Доходы бюджетов РБ делятся на группы:
налоговые доходы; взносы на государственное соц. страхование; неналоговые доходы; безвозмездные поступления. Расходы гос. бюджета представляют собой процесс выделения и использования фин. ресурсов, аккумулир-х в бюджетах всех уровней бюдж. системы. Задача бюдж. расходов – обеспечить выполнение гос-вом его внутренних и внешних функций. Республиканский бюджет обеспечивает финанс-е мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Используется и функциональный принцип классиф-и расходов. На его основе расходы группируют по целевому назначению:военные;эконом-е;на соц-е цели;на внешнеэконом-ю и внешнеполитич-ю деят-ть;на содержание аппарата управления.
Кривая Филлипса: При росте цен (высокой инфляции) производителям становится выгодно наращивать объемы производства. Для решения этой задачи в краткосрочном периоде они будут нанимать большее количество работников, что приведет к снижению уровня безработицы. С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий гос-во проводит на разных стадиях инфляц. процесса антиинфляц. политику. Она будет эффективна лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. Меры: * контроль над денежной эмиссией;* недопущение эмиссионного финансирования госбюджета;* осущ-е текущего контроля ден. массы путем осущ-я операций на открытом рынке; Антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены. Меры, направленные против инфляции спроса:* уменьшение госрасходов;* увеличение налогов;* сокращение дефицита госбюджета;* переход к жесткой кредитно-денежной политике;* стабилизация валютного курса путем его фиксирования.
Меры, направленные против инфляции издержек: * сдерживание роста факторных доходов и цен;борьба с монополизмом в экономике
Экстенсивный рост означает, что для наращивания объема выпуска используются все новые и новые (дополнительные) факторы производства (н-р, станки, линии, оборуд-е). Закрепление и развитие положит-х тенденций в бел. эк-ке требует такой системы мер и мероприятий макроэкономич. регулир-я, которая обеспечила бы высокие темпы эк-го роста при низком уровне инфляции и безработицы. В этом контексте был разработан проект Программы соц.-экон. развития РБ на 2011—2015 гг. Планир-ся обеспечить темпы роста ВВП; снизить уровень инфляции; поддержать безработицу на уровне не более 1,5—2 % экономически активного населения. Резервами макроэконом. стабилизации и наращивания эк-го подъема в РБ являются: • дальнейшее ускорение развития частного сектора экономики; • усиление положительной динамики развития сферы услуг; • поддержание малого предпринимательства. Макроэконом. политика гос-ва кроме основных напр-й должна включать и меры по стабилизации эк-ки и экон-го роста. С этой целью гос-во влияет на источники и факторы последнего. Его обобщающие показатели – ВВП, ВНП и нац. доход на душу населения, а также норма накопления.
международное движение капитала, междунар. миграция рабочей силы и валютно-финансовые отношения Международную торговлю образуют два встречных потока товаров и услуг — экспорт и импорт; она характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом. Экспорт — продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу. Импорт — покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы. Торговое сальдо — разность стоимостных объемов экспорта и импорта. Эту величину в макроэкономике называют чистым экспортом. Торговый оборот — сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.
Междунар. движение капитала — это прежде всего перемещение финансовых активов между странами. Междунар. миграция раб. силы — это перемещение трудоспособного населения из одних государств в другие, вызванное причинами экономического и иного характера. Современные тенденции развития мирового хозяйства:1) стабильный экономический рост;2) открытость экономики;3) глобализация мировой экономики;4) региональная интеграция;5) новая роль государства; 6) усиление значения социальной сферы.
трем основным направлениям. Это политика доходов, политика занятости и политика социального партнерства. Политика доходов предпол-т осущ-е мер по смягчению их неравенства; политика занятости состоит в обесп-и условий эф-ти трудовой деят-ти; политика соц.партнерства направлена на регулирование взаимоотношений между работодателями и работополучателями. Гос. система соц. защиты населения проявляется в разнообр. формах: пособия по безработице;пенсии;пособия по болезни, инвалидности; жилищ. пособия; пособия на получение образ-я; мед. помощь;гарантирование гос-вом минимального уровня доходов. Основными напр. формир-я эф-й системы соц. защиты считаются: поддержка беднейших слоев населения; гарантия права на труд; регулирование занятости. В плане обеспечения соц. зашиты населения в этих условиях делается многое: гарантир-ся правовая защита от необоснов. увольнения, возм-ть повышения квалиф-и, а также выплата пособий по безработице, трудоустр-во безработных, их переподготовка, переквалиф-я, обучение профессиям, пользующимся спросом.
