Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Активная мыслительная деятельность учащихся как основа усвоения знаний

 

Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки. В новой "Российской педагогической энциклопедии" (1993 г.) "знания" определяются следующим образом: "…проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков". Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся. Сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей. С учетом вышесказанного перед учителем стоит несколько задач:

А) перевести знание из его застывших фиксированных форм в процесс познавательной активности обучаемых;

Б) преобразовать знание из плана его выражения в содержание мыслительной деятельности учащихся;

В) сделать знание средством формирования человека как личности и субъекта деятельности.

Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию, применению знаний в знакомых и новых условиях, творческой переработке усвоенных знаний, оценке самим учеником полезности, новизны этого знания. Понятно, что если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития. И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения:

· уровень различения (или распознавания) предмета;

· уровень его запоминания;

· уровень понимания;

· уровень применения.

Сходные уровни усвоения знаний предлагаются и В.П. Беспалько. Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, ученый выделил следующие уровни усвоения учебной информации.

 

 

Характеристика уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько)

Уровень усвоения Название уровня Характеристика уровня
0 (нулевой) Понимание Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости
I Узнавание Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие)
II Воспроизведение Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной
III Применение Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное
IV Творчество Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством

 

Мы видим, что высшим уровнем усвоения учебной информации является творчество, которое невозможно сформировать, не используя на уроках приёмы активизации мыслительной деятельности.

 

Методы и приёмы

 

Прежде, чем мы остановимся на определённых формах и приёмах активизации мыслительной деятельности, следует затронуть вопрос о методах преподавании литературы, т.к. данный вопрос является общим по отношению к формам и приёмам работы на уроке.

Слово "метод" означает путь, способ познания, систему правил и подходов к изучению явлений и закономерностей развития природы, общества и мышления. "Метод обучения (в педагогике) – это способ совместной работы педагога и учащихся при овладении знаниями в ходе учебного процесса". Другими словами, метод - способ достижения какой-либо учебной цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения учебных знаний. Наиболее утвердившийся в методике литературы можно считать классификацию Н.И.Кудряшёва, разработанную на основе предложений М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера с учётом своеобразия литературы как учебного предмета. Существует несколько классификаций в зависимости от её основы: по источникам передачи и характеру восприятия информации (С.И.Петровский), по дидактическим задачам (М.А.Данилов) и др. В зависимости от характера познавательной деятельности можно выделить следующие методы. "Это методы: творческого чтения, эвристический, исследовательский (проблемно-поисковый) и репродуктивный". Рассмотрим в рамках данных методов последовательно отдельные приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах.

"Метод творческого чтения…наиболее специфичен для преподавания литературы как искусства; его назначение – развитие художественного восприятия, эстетических переживаний, глубокого проникновения в мир художественных образов; это метод, особенно способствующий развитию воображения учащихся, их образного мышления, стимулированию их художественного творчества". На тех уроках, когда школьников надо ввести в мир художественных образов, вчувствоваться в них, метод творческого чтения в разных его приёмах формирует читателя, который со-творит вместе с писателем. (Бахтин М.М.) Однако не всегда известные приёмы в рамках данного метода (выразительное чтение учителя, учащихся, прослушивание записи в исполнении актёров и др.) обеспечивают активизацию мыслительной деятельности. Необходим предварительный настрой ученика на восприятие художественного произведения, "…установление ассоциативной связи между мыслями и представлениями учащихся и образами поэта". Интерес и внимание школьников достигается сообщениями о биографии поэта, о истории создания произведения, введение учащихся в те жизненные условия, в которых создавалось произведение. Необходимым условием подлинно творческого восприятия художественного произведения является предварительно заданный учителем вопрос или задание. Так, например, перед чтением поэмы А.Блока "Двенадцать" (11 класс) уместным будет следующее задание:

1. Ответьте на вопросы:

- Что видит, слышит и ощущает автор в данной главе?

- Как он относится к тому, о чём он рассказывает? Обоснуйте своё мнение.

