Неудачи в избавлении от комплексов
Прежде всего выясним, чем могут быть обусловлены неудачи человека в избавлении от имеющихся у него комплексов, так как от знания причин зависят и рекомендации, которые психолог-консультант может дать клиенту. Первой возможной причиной неудач избавления от комплексов может стать отсутствие у человека сознания того, что он на самом деле обладает комплексами. Это, кстати, одна из наиболее часто встречающихся в жизни причин, и связана она с тем, что значительная часть имеющихся у человека комплексов им на самом деле не осознается. Кроме того, комплексы развиваются и сохраняются у человека, как правило, на подсознательном уровне. Их осознание обычно порождает у человека весьма неприятные переживания, и вследствие этого так называемая цензура блокирует проникновение информации о них в самосознание человека. Второй вероятной причиной неудач человека в избавлении от комплексов становится то, что сами комплексы представляют собой весьма стойкое психологическое явление – такое, полностью избавиться от которого практически невозможно даже тогда, когда их существование осознается и у человека имеется достаточно сильное желание избавиться от них. Есть несколько психофизиологических объяснений устойчивости комплексов, причем каждое из этих объяснений, взятое в отдельности, вполне достаточно для того, чтобы понять, почему комплекс так устойчив и живуч. Но если дополнительно принять во внимание тот факт, что в жизни человека эти причины могут действовать вместе, то становится более понятно, почему комплексы чрезвычайно устойчивы и попытки их изменения вызывают сопротивление. Приведем соответствующие объяснения.
Во-первых, комплексы образуются у человека обычно в раннем детстве, в тот период его жизни, когда он был еще маленьким ребенком и когда его мозг еще был недостаточно зрелым для того, чтобы анализировать и дифференцировать поступающую в него информацию. Первое из указанных обстоятельств приводит к тому, что сложные системы условно-рефлекторных реакций, связанных с возникновением и функционированием комплекса, формируются на базе еще незрелого мозга, а такие реакции, как известно, обобщенные и весьма устойчивые. Второе обстоятельство ведет к тому, что человек, приобретший комплекс, на самом деле точно может не знать, в чем этот комплекс в его психологии и поведении проявляется. Следующее объяснение устойчивости комплексов таково: в структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны друг с другом и сочетаются с защитными реакциями, которые в целом в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль. Соответственно, не всегда желательно бывает избавляться от них. Если устранить такой комплекс, то одновременно с этим человек может стать психологически незащищенным, и неизвестно, что для него будет лучше: оставаться с имеющимися комплексами, но быть психологически защищенной личностью, или избавиться от комплекса, но стать психологически беззащитным. К примеру, комплекс неполноценности в личности человека нередко сочетается с такими защитными механизмами, как рационализация, подавление (вытеснение), сублимация, проекция и другие, без которых человек не мог бы чувствовать себя вполне безопасно. За счет действия защитных реакций личности бессознательное сопротивление попыткам избавиться от комплексов обычно усиливается. Наконец, следует иметь в виду чисто техническую, но весьма существенную проблему. Дело в том, что до сих пор психологи не располагают полностью валидными и вместе с тем надежными средствами психодиагностики комплексов. По данной причине психолог-консультант, вполне искренне желая помочь клиенту, сам зачастую не знает, как это сделать и с чего начинать консультирование. А начинать его почти всегда нужно с точной психодиагностики имеющихся комплексов.
