Консультирование по потребностно-мотивационным проблемам
Определим прежде всего, что мы далее будем называть потребностно-мотивационными проблемами. Это, в первую очередь, такие проблемы, которые возникают и проявляются, например, в утрате человеком интереса к людям, к работе, к происходящему вокруг него. Следствием возникновения потребностно-мотивационных проблем становится снижение активности человека, потеря цели, смысла жизни. При возникновении таких проблем, несомненно, страдает дело и люди, вовлеченные в него, причем не только те, к которым данный человек утратил интерес, но и сам этот человек, так как перестает получать от других людей стимулы, поддерживающие на нормальном уровне его человеческое существование. Теряя интерес к людям, человек фактически лишается возможности общения с ними и хронически недополучает то, что необходимо ему самому для поддержания своего психологического благополучия. Хорошо известно, что люди, обладающие достаточно широкими интересами и множеством самых разнообразных потребностей, физически и морально чувствуют себя намного лучше, чем те, у кого не развиты познавательные интересы и ограничен круг общения. Это связано с тем, что мотивационно богатый человек обычно намного более активен, чем мотивационно бедный человек. Повышенная же активность – это основной признак и главное условие благополучного человеческого существования. Как установить, что для клиента, обратившегося в психологическую консультацию, характерны проблемы именно мотивационно-потребностного плана? Об этом можно судить, например, по следующим частным признакам. Во-первых, проблемный в плане мотивации человек почти всегда выглядит апатичным и усталым. Это, в свою очередь, чаще всего является естественным следствием отсутствия у него выраженного интереса к людям и к происходящему вокруг него. Основным стимулом социальной активности человека являются его мотивы и потребности.
Во-вторых, человек, у которого слабо развита мотивационная сфера, как правило, мало интересуется тем, что происходит с ним и с другими людьми, и почти никак не реагирует на то, на что обычно довольно живо и эмоционально откликаются другие люди. Такой человек заметно выделяется среди окружающих его людей именно своими неэмоциональными реакциями на происходящее. В-третьих, человек, имеющий проблемы потребностно-мотивационного плана, довольствуется тем, что у него уже есть, даже если это явно меньше того, что ему на самом деле нужно и на достижение чего он по праву мог бы рассчитывать, приложив небольшие усилия. В дополнение к наблюдению за клиентом можно прибегнуть к помощи специальных психологических тестов. Они, однако, в отличие, например, от тестов характера, чаще всего являются специфическими и позволяют диагностировать лишь отдельные потребности, мотивы и интересы человека, а не всю его мотивационную сферу в целом. Поэтому, прежде чем обращаться к психологическому тестированию мотивации, желательно собрать об изучаемом человеке всю доступную информацию и, обобщив ее, сформулировать вполне конкретную гипотезу о его мотивационной проблеме. Только после этого можно будет точно подобрать необходимые психологические тесты и, воспользовавшись ими, получить нужную и достаточно точную информацию о мотивации клиента. Допустим, что психолог-консультант уже определил, что у клиента действительно имеются проблемы, связанные с мотивацией. Этого, однако, недостаточно для того, чтобы сразу же непосредственно приступить к их практическому решению. Необходимо также сориентироваться в том, что явилось подлинной причиной возникновения у клиента данной мотивационной проблемы, и уточнить, в чем она конкретно состоит.
Рассмотрим в этой связи некоторые типичные случаи возникновения у человека проблем мотивационного характера, а также их возможные причины и жизненные проявления. Проблема 1. Отсутствие у человека, например у ребенка, интереса к тому, к чему он естественно должен бы был проявлять повышенный интерес. Такой проблемой, к примеру, может стать нежелание приобретать те или иные полезные для жизни знания, умения, навыки. Одной из вероятных причин появления у человека такой проблемы может стать то, что он живет лишь сиюминутными интересами, в число которых не входит приобретение знаний, умений и навыков на будущее. В них у данного человека просто нет необходимости, так как они не нужны для удовлетворения его сиюминутных потребностей. Еще один показательный пример: ребенок определенного возраста может быть занят интересными играми и общением со сверстниками, но не испытывать никакой потребности в приобретении знаний, умений и навыков, к которым побуждают его взрослые люди. И до тех пор, пока то, на чем настаивают взрослые люди, не окажется непосредственно связанным с актуальными потребностями ребенка, вряд ли можно будет рассчитывать на усиление его интереса к приобретению знаний, умений и навыков. Другой возможной причиной отсутствия интереса может быть привычка вовсе не думать о будущем, заранее к нему не готовиться. В этом случае практическое решение мотивационной проблемы видится в том, чтобы побудить человека задуматься о своем будущем, сделать так, чтобы он осознал, что его личное благополучие завтра будет прямо зависеть от того, что он сделает сегодня. Дать понять это детям довольно трудно потому, что их поведение непосредственно и импульсивно, а также потому, что у них отсутствует жизненный опыт и собственный разум не настолько еще развит, чтобы без посторонней помощи понять справедливость требований взрослых людей и, исходя из этого, начать всерьез готовить себя к будущему. Вместе с тем, решить эту задачу в детстве вполне возможно, потому что детство – это такое время, которое само по себе сориентировано на будущее. Важно только добиться того, чтобы в сознании ребенка его будущее не представлялось чем-то непонятным и абстрактным, а выглядело бы как вполне конкретное, реальное, связанное с актуальными интересами и потребностями.
