Быть бедным означает иметь постоянное чувство несвободы, ограниченности выбора, который есть у тех, кто богаче.
Б. М. Бим-Бад Борьба с бедностью в семье и школе
Что мы называем бедностью? Бедный плохо питается, пользуется некачественными медицинскими услугами, носит некрасивую одежду. У него нет или мало современной бытовой техники. Он не может себе позволить Интернет, изучение иностранного языка, путешествия.
Быть бедным означает иметь постоянное чувство несвободы, ограниченности выбора, который есть у тех, кто богаче.
Что наши дети думают о бедности? По мнению детей, богатый человек — счастливый, образованный, везучий, здоровый и молодой. В детском восприятии трудолюбие не всегда связывается с материальным благополучием. Бедного человека дети представляют себе как бессчастного неудачника, но при этом работягу, только необразованного и больного. Причинами бедности дети считают, прежде всего, алкоголь, лень, неприспособленность к жизни, плохое образование. На втором месте у опрошенных школьников оказались причины, с которыми человек не может справиться самостоятельно: болезнь, инвалидность, многодетная семья.
Трудности воспитания детей в бедной семье.
“…Мои дети постоянно жалуются, что они одеваются хуже своих друзей, что у них нет компьютера или каких-то игрушек, что они не могут пригласить гостей в нашу старую, плохо обставленную квартиру, и так далее. В общем, мои ребята комплексуют из-за того, что наша семья беднее, чем другие. Но я ничего не могу с этим поделать. У нас неполная семья, нет отца. Мне приходиться воспитывать и содержать детей одной. Это очень сложно. Никто и никак мне не помогает, даже родственники. Работаю я в бюджетной сфере, несмотря на то, что стараюсь изо всех сил, получаю мало и с задержками, а устроиться на вторую работу не могу, поскольку в таком случае на детей совсем не останется времени. Понятно, что денег на все не хватает, а потому на чем-то приходиться экономить. Я объясняла это детям, но они все равно комплексуют.
У меня сердце кровью обливается, когда они в который раз начинают жаловаться, что у кого-то что-то есть, а у них нет. Потому я прошу помочь мне советом, как правильно с точки зрения психологии говорить с детьми, чтобы они больше не чувствовали себя ущербными и не переживали из-за плохого финансового положения семьи. Буду очень благодарна! Мария, 34 года, Якутск” (электронное письмо из Интернет).
Что требуется от человека, чтобы выбиться из нужды? Надобно сойти с предначертанной колеи. Никто не мешает прекратить на себе род бедных людей и основать новую ветку, новую династию успешных людей, начав ее с самого себя. Надобно стремиться к успеху, освоению новых идей и практических навыков, к разнообразию взглядов и подходов, к мощной динамике жизни. Не "кусок хлеба, чтобы выжить", а яркий успех в избранной области - вот что должно стать жизненным идеалом.
Постоянная работа над собой, непрерывное самообразование в течение всей жизни, открытость всему новому, широкие интересы - необходимые составляющие успеха каждого и всех, - справедливо считает Владимир Рыжков.
Чтобы прорвать "заколдованный круг" бедности, требуется сменить привычные ценности и установки. У большинства бедных обнаруживается психологическая установка на "выживание", их планка требований к себе, своей жизни, ее содержанию и качеству чрезвычайно занижена: это всего лишь "гарантированный кусок хлеба".
Кроме того, бедные верят в коллективные действия и склонны надеяться на помощь внешних сил (прежде всего государства, чуда, волшебства). В неготовности взять на себя ответственность за свою судьбу, принимать связанный с этим риск, в нежелании на протяжении всей жизни прилагать усилия по повышению собственного профессионального уровня заключена одна из коренных причин бедности.
Бедные куда меньше внимания уделяют своему профессиональному росту, только 8 % (против 27% у богатых) посвящает часть времени упорному самообразованию.
Необходимо начать с того, чтобы избавиться от типичной житейской философии бедняков: "синица в руке лучше, чем журавль в небе", так что на многое не замахивайся, ищи надежную, не очень трудную работу, чтобы хватало на жизнь; судьба каждого предопределена, и лучше с ней смириться и не суетиться; чем меньше ждешь от жизни, тем больше доволен тем, что получаешь; старайся, не старайся - жизнь все равно ухудшается.