Тем не менее помочь клиенту в решении обсуждаемой проблемы психолог вполне в состоянии. Во-первых, он может объяснить клиенту, что такое комплекс, какую роль он играет в жизни и какое место занимает в структуре личности. Далее консультант может убедить клиента в том, что никакой опасности для его здоровья комплексы не представляют. Во-вторых, можно доказать клиенту, что комплексы есть не только у него, но и у многих других людей, что в этом отношении он не отличается от большинства людей ни в худшую, ни в лучшую сторону. В-третьих, желательно убедить клиента в том, что свои собственные комплексы ему лучше знать, а не делать вид, что их не существует, и по мере возможности пытаться избавиться от них. Наконец, в-четвертых, важно подсказать клиенту, что надо делать для того, чтобы избавиться от комплексов или хотя бы уменьшить их реальное влияние на поведение и на взаимоотношения клиента с окружающими людьми. О наличии комплексов у клиента можно, в частности, судить по следующим признакам: – частые и сильные переживания клиента из-за собственного поведения и собственных неадекватных реакций на действия других людей; – неадекватность реакций клиента на различные жизненные ситуации и на поведение других людей; – чувство психологической и физической скованности при решении задач, которые оцениваются другими людьми; – чувство страха или повышенное чувство беспокойства при ожидании предстоящих встреч и разговоров со значимыми людьми. Клиент, наблюдая за самим собой, или же психолог-консультант, наблюдая за поведением клиента, могут сделать выводы о наличии комплексов на основе проявлений одного или нескольких из перечисленных выше признаков. Чем больше таких признаков, тем сильнее закомплексован клиент и тем больше у него может быть разнообразных комплексов. Следующий шаг в психологической консультационной работе по преодолению комплексов состоит в том, чтобы выяснить, к каким комплексам относятся выявленные признаки, где, когда и как они проявляются. Это позволит определить характер имеющихся у клиента комплексов, отнести их к одной из известных категорий (каждая из них предполагает свои практически рекомендации клиенту).
Комплексы могут быть следующих видов. Комплекс неполноценности по поводу: – внешних, физических недостатков человека, включая его фигуру, лицо, руки, недостатки других частей тела; – внутренних, психологических недостатков, включая ум, речь, память, внимание, знания, способности, умения, навыки, черты характера. Комплекс превосходства (умеренное проявление так называемой мании величия) в одной из следующих областей: – национально-родовая принадлежность к определенной, якобы лучшей, национальности или к так называемому «лучшему» роду (к примеру, интеллигентское, дворянское, царское и иное происхождение); – принадлежность к определенной, якобы высшей, расе (например, к белой); – принадлежность к определенной социальной группе, якобы по своему положению превосходящей другие социальные группы (например, банкиры, бизнесмены, политики и т.п.); – обладание особыми, якобы высшими, качествами, культурой, способностями, знаниями. Комплекс враждебности. Он проявляется: – в повышенной агрессивности человека, который может иметь силу и быть уверенным в том, что обладание ею дает ему право властвовать над другими людьми; – в убежденности человека в том, что все люди по природе враги друг другу, коварны и злы, и, следовательно, агрессивность – это вынужденное ответное действие одного человека на коварство другого. Комплекс вины. Он выражается в том, что человек с сильно развитой совестью и чувством ответственности постоянно переживает за себя, за свои действия и аналогичные поступки других людей, причем без должных на то оснований. Ему часто кажется, что он лично виноват в том, что происходит с ним и вокруг него, а также с другими людьми, хотя на самом деле это не так. Комплекс защиты. Он проявляется в уверенности человека в том, что все люди вокруг него настроены против него и желают ему зла. В связи с этим человек постоянно готов защищаться от людей, хотя необходимости в этом на самом деле нет.
