Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рабочая программа дисциплины




СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

__________________________________________________________________

                                

Система менеджмента качества.

Образовательный стандарт

высшего профессионального

образования АлтГТУ.                                                        Введен

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ                                          впервые

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы бизнеса»

___________________

                                 Дата введения _______________

                                                  

                                                       УТВЕРЖДАЮ

Начальник УМУ

                                   Павловский Е.В.

                                  Дата__________________


ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Стандарт дисциплины устанавливает общие требования к содержанию, структуре, объему дисциплины СД.05.4 «Основы бизнеса» и условиям ее реализации в АлтГТУ.

1.2 Действие стандарта распространяется:

– на студентов, обучающихся по специальности 351400 «Прикладная информатика (по областям)», область-экономика;

- на преподавателей и сотрудников структурных подразделений, имеющих отношение к образовательному процессу по дисциплине.


НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте дисциплины использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 1.5-92 ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам;

ГОСТ 7.1-84 СИБИД. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления;

СТП 12310-04 Образовательный стандарт учебной дисциплины;

СТП 12005–2004 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Самостоятельная работа студентов. Общие требования;

СТП 12100–02 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Требования к фонду квалификационных заданий и тестов.

    СТП 12400–2004 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Курсовой проект (курсовая работа);

СТП 12701 – 03 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Практические и семинарские занятия. Общие требования к организации, содержанию и проведению.


ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

БМ – баланс мощностей.

Бюд – бюджетирование.

КВ – капитальные вложения.

КП – кадровая политика.

Нал – налогообложение.

ОбС – оборотные средства.

ОС – основные средства.

ОПФ – основные производственные фонды.

ПиР – прибыль и рентабельность.

ПМ – производственная мощность.

ПТ – производительность труда.

ЭП – эффективность предприятия.

ЭЭ – экономическая эффективность.

ЭЭф – экономический эффект.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Краткая характеристика курса

Курс «Основы бизнеса» является одной из основных дисциплин специальности 351400 «Прикладная информатика (по областям)», область-экономика. Предметом изучения в рассматриваемом курсе являются логические взаимосвязи экономических явлений и процессов, происходящих в субъектах рыночных отношений. В курсе «Основы бизнеса» изучаются методы функционирования структур и хозяйствующих субъектов исходя из форм их взаимодействия в экономических процессах.

4.2 Цель преподавания курса

Целью преподавания дисциплины «Основы бизнеса» является ознакомление студентов с основами организации предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений, а также с основными организационно-правовыми положениями организации хозяйственной деятельности товаропроизводителей и принципами их взаимодействия с субъектами рынка. Достижение поставленных целей позволит осознанно ориентироваться в сложной, динамичной и противоречивой социально-экономической обстановке, характерной для переходной стадии экономики.

4.3 Задачи изучения курса

В ходе изучения курса «Основы бизнеса» ставятся следующие задачи:

- получение базовых знаний по организации и развитию предпринимательской деятельности;

- ознакомление с задачами и методами взаимодействия бизнеса с субъектами инфраструктуры рынков;

- получение знаний и некоторых практических навыков по планированию и организации бизнес-процессов по производству потребительных стоимостей.

Задачи решаются организацией лекционного курса и практических занятий, прeдусматривающего подготовку и выполнение лабораторных работ.


В результате изучения курса студенты должны:

а) знать:

- основные положения экономической теории рыночных отношений;

- основы государственного права и хозяйственного законодательства;

- принципы и формы первичного учета и статистической отчетности предприятий, структуру показателей их финансово-хозяйственной деятельности;

- методы маркетинговой деятельности;

- элементы информатики и вычислительной техники.

