Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный)




1.1. Бюджет продаж. Определяется количество потенциально реализуемой продукции (в натуральных единицах).

1.2. Бюджет производства. Цель — рассчитать прогноз объема производства.

1.3. Бюджет прямых затрат сырья и материалов.

1.4. Бюджет прямых затрат труда. Цель — рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов.

1.5. Бюджет переменных накладных расходов. Расчет ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.)

1.6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции.

1.7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов.

1.8. Бюджет себестоимости реализованной продукции.

2. Финансовый бюджет:

2.1. Бюджет источников формирования и направлений распределения финансовых ресурсов (прогнозный баланс). Необходимо спрогнозировать остатки по следующим балансовым статьям: денежные средства, дебиторская задолженность, запасы, внеоборотные активы, кредиторская задолженность, долгосрочные пассивы.

2.2. Бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях и убытках). Надо рассчитать прогнозные значения объема реализации, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате.

2.3. Бюджет денежных средств (прогнозный отчет о движении денежных средств). Вданном случае речь не идет о распространении структуры одноименной отчетной формы на результаты прогнозного анализа.

 

16. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА.

Финансовое состояние -совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Цели финансового анализа состояния предприятия: определение финансового положения, выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе, выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовых состояниях, прогноз основных тенденций финансового состояния. Финансовый анализ дает возможность оценить:

1. имущественное состояние предприятия;

2. степень предпринимательского риска;

3. достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;

4. потребность в дополнительных источниках финансирования;

5. способность к наращиванию капитала;

6. рациональность привлечения заемных средств;

7. обоснованность политики распределения и использования прибыли.

Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации. Методы анализа:

1. Горизонтальный (временной) анализ заключается в сравнение показателей финансовой отчетности за период с параметрами предыдущих периодов, выявляет тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности.

2. Вертикальный анализ осуществляется с целью определения удельного веса отдельных статей баланса и последующих сравнений результата с данными предыдущих периодов. Обязательным элементом анализа служат динамические ряды относительных величин бухгалтерской отчетности, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.

3. Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем (т.е. осуществляется прогнозный анализ).

4. Сравнительный анализ проводят на основе внутрихозяйственного сравнения отдельных показателей деятельности предприятия и межхозяйственных показателей, аналогичных предприятию конкурентов.

5. Факторный анализ – процесс изучения влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (анализ) так и обратным (синтез).

6. Метод финансовых коэффициентов – это расчет отношения параметров финансовой отчетности с целью определения взаимосвязанных показателей.

Приемы финансового анализа:

1. Прием сравнения - заключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями(норматив, норма, лимит) и с показателями предшествующего периода.

2. Прием сводки и группировки - заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы, что дает возможность сделать необходимые сопоставления и выводы.

3. Прием цепных подстановок - применяется для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приема состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом, как неизменны.

4. Прием разниц - предварительно определяется абсолютная или относительная разница (отклонение от базисного показателя) по изучаемому фактору и совокупному финансовому показателю. Затем это отклонение (разница) по каждому фактору умножается на абсолютное значение других взаимосвязанных факторов.

17. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ.

Под финансовым состояниемпонимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юр. и физ. лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Финансовое состояниеможет быть устойчивым, неустойчивым и кризисным.

Основная цель анализа финансового состояния - получение ключевых информативных показателей, дающих объективную картину финансового положения организации, рентабельности продукции и капитала.

Цели исследования финансового состояния организации:

- определение финансового положения организации, поиск и устранения недостатков в финансовой деятельности компании, выявление резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности, мониторинг значений основных финансовых показателей с целью обеспечения соответствия результатов стратегическим целям предприятия;

- выявления изменений в финансовом состоянии по сравнению с прошлыми периодами;

- выявления основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

- прогнозирования основных тенденций финансового состояния, обоснование финансовой стратегии, обоснование показателей бизнес-плана.

В ходе анализа объективно оцениваются:

- платежеспособность;

- ликвидность;

- финансовая устойчивость;

- деловая и инвестиционная активность;

- инвестиционная привлекательность;

- эффективность деятельности организации.

Выделяют следующие основные этапы финансового анализа:

1) Определение цели анализа и подходов к нему;

2) Оценка качества информации, представленной для анализа;

3) Определение методов анализа, проведение самого анализа и обобщение полученных результатов.

