Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция паттернов взаимодействия




Границы

 

Границы системы или подсистемы представляют собой «правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии» (Minuchin, 1974, р. 53). Рассмотрим в качестве примера семью Уорнеров, обратившихся к психотерапевту в связи с тем, что их сын Томми отказывался играть во дворе. Психотерапевт с целью поместить проблему в семейный контекст решил обсудить с членами семьи правила, регламентирующие внесемейные отношения. Границы семейной системы Уорнеров формировались следующим образом:

 

  1. Папа может поддерживать дружеские отношения с мужчинами – коллегами по работе и время от времени посещать вместе с ними спортивные матчи. В любых других общественных мероприятиях должна принимать участие супруга. Папе разрешается поддерживать дружеские отношения с женщинами только в том случае, если они намного старше его.
  2. Мама занята неполный рабочий день и может поддерживать дружеские отношения с коллегами, но во внерабочее время ей позволительно встречаться с ними лишь в исключительных случаях. Любой такой случай заранее оговаривается.
  3. Дети, Томми (5 лет) и его младшая сестра Черил (3 года), обычно вместе играют на заднем дворике.
  4. Пригласить в дом другого ребенка имеет право лишь мать, но не дети. Томми может пойти поиграть к кому-нибудь из детей только по предварительной договоренности между матерями.
  5. Несмотря на то, что сестра мистера Уорнера с семьей проживают в соседнем квартале, они, как и другие родственники, видятся только в «плановом порядке», заранее договариваясь об этом по телефону или письменно.
  6. Знакомые Уорнеров знают, что хорошим тоном будет позвонить и заранее договориться о визите.

 

Эти семейные правила формируют известную всем членам семьи ее внешнюю границу. Этого было достаточно до тех пор, пока Томми не стал испытывать потребность в большей автономии, чтобы поддерживать дружеские отношения за пределами семьи. По мере взросления Томми все чаще стал заходить к соседям или приглашать приятеля из соседнего двора зайти и поиграть вместе. Вскоре он начал заходить в дом кузины отца, подолгу там задерживаясь. Отныне мать Томми вынуждена была контактировать с соседями и родственниками не по собственной воле, а вследствие вылазок сына во внешний мир. В связи с изменением потребностейчленов семьи возникла необходимость выработки новых правил, регламентирующих границу семейной системы.

Каждая семья вырабатывает свои собственные правила, а границы семей имеют неодинаковую гибкость и проницаемость. В некоторых случаях границы чересчур ригидные (негибкие), что затрудняет адаптацию членов семьи к новой ситуации. Проницаемость границы характеризует возможность преодоления членами семьи границы системы или подсистемы. Иногда семейные границы отличаются высокой проницаемостью, тогда границы становятся диффузными или неопределенными, что ведет к избыточному доступу (вмешательству) в семейную систему других членов семьи или общества. Некоторые семьи имеют непроницаемые границы с внешним миров или между подсистемами семьи, что ограничивает необходимый доступ друг к другу или возможность сообщаться с внешним миром. Не стоит ли задуматься над тем, каковы гласные и негласные правила в вашей собственной семье? Возможно, вы будете удивлены, особенно если сопоставите свод семейных правил со своими ценностями и установками в отношении контактов с внесемейным окружением.

Границы (или четко определенные трансакционные паттерны) существуют, как мы видели на примере семьи Уорнеров, не только вокруг самой семейной системы. Это способы взаимодействия между индивидами и подсистемами, настолько хорошо знакомые и привычные, что альтернативные варианты взаимодействия даже не рассматриваются. Паттерн взаимодействий между индивидами из различных подсистем получил в структурной семейной психотерапии название границ подсистем. Так, ребенок испытывает определенный дистресс, когда мать и отец что-то горячо обсуждают друг с другом. Обычно ребенок, пытаясь справиться с внутренним дискомфортом, тем или иным способом прерывает их разговор. Для этого имеются поистине безграничные возможности. Ребенок может попытаться привлечь внимание, дергая родителей за одежду или прося печенье, требуя с ним поиграть или вынуждая прибежать на кухню на звук разбитой банки с вареньем. Традиционный способ реагирования на подобное поведение ребенка во время спора родителей существенно влияет на формирование границы супружеской подсистемы. С одной стороны, родители могут предложить ребенку не вмешиваться в их разговор, сказав, например, «мама с папой разговаривают, не мешай». С другой стороны, родители могут тут же забыть о размолвке, немедленно реагируя на просьбу ребенка. В последнем случае граница вокруг супружеской подсистемы становится более зыбкой, поскольку разногласия между супругами не удалось урегулировать, что, скорее всего, скажется и на всех остальных сферах их взаимоотношений. Если этот сценарий будет развиваться в заданном направлении, то не исключено, что муж в гневе или раздражении после ссоры с женой отругает ребенка за пролитое варенье, а затем обвинит жену в беспечности за то, что она оставила банку в пределах досягаемости для ребенка. Вместо того чтобы наказать ребенка, жена может почувствовать себя незаслуженно оскорбленной и объединиться с ребенком, считая его и себя жертвами несправедливости.

