Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы деятельности российских негосударственных пенсионных фондов (на основе результатов сравнительного анализа и социального опроса жителей Перми)

 

Несмотря на удачный опыт негосударственного пенсионного обеспечения и важности участи НПФ в данной системе, достигнутые к настоящему моменту результаты деятельности НПФ и страховых компаний, осуществляющих операции по долгосрочному страхованию жизни, являются не совсем удовлетворительными.

Долгосрочный инвестиционный потенциал НПФ не реализуется в полной, не нацелена на формирование инвестиционного ресурса и существующая система налогообложения. В отличие от большинства западных стран, в России взносы в пенсионные фонды и доход, полученный от инвестирования средств, подлежат налогообложению, а выплаты пенсий, напротив, освобождены от налога.

По своему существу развитые рынки НПФ должны выполнять следующие функции:

обеспечение гарантий социальной защищенности и стабильности общества, а также устойчивости пенсионной системы;

формирование долгосрочного инвестиционного ресурса.

Сравнивая систему негосударственных пенсионных фондов России и аналогичной системы существующей в зарубежных странах всплывает ряд проблем, которые мешают российской системе НПФ функционировать в полную силу.

Как было уже доказано система негосударственного пенсионного обеспечения -это масштабный и социально значимый элемент экономики, стратегической целью которой является создание финансовой и организационной основы для повышения уровня пенсионного обеспечения сверх уровня замещения заработной платы, обеспечиваемого системой (25).

Российские НПФ, согласно законодательству, могут инвестировать вклады в:

1) государственные ценные бумаги Российской Федерации;

2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

3) облигации российских эмитентов, помимо указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;

4) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

5) паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

6) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

7) денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

8) депозиты в рублях в кредитных организациях;

9) иностранную валюту на счетах в кредитных организациях [2].

Более того на сегодняшний день эксперты в области негосударственного пенсионного страхования выделяют такие причины как отсутствие долгосрочных средств размещения пенсионных активов, низкий уровень социальных гарантий со стороны государства, неадекватное налогообложение негосударственных пенсионных услуг.

Долгосрочный инвестиционный потенциал НПФ не реализуется в полной мере - фактически управляющие компании преобразуют долгосрочные ресурсы НПФ в краткосрочные активы (почти 70% активов НПФ размещаются на срок менее 1 года).

Не нацелена на формирование инвестиционного ресурса и существующая система налогообложения. В отличие от большинства западных стран, в России взносы в пенсионные фонды и доход, полученный от инвестирования средств, подлежат налогообложению, а выплаты пенсий, напротив, освобождены от налога. Немало необоснованных препятствий для НПФ и страховых компаний создаются при регулировании порядка размещения активов.

Таким образом, на сегодняшний день плохо реализуется программа привлечения дополнительных ресурсов на финансирование пенсионных выплат для сокращения разрыва между доходами трудоспособного населения и пенсионеров

Также у нас в стране еще плохо развита система налоговых льгот.

Допустимый инструментарий также полностью не разработан, по опыт зарубежных стран размещение пенсионных резервов может быть дополнено.

Необходимо развитие инфраструктуры рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни.

В рамках исследования мною был проведен социальный опрос 50 граждан города Перми. Респондентами явили лица различных возрастных категорий и имеющих разные социальные статусы. Анкета на тему осведомленности о деятельности негосударственных пенсионных фондов состояла из 13 вопросов закрытого и открытого типа.

Исходя из анализа проведенного исследования можно сделать следующие выводы: на сегодняшний день, о будущем своей пенсии задумывается всего59% опрошенных респондентов, при этом услугами по негосударственному пенсионному страхованию пользуются 44%. Выходит, что популярность НПФ хоть и повышается, но по сравнению с зарубежными странами, где 82% населения пользуются услугами пенсионных фондов, оставляет желать лучшего. Причиной непопулярности НПФ является их репутация, 43% респондентов, не пользующихся услугами НПФ сомневаются в надежности деятельности данной структуры. Между тем 20% считают, тчо просто напросто не имеют средств на накопление будущей пенсии. Здесь встает проблема государственного масштаба, как показатель уровня обеспеченности населения. Положительной динамикой является тот факт, что ни один из респондентов не ответил, что не знает, что такое негосударственный пенсионный фонд. Это может говорить хоть и о не многозначительном, но, тем не менее увеличении популярности данной структуры. Зато, те граждане, которые ознакомились с деятельностью негосударственных пенсионных фондов обосновывают свой выбор в их пользу, тем, что это надежно и появляется уверенность в "завтрашнем дне" - 26%, а еще 20% опрошенных довольны высокой доходностью.