Третьей возможной причиной возникновения обсуждаемой проблемы может стать несвязанность тех знаний, умений и навыков, к усвоению которых стараются стимулировать данного человека окружающие, с теми его потребностями, которыми он живет в настоящее время. В силу этого обстоятельства навязываемые человеку знания и умения кажутся ему совершенно не нужными и у него не возникает серьезных стимулов к их освоению в данный момент времени. Проблема 2. Отсутствие у клиента какой-либо достаточно весомой, серьезной жизненной цели, определяющей смысл его существования. Это психологически весьма глубокая мотивационная проблема, неразрешенность которой чревата для человека далеко идущими последствиями. Цель жизни, если она имеется у человека, стимулирует его к систематическим занятиям различными видами деятельности, делая тем самым жизнь вполне осмысленной и достаточно интересной для человека. Целью жизни обычно становится то, что соответствует самым важным жизненным потребностям человека – таким, от удовлетворения которых данный человек может получить наиболее сильное, эмоционально положительное подкрепление. У всех людей с детства, как правило, есть определенная жизненная цель. Но если она является единственной и практически не достижимой в силу ряда объективных и субъективных причин или если, добившись этой цели, человек не получает ожидаемого эмоционального удовлетворения, то наступает разочарование, частично или полностью утрачивается смысл жизни. Старая, привычная жизненная цель пропадает, а новая не появляется. Для того чтобы этого не произошло, человек не должен ограничивать свои жизненные устремления одной-единственной целью. Если это ребенок, то его с детства необходимо обучать и воспитывать таким образом, чтобы у него было несколько взаимно дополняющих или взаимно заменяющих друг друга жизненных целей. Речь идет о таких целях, стремление к каждой из которых будет способствовать достижению других целей, а утрата одной из них не сделает жизнь данного человека полностью бессмысленной. Иными словами, каждый человек должен иметь в своей жизни несколько разных целей, достаточных для того, чтобы при любых жизненных утратах у него оставалась хотя бы одна из важных жизненных целей.
Если взрослый человек, который имеет одну-единственную жизненную цель, вдруг неожиданно утрачивает ее и его жизнь в результате этого становится бесцельной (бессмысленной), то с таким человеком необходимо проводить специальную и достаточно длительную психотерапевтическую работу, используя, например, процедуру логотерапии по В. Франклу. Суть этой процедуры состоит в том, чтобы человеку, потерявшему прежнюю, актуальную для него цель и утратившему в результате этого смысл жизни, открыть, что в действительности жизнь настолько богата и интересна, что в ней каждый человек сможет при желании выбрать для себя не одну, а несколько новых, достаточно интересных, привлекательных жизненных целей. Важно, однако, при этом добиться того, чтобы клиент, приняв новую для себя жизненную цель и приступив к ее реализации, сразу же смог получить необходимые эмоциональные положительные подкрепления. Проблема 3. Суть данной проблемы – отсутствие у человека выраженного стремления к достижению поставленной цели, когда он или не приступает к практическим действиям по ее реализации, или, приступив к таким действиям и потерпев первые неудачи на этом пути, прекращает усилия, направленные на преодоление возникших препятствий. В основе данной мотивационной проблемы могут лежать следующие возможные причины: 1. Недостаточная уверенность человека в себе, низкая самооценка, заниженный уровень притязаний. 2. Слаборазвитый мотив достижения успехов. 3. Слишком сильно развитый мотив избежания неудачи. В первом из указанных случаев человек не предпринимает должных усилий, направленных на достижение поставленной цели, и это происходит потому, что он не уверен в себе или не убежден в том, что сможет этой цели достичь. Данную отрицательную мотивационную тенденцию обычно усиливает и низкая самооценка. Человек в этом случае недооценивает свои способности и, исходя из этого, ошибочно полагает, что ему никогда не удастся добиться успехов. Что же касается заниженного уровня притязаний, то он обычно приводит к тому, что человек просто не ставит перед собой отдален.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|