Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Административно-правовой статус предприятий и учреждений — это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие или учреждение приобретает и реализует в процессе осуществления следующих действий: — создания предприятия или учреждения; — государственной регистрации предприятия или учреждения; — получении лицензии на занятие определенными видами деятельности; — определении круга вопросов и полномочий государственных органов по отношению к предприятию; — ведении и предоставлении бухгалтерской и статистической отчетности и т. п.1 Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, можно разделить на три основные группы: 1) нормы, которые касаются предприятий всех форм собственности; 2) нормы, касающиеся государственных предприятий и учреждений; 3) нормы, которые адресуются негосударственным предприятиям и организациям. Первая группа норм устанавливает принципы взаимодействия предприятий и учреждений с органами исполнительной власти, которые закрепляют невмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов, государственную регистрацию предприятий и учреждений, обязательность ведения ими бухгалтерского и статистического отчета, предоставление государственным органам информации, необходимой для налогообложения и т. п. Кроме этого, устанавливается обязанность для предприятий и учреждений всех форм собственности соблюдения экологического, земельного законодательства, правил безопасности ведения работ, правил безопасности труда, санитарно-эпидемиологических, антимонопольных норм и т. п. Уполномоченные органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением соответствующего законодательства и в этой части имеют право вмешиваться в деятельность предприятий и организаций, применяя к ним средства государственного принуждения в случае невыполнения требований, установленных законодательством.
В определенных случаях предприятия и учреждения должны получать разрешение на осуществление отдельных видов деятельности. Особенность норм второй группы в том, что они устанавливают права и обязанности государственных предприятий и организаций, собственником которых является государство. В полномочия государственных органов входит создание таких предприятий, определение предмета и целей деятельности, утверждение устава, управление организацией, реорганизация и ликвидация. Должностные лица государственных предприятий и учреждений имеют полномочия государственно-властного характера. Административно-правовой статус государственных предприятий не является одинаковым, он зависит от правового режима имущества предприятия. Так, как уже отмечалось, административно-правовой статус казенного предприятия, которое имеет имущество на праве оперативного управления, отличается от статуса государственного предприятия, которое обладает имуществом согласно праву полного хозяйственного ведения. Третья группа норм устанавливает права и обязанности для негосударственных предприятий и организаций, роль государства проявляется здесь в установлении правовых норм и контроля за их соблюдением. Влияние государства более ограничено, оно не решает конкретных вопросов их учреждения, определение предмета деятельности, организации управления. Эти и прочие вопросы решают учредители предприятия или уполномоченные ими органы, предприниматели. Значение таких решений для государственных органов состоит в их правомерности или неправомерности как юридических фактов1.
Влияние государства на негосударственные предприятия является специфическим, оно не имеет характера государственного руководства их деятельностью. Вопрос создания и ликвидации предприятий и учреждений урегулированы в действующем законодательстве Украины, в частности, в Законе Украины «О предприятиях в Украине», Законе Украины «О хозяйственных обществах», Положении о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Украины 25 мая 1998 года и др. Предприятия и учреждения могут создаваться собственником, уполномоченным лицом, государственными органами или органами местного самоуправления. Учредительными документами государственных предприятий и учреждений может быть устав или положение. Для негосударственных предприятий учредительными документами признаются устав или учредительный договор, или же наличие и устава и договора в зависимости от организационной формы. Для государственной регистрации подаются документы, перечень которых установлен законодательством. Порядок легализации юридических лиц предусматривает два вида такой легализации: нормативно-явочный и разрешительный. Государственная регистрация предприятия или учреждения в качестве юридического лица является моментом их создания. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для общего ознакомления. Нарушение установленного законом порядка создания юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица. Отказ в государственной регистрации по другим мотивам (нецелесообразность и т. п.) не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также промедление с ее проведением могут быть обжалованы в суде. В единый государственный реестр вносятся сведения об организационно-правовой форме юридического лица, его наименование (фирменное наименование), местонахождение, органы управления, филиалы и представительства, цель учреждения, а также другие сведения, если этого требует закон. Изменения учредительных документов также подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, предусмотренных законом, — с момента извещения органа, который осуществляет государственную регистрацию, о таких изменениях. Юридические лица и их участники не имеют права ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, которые действовали с учетом этих изменений.
Юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам (слияние, присоединение, разделение) или в результате ликвидации. Юридическое лицо считается прекращенным после внесения записи о прекращении в единый государственный реестр юридических лиц. Прекращение юридического лица в процессе восстановления его платежеспособности или банкротства определяется законом. Прекращение деятельности предприятий и учреждений в виде ликвидации или реорганизации возможно по решению учредителей или суда. Основанием для ликвидации являются: — решение собственника имущества, уполномоченного им органа, или органа, уполномоченного на это учредительными документами; — решение суда в случае банкротства или систематического осуществления деятельности юридического лица без соответствующего разрешения (лицензии), с нарушением законодательства или запрещенной законодательными актами. За созданием, ликвидацией и реорганизацией предприятий установлен государственный контроль, который осуществляется Антимонопольным комитетом. Такой контроль имеет целью недопущение создания монопольных образований, ограничение конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке. Поэтому необходимо согласие данного органа на создание, слияние или присоединение коммерческих объединений. Порядок и условия создания отдельных видов предприятий и учреждений устанавливаются соответствующим специальным законодательством Украины. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий и учреждений являются производными от общего правового режима осуществления исполнительной власти. Они проявляются в системе правовых норм, определяющих отношения органов исполнительной власти с предприятиями и учреждениями.
Общий правовой режим предусматривает подзаконность деятельности органов исполнительной власти, обязанных придерживаться и выполнять законы, устанавливающие права и обязанности предприятий и учреждений. Противоправные акты и действия органов исполнительной власти, ограничивающие самостоятельность предприятий и учреждений, могут быть обжалованы и подлежат отмене соответствующими органами. Предприятия, учреждения, организации имеют право на обращение в суд с иском о признании недействительными актов государственного управления, противоречащих закону и ущемляющих права и законные интересы юридических лиц. Нормами административного права устанавливаются ограничения права собственности для разных видов юридических лиц. Не ограничивая состав, количество и стоимость объектов, которые могут находиться в собственности юридического лица, законодатель устанавливает исключения из этого правила с учетом публичного, общегосударственного интереса. В соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины «О праве собственности на отдельные виды имущества» от 17 июня 1992 г. утвержден перечень видов имущества, которое не может находиться в собственности граждан, их объединений, юридических лиц негосударственных форм собственности. Это оружие, боеприпасы (кроме охотничьего и пневматического оружия и боеприпасов к нему, а также спортивного оружия, которое можно приобрести с разрешения органов внутренних дел), ракетно-технические комплексы, боевая техника, взрывчатые вещества и орудия взрыва, отравляющие вещества, наркотические, психотропные, сильнодействующие лечебные средства, противоградные установки, государственные эталоны единиц физических величин и т. п. Кроме этого, Законом от 7 июля 1999 г. установлен перечень объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации. Целый ряд видов деятельности, в соответствии с Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 1 июня 2000 г., и другими нормативными актами, может быть осуществлен лишь при наличии специального разрешения (лицензии). Лицензия — это специальный документ, выданный компетентным государственным органом предприятиям, дающий право на осуществление отдельных видов деятельности. К видам деятельности, для осуществления которых необходима лицензия, в частности, относятся:
— юридическая практика; — ветеринарная практика; — медицинская практика; — судебно-экспертная деятельность; — страховая деятельность; — поиск (разведка) и эксплуатация месторождений полезных ископаемых; — производство, ремонт и реализация спортивного, охотничьего оружия и боеприпасов к ним, холодного оружия, создание охотничьих стендов, создание и содержание стрелковых тиров, стрельбищ; — добыча драгоценных металлов и драгоценных камней; — изготовление и реализация опасных химических веществ в соответствии с перечнем, который определяется Кабинетом Министров Украины; — оптовая торговля спиртом этиловым, алкогольными напитками и табачными изделиями, а также розничная торговля. Кроме лицензий, для занятия некоторыми видами деятельности может выдаваться также разрешение (в т. ч. согласование): выдача разрешения на специальное использование природных ресурсов местного значения, на проведение подрывных работ, согласование проектов конструкций транспортных средств в части соблюдения требований обеспечения безопасности дорожного движения, утверждение технических условий, технологических инструкций и т. п. Соответствующие разрешения предоставляются также и на размещение определенных объектов. В частности, речь идет о разрешении на сооружение объектов градостроительства, согласование проектов землеустройства, постройки предприятий и сооружений. Государство, устанавливая права и обязанности государственных и негосударственных организаций в сфере административного права, предусматривает разнообразные средства влияния на данный вид коллективных субъектов с целью обеспечения их надлежащего поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|