Информационной базой финансового анализа являются данные бухгалтерской отчетности, в первую очередь – Ф№1 «Баланс предприятия», Ф№2 «Отчет и прибылях и убытках», Ф№4 «Отчет о движении денежных средств», Ф№5 «Сведения о состоянии имущества предприятия»

 

18. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

Сложность внешних и внутренних финансовых отношений в условиях рыночной экономики определяет необходимость организации высокоэффективного управления его финансами. В условиях рыночной экономики смещаются приоритеты в объектах и целях и самостоятельными экономическими объектами выступают денежные средства (финансовые ресурсы). Финансовые ресурсы – это единственный вид, который трансформируется непосредственно и с минимальным временным лагом (задержкой) в любой другой вид ресурсов. Аспекты финансовой деятельности предприятий в условиях рыночной экономики:

1. Регулирование государством производственной и экономической деятельности предприятий посредством экономических рычагов, а также налоговой и кредитно-денежной политики.

2. Самостоятельность предприятий во всех вопросах, кроме особо предусмотренных законодательством.

3. Самофинансирование и прибыльность работы предприятия.

4. Создание финансового резерва (фонда риска) на предприятии.

5. Предприятие в праве открывать расчетный счет и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

6. Предприятие в праве самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

7. Форма, система и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает МРОТ и соцзащиты работников в зависимости от собственности и правовой формы предприятия.

8. Предприятие реализует свою продукцию по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, а в случае, предусмотренным законодательством, по региональным государственным ценам.

9. Предприятие в зависимости от организационно-правовой формы ведет бухгалтерская и статистическая отчетность в порядке, установленном законодательством РФ.

10. За нарушение кредитных, договорных, расчетных, налоговых обязательств, а также за нарушение иных правил деятельности предприятия, оно несет ответственность в соответствии с законодательством.

Финансовая деятельность предприятия в условиях рыночной экономики характеризуется следующими основными особенностями:

1. она является главной формой ресурсного обеспечения реализации экономической стратегии предприятия и роста его рыночной стоимости;

1. финансовая деятельность носит подчинительный характер по отношению к целям и задачам операционной деятельности предприятия;

2. операции, связанные с финансовой деятельностью предприятия, носят стабильный характер, т.е. осуществляются постоянно;

3. финансовая деятельность предприятия связана непосредственно с финансовым рынком, т.е. рынком денег и рынком капитала;

4. операции, связанные с финансовой деятельностью предприятия генерируют свои специфические виды рисков, объединяемые понятием финансовый риск;

5. финансовая деятельность обеспечивает стабилизацию экономического развития предприятия;

6. финансовое состояние предприятия, отражение и результаты его финансовой деятельности на каждом конкретном этапе его развития в условиях рыночной экономики являются основным индикатором его хозяйственной деятельности в целом.

 

19. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА.

Финансовый менеджмент представляет собой систему управления финансовыми ресурсами, сочетающую в себе финансовую политику, методы, инструменты, обеспечивающие принятие управленческих решений с целью достижения поставленных целей финансовой стабильности и роста.

Основные цели финансового менеджмента – это достижение максимальных темпов роста цены предприятия или максимизации его цены, которая достигается путем наращивания капитализированной стоимости предприятия.

Система целей финансового менеджмента различается по степени формализации:

1. выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

2. избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

3. лидерство на рынке и борьба с конкурентами;

4. максимизация рыночной стоимости предприятия;

5. устойчивые темпы роста потенциала фирмы;

6. максимизация прибыли;

7. минимизация расходов;

8. обеспечение рентабельности деятельности и т.д.

Функции подразделяются на 2 основных группы:

I. Функции финансового менеджмента как субъекта управления:

1. Планирование охватывает весь комплекс мероприятий, как по выработке плановых заданий, так и по воплощению их в жизнь. Оно представляет собой процесс разработки людьми конкретного плана финансовых мероприятий, т.е. обычный вид деятельности человека.

2. Прогнозирование - разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений.

3. Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе правил и процедур, к которым относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, методик…

4. Регулирование охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.

5. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

6. Стимулирование выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда.

7. Контроль сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т.п. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Анализ ― часть процесса планирования финансов.

