Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доходы бюджетов РБ делятся на группы:

налоговые доходы; взносы на государственное соц. страхование; неналоговые доходы; безвозмездные поступления.

Расходы гос. бюджета представляют собой про­цесс выделения и использования фин. ресурсов, аккуму­лир-х в бюджетах всех уровней бюдж. системы. Задача бюдж. расходов – обеспечить вы­полнение гос-вом его внутренних и внешних функций. Республиканский бюджет обеспечивает финанс-е мероприятий, имеющих общегосударственное значение.

Используется и функциональный принцип классиф-и расходов. На его основе расходы группируют по целевому наз­начению:военные;эконом-е;на соц-е цели;на внешнеэконом-ю и внешнеполитич-ю дея­т-ть;на содержание аппарата управления.

 

 

 
 

Кривая Филлипса: При росте цен (высокой инфляции) производителям становится выгодно наращивать объемы производства. Для решения этой задачи в краткосрочном периоде они будут нанимать большее количество работников, что приведет к снижению уровня безработицы.

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий гос-во проводит на разных стадиях инфляц. процесса антиинфляц. политику. Она будет эффективна лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. Меры: * контроль над денежной эмиссией;* недопущение эмиссионного финансирования госбюджета;* осущ-е текущего контроля ден. массы путем осущ-я операций на открытом рынке;

Антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены. Меры, направленные против инфляции спроса:* уменьшение госрасходов;* увеличение налогов;* сокращение дефицита госбюджета;* переход к жесткой кредитно-денежной политике;* стабилизация валютного курса путем его фиксирования.

Меры, направленные против инфляции издержек: * сдерживание роста факторных доходов и цен;борьба с монополизмом в экономике

 

Экстенсивный рост означает, что для наращивания объема выпуска используются все новые и новые (дополнительные) факторы производства (н-р, станки, линии, оборуд-е).

Закрепление и развитие положит-х тенденций в бел. эк-ке требует такой системы мер и мероприятий макроэкономич. регулир-я, которая обеспечила бы высокие темпы эк-го роста при низком уровне ин­фляции и безработицы. В этом контексте был разработан про­ект Программы соц.-экон. развития РБ на 2011—2015 гг. Планир-ся обеспечить темпы роста ВВП; снизить уровень ин­фляции; поддержать безработицу на уровне не бо­лее 1,5—2 % экономически активного населения.

Резервами макроэконом. стабилизации и наращива­ния эк-го подъема в РБ являются:

• дальнейшее ускорение развития частного сектора эконо­мики;

• усиление положительной динамики развития сферы услуг;

• поддержание малого предпринимательства.

Макроэконом. политика гос-ва кроме основных напр-й должна включать и меры по стабилизации эк-ки и экон-го роста. С этой целью гос-во влияет на источники и факторы последнего. Его обобщающие показатели – ВВП, ВНП и нац. доход на душу населения, а также норма накопления.

 

международное движение капитала, междунар. миграция рабочей силы и валютно-финансовые отношения

Международную торговлю образуют два встречных потока товаров и услуг — экспорт и импорт; она характеризуется тор­говым сальдо и торговым оборотом.

Экспорт — продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу.

Импорт покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы.

Торговое сальдо — разность стоимостных объемов экспорта и импорта. Эту величину в макроэкономике называют чистым экспортом.

Торговый оборот — сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

Междунар. движение капиталаэто прежде всего пе­ремещение финансовых активов между странами.

Междунар. миграция раб. силыэто перемеще­ние трудоспособного населения из одних государств в другие, вызванное причинами экономического и иного характера.

Современные тенденции развития мирового хозяйства:1) стабильный экономический рост;2) открытость экономики;3) глобализация мировой экономики;4) региональная интеграция;5) новая роль государства; 6) усиление значения социальной сферы.

 

трем основным направлениям. Это политика доходов, политика занято­сти и политика социального партнерства.

Политика доходов пред­пол-т осущ-е мер по смягчению их неравенства; поли­тика занятости состоит в обесп-и условий эф-ти трудовой деят-ти; политика соц.партнерства направ­лена на регулирование взаимоотношений между работодателями и работополучателями.

Гос. система соц. защи­ты населения проявляется в разнообр. формах: пособия по безработице;пенсии;пособия по болезни, инвалидности; жилищ. пособия; пособия на получение образ-я; мед. помощь;гарантирование гос-вом минимального уровня доходов.