б) уметь:

- структурировать информационное пространство некоторой предметной области;

- строить различные СЕИ (информационную, машинную, программно-алгоритмическую, модель обработки данных);

- использовать полученные знания при выполнении заданий курсового проектирования и практики при изучении других дисциплин;

- конструировать экономические документы для выбранной предметной области;

в) иметь навыки:

- анализа и оценки результативности функционирования субъектов рыночных отношений;

- проектирования и анализа эффективности бизнес-программ;

- анализа и оценки методов организации инвестиционной деятельности в регионе.

4.4 Место дисциплины в учебном плане

Курс «Основы бизнеса» предусматривает использование знаний студентов, полученных в ходе изучения ими следующих дисциплин:

- «Экономическая теория» – знание основных экономических законов и закономерностей макро и микроэкономики;

- «Статистика (социально-экономическая)» – умения и навыки в области сбора, обработки и интеграции статистических данных;

- «Экономика различных организационно-правовых форм» – знание понятий: производственная программа, себестоимость продукции, индекс цен, уровень производительности труда и заработная плата, экономия, эффективность, экономический эффект.

Знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Основы бизнеса», используются студентами в ходе изучения курса «Экономика организации» и в процессе дипломного проектирования.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И УСЛОВИЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Паспорт дисциплины

 

 

Кафедра «Информационные системы в экономике»

Дисциплина СД.05.4 «Основы бизнеса»

Статус дисциплины: обязательная

Специальности 351400 «Прикладная информатика (по областям)», область-экономика

Форма обучения: очная

Объем дисциплины: 238 часа

                              Распределение по видам занятий

Семестр

Учебные занятия (час.)

Наличие курсовых проектов (КП),

курсовых работ (КР), расчетных заданий (РЗ)

Форма итоговой аттестации (зач., экз.)

Аудиторные

СРС

всего лекции лабораторные занятия практические занятия (семинары)
5 170 34 - 34 102 - зач.
6 68 17 - 17 34 КР экз.

5.1.2 Виды и содержание занятий по дисциплине

Изучение рассматриваемого курса предусматривает чтение лекций, проведение лабораторных работ и самостоятельную работу студентов.

5.1.2.1 Лекции

В лекциях излагается основное содержание разделов программы на основе проблемного подхода в тесной связи с задачами подготовки специалистов, определенными квалификационной характеристикой и государственным образовательным стандартом специальности «Прикладная информатика (по областям)», область - экономика.

5.1.2.1.1 Лекции 5-го семестра

Лекция № 1. Основы рыночной экономики - 4 ч. [1; 3]

Сущность предпринимательской деятельности и ее место в рыночной экономике.

Рынки, как совокупность товарных рынков, рынков средств производства, сырья, капитала, труда и т.д. на основе равновесия спроса и предложений на материальные и финансовые ресурсы.

Субъекты рыночных отношений, схема их взаимодействия. Сегментация потребительских товарных рынков.

    Лекция № 2. Биржевая деятельность в структуре рыночного механизма – 6 ч. [2; 3]

    Биржи, их статус, организационное строение. Товарные, фондовые и валютные биржи. Задачи и права биржи.

Правила биржевой торговли: биржевой товар, биржевые торги, биржевые сделки. Биржевой арбитраж. Брокерские конторы, биржевые брокеры. Правовое регулирование биржевой деятельности.

Лекция № 3. Фондовый рынок. Эмиссионные ценные бумаги – 8 ч. [1; 2]

    Понятие собственности на средства производства: частная, коллективная, общественная и государственная формы собственности.

    Выпуск и обращение эмиссионных ценных бумаг: акции, облигации, векселя. Рынок ценных бумаг: функции, формы организации, участники (эмитенты, инвесторы, профессиональные участники).

Законодательство Российской Федерации в области фондового рынка и рынка ценных бумаг.

Лекция № 4. Рынок труда – 8 ч. [4]

    Экономическое значение рынка труда в структуре рыночного механизма. Спрос и предложение на рынках трудовых услуг.

    Заработная плата как выражение трудовых услуг на рынке труда. Механизмы формирования заработной платы. Причины возникновения устойчивых различий в заработной плате.

