Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные типы программного обеспечения для создания e-learning решений. Система управления обучением

 

Чтобы дистанционное обучение (ДО) было эффективным, используемая в нем технология должно обладать такими характеристиками, чтобы оно доставляло удовольствие и обучаемому и преподавателю. Ничто так не гасит энтузиазм новоявленных учеников, как технические проблемы, создаваемые сложным в использовании программным обеспечением.

Рассмотрим основные технологические решения, используемые для электронного обучения (e-learning solutions). Спектр программного обеспечения для ДО очень широк. На одном краю этого спектра - простые программы, выполненные в HTML, на другом - сложные системы управления обучением и учебным контентом (Learning Content Management Systems), использующиеся в корпоративных компьютерных сетях.

Одним из секретов успешного внедрения дистанционного обучения является правильный выбор программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям. Эти требования определяются потребностями обучаемого, потребностями преподавателя и, во многих случаях, администратора, который должен контролировать ход и результаты обучения.

Среди основных типов программного обеспечения для создания e-Learning решений можно выделить:

авторские программные продукты (Authoring Packages), -системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS), -системы управления контентом (Content Management Systems - CMS), -системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS).

Авторские продукты специально разработаны для преодоления тех затруднений, с которыми сталкиваются преподаватели при использовании языков программирования. Эти программы обычно позволяют преподавателю самостоятельно разрабатывать учебный контент на основе визуального программирования. Недостатком таких продуктов является невозможность отслеживать и контролировать во времени процесс обучения и успеваемость большого количества обучаемых. Как правило, они разработаны для создания уроков с немедленной обратной связью с обучаемым, а не для хранения информации об учебном процессе за длительное время.

Системы управления обучением LMS (в русскоязычной терминологии используется аббревиатура СДО - "система дистанционного обучения") представляют собой платформу для развертывания e-Learning, но в ряде случаев могут использоваться и для администрирования традиционного учебного процесса.

Система LMS, в идеале, должна предоставлять каждому студенту персональные возможности для наиболее эффективного изучения материала, а менеджеру учебного процесса - необходимые инструменты для формирования учебных программ, контроля их прохождения, составления отчетов о результативности обучения, организации коммуникаций между студентами и преподавателями. Студент получает от LMS возможности доступа к учебному порталу, который является отправной точкой для доставки всего учебного контента, выбора подходящих учебных треков на основе предварительного и промежуточных тестирований, использования дополнительных материалов с помощью специальных ссылок.

Административные функции LMS охватывают несколько базовых областей. Управление студентами включает в себя задачи регистрации и контроля доступа пользователей к системе и к учебному контенту, организацию слушателей в группы для предоставления им общих курсов и составления отчетности, управление аудиторными и преподавательскими ресурсами. LMS отвечает также за интеграцию дополнительных элементов учебного процесса (практические занятия, лабораторные работы, тесты, средства совместной работы).

Кроме того, LMS отвечает за распределение и использование учебного контента. В числе таких задач - организация удобных для поиска каталогов курсов, выделение групп курсов для обязательного изучения и изучения "по желанию", разработка индивидуальных учебных треков (например, на базе заданных функциональных ролей слушателей), другие механизмы целевого предоставления учебного контента, поддержка синхронных и асинхронных режимов взаимодействия с преподавателем. Важнейшим элементом LMS является отчетность по учебному процессу, которая позволяет, в частности, делать выводы об эффективности вложений в электронное обучение. В LMS должны быть механизмы контроля и составления отчетов о том, насколько успешно продвигается слушатель (или группа) в изучении определенных тем, соответствует ли повышение уровня профессиональной квалификации в результате обучения заданным в начале обучения целям, насколько полученные знания находят применение в практической работе и влияют на ее результативность.

LMS обеспечивает и механизмы защиты, необходимые для сетевой среды e-Learning, а также, в случае масштабных учебных проектов, поддерживает интеграцию с системами планирования ресурсов предприятия и LMS, являясь решением для управления учебным процессом, поддерживает, как управления персоналом, минимум, использование электронных курсов из различных источников; наиболее развитые системы предлагают специальные модули для разработки собственного учебного контента. Для того чтобы LMS-платформы имели возможность "проигрывать" разные готовые курсы, созданы стандарты интероперабельности. Так, Airline Industry CBT Committee описывает взаимодействие компьютерных тренингов с системами управления и служит основой для развития аналогичных стандартов интероперабельности для Web-курсов.

Последние два года развивается новый класс систем, реализующих управление учебным контентом (Learning Content Management System, LCMS). В отличие от LMS, подобные системы концентрируются на задачах управления содержанием учебных программ, а не процессом обучения, и ориентированы не на менеджеров и студентов, а на разработчиков контента, специалистов по методологической компоновке курсов и руководителей проектов обучения. В основе LCMS лежит концепция представления содержания обучения как совокупности многократно используемых учебных объектов со своей целевой аудиторией и определенным контекстом использования. Как отмечают аналитики, границу между двумя классами систем со столь похожими названиями провести все труднее: большинство производителей систем LCMS включают в них функциональность общего управления обучением, а ведущие решения категории LMS теперь реализуют и возможности управления учебным контентом.

Рынок LMS пока еще достаточно фрагментирован, что свидетельствует о его незрелости, однако он быстро развивается; системы этого класса становятся все более востребованными и рассматриваются не просто как необходимая инфраструктура для e-Learning, но - по крайней мере, западными компаниями - и как часть общей корпоративной ИТ-инфраструктуры. Подтверждением тому является интерес, который проявляют к решениям по управлению обучением производители систем общего управления, в том числе, компании SAP (SAP Learning Solution), Oracle (i-Learning), PeopleSoft (Enterprise Learning Management).

Традиционными лидерами западного рынка LMS являются решения компаний Saba Software, Docent, WBT Systems, Click2Learn, IBM. Свои предложения есть и на отечественном рынке, среди них - система дистанционного тренинга Redclass (совместная разработка компании Redlab и учебного центра Redcenter) "Прометей" производства НИЦ АСКБ, e-Learning компании "ГиперМетод", распространяемая в открытых кодах система NauLearning от компании Naumen и др. По оценкам META Group, важнейшей тенденцией для e-Learning в ближайшие годы станет интеграция технологий управления обучением в общую корпоративную ИТ-платформу, объединяющую системы управления контентом, знаниями, персоналом, средства совместной работы, решения для порталов. Логическим следствием этого станет реализация концепции обучения, внедренного в рабочий процесс. Эта концепция подразумевает, в частности, что задачи обучения сотрудника непосредственным образом увязываются с его функциями в компании - материалы учебных курсов предоставляются в нужный момент и наиболее близки к реализации этих идей в IBM. Очередная версия системы Lotus Workplace Collaborative Learning интегрирована со всеми компонентами семейства клиентских приложений Lotus Workplace. Интеграция этих функций со средствами LMS позволяет настроить управление учебным процессом таким образом, чтобы для каждого этапа определенного бизнес-процесса его участники получали необходимые учебные ресурсы на своем рабочем месте.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...