Основными напр. формир-я эф-й сис­темы соц. защиты считаются: поддержка беднейших слоев населения; гарантия права на труд; регулирование занятости.

В плане обеспечения соц. зашиты населения в этих условиях делается многое: гарантир-ся правовая защита от необоснов. увольнения, возм-ть повышения квалиф-и, а так­же выплата пособий по безработице, трудоустр-во безработ­ных, их переподготовка, переквалиф-я, обучение професси­ям, пользующимся спросом.

 

депозитов вкладчиков; - выдача средств со счетов и выполне­ние перечислений; - размещение аккумулир-х ден.средств путем предост-я ссуд, покупки цен. бумаг и т.д.

Кредитно-денежная политика гос-ва комплекс эк-х мер, применяемых правительством для создания неинфляционной экономики, функциони­рующей в условиях полной занятости.

Объектом кредитно-денежной («монетарной») политики является соотношение спроса и предложения на ден. рынке; основной институт, реализ. кредитно-денежную политику, - центральный банк.

Наибо­лее эф-ми инструментами регулир-я ден. массы считаются: опе­рации на открытом рынке, политика учётной ставки, изменения нормы обязательных резервов.

Операции на открытом рынке сводятся к купле-продаже ценных бумаг и явл-ся самым гибким инструментом кред.-ден. политики.

По­литика учётной ставки позволяет регулир-ть активность коммерч. банков на вторичном рынке обязательств.

В Концепции развития банковской системы на 2011-2015 гг. определена основн. стратегич. цель — укрепление устой­ч-ти банк. системы, приближение ее параметров к ев­ропейскому уровню, интеграция банк. сектора Беларуси в регион-ю и мировую банковские системы.

 

Для опред-я официального уровня без­работицы необходимо кол-во безработных, зарегистрир. офиц. службами, соотнести с кол-вом рабочей силы и выразить это в процентах.

Безработица несет в себе значительные издержки как для отдельного человека, так и для общества в целом. В связи с не участием опред. части трудосп. населения в обществ. пр-ве безвозвратно теряется часть потенциально возможного выпуска продукции. Отставание реального ВВП от потенц. значения отражает его потери. Впер­вые эти потери исследовал и описал известный американский экономист Артур Оукен, определивший связь между величиной циклич. безработицы и разрывом ВВП, рассчитываемым как разность между потенциальным и факти­ческим его значениями.

Установленную зависимость Оукен выразил формулой: Vп- Vф/ Vп = -b(U-Uе) где Vп— потенциальный ВВП; Vф — фактический ВВП; U — фактиче­ский уровень безработицы, %; Uе— естественный уровень безработи­цы, %; b — коэффициент Оукена.

Смысл этой формулы выражает так называемый закон Оукена, согласно которому превышение фактич. уровня без­работицы над естественным на 1 процентный пункт приводит к отставанию фактического объема ВВП от потенциального на Р процентов. Коэф-т Оукена устанавливается эмпирическим путем и в каждой стране имеет свою величину (от 2 до 3 %).

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

1. Эконом.система общ-ва: понятие, элем-ты. Осн-е типы эконом. систем: традиц-я эк-ка, админист –ком., рын, смеш-я.

2. Потребности и ресурсы, проблема выбора в эк-ке. Кривая произв-ных возм-тей общ-ва (кривая трансформации).З-н возр-щих альтер-ных (вмененных) издержек.

3. Произв-во и его цели. Факторы произв-ва: земля, труд, капитал и предприним. способ-ть. Принцип огранич. эк. рес-в.

4. Рынок: понятие, ф-ции, ст-ра и инфраст-ра. Объект-я необх-ть вмешат-ва гос-ва в рын. эк-ку. Ф-ции гос-ва в соврем. рын. эк-ке.

5. Собств-ть: понятие и формы. Гос. и частная собств-ть. Типы и формы собств-ти в РБ и их реформирование.

6. Спрос, предложение. Отраслевое рын. равновесие. Товарный дефицит и товарные излишки.

7. Понятие эласт-ти. Эласт-ть спроса по цене. Эласт-ть предлож.

8.Понятие конкуренции и ее виды: соверш. и несоверш. Конкур-я (чистая монополия, олигополия, монопол-я конкуренция).

9. Краткоср-й и долгоср-ый произв-ные периоды. Пост. и перем. факторы произв-ва. Производственная функция и ее свойства.

10. Понятие издержек произв-ва. Бух. и эконом. издержки. Издержки произв-ва в краткоср-м периоде: пост., перем., общие, средние и предельные издержки.

11. Доход и прибыль фирмы. Эконом. и бух. прибыль. Стратегия фирмы максимизации прибыли, тактика минимизации убытков.

12. Деньги: сущ-ть, виды и функции. Эволюция д-г.

13. Спрос и предлож-е д-г в нац. эк-ке. Равновесие ден. рынка.

14. Монополизм, его соц.-эконом. последствия. Антимон-е регул.

15. Эконом. механизм функц-я рынка труда, предел. Произв-ть труда, роль гос-ва и профсоюзов. Принципы соц. справ-ти.

16. Рынок прир-х рес-в. Зем-я рента. Цена земли.

17. Рынок кап-ла, ссудный % и принятие фир-й инвестиц-х реш.

18. Важнейшие макроэконом-е цели, валовой национальный продукт, его ст-ра и м-ды измерения. Курс эконом. развития РБ.

19. Совокупный спрос и совок-е предлож-е. Макроэконом-е равновесие (классический и кейнсианский подходы.).

20.Инвестиции и их влияние на объем нац. произв-ва.

21. Эконом. рост и его факторы. Гос. политика стабилизации и эконом. роста в РБ.

22.Инфляция: сущность, виды. Антиинфляционная политика. Кривая Филлипса.

23. Фин. система, гос. бюджет. Расходы и доходы госбюджета.

24. Фискальная политика гос-ва. Кривая Лаффера.

25.Безработица. Закон Оукена. Гос.регул-е занятости.

26.Банковская система. Кредитно-ден политика и ее особ-ти в РБ.

27. Соц. политика гос-ва, система соц. защиты в РБ.

28.Этапы становления мировой экономики. Современные формы междунар-х эконом. отношений.

29.Междунар-я валютная система. Гос. вал-е регул-е.

30. Трансформационная экономика.

 

 

эк-ки, сохранение стабильности функционир-я нар. хозяйства;

- развитие рынков товаров и услуг, финансового и регулируемого рынка труда;

- разв-е предпринимат-ва, малого и среднего бизнеса, формир-е рын. инфраструктуры;

-формирование нового, рыночного экономического мышления.

Опыт, накопленный Беларусью и другими странами трансформационной группы, показывает, что в переходной экономике можно выделить три стратегические линии по­ведения государства

1-я стратегическая линия определяется тем, что гос-во уходит из тех сфер социально-экон. жизни, где доказаны неэф-ть и нецелесообразность его присутствия (деэтатизация). 2-я стратегическая линия определяется тем, что го­сударство остается в эпицентре экономической жизни. Но при этом происходит дебюрократизация его функций, сти­ля и методов работы органов гос. управления. 3-я стратегическая линия гос-ва состоит в том, что последнее берет на себя ответственную роль регулиров­щика эк. жизни страны.

 

 

Фиксированный валютный курс – официально установл-е соотношение между нац-ми валютами, допускающее временное отклонение от него в одну или другую сторону не более чем на 2,25%. Плавающий валютный курс – курс, свободно измен-ся под возд-м спроса и предложения.

Международная валютная система -набор правил и законов, которые регулируют обмен валюты од­ной страны на валюту другой.

Она включает след. элементы:резервные валюты;условия взаимной обратимости валют;унифицированный режим валютных приоритетов;регламентацию режимов курсов валют; межгосуд-е регулир-е междунар. валютной ликвидности; режим мировых валютных рынков и рынков золота; междунар. организации, осущ-е межгосуд. валютное регулирование.

Основные задачи МВФ следующие: Поддержание ва­лютной стабильности, применение упорядоченных правил валютного обмена, противостояние девальвации валют из конкурентных соображений, установ­ление многосторонней системы взаимных расчетов, исключение валютных ограничений и создание страховых резервов.

Девальвация нац-х валют — официальное уменьше­ние золотого содержания денежной единицы или понижение курса нац. валюты по отношению к золоту, серебру либо иностранной валюте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...