Стремиться разумно не к великому богатству, а к среднему, но стабильному состоянию. Немногие россияне хотят довольствоваться средним достатком в отличие, к примеру, от жителей Западной Европы. Большинство наших рвется на самый верх, что практически невозможно. А ведь корысть ненасытна. Можно заболеть алчностью, жаждой наживы, гнаться все за большим и большим, и потратить на это всю свою жизнь.
"Подчас бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности" (Платон). Платону вторит Иоанн Златоуст: "Богатство вредит слишком много, когда делает нас негодными к перенесению превратностей жизни. Итак, воспитаем детей так, чтобы они могли переносить все и знали, как должно поступать среди несчастий".
Лучше быть в середине - спокойнее и понятнее. Средств должно быть необходимое и достаточное количество, чтобы бедность не унижала, а богатство не угнетало. Неумеренные запросы и амбиции с отсутствием стремления к духовному совершенствованию и развитию могут сильно повредить душе. Нельзя впадать в отчаяние от бедности, но и нельзя считать себя всемогущим в богатстве.
В том же ряду жизненных ошибок стоит расточительность, и легкомыслие, и недальновидность. Очень точно на этот счет высказался Сергей Довлатов: "Богатство и бедность - качества, от количества денег не зависящие".
Неправильно также рваться из последних сил, чтобы предоставить ребенку все самое лучшее. Даже если очень того хочется.
Щедро наделяя материальными благами своих подрастающих детей, родители лишают их желания добиваться успеха в жизни. Невдомек папам и мамам, что задаривая любимое дитя, они лишают его будущего, то есть мотивации добиваться своего собственными силами.
Запад умышленно заставляет молодежь рассчитывать лишь на собственные силы, - чем не отличная прививка от заниженной самооценки и валяния дурака до старости. Это способствует продвижению в элиту тех, кто родился в бедности, а потому имеет серьезную мотивацию двигаться вверх (Анна Мороз).
Что делать, чтобы воспитать у детей склонность и способность к стойкому благополучию? Личный пример – прежде всего. Нужно меняться самому, и тогда начнут меняться дети. Подайте пример жизненной активности, бодрости и оптимизма: мол, у меня бывают какие-то полосы неудачи, но и у меня же будут победы, как у всех людей. Это очень важно.
Самое влиятельное за всю историю педагогики исследование причин жизненного успеха - так называемый доклад Коулмана (1966 год; Джеймс С. Коулман - американский психолог) - убедило весь мир в том, что школа - всего лишь часть, притом скромная часть, академических и практических успехов людей. А самые главные причины состоятельности людей кроются в семейных традициях, во влиянии отцов на своих детей, в окружающей детей и школу социальной и культурной среде.
В семье и школе необходимо поощрять в детях и молодых людях свободное и доказательное мышление, личную разумную инициативу. Учить своих детей быть социально активными и способными выжить и жить хорошо в любых обстоятельствах. Вслед за упражнением детей в самостоятельности их надобно поощрять к хорошей учебе. Лучший способ - с первого класса учиться вместе с ними и радоваться их успехам.
Исследования установили прямую зависимость образовательной активности людей от уровня материального благосостояния. В наше время просто диплома ("корочки") без действительной подготовки мало! А формальное образование, подтвержденное аттестатами и дипломами, с годами все менее точно отражает реальный уровень знаний и навыков. Нужны настоящие знания, умения, способности.
Богатые считают качественное и непрерывное образование и профессионализм одним из важнейших факторов достижения успеха и статусными признаками богатства. Бедные, напротив, причины богатства видят преимущественно во внебразовательных формах. В своей оценке роли образования в жизненном успехе правы все-таки богатые. Хорошее образование - безусловный приоритет. Вслед за образованием идет воспитание мужества, стойкости, умения постоять за себя, а также трудолюбия, самодисциплины и организованности.
Заботясь о здоровье детей, родители весьма ощутимо способствуют и их будущему благосостоянию. Поощряйте детей к занятию спортом. Плюс ко всему спорт - еще и правильная школа жизни, где выигрывать надо по правилам, а проигрывать надобно достойно, извлекая уроки на будущее.
