумаг: функции, формы организации, участники (эмитенты, инвесторы, профессиональные участники). Законодательство Российской Федерации в области фондового рынка и рынка ценных бумаг. Лекция № 4. Рынок труда – 8 ч. [4] Экономическое значение рынка труда в структуре рыночного механизма. Спрос и предложение на рынках трудовых услуг. Заработная плата как выражение трудовых услуг на рынке труда. Механизмы формирования заработной платы. Причины возникновения устойчивых различий в заработной плате. Лекция № 5. Финансово-кредитная система. Банки. – 8 ч. [1; 3] Структура финансово-кредитной системы государства. Роль банков в хозяйственном механизме. Денежное обращение. Инфляция. Кредитная политика. Кредитование хозяйствующих субъектов. Ипотека. Процентная ставка. Дисконтирование. 5.1.2.1.2 Лекции 6-го семестра Лекция № 6. Страховая деятельность – 1 ч. [3; 7] Понятие, содержание и структура страховой деятельности. Правовое обеспечение страховой деятельности в Российской Федерации. Экономическая функция страховой деятельности в структуре бизнес-отношений. Системы страхований. Признаки страховых отношений. Структура и модель функционирования страховых организаций. Лекция № 7. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности – 2 ч. [5; 7] Субъекты предпринимательской деятельности: физические и юридические лица (классификация, структура). Коммерческие и некоммерческие структуры. Хозяйственные товарищества и хозяйственные общества. Малые предприятия как субъекты предпринимательской деятельности. Формы предпринимательства без образования юридического лица. Государственный контроль создания, реорганизации, ликвидации хозяйствующих субъектов и их объединений.
Лекция № 8. Конкуренция и ограничение монополистической деятельности – 2 ч. [1; 2; 9] Понятия (терминология) монополистической деятельности и конкуренции в практике и законодательстве Российской Федерации. Государственное регулирование концентрации капитала и развития конкуренции на товарных рынках. Основные направления государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции, механизм их реализации, структура органов государственного контроля. Лекция № 9. Налоговая система – 2 ч. [2; 5] Понятие налога. Функции налогов. Принципы налогообложения. Цель налоговой системы как элемента рыночных отношений. Объект и субъект налога. Классификация налогов, методы их начисления и уплаты. Система контроля налоговой дисциплины. Лекция № 10. Ценовая политика предприятия – 2 ч. [5] Рыночный механизм ценообразования. Ценовые стратегии бизнеса. Уникальные торговые предложения. Методы регулирования цен: административный и рыночный. Концепции ценообразования, ценообразующие факторы. Функции цен в экономике. Ценовое стимулирование спроса. Влияние инфляционных процессов на ценовую политику предприятия. Лекция № 11. Управление внешнеэкономической деятельностью – 1 ч. [2; 8] Правовая основа внешнеэкономической деятельности. Формирование экспортной и импортной программы предприятия. Организация внешнеэкономических контактов. Торгово-промышленная палата: задачи, методы работы. Лекция № 12. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности – 3 ч. [7] Бизнес-план как обоснование целесообразности и эффективности предпринимательской программы. Структура бизнес-плана. Схема, методика и организация его разработки. Система экспертизы и оценки эффективности бизнес-программ. Лекция № 13. Управление инвестициями – 4 ч. [4; 7; 9] Понятие инвестиций. Классификация инвестиций. Реальные, финансовые и портфельные инвестиции. Планирование инвестиций. Альтернативные проекты. Методы оценки эффективности инвестиционных программ. Учет рисков при оценке инвестиций. Инновации как эффективное направление инвестиций. 