Границы супружеской подсистемы в приведенном примере будут определяться тем, каким образом родители реагируют на попытки ребенка прервать их взаимодействие. Единственной трансакции не достаточно для того, чтобы сформировать правило взаимодействия. Если же тот или иной вид взаимодействия повторяется, то формируется паттерн или устанавливается граница, определяющая поведение членов семьи в случае супружеского конфликта.

Концепция границ тесно связана с другим важным положением структурной семейной психотерапии, а именно с концепцией вмешивающегося поведения. С. Минухин (Minuchin, 1974) описывает ось, на одном конце которой располагаются семьи с чрезмерно проницаемыми или диффузными границами между подсистемами. Так, об избыточной проницаемости границ, не способных защитить супружескую подсистему, можно говорить в том случае, когда муж и жена позволяют ребенку вмешиваться в свой конфликт. Сверхпроницаемость границ означает, что члены семьи «перемешаны» в семейной системе, утратили собственную автономию и не отвечают за свои поступки (то есть не учатся самостоятельно преодолевать свои проблемы). На другом конце этой воображаемой оси находятся семьи с непроницаемыми, или ригидными, границами. Члены таких семей мало контактируют друг с другом. Эти семьи представляют собой группу автономных индивидов. Их автономия сочетается с отсутствием взаимной поддержки. С. Минухин (Minuchin, 1974) называет такие семьи разобщенными (disengaged).

Подводя итог сказанному, отметим, что границы представляют собой правила взаимодействия, регламентирующие условия и способ поведения каждого из участвующих в этом взаимодействии членов семьи. Правила определяются структурой семьи, вытекают из стереотипных трансакций и меняются с течением времени. Границы семейных систем характеризуются различной гибкостью и проницаемостью и варьируются от диффузных, с проявлениями вмешивающегося поведения, до ригидных, в случае разобщенных семей.

Эволюция паттернов взаимодействия

 

Мы обсудили основные теоретические концепции, которые служат ядром структурной семейной психотерапии. Семейный организм функционирует на многих структурных уровнях. Семья как система вырабатывает определенные правила стереотипного поведения, которые регулируют ее жизнедеятельность. В каждый момент жизненного цикла семьи все ее члены имеют специфические потребности, связанные с поддержанием жизнеспособности и возрастными изменениями (Terkelsen, 1980), то есть нуждаются в пище, крове и безопасности (для поддержания жизнеспособности), а также в эмоциональном участии, поддержке и опеке (для роста и развития).

Семья вырабатывает методы функционирования, позволяющие удовлетворять все эти сложные, иногда противоречивые потребности. Требования к семейной системе постоянно меняются в связи с переменами, касающимися ее членов. Каждый этап жизни сопряжен с появлением у членов семьи новых потребностей. Так, семейная пара с маленькими детьми имеет совершенно иные потребности, нежели пара, чьи дети уже учатся в колледже. Выработка определенных стереотипов удовлетворения тех или иных потребностей упрощает процесс принятия решений. Соответственно, семья, подобно другим системам, организует свои функции в определенную структуру, в которой отражается специфика сфер ее жизнедеятельности.

Молодая бездетная семья имеет сравнительно простую структуру. Потребности супругов связаны в основном с их собственной семьей и родительскими семьями. Пара экспериментирует с различными способами удовлетворения этих зачастую противоречащих друг другу потребностей.