Уточнив в соответствии с предложенной классификацией, какие комплексы на самом деле проявляются в психологии и поведении клиента, консультант может предложить ему конкретные рекомендации по избавлению от соответствующих комплексов. Рассмотрим эти рекомендации. Комплекс неполноценности человека, возникший по поводу его физических недостатков, полностью не устраним, так как исправить сами недостатки далеко не всегда возможно. Вместе с тем любой человек может убедиться в том, что отношение к нему людей и его популярность среди людей определяются отнюдь не его внешностью. С годами этот фактор, как известно, становится менее значимым, чем в детском и юношеском возрасте. Кроме того, внешность человека можно значительно улучшить за счет специальных физических упражнений, одежды, косметики и т.п. Этого же можно добиться путем тренировки и отработки внешних форм поведения, экспрессивно-выразительных движений, постановки голоса и др. Психологу-консультанту желательно знать и уметь использовать нужную информацию из соответствующих областей для того, чтобы быть в состоянии реально помочь клиенту. Комплекс неполноценности устраняется за счет выработки у человека новых, полноценных психических качеств, которые служат хорошей компенсацией соответствующего комплекса. Важно только, чтобы эти качества были достаточно хорошим противовесом тем качествам, которых недостает клиенту. Желательно также вести активную параллельную работу, направленную на избавление клиента от тех качеств личности, которые он считает своими недостатками. Некоторые из них, такие, например, как отрицательные социальные установки, незнание чего-либо, неумение, можно сравнительно легко устранить. Другие – такие, как недостатки в способностях, чертах характера, укоренившиеся привычки и т.п., устраняются с большим трудом. Но, и в том и другом случае необходима серьезная работа клиента над собой. Задачи психолога-консультанта в связи с этим сводятся к следующему: – уточнить вместе с клиентом, о каких конкретных недостатках идет речь; – выяснить причины этих недостатков и наметить план их устранения; – предложить клиенту соответствующие практические рекомендации. Работа над ликвидацией комплекса превосходства у клиента должна проводиться несколько иначе. Прежде всего клиенту необходимо будет доказать, что у него действительно имеется соответствующий комплекс. Это, кстати, далеко не всегда легко сделать. Но вначале сам консультант должен будет точно определить наличие такого комплекса у клиента.
О его существовании можно, в частности, судить по следующим признакам: – по наблюдаемой манере поведения клиента: тот человек, у которого имеется подобный комплекс, обычно держится довольно высокомерно, старается сохранить между собой и другими людьми физическую и психологическую дистанцию; – по наблюдаемой манере разговора: клиент, обладающий комплексом превосходства, обычно разговаривает с психологом-консультантом в назидательном, нравоучительном тоне, часто перебивает, не дослушав до конца, почти все утверждает в безапелляционной манере, делает вид, что все знает заранее и все понимает гораздо лучше или так же хорошо, как и психолог-консультант. Он обычно держится снисходительно по отношению к психологу-консультанту, не терпит возражений и заявляет консультанту, что тот вряд ли сможет ему помочь. Для того чтобы такого клиента убедить в том, что у него действительно имеется комплекс превосходства и что от этого комплекса ему желательно избавиться, можно, вежливо спросив на то разрешение клиента, провести аудио- или видеозапись его беседы с кем-либо, например, с самим психологом-консультантом. Далее достаточно иногда бывает просто дать возможность клиенту послушать собственный голос или посмотреть в видеозаписи на себя со стороны, чтобы он смог убедиться в том, что в его манере общения с людьми действительно что-то неладно. Лишь в том случае имеет смысл предлагать клиенту какие-либо практические рекомендации по поводу избавления его от комплекса превосходства, когда сам клиент, во-первых, признает наличие такого комплекса у себя, во-вторых, соглашается от него избавиться. Есть определенная специфика в процедуре устранения у клиента комплекса превосходства, возникшего на национально-этнической или родовой почве или связанного с социокультурными факторами. Обсудим эту специфику. Комплекс превосходства, имеющий национально-родовую основу, весьма живучий и, к сожалению, нередко активно поддерживается той социальной средой, в которой родился и живет человек. Устранить этот комплекс можно лишь при условии, что соответствующий человек на довольно длительный срок окажется в иной социокультурной среде, обычаи и традиции которой существенно отличаются от тех, которые характерны для прежней среды его обитания. В результате он неизбежно должен будет принять новую культуру, убедиться в том, что эта культура отнюдь не уступает той, в которой вырос он. Это приведет к тому, что данный человек фактически признает, что культура, обычаи, традиции, личное достоинство людей разных национальностей, этносов, родов и т.