Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Понятие инноваций, инновационного процесса и инновационного потенциала.

Статистический анализ инновационного потенциала

Курсовая работа по статистике отрасли

Выполнил студентка 4 курса группы БС-30 Чагина В.В.

Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ»

Новосибирск 2007

Введение

Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой – постиндустриальной стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития – информационное общество. С развитием общества появляются все новые и новые технологии, продукты, разработки.

Уровень социально-экономического развития страны стал во многом определяться инновационным уровнем развития, базирующемся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства..

Каждая страна (регион, предприятие, организация) обладает определенным совокупным потенциалом (научным, техническим, ресурсным, сырьевым, экономическим, производственным и т.д.). В последнее время одной из составляющих общего (совокупного) потенциала стал и инновационный потенциал.

Все части общего (совокупного) потенциала тесно связаны между собой. Эффективная реализация общего потенциала зависит от состояния как каждой из его частей, так и их взаимодействия. Именно сбалансированность частей общего (совокупного) потенциала является основным условием полной его реализации, поскольку отставание одной из них выступает сдерживающим фактором.

Переход к инновационной экономике необходим для ускорения темпов качественного роста экономики страны. Наличие достаточного, высокого инновационного потенциала и должно обеспечить данный переход.

Инновационный потенциал – один из важнейших элементов, который будут определять будущее не только отдельных регионов, но и всей страны в целом.

В этой связи изучение инновационного потенциала представляется особенно актуальным.

В первой главе данной работы рассмотрены такие ключевые понятия как инновация, инновационный процесс и инновационный потенциал; дана структура инновационного потенциала.

Вторая глава содержит описание показателей инновационного потенциала.

В третьей главе на основе рассмотренных ранее понятиях и показателях проведена оценка инновационного потенциала Новосибирской области.

Для наиболее полного раскрытия проблематики были использованы работы таких авторов как М.Г. Назарова, В.М.Попова, периодические издания «Континент Сибирь», «Эксперт Сибирь», «Финансы и кредит», российский статистический ежегодник, а также статистический сборник «Наука в Новосибирской области».

Цель данной работы – рассмотреть и изучить инновационный потенциал.

Для достижения этой цели были решены следующие задачи: дано определение инновационному потенциалу, а также инновациям и инновационному процессу, рассмотрена структура инновационного потенциала, охарактеризованы основные показатели, используемые в практике оценки инновационного потенциала. И, наконец, по данным о науке Новосибирской области была определена степень развития инновационного потенциала области.

Глава 1. Понятие инноваций, инновационного процесса и инновационного потенциала.

Инновации представляют собой новые либо усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, новые либо усовершенствованные технологические процессы, используемые в практической деятельности, новые подходы к социальным услугам. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа. [1, 441]

В инновации не включаются эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменными его конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры (свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов); расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство не выпускающихся ранена данном предприятии (возможно непрофильных), но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции, с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия. [3,93]

Инновации как основа стратегии развития фирмы включают на только технические или технологические разработки, но и поиск и использование новых форм бизнеса, новых методов работы на рынке, новых товаров и услуг, новых финансовых инструментов. Они характеризуются более высоким технологическим уровнем, более высокими потребительскими качествами товара или услуг по сравнению с предыдущим продуктом. Инновации являются важнейшим фактором стабильного функционирования предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других структур, обеспечивающих их экономический рост и конкурентоспособность.

Инновации являются основным средством повышения стоимости предприятия. [6, 13]

Экономическая теория различает пять типов инноваций: введение нового продукта; метод производства; создание нового рынка; освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов; реорганизация структуры управления. Обеспечивая внедрившему их предпринимателю избыточную прибыль, инновации нарушают экономическое равновесие, которое впоследствии восстанавливается на другом, более высоком уровне развития под влиянием конкуренции. [1, 441]

К несомненным достоинствам инноваций как фактора развития экономической системы любого уровня локализации, роста ее экономической самостоятельности, следует отнести следующие:

в условиях перехода от статичной конкуренции к динамичной инновации обеспечивают уникальность конкурентных преимуществ субъекта экономических отношений как на микро-, так и на глобальном уровне;

использование современных высокоточных технологий является важным и необходимым условием высокого качества продукции и услуг;

инновационный процесс не заканчивается на стадии внедрения (первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии), а продолжается и после нее; по мере распространения новшество совершенствуется, становится более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства;

инновационные технологии открывают новые области применения, рынки и, соответственно, новых потребителей. [8,6]

Для инновации характерно непрерывное совершенствование на всех этапах деятельности: это и улучшение конструкции изделия по мере накопления опыта его производства, и внесение изменений в конструкцию на стадии внедрения в другие производства в целях более успешного применения и, наконец, модернизация первого образца при совершенствовании технологических процессов и организационных структур. По мере обучения персонала в новшестве обнаруживаются новые качества, а также новые возможности. [6, 42-43]

Инновационный процесс – это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в разработке и реализации нововведений и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений производства, обмена и потребления. [6, 13]