 

Молодожены, мистер и миссис Бэббс, стремились как можно больше времени проводить вместе. Однако им каждый вечер звонила мать жены, потому что ей «хотелось с кем-нибудь поболтать». Когда же звонка от нее долго не было, супруги начинали тревожиться, и жена сама звонила матери. Эта молодая семья столкнулась с необходимостью удовлетворять разнонаправленные потребности. Неудовлетворенность каждого из них и пары в целом сложившейся ситуацией толкала на поиски приемлемого решения, удовлетворяющего всех. Так, муж корил жену за ее зависимость от матери и отзывался о теще в пренебрежительном тоне. В свою очередь, жена пыталась объяснить муж, что ее мать одинока и хочется ее поддержать. Кроме того, супруги предпринимали и другие попытки изменить ситуацию: муж уходил ужинать к себе в кабинет или изыскивал повод для того, чтобы подольше задержаться на работе, а жена старалась сократить продолжительность разговоров с матерью.

 

Эта пара пыталась выработать варианты поведения для защиты своих формирующихся отношений (внешних границ семьи), усматривая выход в изменении взаимоотношений жены с родительской семьей. Существует множество приемлемых способов решения подобной проблемы. Например, методом проб и ошибок со временем можно прийти к компромиссу, когда муж и жена остаются наедине по выходным, а в иное время жена продолжает общаться со своей матерью. Кроме того, муж может находить все больше удовлетворения в работе, а также в занятиях в тиши своего кабинета. В этом случае все три стороны создают структуру (стереотипные, повторяющиеся действия), которая хоть и далека от совершенства, но приносит удовлетворение всем (Terkelsen, 1980). Теркелсен называет небольшие изменения, связанные с адаптацией в процессе развития и не затрагивающие структуру системы, изменениями первого уровня. Структура семьи Бэббсов характеризуется небольшим перевесом значимости для мужа его работы (там находят удовлетворение все больше его потребностей), в то время как жена с тещей по-прежнему продолжают интенсивно общаться. При этом супружеский конфликт так и остался неразрешенным, хотя и стал менее интенсивным. Коль скоро сформировалась определенная структура (Aponte & Van Deusen, 1981), семья способна функционировать и поддерживать состояние стабильности в отсутствие сильных стрессов.

Речь в данном случае идет об отсутствии важных стрессоров, происходящих за пределами семейной системы (например, потеря работы) или в ее рамках (например, болезнь или рождение ребенка). Состояние, когда «ничего не меняется», конечно, не может длиться вечно. Структура, которая удовлетворительно функционировала на одном этапе развития, может оказаться несостоятельной на другом этапе, в связи с изменением ситуации.

Для того чтобы проследить дальнейшую эволюцию семейной структуры, давайте вновь обратимся к семье Бэббсов, у которых уже родилась дочь. Жена сама становится матерью, муж отцом, а мать жены, соответственно, – бабушкой. Их новые роли предъявляют новые требования не только к родительскому поведению, но и к социальными и межличностными ожиданиями. Таким образом, на когнитивном уровне все члены семьи испытывают потребности, основанные на нормах, усвоенных в родительской семье и принятых в данной культуре. Эти потребности выражаются в виде тех или иных установок и стереотипов поведения в родительской роли.

К структуре, вполне приемлемой для молодой бездетной пары, отныне предъявляются дополнительные требования, которые обусловлены необходимостью в удовлетворении потребностей ребенка и потребностей, обусловленных родительской ролью. Давайте рассмотрим на примере семьи Бэббсов, как нарушается функционирование старой семейной структуры под действием новых стрессоров.

 

Миссис Бэббс проводит большую часть времени в заботах о маленькой дочке. Материнство приносит ей радость. Близкие отношения с бабушкой позволяют принять ее помощь по хозяйству (уборку, приготовление пищи и т. д.). Мистер Бэббс рад рождению дочери, однако испытывает раздражение из-за присутствия своей тещи. Теперь он сожалеет, что раньше слишком мало времени проводил с женой, ведь теперь и те немногие часы, которые они прежде проводили вместе, отнимает ребенок или бабушка. Существующая семейная структура требует от него оставить попытки сблизиться с женой и сконцентрироваться на работе. Проводя с женой все меньше и меньше времени, муж испытывает раздражение по отношению к обеим женщинам, своей жене и ее матери. Его раздражительность приводит к тому, что жена уже не очень-то стремится к общению с ним. И вновь семья переживает период тревоги и напряжения, пытаясь по-новому построить свои отношения, чтобы удовлетворить возросшие потребности семейной системы в целом.

