Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды коммерческих организаций и условия осуществления хозяйственной деятельности




 

В пункте 2 ст. 50 ГК содержится исчерпывающий перечень коммерческих организаций. К ним относятся:

) хозяйственное товарищество:

а) полное товарищество (ст. 69 ГК);

б) товарищество на вере (коммандитное товарищество) (ст. 82 ГК);

) хозяйственное общество:

а) общество с ограниченной ответственностью (ст. 87 ГК, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью");

б) общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК);

в) акционерное общество (ст. 96 ГК, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах");

) производственный кооператив (п. 1 ст. 107 ГК, Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах");

) государственное (муниципальное) унитарное предприятие (ст. 113 ГК, Федеральный закон 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Итак, полным товариществом в соответствии с законодательством признается такая организация, участники которой (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по обязательствам полного товарищества всем своим имуществом.

Участники товарищества на вере (коммандитного товариществ), также как и участники полного товарищества, отвечают по обязательствам всем своим имуществом. От полного товарищества товарищество на вере отличается тем, что в состав коммандитного товарищества могут входить один или несколько вкладчиков, которые не осуществляют предпринимательской деятельности и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах внесенных ими вкладов.

Общество с ограниченной ответственностью - это общество, учредителем которого является одно или несколько лиц, имеющее уставный капитал, разделенный на доли. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по обязательствам созданного ими общества, а лишь несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов. Чаще всего лица, желающие создать юридическое лицо с целью осуществления коммерческой деятельности, создают общества с ограниченной ответственностью. В первую очередь на этот выбор влияет то, что данная организационно-правовая форма исключает личную имущественную ответственность участников общества, т.е. по обязательствам общества с ограниченной ответственностью отвечает само общество, а не его участники.

Общество с дополнительной ответственностью, так же как и общество с ограниченной ответственностью, имеет уставный капитал, разделенный на доли в соответствии с учредительными документами, но участники общества с дополнительной ответственностью несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам такого общества. Возложение на участников общества с дополнительной ответственностью солидарной ответственности означает, что участники общества несут ответственность по обязательствам своего общества совместно, в одинаковом для всех кратном размере. Понятие "субсидиарная ответственность" раскрывается в ГК РФ (ст. 399) как дополнительная к ответственности основного должника. В рамках ответственности по обязательствам общества с дополнительной ответственностью это означает, что в тех случаях, когда требования об исполнении обязательств предъявляются одному из участников общества (основному должнику), при недостаче имущества основного должника для погашения предъявленных требований или его отказа указанные требования могут быть предъявлены к иным участникам общества с дополнительной ответственностью.

Акционерное общество представляет собой общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Лица, являющиеся участниками акционерного общества, не отвечают по обязательствам акционерного общества, а риск убытков, связанных с деятельностью акционерного общества, несут только в пределах стоимости принадлежащих им акций.

В открытых акционерных обществах участники имеют право отчуждать, т.е. продавать, дарить, передавать иным способом принадлежащие им акции по своему усмотрению, а также проводить открытые подписки на акции, выпускаемые акционерным обществом.

В закрытом акционерном обществе, в отличие от открытого, акции распределяются исключительно среди его учредителей либо иного заранее определенного круга лиц. Продажа акций закрытого акционерного общества неограниченному кругу лиц запрещена и не осуществляется, а при продаже отдельных пакетов акций акционеры закрытого акционерного общества имеют право преимущественной покупки. Иначе говоря, если среди акционеров закрытого акционерного общества есть лица, согласные приобрести пакет акций на предложенных условиях, продавец акций не вправе продать их лицам, не являющимся акционерами закрытого акционерного общества.

Дочернее хозяйственное общество представляет собой организацию в форме хозяйственного общества либо товарищества, в отношении которой иное хозяйственное общество или товарищество, именуемое основным, имеет возможность предопределять его решения. Такая возможность может быть предусмотрена в договоре основного и зависимого общества. Если хозяйственное общество имеет более 20% голосующих акций или уставного капитала другого общества, второе общество признается зависимым.

К числу производственных кооперативов ГК РФ относит коммерческие организации, обладающие следующими признаками:

производственные кооперативы представляют собой добровольное объединение граждан на основе членства, которое может выражаться в личном трудовом и ином участии в деятельности кооператива или во вкладе в виде имущественных паевых взносов в имущество кооператива;

производственным кооперативом признается только такое добровольное объединение граждан, которое имеет своей целью производственную или иную хозяйственную деятельность, в том числе деятельность по оказанию услуг.

Государственными и муниципальными унитарными предприятиями признаются коммерческие организации, которые не имеют права собственности на закрепленное за ними имущество. Собственником имущества унитарных предприятий являются соответственно государство или муниципалитет, которые действуют через свои органы, уполномоченные в сфере управления имуществом (соответствующие комитеты по управлению имуществом и др.).

Некоммерческие организации могут существовать в формах потребительских кооперативов, фондов, общественных и религиозных организаций, ассоциаций, союзов, учреждений и т.п. Общим признаком всех перечисленных организаций является то, что они не вправе ставить в качестве одной из своих основных целей извлечение прибыли. Хозяйственную или иную оплачиваемую деятельность некоммерческие организации имеют право осуществлять только в том случае, если доходы от этой деятельности направляются на нужды организации, и это прямо предусмотрено уставом некоммерческой организации.

В соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Для этого в регистрирующий орган необходимо представить:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (в ред. от 6 февраля N 68 и от 16 октября 2003 г. N 630). В этом заявлении руководитель организации подтверждает соответствие представленных на регистрацию документов требованиям законодательства, достоверность содержащихся в них сведений и соблюдение установленного для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядка их учреждения;

решение о создании юридического лица (которое может быть оформлено в виде протокола, договора или иного документа, отвечающего требованиям законодательства);

учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

документ об уплате государственной пошлины;

если одним из учредителей выступает иностранное юридическое лицо, необходимо к тому же представить выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство его юридического статуса как иностранного юридического лица.

Таким образом, в самом процессе создания юридического лица можно выделить как минимум два этапа - подготовительный и государственная регистрация. И наиболее важным из них является первый этап. Объясняется это тем, что в представляемых на регистрацию документах, на основании которых затем будет вноситься запись в ЕГРЮЛ, заявитель подтверждает соблюдение им установленного порядка создания юридического лица, требований к форме и содержанию учредительных документов. И если при этом нарушены предписания закона, то может наступить не только административная (ст. 14.25 КоАП РФ), но и уголовная (ст. 171 УК РФ) ответственность.

Для государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица необходимо представить учредительные документы, которые являются законным основанием для осуществления деятельности юридического лица: устав и учредительный договор. В зависимости от организационно-правовой формы создаваемого юридического лица учредители представляют при государственной регистрации либо только устав, либо только учредительный договор, либо устав и учредительный договор. В исключительных случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством, некоммерческая организация может осуществлять свою деятельность на основании общего положения об организациях данного вида. Как правило, хозяйственные товарищества осуществляют свою деятельность на основании одного учредительного договора, хозяйственные общества - на основании учредительного договора и устава, производственные кооперативы и некоммерческие организации - на основании устава.

Устав юридического лица является основополагающим документом юридического лица, содержащим сведения о юридическом лице, положения о правах и обязанностях участников и другие основополагающие сведения. Требования, предъявляемые законодательством к уставу юридического лица, зависят от его организационно-правовой формы и конкретизируются в отдельных нормативно-правовых актах. Например, требования к уставу общества с ограниченной ответственностью содержатся в ст. 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", требования к уставам акционерных обществ - в ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Учредительный договор представляет собой документ, в котором учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по созданию юридического лица, порядок передачи юридическому лицу своего имущества и участия в его деятельности, а также условия и порядок распределения прибыли, управления деятельностью юридического лица и выхода участников из его состава.

Государственная регистрация юридического лица производится органами Федеральной налоговой службы РФ по месту нахождения юридического лица в течение 5 рабочих дней. При этом местом нахождения считается место нахождения постоянно действующих исполнительных органов юридического лица, указанное в заявлении.

Законом предусмотрены только два основания, по которым может быть отказано в регистрации вновь создаваемого юридического лица:

непредставление определенных законодательством документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица;

представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Отказ в регистрации вновь создаваемого юридического лица по иным основаниям запрещен. Решение об отказе в государственной регистрации принимается в течение 5 дней со дня представления документов. Отказ в государственной регистрации, равно как и уклонение от нее, могут быть обжалованы в суде.

Статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Лицензия представляет собой специальное разрешение, выдаваемое уполномоченными государственными органами, на осуществление определенных видов деятельности.

Согласно ст. 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

правовой регулирование коммерческий хозяйственный


Заключение

 

В заключении необходимо отметить, что в настоящее время государственное регулирование предпринимательской деятельности выражено в регламентации производства продукции (работ) и оказания услуг посредством установления определенных правил (норм), которыми должны руководствоваться хозяйствующие субъекты, и в контроле за соблюдением этих правил.

При этом в государственном регулировании предпринимательской деятельности значительную роль играют административно-правовые режимы: лицензирование, аккредитация, регистрация, разрешения, квотирование и т.п. Для того чтобы установленные правила (нормы) хозяйствующими субъектами исполнялись, государственная система создала специально уполномоченные органы, которые не только участвуют в разрешительных процедурах, но и различными средствами поддерживают соответствующие административно-правовые режимы.

Эти уполномоченные органы, как правило, осуществляют и государственный контроль за хозяйствующими субъектами, имеющими различные разрешения на осуществление определенных видов деятельности, и вправе привлекать к ответственности за нарушение установленного порядка (норм) либо нарушения разрешительных процедур.

Таким образом, осуществляемая коммерческими организациями предпринимательская деятельность не является безграничной. С одной стороны, совокупность предоставляемых указанному субъекту возможностей позволяет в полной мере реализовать предпринимательский потенциал, а с другой - государство вынуждено устанавливать определенные рамки ее осуществления в целях соблюдения прав и законных интересов иных участников общественных отношений.

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот.


Список источников

 

Конституция Российской Федерации. - М.: «Велби», 2006. - 50 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2006. - 544 с.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 48 ст. 4746

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Российская газета от 10 августа 2001 г. N 153

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3430

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" //Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г., N 7, ст. 785

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 1

Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 мая 1996 г. N 20 ст. 2321

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145

Петрыкин А.А. Коммерческая организация как субъект налогового права // Законодательство. - №2. - 2005.

Степанов А.Г. Общие вопросы хозяйственной деятельности юридического лица // Право и экономика. - №10. - 2004.

Грось Л.А. К вопросу о соотношении понятий: юридические лица, коммерческие организации, субъекты предпринимательской деятельности, хозяйствующие субъекты // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России, N 3, сентябрь-декабрь 2004 г.

Зыкова И.В. Правовое регулирования образования коммерческих организаций // Адвокат. - №11. - 2004.

Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб., 2002.

Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций (ответственный редактор - О.Н. Садиков). - М. Юристъ, 2001.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...