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. [4,528] На стадии инновационной деятельности осуществляется непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты, услуги либо процессы. Научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии. Помимо научных исследований и разработок, в составе инновационной деятельности обычно выделяются следующие основные ее виды:

приобретение овеществленных технологий – машин и оборудования, прочих основных фондов, по своему технологическому назначению необходимых для внедрения инноваций;

приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, патентных (прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов и полезных моделей) и беспатентных лицензий, ноу-хау, новых технологий в разукомплектованном виде, не защищенных охранными документами, а также товарных знаков, других услуг технологического содержания (инжиниринговых, консультационных и т.п.);

приобретение программных средств, связанных с осуществлением инноваций;

производственное проектирование, с подготовкой планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов, услуг;

технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение средств технологической оснастки, дополняющей производственное оборудование для выполнения определенной части технологического процесса (инструмента, приспособлений, калибров, пресс-форм и т.п.), осуществление изменений в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества м связанном с этим программном обеспечении, необходимых для изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи) либо их совершенствования; пробное производство или испытания, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;

обучение, подготовка и переподготовка персонала, обусловленные внедрением технологических инноваций;

маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском на рынок технологически новых или усовершенствованных продуктов и услуг, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта или услуги к различным рынкам и рекламную кампанию. [1, 443-444]

Понятие «потенциал» включает в себя источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы физическими и юридическими лицами, в том числе предприятиями, организациями, административно-территориальными образованиями, государством для решения задач, достижения целей в определенной области.

Вопросы формирования и развития инновационного потенциала как отражение сущности инновационной экономики находят широкое представление в работах отечественных и зарубежных авторов. Вместе с тем само понятие «инновационный потенциал» не имеет однозначной трактовки, отсутствует комплексное изучение его сущности и структуры как социально-экономического феномена. Например, инновационный потенциал представляют как совокупность факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса. В других трактовках инновационный потенциал выступает как научно-технический потенциал в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологический организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций. Встречается определение инновационного потенциала как накопление определенного количества информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции.

В этих и других определениях инновационного потенциала, как правило, раскрывается одна или несколько сущностных характеристик данного явления. В одном случае акцент переносится на институциональные структуры или средства формирования потенциала, в другом идет привязка к конкретному уровню (предприятие, национальная экономика и т.д.), в третьем – представлена его косвенная характеристика, через определение сущности понятия «потенциал».

Очевидно, что неоднозначность в понимании сущности и структуры инновационного потенциала в значительной мере затрудняет выработку конкретных практических рекомендаций по его формированию и эффективному использованию в целях стимулирования инновационной активности как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне национальной экономики.

Представляется, что определение сущности инновационного потенциала экономической системы (страны, отдельного региона) должно охватывать следующие основные характеристики:

инновационный потенциал выступает подсистемой социально-экономического (общего) потенциала экономической системы, при этом все части общего потенциала тесно связаны между собой.

инновационный потенциал – это наличие и сбалансированность ресурсов, уровень развития которых достаточен для осуществления эффективной инновационной деятельности;

инновационный потенциал включает организационный и институциональный механизмы (например, патентные службы, инновационные агентства, технологические и научные центры ит.д.), обеспечивающие инновационную деятельность;

инновационный потенциал содержит неиспользованные, предполагаемые (скрытые) возможности ресурсов, которые могут быть приведены в действие для реализации инновационной стратегии;

инновационный потенциал – это определенная характеристика способности экономической системы к изменению, улучшению, прогрессу на основе трансформации имеющихся ресурсов в новое качественное состояние.

В структуре инновационного потенциала необходимо выделить несколько составляющих, которые в совокупности и позволяют обеспечить восприятие и реализацию новшеств, то есть получение инноваций (Приложение. 1):

достигнутый уровень научно-технического развития (наличие научно-технической базы, собственных и приобретенных разработок и изобретений, а также возможность и способность внедрения результатов научной деятельности в производство);

институциональная (уровень развития рыночных институтов);

инфраструктурная (обеспеченность страны (региона) необходимой для прохождения новшеством всех этапов инновационного цикла инфраструктурой);

кадровая (образовательный уровень трудовых ресурсов, который также включает уровень инновационной культуры – степень восприимчивости новшеств персоналом компании);

инвестиционная (эффективность осуществления инвестиций в инновационные проекты);

условия (предпосылки и ограничения) внутренней и внешней среды, отражающие взаимодействие инновационного потенциала с другими подсистемами социально-экономического потенциала экономической системы.

Таким образом, инновационный потенциал включает как достигнутый результат (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса) по указанным направлениям, так и потенциальные ресурсы и возможности для повышения эффективности инновационной деятельности. Кроме того, необходимо учитывать существующие и потенциальные ограничения со стороны внешней и внутренней среды, а именно – природно-климатические условия, социальные, демографические факторы, приоритеты государственной (региональной) политики и т.д. [8, 7-9]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...