- Какие ассоциации (с произведениями литературы, музыки, живописи) возникают у вас при прослушивании?

- Как вы представляете то, что вы слышите? Какая цветовая гамма преобладает в данном отрывке?

2. Нарисуйте воображаемую (или действительную) иллюстрацию к данной главе. Если желаете, объясните свой рисунок.

Интерпретация сопряжена с переводом текста на другой язык, с его перекодировкой (если воспользоваться термином структурализма). Интерпретация – это избирательное и в то же время творческое овладение художественным произведением. При этом деятельность интерпретатора связана с его духовной и мысленной активностью.

Стимулирует мыслительную активность учащихся перед выразительным чтением и такой приём, как сравнение с последующим творческим заданием. Так, например, при изучении лирики в 10 классе возможно такое задание:

1. Послушайте песню "Вечерний звон".

- Какие чувства вызывает у Вас эта песня?

- Какие образы встают перед мысленным взором?

2. Рассмотрите репродукцию картины Левитана И.И. "Вечерний звон".

- Что связывает картину и песню?

- Такой ли образ Вы представляли себе при прослушивании песни? Объясните своё мнение.

3. Прочитайте выразительно стихотворение Я.Полонского "Вечерний звон".

- Сделайте анализ художественных особенностей стихотворения, обратите особое внимание на ритмику, сделайте выводы.

- Почему именно это стихотворение нашло своё отражение в живописи и музыке?

- Подумайте, есть ли общее в этих произведениях искусства? Что именно?

- Возможно ли вообще сопоставление разных видов искусства?

- Какой вид искусства лично Вам ближе?

Напишите сочинение на тему "Мои впечатления от "Вечернего звона"…" (или сформулируйте тему самостоятельно) или отразите свои впечатления в рисунке.

В монографии Н.И. Кудряшёва подробно разобран такой приём активизации художественного восприятия произведения, как сопоставление отдельных произведений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина, Ф. Тютчева и Пушкина, Г.Гейне и М.Ю. Лермонтова. Различные формы использования данного приёма мы можем увидеть в трудах Т.И. Богомоловой. При изучении современной поэзии в 11 классе нами в том числе сопоставляются следующие стихотворения:

Слово учителя, лекция на уроке в рамках репродуктивного метода, безусловно, положительно воздействует на восприятие школьниками произведений художественной литературы.

"…Духовное богатство и разнообразие талантов, самобытность, оригинальность каждого из деятелей литературы и искусства должно войти в сознание, в духовную жизнь учащихся, обогащать их личные переживания, влиять на поступки".

В целях активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке можно перед началом лекции ставить проблемный вопрос, на который школьники ответят в конце урока. Так, например, при изучении творчества Н.В.Гоголя (9 класс) можно задать следующий вопрос: "Почему произведения Н.В. Гоголя стали основой многих кинокартин?" Активизирует деятельность учащихся на уроке и творческое задание: сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока, подберите эпиграф к уроку, подберите стихотворение.

Метод проблемного вопроса "…содержит, как правило, сложность, иногда выступающую в форме противоречия, но очевидно разрешаемого для учеников…" За последнее время вышло немало работ, специально посвящённых проблемным вопросам и заданиям по литературе, наметилась их типология. В рамках нашей работы мы не будем останавливаться на анализе данного метода, укажем лишь некоторые возможные примеры его применения на уроках литературы.

Сущность эвристического метода заключается в целенаправленном руководстве познавательной деятельностью учащихся в процессе изучения ими литературного произведения, выяснения того или иного литературного понятия, постижения закономерностей литературного процесса; с помощью этого метода вопросы или задания учителя последовательно, логично ведут школьников к конкретным выводам индуктивным или дедуктивным путём. Здесь немаловажную роль играет "Диалог учителя и ученика как равных собеседников, диалог ученика с учеником, внутренний диалог ученика с самим собой". На уроках возможно, даже желательно сочетание данного метода с другими.