Лекция № 5. Финансово-кредитная система. Банки. – 8 ч. [1; 3]

    Структура финансово-кредитной системы государства. Роль банков в хозяйственном механизме. Денежное обращение. Инфляция.

    Кредитная политика. Кредитование хозяйствующих субъектов. Ипотека. Процентная ставка. Дисконтирование.

5.1.2.1.2 Лекции 6-го семестра

Лекция № 6. Страховая деятельность – 1 ч. [3; 7]

    Понятие, содержание и структура страховой деятельности. Правовое обеспечение страховой деятельности в Российской Федерации.

    Экономическая функция страховой деятельности в структуре бизнес-отношений.

Системы страхований. Признаки страховых отношений. Структура и модель функционирования страховых организаций.

Лекция № 7. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности – 2 ч. [5; 7]

    Субъекты предпринимательской деятельности: физические и юридические лица (классификация, структура). Коммерческие и некоммерческие структуры.

    Хозяйственные товарищества и хозяйственные общества.

    Малые предприятия как субъекты предпринимательской деятельности.

    Формы предпринимательства без образования юридического лица.

Государственный контроль создания, реорганизации, ликвидации хозяйствующих субъектов и их объединений.

Лекция № 8. Конкуренция и ограничение монополистической деятельности – 2 ч. [1; 2; 9]

    Понятия (терминология) монополистической деятельности и конкуренции в практике и законодательстве Российской Федерации.

    Государственное регулирование концентрации капитала и развития конкуренции на товарных рынках.

Основные направления государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции, механизм их реализации, структура органов государственного контроля.

Лекция № 9. Налоговая система – 2 ч. [2; 5]

    Понятие налога. Функции налогов. Принципы налогообложения. Цель налоговой системы как элемента рыночных отношений. Объект и субъект налога.

Классификация налогов, методы их начисления и уплаты. Система контроля налоговой дисциплины.

Лекция № 10. Ценовая политика предприятия – 2 ч. [5]

Рыночный механизм ценообразования. Ценовые стратегии бизнеса. Уникальные торговые предложения.

    Методы регулирования цен: административный и рыночный.

    Концепции ценообразования, ценообразующие факторы. Функции цен в экономике. Ценовое стимулирование спроса.

    Влияние инфляционных процессов на ценовую политику предприятия.

    Лекция № 11. Управление внешнеэкономической деятельностью – 1 ч. [2; 8]

    Правовая основа внешнеэкономической деятельности. Формирование экспортной и импортной программы предприятия.

    Организация внешнеэкономических контактов. Торгово-промышленная палата: задачи, методы работы.

Лекция № 12. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности – 3 ч. [7]

Бизнес-план как обоснование целесообразности и эффективности предпринимательской программы.

Структура бизнес-плана. Схема, методика и организация его разработки. Система экспертизы и оценки эффективности бизнес-программ.

Лекция № 13. Управление инвестициями – 4 ч. [4; 7; 9]

Понятие инвестиций. Классификация инвестиций. Реальные, финансовые и портфельные инвестиции.

Планирование инвестиций. Альтернативные проекты.

Методы оценки эффективности инвестиционных программ. Учет рисков при оценке инвестиций. Инновации как эффективное направление инвестиций.

5.1.2.2 Практические занятия

Согласно СТП 12 701 - 03 практические занятия имеют своей целью:

- развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления и творческой активности студентов;

- закрепление, углубление и расширение знаний учебной дисциплины.

По характеру выполняемых задач практические занятия подразделяются на:

- обучение студентов практическим приемам и методам анализа теоретических положений и концепций учебной дисциплины;

- приобретение студентами умений и навыков использования современных теоретических и научно-технических методов и устройств в решении конкретных практических задач.

Основная форма выполнения практических занятий – решение различных экономических задач, поиск рационального решения с последующим анализом полученных результатов.

Предусмотрено выполнение следующих практических занятий.