Сюда относится также вопрос о любви в семье. Когда дети получают достаточно любви от родителей, и родители создают в семье атмосферу настоящей любви, то дети не будут комплексовать, не будут переживать по поводу атрибутов богатства. Приоритеты для них уже расставлены.
«Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни», - вдумайтесь в эту формулу Федора Михайловича Достоевского.
Исторические примеры.
Великий поэт и прекрасный живописец Тарас Григорьевич Шевченко родился в семье крепостных крестьян. Ему было 28 лет, когда он впервые смог систематически учиться.
Знаменитый физикохимик Иван Алексеевич Каблуков был восьмым среди тринадцати детей сельского зубного врача, вольноотпущенного крепостного.
Профессор химии и академик Военно-медицинской академии, доктор медицины и великий композитор, выдающийся педагог Александр Порфирьевич Бородин был незаконным сыном некоего князя и солдатской дочери. Ребенка записали сыном дворового человека.
Первоклассный живописец Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился в бедной семье сапожника. Только благодаря поддержке местных купцов-хлеботорговцев он смог получить художественное образование.
Итак. И в нужде, и в роскоши можно безнадежно избаловать ребенка. И в тех же условиях можно воспитать человека совестливого и не эгоистичного. Нравственные качества менее всего связаны с материальным достатком. Если ребенка воспитывать в духе дружелюбия и заботы о других, то он преодолеет и богатство, и бедность.
Богатые и бедные дети
http://www.livejournal.ru/themes/id/58637
Одна из насущных проблем, беспокоящих родителей детей школьного и дошкольного возраста – социальное расслоение детских коллективов по признаку дохода семей. Проще говоря, в школах и даже детских садах весьма остро стал вставать вопрос взаимодействия между «богатыми» и «бедными».
Несмотря на напрашивающуюся на ум закономерность взаимоотношений, когда «бедные» находятся в менее завидном положении, чем «богатые», ситуация не всегда так однозначна. Бывает, что «бедные» подвергаются остракизму среди более обеспеченных соучеников, а бывает, что и «богатые» становятся объектом гонений сверстников.
Прежде чем говорить о проблеме, как таковой, необходимо разобраться с тем, кто такие «бедные» и «богатые». Конкретные цифры дохода родителей тут не показатель. Большую роль играет соотношение доходов семей детей. Если в одном коллективе ученик позиционируется, как «богатый», в другом учебном заведении он может оказаться в среде «школьных бедняков». Но и этот критерий не основной.
Очень важное значение имеет, что именно в детском коллективе воспринимается, как богатство и достаток. Естественно, что дети не осведомлены о «платежках» родителей и о балансе их банковских счетов. Дети и подростки понимают достаток в измерении количества престижных вещей и гаджетов принадлежащих сверстникам; о их возможностях менять их, следуя последним трендам; а так же фактов посещения курортов, других стран и модных клубов. На самом деле все эти прелести жизни своим чадам предоставляются не только родителями с высоким доходом. Семьи со средним и даже низким доходом порой готовы выделять львиные доли своего дохода, чтобы ребенок «был не хуже других» и у него были «правильные друзья».
В свою очередь, не все богатые родители «раскошеливаются» на роскошную жизнь своего чада. Добившиеся много благодаря труду и настойчивости мать и отец часто ждут и от ребенка такого же подхода к жизни и очень отрицательно относятся к обеспечению легкого и сладкого существования своему отпрыску. Сначала добейся, заработай, а потом уже решишь, нужно ли тебе пускать свои деньги на ветер. Таким образом, в понимании «богатства» и «бедности» весьма много субъективного. В «богатые» могут попасть дети с низким доходом семьи, а «бедными» оказаться дети состоятельных, но требовательных родителей.
Но все ли дело в гаджетах и модной одежде? Конечно, нет. Это атрибуты социальной принадлежности в глазах детей. И за ними тянутся другие нюансы понимания кто есть кто. В настоящее время стереотипы о трудолюбии, умении и продвинутости богатых, версус недалекости, лени и бездарности бедных, все больше распространяется в обществе. Кроме этого существует стереотип, что бедные просто более честные и порядочные, а богатые - жулики и воры.