 

20. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ И ОСНОВНЫЕ ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.

Финансовый механизм в общем случае можно рассматривать как систему различных средств и обстоятельств, регулирующих финансы предприятия, образование и использование фондов денежных ресурсов и других денежных фондов в интересах его активной хозяйственной деятельности. Характер финансового механизма в решающей степени способен определить через воздействие на субъекты финансового управления, успех или неудачу предприятия в достижении намеченных или стратегических целей.

В структуру финансового механизма входят 5 взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовый метод можно определить как способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода.

К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям. Например, кредитование ― это финансовый метод. Оно воздействует на результаты хозяйственного процесса через такие приемы, как виды и формы кредита, процентные ставки, финансовые санкции и др.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относятся:
- осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов;
- осведомление о ценах, курсах, дивидендах, % на товарном, фондовом и валютном рынках;
- сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынке, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектов и др.

 

21. Основные направления профессион. деятельности финансового менеджера.

Финансовый менеджер является ответственным за исполнения принятого решения, а также осуществляет оперативную финансовую деятельность. Главное ее содержание состоит в контроле за финансовыми потоками. Функции финансового менеджера:

1. финансовый анализ и планирование на основе определения показателей финансовой отчетности для обеспечения выживаемости;

2. принятие долгосрочных инвестиционных решений, в том числе определение оптимальной структуры активов, ликвидации активов, замены, а также управление портфелем ценных бумаг предприятия;

3. управление текущими денежным оборотом, оптимизация финансовых отношений предприятия с другими хозяйствующими субъектами и государством (управление денежными средствами);

4. управление финансовыми рисками, а также управление обеспечивающими функциями финансового менеджмента (создание информационного обеспечения принятия финансовых решений, создание внутреннего аудита, проведение финансовой реструктуризации).

В самом общем виде деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом:

1. анализ и планирование имущественного и финансового состояния предприятия. Осуществляется оценка:

1.1.активов предприятия и источников их финансирования

1.2. величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания достаточного экономичного потенциала предприятия и расширения его деятельности

1.3. источников дополнительного финансирования

1.4. системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

2. обеспечение предприятия финансовыми ресурсами. Предполагает остальную оценку:

2.1. объектов, требующих финансовых ресурсов;

2.2. формы их предоставления;

2.3. методов мобилизации финансовых ресурсов;

2.4. степени доступности и времени предоставления;

2.5. затрат, связанных с привлечением денежного вида ресурсов;

2.6. риска, связанного с данным видом ресурсов.

3. распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами). Анализ и оценка долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера:

3.1. оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов;

3.2. целесообразность и эффективность вложений в основные средства, их состав, структура;

3.3. оптимальность оборотных средств;

3.4. эффективность финансовых вложений.

Финансовый менеджер должен знать теорию финансов, кредита и финансового менеджмента, бухучет, действующее законодательство РФ в области финансов, кредитования, банков, бирж и валютной деятельности, порядок совершения операций на финансовом рынке, основы экономики предприятия, внешнеэкономическую деятельность, налогообложение, методику экономического анализа.

 

22. Структура капитала организации, и ее оптимизация.

Капитал - общая величина средств в денежной, материальной и нематериальной формах, имеющих денежную оценку, вложенных в активы предприятия.

В результате вложения капитала формируют основной и оборотный капитал, представленный в активе баланса. В процессе функционирования основной капитал выступает главным образом в форме внеоборотных активов, а оборотный капитал - в форме оборотных активов.

Только инвестирование капитала в производственно-торговый процесс формирует прибыль предпринимателя. В экономической теории выделяют 4 фактора производства: капитал, землю, рабочую силу, менеджмент.

Капитал может рассматриваться как инвестиционные ресурсы, используемые в производстве товаров и их доставке потребителю. С позиции ФМ капитал можно классифицировать по различным признакам:

1. в зависимости от стадий кругооборота: денежный, производительный и товарный капитал. Каждый может функционировать как самостоятельный, т.е. как финансовый, производственный и торговый капитал;

2. производственный капитал в зависимости от времени кругооборота: основной и оборотный капитал;

3. по формам финансирования и организации управления весь капитал делится на:

1. основные средства – участвуют в процессе производства длительное время, используются постепенно, сохраняют при этом свою первоначальную вещественную форму, а их стоимость переносится на создаваемый продукт по частям по мере использования;

2. оборотные средства – средства, используемые в течение лишь одного производственного цикла, требующие замены при совершении нового цикла и полностью переносящие свою стоимость на реализуемые товары.