5.1.2.2.1 Практические занятия 5-го семестра

Практическое занятие № 1. Основы рыночной экономики – 4 ч. [1; 3]

Цели и задачи предпринимательской деятельности.

Схема рыночного механизма: структура, принципы работы.

Структура и механизм взаимодействия товарных рынков и факторов производства.

Практическое занятие № 2. Биржевая деятельность в структуре рыночного

механизма – 4 ч. [2; 3]

Биржа как участник рыночных отношений.

Структура товарно-сырьевой биржи.

Организация биржевых торгов.

Виды биржевых сделок и формы их заключения.

Практическое занятие № 3. Фондовый рынок. Эмиссионные ценные бумаги – 5 ч. [1; 2]

Признаки собственности на средства производства.

Назначение эмиссионных ценных бумаг, их роль в организации бизнес-процессов.

Понятие дивиденда и дисконта.

Критерии эффективности ценных бумаг.

Практическое занятие № 4. Рынок труда – 7 ч. [4]

Состав трудовых услуг, факторы их экономической результативности.

Методы оценки трудовых услуг в экономике.

Направления устранения различий в заработной плате.

Практическое занятие № 5. Финансово-кредитная система. Банки – 6 ч. [3; 7]

Экономическая сущность банков как элемента рыночной инфраструктуры.

Деньги как товар.

Эффективность направлений реформирования банковской системы.

Практическое занятие № 6. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности – 8 ч. [5; 7]

Цели государственной регламентации структуры организационно-правовых форм бизнес-деятельности.

Формы контроля общественной эффективности бизнес-структур.

Формы проявления и направления устранения административных препятствий развития бизнес-структур.

5.1.2.2.2 Практические занятия 6-го семестра

Практическое занятие № 7. Конкуренция и ограничение монополистической деятельности – 2 ч. [1; 2; 9]

Определение доминирующего положения на рынке. Формы недобросовестной конкуренции. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Практическое занятие № 8. Налоговая система – 2 ч. [1; 2; 9]

Фискальная, социальная и стимулирующая функции налоговой системы. Направления совершенствования налоговой системы в Российской Федерации.

Практическое занятие № 9.Ценовая политика предприятия – 2 ч. [2; 8]

Цена как механизм рыночного равновесия.

Методы экономического воздействия на активность товарных рынков через ценовую политику.

Практическое занятие № 10. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности – 7 ч. [1; 2; 9]

Методические положения разработки бизнес-планов.

Краткое содержание разделов бизнес-программ.

Методические положения исследования конкурентных преимуществ конкурентов.

Методические положения исследования конкурентных преимуществ продуктов производителей-конкурентов.

Оценка финансовой эффективности (окупаемости) бизнес-программ.

Практическое занятие № 11 Управление инвестициями – 4 ч. [1; 2; 9]

Структура инвестиционных проектов (программ).

Оценка социальной, технической, производственной, региональной эффективности инвестиций.

Оценка рисков инвестиционной деятельности.

Практические занятия являются индивидуальной учебной деятельностью студентов. Она оценивается по 100-балльной шкале.

При этом учитываются:

- правильность выполнения задания;

- своевременность защиты.


5.1.2.3 Курсовая работа

При разработке использованы требования из СТП 12400-02.

Методические рекомендации и задания к курсовой работе представлены в Приложении Б.