Использование данного метода для активизации мыслительной деятельности учащихся возможно при проведении уроков по анализу того или иного произведения. (См. урок на тему "Образ поэта в русской классической поэзии (А.С.Пушкин и М.И.Цветаева)" 11 класс в статье С.В. Рыжовой.)

"Исследовательский метод выполняет весьма важные функции. Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует черты творческой деятельности. В-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности... В-четвёртых, исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания". Тематика семинаров может быть разнообразна, может отражать разные аспекты литературы.

В рамках данного метода проводятся уроки-семинары, уроки-исследования, учащиеся готовят сообщения, доклады. Семинарские занятия организуются два-три раза в год, их необходимо тщательно подготовить по содержанию и методике. Темы семинарских занятий объявляются заранее. Так, например, в 11 классе проводится обобщающий семинар с самостоятельным анализом нового материала "Тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы сороковых-девяностых годов". Приводим план проведения семинара:

1.1. Вопросы для обсуждения.

А) Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне. Охарактеризуйте каждый из них.

Б) Характеристика литературных произведений о Великой Отечественной войне сороковых-пятидесятых годов.

1.2. Исследования учащихся:

ü Поэты сороковых-пятидесятых годов о войне.

ü Анализ стихотворения К.Симонова "Жди меня"

ü Реализм и романтизм в прозаических произведениях о войне.

ü Роман А.Фадеева "Молодая гвардия" как романтическое произведение.

ü Суровая правда войны в повести К.Симонова "Дни и ночи".

2.1. Вопросы для обсуждения.

А) Что явилось причиной нового этапа в развитии литературы о войне в пятидесятых-семидесятых годах?

Б) Что является мерой ценностей человека на войне?

2.2. Исследования учащихся:

ü Подвиг главного героя рассказа М.Шолохова "Судьба человека". Основные особенности жанра военной повести пятидесятых-семидесятых годов.

3.1. Вопросы для обсуждения.

А) Специфика произведений семидесятых-девяностых годов о Великой Отечественной войне.

Б) Какие приёмы используются писателями для раскрытия характеров и душевных движений героев в условиях фронтовой жизни?

В) Чем отличаются повести В.Быкова от других произведений о Великой Отечественной войне?

3.2. Исследования учащихся:

ü Повесть В.Быкова "Карьер" как произведение экзинстенционализма.

ü Русский национальный характер в романе Г.Владимирова "Генерал и его армия".

Урок "Поэтические течения в русской литературе начала 20 века" (11 класс) можно построить из сообщений учащихся:

ü Индивидуализм и эстетизм поэзии Валерия Яковлевича Брюсова.

ü Противоречивость творчества Фёдора Сологуба.

ü Пессимизм и философские раздумья в творчестве Зинаиды Гиппиус.

ü Своеобразие творчества Андрея белого.

ü Камерность лирики Иннокентия Анненского.

ü Мистические обобщения в творчестве Максимилиана Волошина.

ü Романтический герой лирики Николая Гумилёва.

ü Культурные ценности человечества, их значение в поэзии Осипа Мандельштама.

ü Музыкальность стиха и ирония в стихотворениях Игоря северянина.

ü Художественное новаторство стихотворений Велимира Хлебникова.

В рамках данного урока возможен и такой приём, как "защита" проекта обложки книги стихотворений того или иного поэта.

Возможен и такой приём, как творческий доклад:

ü Любимые цвета в творчестве …

ü Диалог о любви М.Цветаевой и А.Ахматовой.

ü Опишите мечты "маленького человека".

ü Опишите свои десять вечеров и добавьте, какими бы Вы их хотели бы видеть.

ü Придумайте интересные упражнения к уроку.

Задача докладчика и выступающего на уроке состоит в том, чтобы убедить слушателей, доказать свои основные положения. Семинары, доклады, сообщения – это школа самостоятельной мысли, чёткости речи, школа общественных выступлений. Такие формы работы развивают учащихся, формируют навыки, требующиеся для дальнейшего продолжения образования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...