При этом различают понятия : авансированный (вложенный в кругооборот) капитал и потребленный капитал (часть авансированного капитала, реально потребленная, учтенная в себестоимости и возвращенная после реализации товаров в виде денег).

4. по формам вложения различают: предпринимательский капитал, ссудный капитал;

5. по принадлежности предпринимателю выделяют:

1. собственный капитал – совокупность средств, принадлежащих владельцам предприятия на правах собственности и приносящие прибыль в любой форме;

2. заемный капитал – совокупность заемных средств, приносящих предприятию прибыль. Он представлен долгосрочными и краткосрочными обязательствами;

3. привлеченный капитал – временно привлеченные в оборот денежные средства в форме кредиторской задолженности, инвестиций и пр.

Методы оптимизации структуры капитала:

1. по критерию политики финансирования активов – основан на источниках финансирования различных составных частей активов предприятия. В этих целях все активы предприятия подразделяются на три группы: внеоборотные активы, постоянная часть оборотных активов, переменная часть оборотных активов (варьирующая их часть, определяемая сезонным или циклическим возрастанием объемов производственной коммерческой деятельности).

2. по критерию стоимости: стоимость дифференцируется в зависимости от источников формирования. В процессе оптимизации структуры капитала по этому критерию исходят из возможности минимизации средневзвешенной стоимости капитала.

3. по критерию эффекта финансового левериджа. Заключается в повышении рентабельности собственного капитала при увеличении удельного веса заемного капитала в общей его сумме до определенных пределов. Предельная доля заемного капитала обеспечивает максимальный уровень эффекта финансового левериджа будет характеризовать оптимизацию использования капитала по этому критерию.

 

23. Понятие цены капитала организации. Цена основных источников капитала, средневзвешенная и предельная цена капитала.

Цена капитала - это плата за использование того или иного источника финансирования предприятия, причем не только заемного, но и собственного капитала. Цена капитала показывает минимально допустимый уровень доходности операций хозяйствующего субъекта.Цена разных источников капитала неодинакова. Поэтому ее рассчитывают по формуле: ССК = S (цена источника % ´ удельный вес источника %)

В результате привлечения различных видов капитала складывается определенная его структура и возникает определенная сумма финансовых ресурсов, необходимых уплатить за пользование данными источниками финансирования. Разнообразие источников приводит к необходимости средневзвешенной стоимости капитала:

1. собственный капитал – добавочный капитал не имеет стоимости и не может быть использован как источник инвестиционных ресурсов. Привилегированные акции оцениваются по уровню фиксированного дивиденда, который выплачивается ежегодно при любых обстоятельствах. Обыкновенные акции их цена измеряется на основе различных методов, но наиболее распространенной является формула:

КОА= (Дивиденды, выплаченные в отчетном периоде / Рыночная стоимость обыкновенной акции + ∆ТОА),

где ∆ТОА – прогнозированный прирост дивидендов по обыкновенной акции.

2. Заемный капитал – банковские ссуды, цена данного источника будет зависеть от величины срока, на который привлекается капитал, а также от величины % и характера включенных % в затраты предприятия. На стоимость капитала влияют следующие факторы: уровень доходности других инвестиций, уровень риска данной инвестиции, источники финансирования.Обобщающим измерителем стоимости капитала служит его средневзвешенная стоимость.

Средневзвешенная стоимость капитала (ССК) - минимальная норма прибыли, которую ожидают инвесторы от своих вложений. Устанавливают средневзвешенную стоимость капитала как средневзвешенную величину индивидуальных стоимостей (цен), в которые обходится компании привлечение различных источников средств: акционерного капитала; облигационных займов; банковских кредитов; кредиторской задолженности; нераспределенной прибыли.