Иногда для сверстников, ребенок из семьи с низким доходом становится объектом насмешек. Если ты бедный, то ты ленив и глуп. И твоя семья такова. А если это так, то значит, ты достоин порицания и презрения.
В свою очередь дети из семей с большим достатком могут так же попадать в подобную ситуацию. Ведь такой ребенок в глазах сверстников сам ничего не заслужил, а только пользуется достижениями папеньки и маменьки. Только поэтому он имеет много того, что другим недоступно. И это не справедливо. Он лентяй и пользуется «всем готовеньким». Да и как можно разбогатеть в наше время? Только воровать и обманывать других людей. А значит ты ленивый ребенок воров и мошенников. По этой причине ты достоин порицания и презрения.
Но было в истории России время, когда люди были в плане достатка относительно равными. Затем пришла перестройка и одни люди разбогатели, другие обеднели. Значит, все-таки не все люди одинаковы. Одни имеют способности, другие их не имеют. Несмотря на то, что определенная часть нынешних богачей добились своего положения не совсем законным и совсем незаконным путем, исследования показывают, что разница в понимании жизни «богатыми» и «бедными» действительно существуют.
Честные бедные
Люди с низким доходом видят мир и происходящее с ними другими глазами и, вероятно, это мировоззрение откладывает отпечаток на их решения и поведение в жизни.
Так, они полагают, что:
- судьбой им дана именно такая жизнь и ее не изменить. У них такой характер, такие способности и т.п.;
- они чаще обвиняют в своем положении других – воров-бизнесменов, плохих начальников, бюрократов и правительство, а так же требуют от них действий по "осчаствлиливанию" и улучшению их материального положения;
- чувствуют себя маленькими под грузом навалившихся проблем и мало прилагают усилий для их решения;
- считают неприемлемым представлять себя в лучшем свете, говорить о своих достоинствах и демонстрировать их;
- они сосредоточены на времени работы и уровне своей зарплаты и считают, что это единственный способ получить деньги. А, следовательно, источник богатства сводится к идее «работать еще больше»;
- страх потерять все или даже небольшую часть накопленного или имеющегося останавливает их от шагов по улучшению своего положения;
- они отказываются от дополнительного образования или смены профессии, потому, что «уже поздно», «несолидно опять идти учиться в таком возрасте» и используют любые другие объяснения.
Однако, эти исследования относительны. Вы легко можете найти примеры состоятельных людей, обладающих именно такой ментальностью. Не каждый богач имеет некий особенный полет фантазии и масштабный ум, который дает ему возможность охватить необъятное и заставить это «необъятное» работать на себя.
Кроме того, по неофициальным подсчетам около 80% богачей и звезд бизнеса являются выходцами из среды с низким доходом. Возможно, это субъективная оценка о распространенности бывших нищих среди миллионеров, но многие великие корпорации когда-то начинались чуть ли не с одного цента, а иногда с громадного долга банку.
В другом исследовании был показан относительно высокий конформизм среди людей с низким образованием и более низким доходом. Они склонны выбирать вещи того же уровня, как и другие люди из их круга, и довольствуются малым. В то же время люди с высоким достатком и образованием предпочитают иметь уникальные вещи и достигать большего.
Вместе с тем, «бедные» более эмпатичны, больше времени и сил тратят на поддержание других, легче делятся с ближним, кто нуждается в помощи. Они более ориентированы на моральные догмы и правила.
Равнодушные богатые
«Богатые люди» менее склонны к сочувствию другим, чаще не принимают «общечеловеческие ценности» (вполне могут допускать, что неэтичное поведение возможно, «если надо для дела» или успех в жизни позволяет нарушать правила, а иногда и законы). Люди «высшего класса» хуже распознают эмоции, меньше уделяют внимания людям, с кем общаются.
Конечно, после подобной информации признать «богатых» однозначными злодеями и «мировым» злом довольно логично.