 

Семья Бэббсов нуждается в новой структуре отношений, небольшие изменения здесь уже не помогут. Изменение второго уровня (Terkelsen, 1980) предполагает трансформацию не только на операциональном, но и на структурном уровне. Таким образом, невозможна простая корректировка найденного на предыдущем этапе жизненного цикла семьи компромисса, как в изменении первого уровня; неудовлетворенные потребности требуют поиска совершенно новых способов взаимодействия. Перестройка системы и поиск альтернативных вариантов взаимодействия требуют некоторого времени.

 

Через месяц, полный заботами исключительно о ребенке, миссис Бэббс, следуя совету матери, решила наладить близкие отношения с мужем (восстановить супружескую подсистему). Бабушка, устав от непривычной нагрузки, также захотела больше времени проводить дома. Все заинтересованные лица, каждый по-своему, искали альтернативных вариантов взаимодействия. Тем не менее запуск адекватного паттерна взаимодействия зачастую требует уникального сочетания событий. К тому же работоспособная структура формируется лишь после неоднократного повторения определенного вида взаимодействия. В семье Бэббсов таким событием стала годовщина свадьбы. Мистер Бэббс разослал приглашения на обед, а миссис Бэббс попросила мать посидеть с внучкой. Бабушка согласилась, но при условии, что девочку привезут к ней (отражение ее собственной потребности в автономии). Не отдавая себе сознательно отчета в том, что в этот вечер закладывается новая структура отношений, все члены семьи замечательно провели время. Мистер и миссис Бэббс возобновили близкие отношения, отмечая, что давно так хорошо не отдыхали. По дороге домой они остановились у дома бабушки, чтобы забрать ребенка, причем, по словам бабушки, девочке у нее понравилось. Кроме того, бабушка сказала, что, пожалуй, останется дома и отдохнет. Мистер Бэббс, чувствуя себя более свободно, поблагодарил ее и даже немного поболтал. Мистер и миссис Бэббс поехали домой и вместе уложили дочку спать. Они еще немного посидели у кроватки девочки, не подозревая о том, что в этот момент закладываются основы родительской подсистемы.

 

Неожиданно для всех членов семьи новый вид взаимодействия оказался весьма продуктивным и удовлетворял потребности каждого. Если такое взаимодействие распространилось бы и на другие сферы семейной жизни, оно бы вскоре закрепилось в новой семейной структуре. Остается надеяться, что со временем семья будет иметь менее проницаемые границы между поколениями, обновленную супружескую подсистему, а также зачатки родительской подсистемы. Структура такой семьи также недолговечна и должна быть достаточно гибкой, чтобы удовлетворять меняющиеся потребности.

Пример семьи Бэббсов иллюстрирует эволюцию структуры семьи в сторону более адекватного функционирования. Не во всех семьях это бывает именно так. Прежде чем перейти к рассмотрению техник вмешательства, давайте обратимся к структуре дисфункциональной семьи – очевидной мишени для применения той или иной техники.

Дисфункциональные семьи

 

Семейные психотерапевты структурного направления считают семейную систему адекватно функционирующей в том случае, если она обеспечивает взаимную поддержку и автономию отдельных своих членов. Обеспечение динамического равновесия между разнонаправленными функциями – обеспечения поддержки и предоставления автономии – это всегда компромисс. Для оценки адекватности семейного взаимодействия следует ответить на вопрос: «Предоставляет ли семья возможности для удовлетворения потребности в развитии всех ее членов?». Ответ на этот вопрос частично зависит от социальных условий и культуры семьи. Психотерапевты структурного направления отрицают существование универсальной, единственно правильной структуры, подходящей для любой семьи независимо от времени и обстоятельств. Напротив, по их мнению, структура семьи должна прежде всего соответствовать имеющимся потребностям. Таким образом, лишь вопрос о том, позволяет ли данная структура удовлетворять потребности каждого члена семьи в данное время и в данных условиях, действительно имеет смысл. В случае отрицательного ответа семейная система считается дисфункциональной. Апонте и Ван Деусен (Aponte & Van Deusen, 1981) предлагают систему классификации дисфункциональных семей. Их подход к оценке структурной дисфункции основан на характеристике таких категорий, как границы, расстановка сил и распределение власти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...