Работа над курсовой работой состоит из следующих этапов (в скобках указывается номер учебной недели, на которой соответствующий этап должен быть выполнен)

Этап № 1. Формулируются основные направления деятельности компании, уникальные торговые преимущества производства заданного продукта (6) - 10 ч. [1; 3; 8; 10; 12]

Этап № 2. Анализ состояния рынка функционирования компании. Разработка стретегии маркетинга и концепции ценообразования (6) – 10ч. [1; 8; 10; 12]

Этап № 3. Разработка технологической схемы организации производства. Обоснование плана производства продукции по структуре, объемам и периодам. Оценка рисков. Анализ конкурентов.(7) - 10 ч. [1; 8; 10; 12]

Этап № 4. Разработка себестоимости продукции. Разработка сметы затрат на производство. Формирование финансового плана и фонансовой стратегии (8) - 10 ч.. [1; 8; 10; 12]

Этап № 5. Расчеты прогрессивности и эффективности инвестиционной программы. Разработка резюме (9) -10 ч  [1; 8; 10; 12]

Этап № 6. Оформление и защита курсового проекта (10) - 52 ч. [1; 2; 8; 11; 13; 14; 15; 17; 21; 22]

5.1.2.4 Самостоятельная работа студентов

При разработке использованы требования из СТП 12005-2004.

5.1.2.3.1 Самостоятельная работа студентов 5-го семестра

Самостоятельная работа № 1. Биржевая деятельность в структуре рыночного механизма – 2 ч. [1; 3]

Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»

Самостоятельная работа № 2. Эмиссионные ценные бумаги - 2 ч. [1; 2; 9]

Гражданский кодекс РФ, Глава 7 «Ценные бумаги»

Самостоятельная работа № 3. - 2 ч. [1; 2; 9]

Подгототовка к контрольному опросу № 1

Самостоятельная работа № 4. Банки - 2 ч. [1; 2; 9]

Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности»

Самостоятельная работа № 5. Страховая деятельность – 2 ч. [2; 8]

Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Самостоятельная работа № 6. - 2 ч. [1; 2; 9]

Подгототовка к контрольному опросу № 2

Самостоятельная работа № 7. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности - 2 ч. [1; 3]

Гражданский кодекс РФ. Глава 4 «Юридические лица»

Самостоятельная работа № 8. - 2 ч. [1; 2; 9]

Подгототовка к контрольному опросу № 3

5.1.2.3.2 Самостоятельная работа студентов 6-го семестра

Самостоятельная работа № 9. Конкуренция и ограничение монополистической деятельности - 2 ч. [1; 3]

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Самостоятельная работа № 10. - 2 ч. [1; 2; 9]

Подгототовка к контрольному опросу № 1.

Самостоятельная работа № 11. Налоговая система – 2 ч. [2; 8]

Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Самостоятельная работа № 12. - 2 ч. [1; 2; 9]

Подгототовка к контрольному опросу № 2.

Самостоятельная работа № 13. Внешне-экономическая деятельность – 2 ч. [1; 3]

Самостоятельная работа № 14. - 2 ч. [1; 2; 9]

Подгототовка к контрольному опросу № 3.

Самостоятельная работа № 15. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности – 2 ч. [1; 3]

Самостоятельная работа № 16. Управление инвестициями – 3 ч. [2; 8]

5.1.3 Формы и содержание текущей аттестации и итоговой оценки по дисциплине

Текущая аттестация за первый семестр содержит следующие контрольные точки:

- контрольный опрос по теме № 1. Проводится на 5-й неделе;

- контрольный опрос по теме № 2-3. Проводится на 11-й неделе;

- контрольный опрос по теме № 4-5. Проводится на 16-й неделе;

Текущая аттестация за второй семестр содержит следующие контрольные точки:

- контрольный опрос по теме № 6-8. Проводится на 5-й неделе;

- контрольный опрос по теме № 9-11. Проводится на 11-й неделе;

- контрольный опрос по теме № 12-13. Проводится на 15-й неделе.

Вид итоговой оценки – 1 семестр – зачет; 2 семестр – экзамен.

Контролирующие материалы по дисциплине находятся в Приложении Б:

- Б.1 – тесты текущего контроля;

- Б.2 – тесты итогового контроля;

- Б.3 – тесты проверки остаточных знаний.

Рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов соответствует существующему «Положению о модульно-рейтинговой системе квалиметрии учебной деятельности студентов» (Приложение В – памятка студенту).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...