Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет

Восточный факультет

 

 

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры японской филологии   протокол от.. 2006 №   Заведующий кафедрой доц., канд. филол. наук ________________ /Рыбин В.В./ УТВЕРЖДАЮ декан Восточного факультета   ___________________________ /проф. Е.И.Зеленев/

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Грамматика Старояпонского Языка»

ОПД.Ф. 00 (СД.00) специальность - 030800

«Востоковедение. Африканистика»

 

 

Разработчик:

 

доц., канд. филол. наук Рыбин В.В.

 

Рецензент:

доц., канд. филол. наук Смирнова Н.В.

Санкт-Петербург

2006 г.


Организационно-методический раздел

 

1.1. Цель изучения дисциплины: Цель курса – дать представление студентам об основных особенностях старояпонского языка, привив навыки работы с комментированными текстами, вошедшими в классическое литературное наследие Японии.

1.2. Задачи курса: курс предназначен для преподавания в течение одного года обучения (бакалавриат, 5 и 6 семестры). Задача заключается в ознакомлении студентов с особенностями старописьменного японского языка (Бунго), прочтении образцов текстов и их переводе при использовании комментариев и словарей.

 

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Дисциплина «Грамматика старояпонского языка» является базовой в подготовке востоковедов-филологов и историков и служит основой для изучения старояпонского языка (СЯЯ) для приобретения навыков и умений работы с классическими текстами литературы, культуры и истории.

Требования к уровню освоения дисциплины ОПД.Ф.00 (CД. 00) «Грамматика Старояпонского Языка»

- Овладение чтением текстов, в которых использована историческая орфография, архаичная лексика и грамматика, отличающиеся существенно от современного японского языка.

- Приобретение навыков пользования толковыми словарями устаревшей лексики.

Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля

 

Всего аудиторных занятий 64 часа
из них: - лекции 36 часов
- практические занятия 28 часов
Самостоятельная работа студента 112 часов
Итого (трудоемкость дисциплины) 180 часов

Изучение дисциплины по семестрам

 

Лекции Практические занятия Формы контроля
5-й Семестр
30 час. 6 час. 2 контрольные работы, зачет
6-й Семестр
6 час. 28 час. 2 контрольные работы, экзамен

 

Содержание дисциплины

3.1.-3.2. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий

 

ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (36 часов - лекц.)

 

Тема 1 «Что такое БУНГО?» (2 часа)

Термин «бунго» (文語) в широком смысле трактуется как «письменный язык». В более узком значении – «старописьменный японский язык». Бунго играл важную роль на протяжении многих веков в общественно-языковой практике Японии. Бунго лег в основу классического японского языка, на котором написано большинство литературных памятников и произведений японской художественной литературы. Бунго – язык науки, официальной документации, журналистики. Бунго до сих пор не утратил своего значения: он функционирует в пословицах и поговорках, в «крылатых словах и выражениях», в поэзии, во время церковных служб, в традиционном японском театре. Без знания основ БУНГО невозможно всеобъемлющее знакомство с литературными и историческими письменными памятниками Японии. Бунго – язык, который сосуществовал с современным японским языком до 1945г., отличаясь от последнего своей фонетикой, орфографией, лексикой и грамматикой.

 

Тема 2 «О происхождении японского языка. Историческая фонетика и орфография» (2 часа)

Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о происхождении и родственных связях японского языка. По определению одних ученых японский язык – язык, стоящий вне какой-либо семьи в рамках генеалогической классификации, по определению других – как смешанный, сформировавшийся путем соединения тунгусских и австронезийских языков (САКИЯМА Осаму). По мнению третьих, японский язык родственный тамильскому (одному из дравидийских, южно-индийских языков) (О:НО Сусуму). Е.Д.Поливанов рассматривал японский язык как «гибридный» язык, состоящий из элементов характерных для австронезийских и алтайских языков. Существует и точка зрения, согласно которой японский язык отпочковался от прото-японско-корейского и распространился с юга о.Кюсю в другие районы Японии в У-Ш вв. до н.э. (ИНОУЭ Фумио).