ССК используют для принятия управленческих решений:

- при дисконтировании денежных потоков по реальному проекту в процессе приведения их будущей стоимости к настоящей и определении чистого приведенного эффекта;

- при сравнении средневзвешенной стоимости капитала с внутренней нормой доходности проекта. Если ВНД>ССК, то проект может быть одобрен;

- при решении вопроса о слиянии и поглощении компаний;

- при текущей оценке капитала предприятия (как ставка дисконтирования денежных потоков, получаемых всеми владельцами капитала);

- при принятии финансовых решений (например, об обмене прежних облигаций на облигации нового выпуска, обосновании величины чистого оборотного капитала и т.д.) взаимосвязь оценки текущей и будущей стоимости капитала обеспечивают с помощью показателя предельной стоимости капитала (ПСК).

Предельная стоимость капитала характеризует прирост средневзвешенной стоимости капитала к сумме каждой новой его единицы, дополнительно привлекаемой предприятием. ПСК выражает те затраты, которые компания вынуждена будет понести для воспроизводства требуемой структуры капитала при сложившихся условиях финансового рынка. Рассчитывается на основе прогнозных значений расходов, связанных с наращиванием объема инвестиций. При реализации крупных проектов изменяется структура источников (растет доля заемных средств) повышается риск. ПСК = ΔССК / ΔК, где: ∆ССК - прирост ССК в прогнозном периоде, в %; ∆К - прирост объема всего капитала, дополнительно привлекаемого предприятием в прогнозном периоде, в %.

 

 

24. Страховой рынок, его функции, виды страховых рынков России. Система экономических интересов основных участников страхового рынка.

Страховой рынок – это особая система организации страховых отношений, при которой происходит купля – продажа страховых услуг как товара, формируется предложение и спрос на них.

Страховой рынок выполняет ряд взаимосвязанных функций: 1. компенсационная функция выражается в обеспечении страховой защиты юр. и физ. лицам в форме возмещения ущерба при наступлении неблагоприятных явлений, которые были объектом страхования;

2.накопительная функция (сберегательная) обеспечивается страхованием жизни и позволяет накопить в счет заключенного договора страхования заранее обусловленную сумму;

3.распределительная функция. Сущность в формировании и целевом использовании страхового фонда. Формирование страхового фонда реализуется в системе страховых резервов, которые обеспечивают гарантию страховых выплат и стабильность страхования;

4.предупредительная функция страхового рынка работает на предупреждение страхового случая и уменьшение ущерба;

5.инвестиционная функция реализуется через размещение временно свободных средств в ценные бумаги, депозиты банков, недвижимость и т. п.

Рынок страхования подразделяется:

- по отраслям (личное, имущественное, ответственность),

- по видам (жизнь, здоровье, грузы, транспорт, имущество, ответственность),

- по масштабам (национальный, международный).

В последнее время структура операций российских страховщиков выглядит следующим образом:
- обязательные виды страхования, а это обязательное мед. страхование, составили 28% всех поступлений;

- наибольший удельный вес занимает добровольное личное страхование - 53% поступлений;

- на долю страхования имущества и ответственности приходится около 19% всех операций.

Что касается страхования имущества и ответственности, то причин низкого уровня развития этих видов страхования несколько. Главная - недостаточные финансовые возможности потенциальных клиентов. Вторая - отсутствие мотивов для заключения договоров страхования. Крупные промышленные предприятия, пройдя этап приватизации, только начинают проявлять интерес к страхованию своего имущества.

Наименее развитым в России является рынок страхования населения. Имеющиеся свободные средства люди предпочитают хранить у себя дома, конвертировать в твердую валюту, либо, в крайнем случае, хранить в банках.

 

25. Страховая услуга как форма реализации страховой защиты в условиях рынка. Страховая премия как цена страховой услуги, принципы и этапы расчета страховых премий по массовым видам страхования.

Специфическим товаром страхового рынка является страховая защита и услуга, предоставляемая страховыми организациями. Стоимость страховой услуги, или ее цена, выражается в страховом взносе (премии), которую страхователь уплачивает страховщику. Страховая премия устанавливается при подписании договора страхования и остается неизменной в течении срока его действия, если иное не оговорено условиями договора. Премия исчисляется относительно определенной базы, в качестве которой выступает страховая сумма по договору. Отношение величины страховой премии к базе дает страховой тариф. Страховой тариф определяется в % или промиллях, т. е. в расчете на 100, или на 1000 денежных единиц.

