Дикая природа и окружающая среда
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Окружающая среда требует бережного к себе отношения: дикую природу можно потревожить, а земля и растительность могут пострадать от чрезмерного использования. Окружающая среда также включает людей, живущих в зоне проведения соревнований, стены, заборы, сельскохозяйственные угодья, здания и другие постройки и т. д. Обычно есть возможность не допустить причинения вреда даже самым экологически уязвимым зонам. Опыт и исследования показывают, что даже крупные мероприятия можно проводить в уязвимых зонах без нанесения непоправимого ущерба, если соблюдать необходимые меры предосторожности и правильно планировать трассы. Крайне важно, чтобы планировщик трасс обеспечил доступ к выбранной местности и проследил за тем, чтобы все уязвимые зоны на местности были заблаговременно выявлены. СМИ и зрители Планировщик маршрута должен постоянно думать о поддержании на должном уровне публичной репутации ориентирования как вида спорта. Планировщик маршрута должен прикладывать все усилия к тому, чтобы предоставить журналистам и зрителям возможность как можно внимательнее следить за ходом соревнований, если это не угрожает справедливости соревнований.
Местность Местность необходимо выбирать таким образом, чтобы проводимые на ней соревнования были справедливыми для всех участников. Для сохранения уникальности ориентирования как вида спорта необходимо выбирать пригодную для бега местность, с помощью которой можно проверить навыки ориентирования на местности участников. Определение трассы для спортивного ориентирования Трасса для соревнований по спортивному ориентированию определяется стартом, контрольными пунктами и финишем. Между этими точками, у которых есть точное положение на местности и соответствующие обозначения на карте, проходят этапы дистанции, во время которых участникам необходимо ориентироваться на местности.
Старт Зона старта должна быть расположена и организована таким образом, чтобы: • в ней была зона для разминки • участники, ждущие своей очереди, не могли видеть маршруты, выбранные участниками, которые уже ушли на дистанцию Точка начала ориентирования на первом этапе обозначается на местности призмой контрольного пункта без устройства отметки, а на карте – треугольником. Трасса должна быть спланирована таким образом, чтобы решать вопросы, связанные с ориентированием на местности, участникам приходилось с момента ухода на дистанцию. Этапы дистанции Этапы дистанции – это важнейшая составляющая трассы для ориентирования, которая во многом определяет ее качество. На качественных этапах участникам придется решать интересные вопросы, связанные с чтением карты, и бежать по интересной местности, где у них будет возможность выбрать разные индивидуальные маршруты. В пределах одной трассы должны быть представлены разные типы этапов, на некоторых из них необходимо самым внимательным образом читать карту, на других выбор маршрута будет более простым. Кроме того, необходимо варьировать длину этапов и уровень их сложности, чтобы участникам приходилось использовать разные техники ориентирования и бежать с разной скоростью. Планировщик трассы должен также планировать трассу таким образом, чтобы на следующих друг за другом этапах менялось общее направление движения, поскольку так участникам приходится чаще определять свое местоположение. Предпочтительнее, чтобы трасса была составлена из нескольких этапов высокого качества, соединенных короткими отрезками, которые позволят повысить общее качество трассы, а не из большого количества равных по сложности этапов более низкого качества.
Справедливость этапов Ни на одном из этапов не должно быть таких выборов маршрута, которые давали бы преимущество или, наоборот, ставили бы спортсмена в невыгодное положение, но которые при этом нельзя определить по карте в соревновательных условиях. Следует избегать этапов, для прохождения которых спортсменам необходимо пересекать запретные или опасные зоны. Контрольные пункты Контрольные пункты размещаются на обозначенных на карте объектах местности. Участники должны пройти все контрольные пункты в заданном порядке, если он определен, но по маршруту, который они выбрали сами. Это требует тщательного планирования и проверки, чтобы забег был справедливым. Особенно важно, чтобы на карте максимально точно была изображена местность рядом с контрольными пунктами и чтобы направление и расстояния с любого из возможных углов подхода были достоверными. Контрольные пункты нельзя размещать на небольших объектах, которые видно только с близкого расстояния, если рядом на карте нет дополнительных объектов. Контрольные пункты нельзя размещать в местах, где видимость призмы КП для участников, приближающихся с разных сторон, не может быть определена по карте или описанию контрольного пункта. Основная функция КП состоит в том, чтобы обозначать начало и конец этапов дистанции. Иногда необходимо использовать контрольные пункты для других целей, например, для того, чтобы направить участников в обход опасных или запретных зон. На контрольных пунктах также могут быть оборудованы пункты питания и места для журналистов и зрителей. Контрольные пункты должны быть оборудованы в соответствии с правилами проведения мероприятий ИОФ. Призму контрольного пункта необходимо, насколько это возможно, размещать таким образом, чтобы участники видели ее только при приближении к объекту местности, указанному в описании КП. В целях соблюдения справедливости видимость контрольного пункта не должна зависеть от того, есть ли рядом с ним спортсмен или нет. Призму нельзя прятать ни при каких условиях – прибежавшие к КП участники не должны искать призму.