Исходя из проведенного исследования, рынку негосударственных пенсионных услуг не позволяет развиваться следующие ограничители:

Непонимание граждан необходимости обеспечения личного благосостояния

Финансовая и пенсионная неграмотность

Недоверие к долгосрочным инвестициям

Невысокие доходы населения

Я считаю, что то, как преподносится данная услуга гражданам тоже немаловажна. В связи с этим предлагаю выделить такую проблему, как недостаточная квалифицированность сотрудников НПФ, ведь данная услуга должна быть привлекательность и вызывать доверие населения.

В соответствии с вышеизложенными проблемами, существующими на сегодняшний день, предлагаю определить основные возможные пути преодоления данных проблем.

 

3.2 Рекомендации и варианты дальнейшего развития НПФ

 

Прежде всего, стоит еще раз определить основные цели и приоритеты в развитии этих рынков.

Целью развития рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни является улучшение уровня жизни людей, обеспечение устойчивости пенсионной системы, созданной на принципах страхования и накопления, а также усиление роли НПФ в развитии добровольного накопительного пенсионного страхования.

Для реализации поставленных целей необходимо предпринять следующие меры:

1. Привлекать дополнительные ресурсы на финансирование пенсионных выплат для сокращения разрыва между доходами трудоспособного населения и пенсионеров.

Чтобы это осуществить, необходимо создать условия, которые будут стимулировать граждан и работодателей для формирования пенсионных накоплений через НПФ и страховые компании (11).

2. Повышение доверия к системе негосударственного пенсионного обеспечения со стороны населения и бизнеса и повышение пенсионной грамотности населения следует проводить следующим образом:

Прежде всего это использование при государственной поддержке всех механизмов информационной политики. Для получения достоверных сведений о состоянии негосударственного пенсионного обеспечения требуется создать единую систему мониторинга негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного накопительного пенсионного страхования, включающего в себя единую систему независимой актуарной оценки НПФ. Необходимо также обеспечить информационную поддержку развития негосударственного пенсионного обеспечения на основе государственной программы повышения пенсионной грамотности населения: расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, выпускать тематические теле - и радиопрограмм, газет и журналов, разработку учебных программ; шире информировать население о возможностях негосударственного пенсионного обеспечения.

С этой целью следует разработать нормативно-правовую базу для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на понимание каждым работником и его работодателем ценности негосударственного пенсионного обеспечения как механизма и обеспечения личного благосостояния, и реализации социальной ответственности каждого работодателя [25].

3. Создание благоприятного налогового климата.

В данном случае предлагается принять меры к приведению принципов налогообложения НПФ в соответствие с международной практикой - налогообложение взносов и инвестиционного дохода не производится, а пенсия облагается подоходным налогом.

4. Расширение допустимого инструментария для размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, а также совершенствование требований к размещению страховых резервов.

Современная практика государственного регулирования порядка размещения пенсионных резервов построена по принципу установления жестких количественных и качественных ограничений, что создает немало необоснованных препятствий для НПФ.

5. Расширение перечня инструментов для размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений должно развиваться как за счет разработки и выведения на финансовые рынки надежных долгосрочных инструментов, так и путем введения дополнительных показателей, характеризующих качество активов (в настоящее время такие показатели введены только для ценных бумаг иностранных государств).

6. Усиление требований к надежности и устойчивости негосударственных пенсионных фондов.

Для успешного развития отраслей негосударственных пенсионных услуг и долгосрочного страхования жизни требуется система гарантий, не зависящих от самих рассматриваемых рынков. Например, страхование вкладов, как это принято за рубежом.

Необходимо ужесточить требования по минимальному размеру собственных средств для фондов, которые предполагают участие в программах государственного софинансирования добровольных взносов граждан.

7. Развитие инфраструктуры рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни.

Для качественного развития инфраструктуры необходимо предпринять следующие меры.

7.1 Совершенствование законодательной базы.

За весь период существования организованного рынка негосударственных пенсионных услуг был предпринят ряд мер по совершенствованию законодательной базы, которые не оказали позитивного влияния на развитие НПФ.

7.2 Повышение квалификации специалистов, работающих на рынках НПФ и долгосрочного страхования жизни.

Проблему нехватки профессиональных кадров в сфере негосударственных пенсионных услуг возможно, например, решить введением четкой системы сертификации и обучения актуариев.

7.3 Принятие дополнительных мер, обеспечивающих открытость и прозрачность рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни для их участников, вкладчиков, партнеров. "Чем прозрачней бизнес тем он эффективней" [11]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...