депозитов вкладчиков; - выдача средств со счетов и выполнение перечислений; - размещение аккумулир-х ден.средств путем предост-я ссуд, покупки цен. бумаг и т.д. Кредитно-денежная политика гос-ва — комплекс эк-х мер, применяемых правительством для создания неинфляционной экономики, функционирующей в условиях полной занятости. Объектом кредитно-денежной («монетарной») политики является соотношение спроса и предложения на ден. рынке; основной институт, реализ. кредитно-денежную политику, - центральный банк. Наиболее эф-ми инструментами регулир-я ден. массы считаются: операции на открытом рынке, политика учётной ставки, изменения нормы обязательных резервов.
Операции на открытом рынке сводятся к купле-продаже ценных бумаг и явл-ся самым гибким инструментом кред.-ден. политики. Политика учётной ставки позволяет регулир-ть активность коммерч. банков на вторичном рынке обязательств. В Концепции развития банковской системы на 2011-2015 гг. определена основн. стратегич. цель — укрепление устойч-ти банк. системы, приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграция банк. сектора Беларуси в регион-ю и мировую банковские системы.
Для опред-я официального уровня безработицы необходимо кол-во безработных, зарегистрир. офиц. службами, соотнести с кол-вом рабочей силы и выразить это в процентах. Безработица несет в себе значительные издержки как для отдельного человека, так и для общества в целом. В связи с не участием опред. части трудосп. населения в обществ. пр-ве безвозвратно теряется часть потенциально возможного выпуска продукции. Отставание реального ВВП от потенц. значения отражает его потери. Впервые эти потери исследовал и описал известный американский экономист Артур Оукен, определивший связь между величиной циклич. безработицы и разрывом ВВП, рассчитываемым как разность между потенциальным и фактическим его значениями. Установленную зависимость Оукен выразил формулой: Vп- Vф/ Vп = -b(U-Uе) где Vп— потенциальный ВВП; Vф — фактический ВВП; U — фактический уровень безработицы, %; Uе— естественный уровень безработицы, %; b — коэффициент Оукена. Смысл этой формулы выражает так называемый закон Оукена, согласно которому превышение фактич. уровня безработицы над естественным на 1 процентный пункт приводит к отставанию фактического объема ВВП от потенциального на Р процентов. Коэф-т Оукена устанавливается эмпирическим путем и в каждой стране имеет свою величину (от 2 до 3 %).
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 1. Эконом.система общ-ва: понятие, элем-ты. Осн-е типы эконом. систем: традиц-я эк-ка, админист –ком., рын, смеш-я. 2. Потребности и ресурсы, проблема выбора в эк-ке. Кривая произв-ных возм-тей общ-ва (кривая трансформации).З-н возр-щих альтер-ных (вмененных) издержек.