Расположение контрольных пунктов необходимо выбирать с предельной тщательностью и ни в коем случае не допускать возникновения эффекта «острого угла», из-за которого приближающиеся участники могут понять, где расположен КП, по направлению движения убегающих участников. Если контрольные пункты будут расположены на какой-либо трассе слишком близко друг к другу, это может ввести в заблуждение спортсменов, правильно определивших расположение КП. В соответствии с правилом 19.4 контрольные пункты не могут быть расположены на расстоянии меньше чем 30 м друг от друга (15 м для карт с масштабом 1:5000 или 1:4000). Располагать КП на расстоянии меньше чем 60 м друг от друга (30 м для карт с масштабом 1:5000 или 1:4000) можно, только если на местности, и соответственно на карте, есть отчетливо различимые объекты. Расположение контрольного пункта в привязке к объекту местности, обозначенному на карте, определяется описанием КП. Точный объект местности, к которому привязан КП, и обозначенная на карте точка, должны быть однозначными. Контрольные пункты, которые нельзя просто и четко обозначить условными обозначениями ИОФ, обычно неприемлемы, их следует избегать. Финиш По крайней мере последняя часть маршрута до финишной черты должна быть обязательным размеченным маршрутом. Элементы чтения карты Во время прохождения качественной трассы для ориентирования участникам необходимо постоянно концентрироваться на ориентировании на местности. Следует избегать участков трассы, которые можно пройти, не читая карту или не думая об ориентировании, только если это не результат исключительно хорошего выбора маршрута. Выбор маршрута Поскольку существуют разные варианты прохождения трассы, участникам нужно использовать карту для оценки местности и делать из этого соответствующие выводы. Благодаря выбору маршрута участникам приходится самостоятельно принимать решения, а на трассе происходит разделение спортсменов и случаи, когда один спортсмен бежит следом за другим, сводятся к минимуму.
На любой местности и карте планировщик трассы может спланировать трассу практически любого уровня сложности. Уровень сложности отдельных этапов можно варьировать, в большей или меньшей степени привязывая их к объектам местности. У участников должна быть возможность оценить уровень сложности подхода к КП по информации, доступной на карте, чтобы они могли выбрать подходящую технику. Необходимо принимать во внимание ожидаемые навыки участников, их опыт и умение читать карту и понимать мелкие детали карты. Типы соревнований Планирование трасс необходимо осуществлять с учетом особых требований каждого типа соревнований. Так, для спринта и средней дистанции трассу нужно планировать таким образом, чтобы участникам нужно было на протяжении всего забега внимательно читать карту и поддерживать высокий уровень концентрации внимания. При планировании трасс для эстафет нужно помнить о том, что зрителям должно быть удобно следить за ходом забега. Кроме того, на трассах для эстафет должно быть достаточное количество эффективных развилок/мест разделения участников. Планировщик трасс У лица, ответственного за планирование трасс, должно быть основанное на личном опыте понимание того, какими качествами обладает хорошая трасса для ориентирования. Он или она также должен быть знаком с теорией планирования трасс и должен разбираться в особых требованиях, предъявляемыми разными классами и разными типами соревнований. Планировщик трассы должен уметь на месте оценить различные факторы, которые могут повлиять на ход соревнований, например, состояние местности, качество карты, наличие участников и зрителей и т. д. Планировщик трассы несет ответственность за трассы и их прохождение от старта до финиша. Работа планировщика трассы проверяется контролером. Контроль должен осуществляться в обязательном порядке, поскольку существует множество возможностей допустить ошибки, у которых могут быть серьезные последствия. Планировщик трассы должен быть хорошо знаком с местностью, чтобы иметь возможность планировать контрольные пункты и этапы. Планировщик трассы также должен понимать, что в день проведения соревнования условия, связанные с картой и местностью, могут отличаться от условий, актуальных на момент планирования трасс. В стремлении добиться наивысшего качества этапов планировщик часто выбирает неподходящие места для контрольных пунктов. Участники редко замечают разницу между хорошим и превосходным этапом, однако они сразу заметят, если из-за некачественного КП они потеряют время: если, например, расположение КП будет не очевидным, если плохо будет видна призма, если будут возможны двоякие толкования или в описании КП будет допущена неточность и т. п.
Даже несмотря на то, что контрольные пункты обозначены кодовыми номерами, их все равно не следует располагать слишком близко друг к другу, чтобы не вводить в заблуждение спортсменов, правильно определивших расположение КП. Планировщик может видеть варианты маршрута, которые никогда не выберут, продумывание слишком сложных задач может привести к потере времени, в то время как участники могут выбрать «второй лучший» маршрут, тем самым сэкономив время на планирование маршрута. Трассы должны быть составлены таким образом, чтобы находящиеся в хорошей физической форме спортсмены могли пробежать большую часть трассы, спроектированной для их уровня. Общий подъем трассы обычно не должен превышать 4% от длины кратчайшего из приемлемых маршрутов. Лайбницкая конвенция Мы, члены ИОФ, участвующие в XX Генеральной ассамблее ИОФ в г. Лайбниц, Австрия, 4 августа 2000 г. настоящим заявляем, что «крайне важно повышать статус нашего вида спорта, содействовать его распространению и вовлечению большего числа людей и новых территорий и добиться включения спортивного ориентирования в программу Олимпийских игр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|