И еще им приписать злой умысел. Однако, психолог из Университета Беркли Пол Пифф полагает, что этот процесс скорее связан с тем, что бедные больше нуждаются во взаимозависимости и поддержке людей из своего круга. Богатые же более свободны и независимы, и поэтому поддержка окружающих им не очень нужна. Хотя, на самом деле их такая привычка в построении отношений не является слишком удачной. Как в голливудских фильмах, потеряв возможности и богатство, бывший миллионер может оказаться в полном одиночестве.
Все тоже плачут
Эти общие психологические характеристики богатых и бедных не являются чуждыми проблеме детей состоятельных родителей и родителей с низким доходом. Они являются картиной мира и схемой человеческих отношений, которые передаются и демонстрируются их матерью и отцом. Кто такие люди с другим доходом и как к ним относиться? Это ленивые дураки или богатые и хитрые воры? Что с этим делать? Как человек должен вести себя в рамках своего класса и по отношению к людям класса иного? Требовать других людей позаботиться о себе, устроить счастливую жизнь, только потому, что у тебя и твоей семьи низкий достаток? Ждать поклонения и послушания, потому что ты принадлежишь к «высшему» классу, а значит, ты обладаешь всеми положительными качествами по умолчанию? Или строить судьбу своими руками, не оглядываясь на классовые тонкости взаимоотношений?
Ответы на все эти вопросы часто даются именно родителями и демонстрируются семьей. И они не зависят напрямую от достатка семьи, а от того, какие ценности данная семья поддерживает. Что именно взрослые в окружении ребенка считают бедностью, а что богатством, а также спектр допустимого поведения к сверстникам из иной группы. Например, возможно ли и одобряемо ли насилие по отношению к оппонентам. Удивительно, но существуют родители, которые не только не порицают, но и поддерживают хулиганские выходки своих детей в отношении сверстников из иной социальной группы.
Однако невозможно сказать, что хулиганство и издевательства по отношению к сверстникам присущи исключительно «бедным» или исключительно «богатым». Они характерны для неуверенных в себе детей, которым требуется признание и поднятие собственной самооценки. В таком положении может оказаться ребенок любого класса, когда его родителям по какой-то причине, уважительной или не уважительной, не хватает на него времени.
"Пять копеек" педагогов
Громадное значение в формировании отношений по типу «классовой ненависти» в группе детей играют педагоги. В некоторых случаях учитель преднамеренно лучше относится к «богатым», потому что их родители могут стать спонсорами для школы. По этой причине преподаватель в лучшем случае закрывает глаза на выходки деток богатых родителей, а иногда открыто поддерживает и выгораживает их в случае серьезных нарушений дисциплины. Та же ситуация развивается в случае преследования детей из более состоятельных семей, когда учитель просто не желает «связываться» или жалеет «бедных».
Но существует и иное положение вещей, когда педагог, напротив, препятствует расслоению детского коллектива. Там дети, несмотря на разнородное финансовое положение семей, сосуществуют мирно и не фиксируются в общении на том, кто и какие возможности имеет, как одевается и как проводит досуг. Все эти вещи остаются за пределами школы. И таких примеров немало.
Фактически все вышеизложенное говорит о том, что многие различия между богатыми и бедными детьми бывают размытыми и субъективными и могут быть скорректированы родителями и педагогами. И к устранению предвзятости к классовому происхождению соученников нужно подходить с полной серьезностью. Ведь любой ребенок и «богатый» и «бедный» может стать объектом преследования.
Правильный старт
Однако, как бы этого не хотелось, дети из богатых и бедных семей имеют разный старт в жизни. В среднем, дети из семей с низким достатком имеют меньше доступа к различным образовательным ресурсам. В дальнейшем, в школьные годы, родители часто вынуждены отказывать своим детям в каких-то культурных походах, праздниках, поездках, потому что семья не может этого себе позволить. Они не выписывают популярных журналов, не покупают детям новых гаджетов, не имеют «крутых» игрушек, компьютеров и т.п.
Несмотря на все усилия родителей и педагогов, ребенок таких родителей будет ясно понимать, что он ограничен в возможностях. Да, конечно, родители могут сказать, что все журналы, гаджеты, игрушки и красивая одежда – полная ерунда и главное, чтобы «человек был хороший». Кроме того, все люди разные, и все имеют разные возможности и "это жизнь". Однако, часть детей остается неудовлетворенными этим положением вещей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: