Инновационные технологии в экономике
Несмотря на то, что термин «инновация» сегодня не нов, его много раз произносят сегодня и при этом подчеркивают его некоторое почти бытовое значение. Управленцы и экономисты предприятий и учреждений оперируют этим термином, стараясь подчеркнуть свою экономическую грамотность, но в реальности мало кто ясно представляет – что же все-таки стоит за этим словом. Для чего требуется инновации на предприятии, как они протекают и какие приемы и процессы требуются для инноваций? Инновация, в нашем понимании, – это такое изменение в первоначальной структуре производственной системы, которое приводит к возникновению качественного нового ее состояния. Поэтому условимся в дальнейшем считать, что инновация – это целевое изменение в функционировании предприятия (учреждения) как системы. Основоположник экономического описания инноваций Й. Шумпетер, впервые выделил пять типов нововведений: 1. использование новой техники или новых технологий производства и / или сбыта; 2. внедрение новой продукции с новыми свойствами; 3. использование нового сырья; 4. изменения в организации производства и управления предприятием; 5. появление новых рынков сбыта. Несмотря на такое разнообразие инноваций, сегодня существует достаточно мощный инструмент создания, внедрения и поддержки нововведений. Это маркетинг. Маркетинг способствует инновационному процессу через изменения в организационной структуре и управленческих процедурах и методах. Поэтому первым по значимости нововведением следует считать организационные и управленческие изменения (вся дальнейшая работа будет посвящена инновациям в сфере управления и организации).
В общих чертах инновационный процесс состоит из трех этапов: разработка – выдвижение инициативы, предложения, идеи или проекта возможного решения какой-либо проблемы, который после проработки выльется в инновацию; внедрение – научно-техническая, экспериментальная или организационная деятельность, целью которой является начало инновации и поддержание необходимого хода ее протекания; распространение – использование уже однажды освоенной инновации в новых условиях или местах применения. Несмотря на указанную последовательность указанных этапов, такое расположение часто становится нерентабельным с точки зрения фактора времени. Поэтому их уплотнение по степени выполнения в параллельном режиме становится насущной потребностью. Перекрытие указанных этапов, их наложение друг на друга позволяет выполнять ускорение разработки, внедрения и распространения инноваций, постановки всего процесса на долговременную основу как бы в «конвейерном» режиме. Этот режим невозможен без учета жизненного цикла продукции (либо инновации). Дело в том, что ускорение научно-технического прогресса сокращает время полезного использования и получения экономического эффекта от внедрения инноваций. Часто такие изменения происходят не последовательно, а спонтанно, скачкообразно, что не позволяет использовать традиционные методы анализа и прогнозирования. Жизненный цикл продукции (инновации) отражает количественные изменения потребностей (спроса) и состоит из пяти этапов: 1. внедрение продукции; 2. рост производства в соответствии с растущей потребностью; 3. зрелость продукции; 4. насыщение потребностей; 5. снижение потребности под влиянием повышения требований либо внедрения других инноваций. Рассмотрим содержание отдельных фаз подробнее: 1. Внедрение инноваций связано с информированием потенциальных потребителей о технико-экономических свойствах продукции через маркетинг, рекламу и сбытовую деятельность. Одновременно идет учет и быстрая реакция на замечания, опыт и предложения потребителей по поводу выпущенной продукции (инновации);
2. Рост производства наступает в результате устоявшегося спроса на продукцию, когда произошло определение всех требуемых ее характеристик, отработаны производственные и сбытовые процессы, налажен послепродажный сервис; 3. Зрелость продукции наступает в период расширения сбыта, интенсификации и улучшения отдельных элементов производственных, сбытовых и управленческих процессов; 4. Насыщение является «началом» кризиса продукции, вызванное ее технико-экономическими параметрами. Она быстро устаревает и перестает отвечать запросам потребителей, растет их давление с целью добиться качественных улучшений в характеристиках либо снижения цены; 5. Сокращение характеризуется значительными трудностями со сбытом. В уже обкатанном производстве это ведет к чрезмерному росту запасов и, в конце концов, к неизбежной остановке. Классификация инноваций с точки зрения их структурной характеристики следующая: Инновации на «входе» в предприятие как систему. Это предполагает целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, т.е. производственных ресурсов. Инновации «на выходе» из предприятия как системы. Целевое качественное или количественное изменение результатов хозяйственной деятельности предприятия, например, выпускаемых изделий, услуг, технологий (иначе говоря производственного продукта). Инновации структуры предприятия как системы. Это может быть целевое изменение в производственных, обслуживающих и вспомогательных процессах, причем как по качеству или количеству, так и по организации и способу обеспечения. Кроме того, существует классификация инноваций по отдельным сферам деятельности предприятия: технологические инновации, направленные на создание новой продукции, технологий и материалов; производственные инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности и изменение соотношения мощности производственных единиц;
экономические инновации, обращенные на изменения методов и способов хозяйствования, снижение издержек производства, улучшение конечных финансовых результатов; торговые инновации, которые направлены на модификацию в торговой деятельности, в ценовой политике, предложение сопутствующих торговых услуг, расширение системы и методов сбыта продукции; социальные инновации, связанные с улучшением условий и характера труда, социального обеспечения, психологического климата и внутренних взаимоотношений; инновации в области управления, предполагают улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации. Довольно часто в практике ведущих развитых стран для определения инноваций применяется следующая простая схема ответов на вопросы: что производится? как производится? для кого производится? В зависимости от ответов на них формируется та ил иная классификация инноваций, с точки зрения того, что они изменяют на предприятии. Как правило – это предполагает четыре основных вида инноваций: инновации продукции; инновации процессов (технологические); инновации персонала (человеческого фактора); инновации управленческой деятельности. Основу инновационной политики на промышленных предприятиях ведущих отраслей создают инновации продукции. Это залог их конкурентоспособности и экономического роста. Но главным по значимости считаются управленческие инновации, так как именно человек является носителем управленческой деятельности, главной движущей силой реализации инноваций как формы (организации), так и методов, способов и средств управленческой работы. Необходимо подчеркнуть, что на предприятии не существуют изолированные инновации. Они, как правило, взаимосвязаны друг с другом и проводятся либо последовательно либо параллельно. Внедрение и проведение инноваций в одной сфере деятельности предприятия так или иначе затрагивает другие сферы и приводит к внедрению инноваций в них.
Здесь необходимо остановиться на качественной стороне инновационного процесса. Это можно сделать на основе «порядковой» классификации, включающей в себя восемь ступеней: Инновации нулевого порядка (регенерирование первоначальных свойств) – изменение, с целью сохранить и обновить существующие функции производственной системы или ее части; Инновации первого порядка (изменение количества) – простое целевое приспособление к количественным требованиям при сохранении функций производственной системы или ее части; Инновации второго порядка (перегруппировка или организационное изменение) – простые организационные передвижки для обеспечения лучшей организации производственной системы или ее части; Инновации третьего порядка (адаптационные изменения) – изменения, вызванные взаимным приспособлением элементов производственной системы, ведущие к повышению эффективности ее в целом; Инновации четвертого порядка (новый вариант) – частичные функциональные изменения в рамках производственной системы или ее части, возникновение «вариантов» с новыми полезными свойствами или измененными параметрами; Инновации пятого порядка (новое «поколение») – изменение большинства или всех первоначальных свойств производственной системы, с сохранением базовой структурной концепции; Инновации шестого порядка (новый «вид») – качественной изменение функциональных свойств производственной системы или ее части, с модификацией первоначальной концепции; Инновации седьмого порядка (новый «род») – коренное изменение в функциональных свойствах производственной системы или ее части, которое меняет ее основной функциональный принцип. В целом можно заметить, что порядок инновации является не только «мерой» характера и интенсивности изменений производственной системы. Порядок может выступать и в качестве меры сложности управления инновационным процессом. Чем выше порядок инновации, тем более высокие требования, предъявляемые к управлению инновационным процессом. Зависимость меры от порядка в данном случае нелинейна. Если инновации низших порядков (от 0 до 4, включительно) как количественные изменения можно относительно просто обеспечить в рамках обычной системы управления без увеличения ее сложности, то инновации более высокого порядка (от 5 до 7) требуют иного подхода. Здесь требуется создание системы стратегического и тактического управления, четкого обеспечения ресурсами, разработка и оптимизация плана проведения взаимосвязанных инновационных процессов. Это в растущей степени относится к каждому более высокому порядку инноваций.
Необходимо отметить, что чем более высокий порядок инноваций, тем более он чувствителен к внешним воздействиям. Передовые предприятия на Западе стали проводить инновационную политику, основанную на предвидении изменений, пытаясь реагировать на первые, еще слабые сигналы будущего развития науки и техники. Создавая и обеспечивая для своевременной адаптации относительно стабильные «резервные» стратегии развития. Предприятия на практике чувствуют не только необходимость внедрения инноваций, но и растущую потребность в управлении инновационными процессами. При этом особенно актуализируется способность своевременно: с опережением предусмотреть инновационные возможности; сконцентрировать ресурсы; комплексно и быстро управлять всем инновационным процессом; минимизировать риск неправильного выбора и запаздывания. В этом случае гибкое управление инновационными процессами становится необходимостью. Своевременность принятия необходимых решений обеспечивается стратегией управления инновациями. Она входит как составная часть в общую стратегию развития предприятия. Смысл стратегии управления инновациями заключается в том, что она позволяет своевременно концентрировать усилия менеджеров на освоении и использовании перспективных достижений научно-технического прогресса. Эти обеспечивается стабильная динамика инноваций в интересах достижения целей предприятия, а также создаются условия для долгосрочной эффективности его деятельности.
Заключение Время, в которое мы живем – это время постоянных изменений и поиска ответов на вновь возникающие вопросы в условиях неопределенности в окружающем нас мире. Научные исследования свидетельствуют, что намеченные в Концепции инновационной политики Российской Федерации инновационные меры осуществляются далеко не полно, а это сдерживает выход из чрезмерно затянувшегося кризиса и переход к оживлению экономики на основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции, укрепления ее позиций на внутреннем рынке и внешнем. Не происходит пока и крупномасштабного освоения высокотехнологичной наукоемкой продукции с использованием потенциала конверсии и технологий двойного назначения. Задачи и приоритеты государственной инновационной политики должны найти отражение и конкретизацию в федеральных стратегических документах, создающих механизм реализации концепции социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. Необходимо определять задачи и механизмы инновационной политики на региональном и местном уровнях в стратегических документах и инновационных программах, утверждаемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, отражающей специфику регионов и приоритеты федеральной инновационной политики. Работа в области инновационной политики государства не только в технологической, но и в социально-политической, управленческой, экономической областях только начинается.
Список используемой литературы
1. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1996. 2. Маренков Н.Л. Инноватика: Учебн. Пособие: – М.: Ком. Книга, 2005. 3. Плотинский Ю.М. Модель социальных процессов. – М.: Логос, 2001. 4. Социальная инноватика в управлении: муниципал. финанс. – производ. группы: учебн. пособие для вузов / В.Н. Иванов, С.Б. Мельников (и др.); под общ. Ред. В.Н. Иванова, С.Б. Мельникова: Академия наук социал. технологий и местн. самоуправл. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Муниципальный мир, 2006.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|