п. примерно одинаковы, что они имеют свои, также примерно равные, достоинства и недостатки. Комплекс превосходства социокультурного характера устраним за счет приобретения человеком нового, более богатого и разнообразного жизненного опыта – такого, который убеждает человека в том, что в любой социальной группе (религиозной, экономической, политической и т.п.) есть немало как положительного, так и отрицательного. Это не позволяет ставить одну социальную группу выше другой социальной группы. Как избавиться от комплекса враждебности? В большинстве случаев враждебность, или агрессивность, это приобретенное человеком качество, являющееся следствием его не вполне удачного жизненного опыта. Исключение составляют только те случаи, когда агрессивность имеет под собой органическую основу и связана с патологическим функционированием мозга человека, в частности так называемого «центра агрессивности». Агрессивность поддерживается специфическими внутренними и внешними стимулами, устранив действие которых можно предупредить возникновение и проявление агрессивного поведения у человека. К числу внутренних стимулов агрессивности относятся следующие: – убежденность человека в том, что все без исключения люди враждебно настроены по отношению друг к другу; – утверждение, что доброты как положительного качества личности, не существует вообще, что за соответствующей формой поведения человека на самом деле лежит не что иное, как просто его неспособность быть сильной личностью и доминировать над другими людьми; – вера в то, что только враждебными, или агрессивными, действиями в отношении людей можно добиться нужного результата; – уверенность человека в том, что все люди вокруг него настроены по отношению к нему враждебно и только ждут повода для того, чтобы причинить ему неприятности. К внешним стимулам агрессивности можно отнести; – наличие рядом с данным человеком немалого числа других, значимых для него и агрессивно в целом настроенных людей, кому он подражает и чье агрессивное поведение рассматривает как вполне нормальное; – многократное наблюдение положительных следствий агрессивного поведения; – действия человека, выполняемые в условиях чрезмерной эмоциональной напряженности; – преобладание среди социальных ценностей людей, окружающих данного человека, культа так называемой грубой силы. Все это вместе взятое способствует возникновению в психологии и поведении людей агрессивных тенденций и превращению их в стойкие дурные привычки, которые с психологической точки зрения представляют собой комплексы. Для того чтобы устранить тенденции агрессивного поведения человека, необходимо сделать следующее. Во-первых, исключить внешние условия проявления агрессивности или хотя бы выработать у человека иммунитет к их отрицательному психологическому влиянию на него. Этого можно добиться путем воспитания у человека такого мировоззрения, такой культуры, которые несовместимы с агрессивным поведением. То же самое касается выработки у человека своеобразного внутреннего сопротивления, личной неспособности к совершению агрессивных актов по отношению к другим людям. Для этого необходимо, чтобы с детства человека окружали люди, способные на своем примере показать, что практически всего и гораздо легче можно добиться в жизни, исключив из практики поведения агрессивные действия. Чрезмерная склонность к защитным реакциям как комплекс может быть устранена при обязательном соблюдении следующих условий: • осознание человеком того, что его защитные реакции на самом деле малоэффективны, не решают тех проблем, которые его волнуют; • создание для человека психологически безопасной ситуации общения с людьми; • выработка у человека целесообразных, разумных форм приспособительного поведения, отличных от защитных реакций. Обращаясь к ним, человек мог бы успешнее решать волнующие его проблемы, чем при помощи защитных реакций. Поясним сказанное на конкретных примерах. К использованию защитных реакций человек обычно обращается тогда, когда реально в жизни или только в его воображении создается ситуация, представляющая собой угрозу для его «Я». Речь идет о такой ситуации, которая унижает его человеческое достоинство, отрицательно влияет на самооценку, порождает неприятные переживания, связанные с его собственным поведением и психологическими качествами. Часто, однако, реальной угрозы Я-человека не возникает, или на самом деле она оказывается не столь значительной, какой представлялась в начале, в воображении клиента. Поэтому первая из задач психолога-консультанта будет состоять в том, чтобы выяснить, почему клиент использует защитные реакции, когда он обращается к ним и в чем конкретно эти реакции заключаются. Определить это можно, поставив перед клиентом следующие вопросы: • Какими своими поступками, действиями, реакциями на поведение других людей вы не вполне