3. Произв-во и его цели. Факторы произв-ва: земля, труд, капитал и предприним. способ-ть. Принцип огранич. эк. рес-в. 4. Рынок: понятие, ф-ции, ст-ра и инфраст-ра. Объект-я необх-ть вмешат-ва гос-ва в рын. эк-ку. Ф-ции гос-ва в соврем. рын. эк-ке. 5. Собств-ть: понятие и формы. Гос. и частная собств-ть. Типы и формы собств-ти в РБ и их реформирование. 6. Спрос, предложение. Отраслевое рын. равновесие. Товарный дефицит и товарные излишки. 7. Понятие эласт-ти. Эласт-ть спроса по цене. Эласт-ть предлож. 8.Понятие конкуренции и ее виды: соверш. и несоверш. Конкур-я (чистая монополия, олигополия, монопол-я конкуренция). 9. Краткоср-й и долгоср-ый произв-ные периоды. Пост. и перем. факторы произв-ва. Производственная функция и ее свойства. 10. Понятие издержек произв-ва. Бух. и эконом. издержки. Издержки произв-ва в краткоср-м периоде: пост., перем., общие, средние и предельные издержки. 11. Доход и прибыль фирмы. Эконом. и бух. прибыль. Стратегия фирмы максимизации прибыли, тактика минимизации убытков. 12. Деньги: сущ-ть, виды и функции. Эволюция д-г. 13. Спрос и предлож-е д-г в нац. эк-ке. Равновесие ден. рынка. 14. Монополизм, его соц.-эконом. последствия. Антимон-е регул. 15. Эконом. механизм функц-я рынка труда, предел. Произв-ть труда, роль гос-ва и профсоюзов. Принципы соц. справ-ти. 16. Рынок прир-х рес-в. Зем-я рента. Цена земли. 17. Рынок кап-ла, ссудный % и принятие фир-й инвестиц-х реш. 18. Важнейшие макроэконом-е цели, валовой национальный продукт, его ст-ра и м-ды измерения. Курс эконом. развития РБ. 19. Совокупный спрос и совок-е предлож-е. Макроэконом-е равновесие (классический и кейнсианский подходы.). 20.Инвестиции и их влияние на объем нац. произв-ва. 21. Эконом. рост и его факторы. Гос. политика стабилизации и эконом. роста в РБ. 22.Инфляция: сущность, виды. Антиинфляционная политика. Кривая Филлипса. 23. Фин. система, гос. бюджет. Расходы и доходы госбюджета. 24. Фискальная политика гос-ва. Кривая Лаффера. 25.Безработица. Закон Оукена. Гос.регул-е занятости. 26.Банковская система. Кредитно-ден политика и ее особ-ти в РБ. 27. Соц. политика гос-ва, система соц. защиты в РБ. 28.Этапы становления мировой экономики. Современные формы междунар-х эконом. отношений. 29.Междунар-я валютная система. Гос. вал-е регул-е. 30. Трансформационная экономика.
эк-ки, сохранение стабильности функционир-я нар. хозяйства; - развитие рынков товаров и услуг, финансового и регулируемого рынка труда; - разв-е предпринимат-ва, малого и среднего бизнеса, формир-е рын. инфраструктуры;
-формирование нового, рыночного экономического мышления. Опыт, накопленный Беларусью и другими странами трансформационной группы, показывает, что в переходной экономике можно выделить три стратегические линии поведения государства 1-я стратегическая линия определяется тем, что гос-во уходит из тех сфер социально-экон. жизни, где доказаны неэф-ть и нецелесообразность его присутствия (деэтатизация). 2-я стратегическая линия определяется тем, что государство остается в эпицентре экономической жизни. Но при этом происходит дебюрократизация его функций, стиля и методов работы органов гос. управления. 3-я стратегическая линия гос-ва состоит в том, что последнее берет на себя ответственную роль регулировщика эк. жизни страны.
Фиксированный валютный курс – официально установл-е соотношение между нац-ми валютами, допускающее временное отклонение от него в одну или другую сторону не более чем на 2,25%. Плавающий валютный курс – курс, свободно измен-ся под возд-м спроса и предложения. Международная валютная система -набор правил и законов, которые регулируют обмен валюты одной страны на валюту другой. Она включает след. элементы:резервные валюты;условия взаимной обратимости валют;унифицированный режим валютных приоритетов;регламентацию режимов курсов валют; межгосуд-е регулир-е междунар. валютной ликвидности; режим мировых валютных рынков и рынков золота; междунар. организации, осущ-е межгосуд. валютное регулирование. Основные задачи МВФ следующие: Поддержание валютной стабильности, применение упорядоченных правил валютного обмена, противостояние девальвации валют из конкурентных соображений, установление многосторонней системы взаимных расчетов, исключение валютных ограничений и создание страховых резервов. Девальвация нац-х валют — официальное уменьшение золотого содержания денежной единицы или понижение курса нац. валюты по отношению к золоту, серебру либо иностранной валюте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|