На основании лексикостатистического метода С.А.Старостин пришел к выводу о том, что «японский язык относится к алтайской семье (причем внутри этой семьи он, по-видимому, больше всего сближается с корейским), а все австронезийские элементы, которые в нем обнаруживаются, являются сравнительно недавними заимствованиями, проникшими из австронезийского субстрата».

Далее в лекции сообщаются сведения о фонологической системе БУНГО и исторической орфографии (歴史的仮名遣ひ – рэкиситэки-канадзукаи).

Разбор стихотворения いろは歌 (ироха-ута), отражающего особенности исторической орфографии.

 

Тема 3 «Имя существительное. Падежная система СЯЯ и ее отличия от современной. Местоимения в СЯЯ. Числительные и наречия» (4 часа)

Понятие ТАЙГЭН (体言) – неизменяемые слова. Имя существительное и особенности падежной системы (てにをは – тэниоха) в СЯЯ. Функции падежных показателей, имеющие отличия от современной падежной системы.

Классификация местоимений (代名詞 – даймэйси), их разнообразие.

Числительные японского (数詞 – су:си) и китайского происхождения.

Наречие (副詞 – фукуси) в СЯЯ.

 

Тема 4 «Глагол в СЯЯ. Спряжения глаголов. Отличия глагольных парадигм от современных глаголов» (6 часов)

Понятие Ё:ГЭН (用言) – изменяемые слова. Глагол (動詞 – до:си). Типы глаголов. Парадигмы собственно глаголов в СЯЯ. Правильные (глаголы четырехступенчатого, верхнего одноступенчатого, нижнего одноступенчатого, верхнего двухступенчатого, нижнего двухступенчатого типа) и неправильные глаголы (неправильные глаголы, изменяющиеся по столбцам СА, КА, НА, РА).

«Предикативные прилагательные» (形容詞 – кэйё:си). Их типы и отличия от современных «предикативных прилагательных».

 

Тема 5 «Глагольные связки. Их особенности в СЯЯ» (2 часа)

Типы связок (連辞 – рэндзи). Связки в сочетании с «полупредикативными прилагательными» (形容動詞 – кэйё:до:си).

 

Тема 6 «Категория отрицания» (2 часа)

Способы образования отрицательных форм Ё:ГЭНов.

 

Тема 7 «Прошедшее время глаголов. Формы перфекта» (6 часов)

Описание формантов, придающих значение прошедшего времени и перфекта Ё:ГЭНов.

 

Тема 8 «Залоги. Формы страдательного и побудительного залогов в СЯЯ» (4 часа)

Образование залоговых форм Ё:ГЭНов в СЯЯ, отличия от современных залогов. Особенности парадигм залоговых форм собственно глаголов.

 

Тема 9 «Адъективные глаголы. Прилагательные в СЯЯ. Наклонения ё:гэнов» (4 часа)

О понятии «прилагательное» в СЯЯ. Типы адъективных глаголов или несобственно глаголов. О других классах прилагательных и их функционировании в текстах СЯЯ.

Краткие сведения о наклонениях Ё:ГЭНов (повелительное, запретительное, императивное, видимости, гипотетическое, дубитативное).

 

Тема 10 «Категории вежливости в БУНГО» (4 часа)

Способы передачи вежливости: префиксация, особая лексика, грамматические конструкции.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (34 часа - практ.)

 

Чтение и проработка текстов из «Кодзики», «Манъёсю», «Кокинвакасю», «Макура-но соси», «Такэтори-моногатари», «Исэ-моногатари», «Хрестоматии по истории Японии» (Д.М.Позднеева 1906 г.).

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Особенности БУНГО. Фонетика, орфография, лексика.

2. Имя существительное. Особенности падежной системы СЯЯ. Местоимения, числительные и наречия в СЯЯ.

3. Типы спряжений (парадигм) глаголов.

4. Особенности глаголов-связок в СЯЯ по сравнению с современным японским языком.

5. Времена глаголов в СЯЯ.

6. Отрицательные формы глаголов.

7. Прошедшее время глаголов.

8. Перфектные формы глаголов.

9. Наклонения в СЯЯ.

10. Залоги в СЯЯ.

11. Адъективные глаголы и прилагательные в СЯЯ.

12. Категории вежливости в СЯЯ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...