удовлетворены и почему? • Считаете ли вы, что соответствующие ситуации и поведение в них других людей действительно создают для вас угрозу и ставят вас в неловкое положение, унижают ваше человеческое достоинство, вынуждают защищаться? • Чем конкретно вам угрожают эти люди и ситуации? • Что думают другие люди по поводу вашего поведения? Считают ли они его оправданным? • Что, по-вашему, произойдет, если вы не будете защищаться? Опрос клиента с помощью этих вопросов преследует троякую цель: • во-первых, выяснить, какие ситуации и действия людей в соответствующих ситуациях вызывают у клиента защитные реакции; • во-вторых, определить, что конкретно представляют собой эти ситуации; • в-третьих, как-то успокоить клиента, убедив его в том, что на самом деле серьезной угрозы его «Я» соответствующие люди и ситуации не представляют. Если, выполнив всю эту работу, психолог-консультант все же не сможет успокоить клиента и добиться того, чтобы он впредь не прибегал к использованию защитных реакций, то необходимо будет перейти к следующему этапу психологического консультирования. На данном этапе психолог-консультант должен будет объяснить клиенту, что его защитные реакции в действительности малоэффективны, так как не достигают главной цели: обеспечения полной личностной безопасности клиента и предупреждения возникновения ситуаций, угрожающих его «Я». Для того чтобы этого добиться, необходимо заменить защитные реакции другими, более разумными формами поведения, которые исключали бы или сводили к минимуму действия других людей, несущих в себе угрозу Я-клиента. На заключительном этапе проведения психологического консультирования желательно подсказать клиенту соответствующие формы поведения и помочь ему выработать их у себя как действенную альтернативу защитным реакциям. Решение этой задачи, однако, требует проведения психокоррекции, иногда достаточно длительной по времени. Консультирование по поводу комплекса вины проводится следующим образом. Вначале выясняется, что представляет собой этот комплекс и в чем он конкретно проявляется в психологии и поведении клиента. Для этого клиенту задают следующие вопросы: • Когда, в каких ситуациях вы особенно часто чувствуете себя виноватым за происходящее с вами, с другими людьми и вокруг вас? • В чем у вас это чувство вины проявляется? Что вы при этом переживаете? Какие мысли и чувства у вас возникают? • Перед кем и за что вы чувствуете себя виновным? • Когда и по каким причинам появилось у вас это чувство вины? • Считают ли окружающие люди вас виновным в том, в чем вы сами вините себя? • Считаете ли вы сами себя виновным и если да, то в чем конкретно и перед кем? • Хотите ли вы избавиться от преследующего вас чувства вины? Прояснив для себя ситуацию по ответам клиента на эти вопросы, психолог-консультант вместе с клиентом должен будет объективно разобраться в том, виновен или не виновен на самом деле клиент в происходящем и если да, то в какой мере. При этом очень важно определить объективные обстоятельства, знание которых клиентом способно снять чувство вины. Конечная цель этой процедуры состоит в том, чтобы, непредвзято разобравшись в ситуации, точно выяснить, что в ней зависит и что практически не зависит от клиента, в чем он действительно виновен. Без этого невозможно будет решать проблему дальше и пытаться устранить субъективное чувство вины, так как клиент вынужден будет невольно лично отвечать за то, что от него практически не зависит. На следующем этапе работы с клиентом по поводу комплекса вины необходимо выяснить, все ли, что от него действительно зависит, практически сделал клиент для того, чтобы снять с себя чувство вины. Для этого клиенту можно задать такие, например, вопросы: 1. Что вы реально сделали уже для того, чтобы снять с себя чувство вины? 2. Что бы еще, по вашему мнению, можно было предпринять для того, чтобы полностью снять с себя чувство вины за происходящее? Акцент в разговоре с клиентом на эту тему должен быть сделан на последнем из вопросов, так как в ходе беседы с клиентом обычно выясняется, что он в действительности не предпринял еще все от него зависящее, чтобы снять с себя чувство вины. Если это окажется на самом деле так, то психолог-консультант далее должен будет договориться с клиентом о том, чтобы тот в ближайшее время попытался предпринять новые шаги, направленные на избавление от комплекса вины. Задача консультанта здесь состоит в том, чтобы реально помочь клиенту определить все возможные действия, которые он мог бы предпринять в сложившейся обстановке для устранения не оправданного объективными обстоятельствами чувства вины. После выполнения клиентом соответствующих действий желательно, чтобы психолог-консультант оценил их последствия вместе с клиентом. Как правило, в итоге такой совместной акции психолога-консультанта с клиентом чувство вины у последнего исчезает полностью или значительно уменьшается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|