Величина страховой премии должна быть достаточна, чтобы:

- покрыть ожидаемые претензии в течение страхового периода;

- создать страховые резервы;

- покрыть издержки страховой компании на ведение дела;

- обеспечить определенный размер прибыли.

Цена страховой услуги, или тарифная ставка (брутто-ставка), состоит из 2 частей: нетто-ставки и нагрузки. Она устанавливается в ден. выражении с единицы страховой суммы или в процентах от совокупной страховой суммы.

Основная часть страхового тарифа – нетто-ставка – предназначена для формирования предстоящих страховых выплат страхователям. В основе построения нетто-ставки лежит вероятность наступления страхового случая, которая определяется на основе статистических данных, накопленных за ряд лет (тарифный период).

Нетто-ставка определяется с помощью актуарных расчетов, представляющих собой систему математических и статистических приемов, при помощи которых устанавливаются расходы, связанные со страхованием отдельных объектов, и рассчитывается тарифная ставка. Базой для формирования нетто-ставки служит показатель убыточности страховой суммы, который определяется как отношение суммы страхового возмещения, выплаченной за определенный период, к страховой сумме всех застрахованных объектов за этот же период.

Затем рассчитывается средний показатель убыточности с поправкой на величину рисковой надбавки (вероятность отклонения показателя убыточности от его средней величины). Для этого строится динамический ряд показателей убыточности и оценивается его устойчивость с помощью показателя среднего квадратического отклонения. Второй элемент тарифной ставки – нагрузка. Она включает расходы страховщика на ведение дела, отчисления на предупредительные мероприятия, в резервные фонды и прибыль от проведения страховых операций. Доля нагрузки в брутто-тарифе определяется страховщиком самостоятельно. При этом не стоит забывать, что страховая услуга должна быть построена таким образом, чтобы цена на нее соответствовала платежеспособности страхователей, для которых она предназначена.

 

26. Риск как основа страховых отношений. Понятие, признаки страхового риска и разделение риска между участниками страховых отношений.

Страховой риск — это тот риск, которые может быть оценен с точки зрения вероятности наступления страхового случая и количественных размеров возможного ущерба. Страховой риск – это:

-риск, который включается в объем ответственности страховщика, должен быть возможным;

-риск должен носить случайный характер. Объект, по отношению к которому возникает страховое правоотношение, характеризуется неустойчивым, временным типом связи и не должен подвергаться опасности, которая заранее известна страховщику или собственнику объекта страхования;

-случайность проявления данного риска следует соотносить с массой однородных объектов. С этой целью организуется соответствующее статистическое наблюдение, анализ данных которого позволяет установить адекватную прогнозу страховую премию;

-наступление страхового случая, выраженное в реализации риска, не должно быть связано с волеизъявлением страхователя или иного заинтересованного лица;

-факт наступления страхового случая не известен во времени и пространстве;

-страховое событие не должно иметь размеры катастрофического бедствия;

- последствия реализации риска возможно объективно измерить и оценить. Масштабы последствий должны быть достаточно крупными и затрагивать интересы страхователя (страховые интересы).

В общей классификации рисков различают экологические, транспортные, экономические, политические, специальные, технические риски, риски ответственности.

Страхование обеспечивает финансовую защиту от потерь, давая возможность страхователю (тот, кто страхуется) передать на определенных условиях риск потерь страховщику.

Ключевыми особенностями страхового контракта являются:

- заключение до того, как инциденты, приводящие к потерям, произошли, все условия оговариваются в страховом полисе;

- передача последствий инцидента (выплата страхового покрытия) – происходит сразу же после страхового события;

- передача только финансовых последствий потерь. Страхователь терпит убытки в следствии разрушения или повреждения зданий, производственных процессов или потерь другого капитала до тех пор, пока финансовая компенсация не будет получена.

Страхователи - это юр. или физ. лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе двустороннего соглашения, оформленного договором страхования.

Страховщики – юр. лица любой организационно-правовой формы, имеющие лицензию на проведение операций страхования, ведающие созданием и расходованием средств страхового фонда. Могут быть: гос. страховые организации, акционерные страховые общества, общества взаимного страхования, перестраховочные компании.

Страховые агенты - физические и юридические лица, действующие от имени и по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями. Они представляют интересы одной компании и получают за работу комиссионное вознаграждение.

Страховые брокеры - юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном поря

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...