5.1.2.2 Практические занятия Согласно СТП 12 701 - 03 практические занятия имеют своей целью: - развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления и творческой активности студентов; - закрепление, углубление и расширение знаний учебной дисциплины. По характеру выполняемых задач практические занятия подразделяются на: - обучение студентов практическим приемам и методам анализа теоретических положений и концепций учебной дисциплины; - приобретение студентами умений и навыков использования современных теоретических и научно-технических методов и устройств в решении конкретных практических задач. Основная форма выполнения практических занятий – решение различных экономических задач, поиск рационального решения с последующим анализом полученных результатов. Предусмотрено выполнение следующих практических занятий. 5.1.2.2.1 Практические занятия 5-го семестра Практическое занятие № 1. Основы рыночной экономики – 4 ч. [1; 3] Цели и задачи предпринимательской деятельности. Схема рыночного механизма: структура, принципы работы. Структура и механизм взаимодействия товарных рынков и факторов производства. Практическое занятие № 2. Биржевая деятельность в структуре рыночного механизма – 4 ч. [2; 3] Биржа как участник рыночных отношений. Структура товарно-сырьевой биржи. Организация биржевых торгов. Виды биржевых сделок и формы их заключения. Практическое занятие № 3. Фондовый рынок. Эмиссионные ценные бумаги – 5 ч. [1; 2] Признаки собственности на средства производства. Назначение эмиссионных ценных бумаг, их роль в организации бизнес-процессов. Понятие дивиденда и дисконта. Критерии эффективности ценных бумаг. Практическое занятие № 4. Рынок труда – 7 ч. [4] Состав трудовых услуг, факторы их экономической результативности. Методы оценки трудовых услуг в экономике. Направления устранения различий в заработной плате. Практическое занятие № 5. Финансово-кредитная система. Банки – 6 ч. [3; 7] Экономическая сущность банков как элемента рыночной инфраструктуры. Деньги как товар. Эффективность направлений реформирования банковской системы. Практическое занятие № 6. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности – 8 ч. [5; 7] Цели государственной регламентации структуры организационно-правовых форм бизнес-деятельности. Формы контроля общественной эффективности бизнес-структур. Формы проявления и направления устранения административных препятствий развития бизнес-структур. 5.1.2.2.2 Практические занятия 6-го семестра Практическое занятие № 7. Конкуренция и ограничение монополистической деятельности – 2 ч. [1; 2; 9] Определение доминирующего положения на рынке. Формы недобросовестной конкуренции. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Практическое занятие № 8. Налоговая система – 2 ч. [1; 2; 9] Фискальная, социальная и стимулирующая функции налоговой системы. Направления совершенствования налоговой системы в Российской Федерации. Практическое занятие № 9.Ценовая политика предприятия – 2 ч. [2; 8] Цена как механизм рыночного равновесия. Методы экономического воздействия на активность товарных рынков через ценовую политику. Практическое занятие № 10. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности – 7 ч. [1; 2; 9] Методические положения разработки бизнес-планов. Краткое содержание разделов бизнес-программ. Методические положения исследования конкурентных преимуществ конкурентов. Методические положения исследования конкурентных преимуществ продуктов производителей-конкурентов. Оценка финансовой эффективности (окупаемости) бизнес-программ. Практическое занятие № 11 Управление инвестициями – 4 ч. [1; 2; 9] Структура инвестиционных проектов (программ). Оценка социальной, технической, производственной, региональной эффективности инвестиций. Оценка рисков инвестиционной деятельности. Практические занятия являются индивидуальной учебной деятельностью студентов. Она оценивается по 100-балльной шкале. При этом учитываются: - правильность выполнения задания; - своевременность защиты. 