Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав и структура сводной отчетности в России

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1 Состав и структура сводной отчетности в России.......................................... 5

1.1 Понятие сводной отчетности, общие положения по составлению сводной (консолидированной) отчетности....................................................................... 5

1.2 Принципы формирования сводной (консолидированной) отчетности...... 7

2. Порядок формирования сводной (консолидированной) отчетности......... 12

2.1 Урегулирование расчетов между взаимосвязанными организациями и определение доли меньшинства в капитале дочернего общества.................. 12

2.2 Подготовка показателей отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной отчетности....................................................................... 15

2.3 Особенности формирования сводного бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках......................................................................................... 17

3.Особенности составления сводной отчетности в России.............................. 22

3.1 Основные различия в составлении отчетности в соответствии с российскими и международными стандартами........................................................................ 22

3.2 Проблема трансформации российской отчётности в соответствии с МСФО 25

Заключение........................................................................................................ 27

Список использованных источников............................................................... 29


Введение

 

Одним из перспективных направле­ний развития бизнеса в настоящее время является создание групп предприятий, связанных между со­бой экономически, но одновремен­но остающихся самостоятельными юридическими лицами, - концер­нов или холдинговых фирм, в кото­рых одна компания, называемая головной или материнской, контро­лирует одну или несколько других.

Благодаря созданию концернов и холдингов предприятия, в них входящие, получают возможность доступа к новым технологиям, рас­ширения сферы своей деятельнос­ти, развития деловых связей, при­влечения новых квалифицирован­ных работников, приобретения кредитов. Положительный момент заключается также в том, что обра­зование групп предприятий позво­ляет существенно укрепить инвес­тиционный потенциал такого хозяй­ственного объединения, повысить рентабельность и технологический уровень производства. Создание групп предприятий открывает ши­рокие возможности для проведения ряда групповых операций по эко­номии финансовых ресурсов, уменьшению налоговых потерь, ко­ординации финансовых и матери­альных потоков внутри группы.

Балансы отдельных предприя­тий не могут дать адекватной ин­формации для анализа функциони­рования группы предприятий - они могут быть использованы лишь при анализе отдельно взятого предпри­ятия. Для выявления результатов анализа состояния и деятельности таких объединений, как концерны и холдинги, необходима особая бух­галтерская отчетность - так назы­ваемая сводная бухгалтерская отчетность. Необходимо отметить то, что сводную бухгалтерскую отчетность нужно отличать от сводной отчетно­сти, которую составляли прежде союзные министерства. Министер­ская сводная отчетность составля­лась простым суммированием од­ноименных статей отчетности под­ведомственных предприятий, в ре­зультате чего формировался отчет треста, главного управления, свод­ный отчет министерства.

При таком методе обобщения большинство показателей сводной отчетности - показатели выпуска продукции, численности работаю­щих, фонда оплаты труда, затрат на производство, полученных прибы­лей и убытков, состояния основных и оборотных средств и многие дру­гие - получали сложением показа­телей отчетов предприятий. В ито­ге при суммировании одноименных статей без учета внутренних опера­ций появлялся двойной счет, завы­шалась стоимостная оценка хозяйственных средств, величина отчет­ной прибыли.

В отличие от сводной мини­стерской отчетности сводная бух­галтерская отчетность или, как мы ее называем, используя термин, принятый за рубежом, - консоли­дированная отчетность, подразу­мевает нечто другое. Исходным моментом тут является то, что с образованием концерна возникает новая самостоятельная экономи­ческая единица, в которой дочер­ние, зависимые и совместные (совместно контролируемые) пред­приятия занимают положение эко­номически не самостоятельных подразделений. Именно поэтому простого сложения статей баланса и отчета о финансовых результатах недостаточно для получения реаль­ной картины функционирования группы предприятий. Для этого требуется консолидированная от­четность, составленная с использо­ванием специальных методов, уст­раняющих общие статьи и двойной счет.

В России этот вид отчетности еще мало известен и правила ее составления пока не вполне отре­гулированы, несмотря на то, что требование составления сводной бухгалтерской отчетности включено в "Положение о бухгалтерском уче­те и отчетности" начиная с 1992 года. В последнее время были предприняты определенные попытки урегулирования бухгалтерского учета в этой области. Так, были из­даны "Указания о бухгалтерском учете отдельных операций", утвер­жденные приказом Минфина Рос­сии от 28 июля 1995 г. № 81, свя­занные с введением в действие первой части ГК РФ. В разделе 1 Указаний в общих чертах раскрыты порядок и правила консолидации отчетности зависимых и дочерних предприятий в отчетности мате­ринской компании. Позже порядок составления и предоставления сводной отчетности был установлен «Методическими рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности», утвержденными приказом МФ РФ от 30.12.96 №112 (ред. от 12.05.99). Но, во-первых, эти правила и рекомендации описаны в общем ви­де, а, во-вторых, они содержат се­рьезные недоработки и некоторые различия с международными стан­дартами бухгалтерского учета.