5.1.2.3 Курсовая работа При разработке использованы требования из СТП 12400-02. Методические рекомендации и задания к курсовой работе представлены в Приложении Б. Работа над курсовой работой состоит из следующих этапов (в скобках указывается номер учебной недели, на которой соответствующий этап должен быть выполнен) Этап № 1. Формулируются основные направления деятельности компании, уникальные торговые преимущества производства заданного продукта (6) - 10 ч. [1; 3; 8; 10; 12] Этап № 2. Анализ состояния рынка функционирования компании. Разработка стретегии маркетинга и концепции ценообразования (6) – 10ч. [1; 8; 10; 12] Этап № 3. Разработка технологической схемы организации производства. Обоснование плана производства продукции по структуре, объемам и периодам. Оценка рисков. Анализ конкурентов.(7) - 10 ч. [1; 8; 10; 12] Этап № 4. Разработка себестоимости продукции. Разработка сметы затрат на производство. Формирование финансового плана и фонансовой стратегии (8) - 10 ч.. [1; 8; 10; 12] Этап № 5. Расчеты прогрессивности и эффективности инвестиционной программы. Разработка резюме (9) -10 ч [1; 8; 10; 12] Этап № 6. Оформление и защита курсового проекта (10) - 52 ч. [1; 2; 8; 11; 13; 14; 15; 17; 21; 22] 5.1.2.4 Самостоятельная работа студентов При разработке использованы требования из СТП 12005-2004. 5.1.2.3.1 Самостоятельная работа студентов 5-го семестра Самостоятельная работа № 1. Биржевая деятельность в структуре рыночного механизма – 2 ч. [1; 3] Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» Самостоятельная работа № 2. Эмиссионные ценные бумаги - 2 ч. [1; 2; 9] Гражданский кодекс РФ, Глава 7 «Ценные бумаги» Самостоятельная работа № 3. - 2 ч. [1; 2; 9] Подгототовка к контрольному опросу № 1 Самостоятельная работа № 4. Банки - 2 ч. [1; 2; 9] Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» Самостоятельная работа № 5. Страховая деятельность – 2 ч. [2; 8] Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» Самостоятельная работа № 6. - 2 ч. [1; 2; 9] Подгототовка к контрольному опросу № 2 Самостоятельная работа № 7. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности - 2 ч. [1; 3] Гражданский кодекс РФ. Глава 4 «Юридические лица» Самостоятельная работа № 8. - 2 ч. [1; 2; 9] Подгототовка к контрольному опросу № 3 5.1.2.3.2 Самостоятельная работа студентов 6-го семестра Самостоятельная работа № 9. Конкуренция и ограничение монополистической деятельности - 2 ч. [1; 3] Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Самостоятельная работа № 10. - 2 ч. [1; 2; 9] Подгототовка к контрольному опросу № 1. Самостоятельная работа № 11. Налоговая система – 2 ч. [2; 8] Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Самостоятельная работа № 12. - 2 ч. [1; 2; 9] Подгототовка к контрольному опросу № 2. Самостоятельная работа № 13. Внешне-экономическая деятельность – 2 ч. [1; 3] Самостоятельная работа № 14. - 2 ч. [1; 2; 9] Подгототовка к контрольному опросу № 3. Самостоятельная работа № 15. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности – 2 ч. [1; 3] Самостоятельная работа № 16. Управление инвестициями – 3 ч. [2; 8] 5.1.3 Формы и содержание текущей аттестации и итоговой оценки по дисциплине Текущая аттестация за первый семестр содержит следующие контрольные точки: - контрольный опрос по теме № 1. Проводится на 5-й неделе; - контрольный опрос по теме № 2-3. Проводится на 11-й неделе; - контрольный опрос по теме № 4-5. Проводится на 16-й неделе; Текущая аттестация за второй семестр содержит следующие контрольные точки: - контрольный опрос по теме № 6-8. Проводится на 5-й неделе; - контрольный опрос по теме № 9-11. Проводится на 11-й неделе; - контрольный опрос по теме № 12-13. Проводится на 15-й неделе. Вид итоговой оценки – 1 семестр – зачет; 2 семестр – экзамен. Контролирующие материалы по дисциплине находятся в Приложении Б: - Б.1 – тесты текущего контроля; - Б.2 – тесты итогового контроля; - Б.3 – тесты проверки остаточных знаний. Рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов соответствует существующему «Положению о модульно-рейтинговой системе квалиметрии учебной деятельности студентов» (Приложение В – памятка студенту).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|