Поэтому проблема формирования сводной (консолидированной) отчетности в России является столь актуальной и на сегодняшний день.

Целью данной курсовой работы было рассмотреть существующий порядок составления сводной бухгалтерской отчетности.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю структуру работы:

В первом разделе даётся характеристика сводной отчетности, перечень предприятий, которым надлежит ее составлять и общие положения по формированию такой бухгалтерской отчетности.

Во втором разделе рассматривается порядок формирования сводной (консолидированной) отчетности, начиная с подготовки показателей и заканчивая методикой составления сводного баланса и отчета о прибылях и убытках.

В третьем разделе произведен сравнительный анализ расхождений между российской системой бухгалтерского учета и МСФО.

Информационной основой исследования являются официальные источники, материалы публикуемые в периодической печати, законодательные и нормативные документы, регламентирующие данную проблему, учебные пособия.

 


Состав и структура сводной отчетности в России

 

1.1 Понятие сводной отчетности, общие положения по составлению сводной (консолидированной) отчетности

 

 

Сводная бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций. Иными словами, сводная бухгалтерская отчетность составляется по группе юридически и экономически взаимосвязанных организаций, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом.

Сводная бухгалтерская отчетность Группы объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает в себя данные о зависимых обществах. Головная организация по отношению к дочерним обществам выступает как основное общество (товарищество), а по отношению к зависимым – как преобладающее (участвующее) общество. При этом и дочернее общество, и зависимое являются юридическими лицами.

Статус дочернего или зависимого общества определяется в соответствии со статьями 105, 106 ГК РФ:

Согласно п.1 ст.105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Хозяйственное общество признается зависимым (согласно п.1 ст.106 ГК РФ), если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Порядок предоставления сводной (консолидированной) отчетности установлен Методическими рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом МФ РФ от 30.12.96 №112 (ред. от 12.05.99). Данные рекомендации разработаны в соответствии с п.91 Положения о ведении бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного МФ РФ от 29.07.98 №34н, который гласит: «в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством Финансов Российской Федерации».

 

 

Таким образом, можно сделать вывод, что бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация:

-обладает более 50% голосующих акций акционерного общества или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

-определяет решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с договором, заключенным между головной организацией и дочерним обществом;

-имеет иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом.

В свою очередь, данные о зависимом обществе включаются в сводную отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Сводная (консолидированная) отчетность не составляется, если:

· предполагается временный контроль, поскольку дочернее предприятие приобретено с целью продажи в ближайшем будущем;

· дочернее предприятие работает в условиях строгих ограничений, что существенно снижает возможность передачи фондов материнской компании;

· головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом;

· дочернее предприятие не является значительным для группы;

· несколько взятых вместе предприятий не занимают значительного места в группе;

· деятельность дочернего предприятия отличается от деятельности предприятий, входящих в группу (иначе нарушается концепция справедливой и достоверной оценки);

· высока стоимость и значительна задержка представления информации и документов, необходимых для консолидации.

В этих случаях стоимостная оценка участия головной организации в дочернем (зависимом) обществе может отражаться в консолидированной отчетности в порядке, установленном для отражения финансовых вложений. Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к сводной отчетности с указанием:

-полного наименования дочернего (зависимого) общества;

-места государственной регистрации и / или места ведения хозяйственной деятельности;

-величины уставного капитала и доли участия в нем головной организации;

-доли принадлежащих головной организации голосующих акций, если она отличается от доли участия;

-основных финансовых показателей деятельности дочернего общества.

Дочернее общество, выступающее как головная организация по отношению к своим дочерним обществам, может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность (кроме случаев, когда оно зарегистрировано и / или ведет хозяйственную деятельность за пределами РФ), если:

-100% голосующих акций или уставного капитала принадлежат другой организации, которая не требует составления сводной бухгалтерской отчетности;

-90% или более его голосующих акций или уставного капитала принадлежат другой головной организации и остальные акционеры (участники) не требуют составления сводной бухгалтерской отчетности.

Головная организация также может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность в случае наличия у нее только зависимых обществ. Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к бухгалтерской отчетности головной организации.

 В Российском законодательстве понятие сводная и понятие консолидированная отчетность используются как синонимы, не смотря на то, что сводная отчетность составляется внутри одного юридического лица на основании отчетных данных его подразделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими ли­цами и при наличии дочерних и зависимых обществ. Кроме того, составление сводной годовой бухгалтерской отчетности осуществляется путем построчного суммирования соответствующих данных, отраженных в фор­мах годовой бухгалтерской отчетности организаций и унитарных предприятий.

Консолидированная же бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель – показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная потребность составления консолидирован­ных отчетов – элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.

Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собст­венника или для статистического обобщения, а консолидированная – несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...