Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип научности обучения




 

Процесс познания окружающего мира сложен, противоречив, включает различные этапы, формы, виды. Научность познания заключается в том, чтобы перейти от явления к сущности, от внешнего описания предмета ' к его внутреннему строению. Если учебный материал позволяет представить только внешние, наблюдаемые свойства предметов, то такие знания будут донаучными. Они используются в обучении для того, чтобы создать основу научных знаний и дать представление о много­образии окружающей действительности.

Научные знания приводят к осознанию закономер­ностей теории науки. Возникают определенные науки, на основе которых осуществляется отбор учебного материала.

Принцип научности определяет место научных знаний в педагогическом процессе.

Первоначальные научные знания возникают на основе разнообразных представлений ребенка об ок­ружающем мире. Процесс перехода мысли ребенка от привычного для него чувственного познания к поня­тийным формам мышления сложен и противоречив. Успех обучения дошкольников во многом зависит от того, как педагог или воспитатель организует мысли­тельную деятельность детей.

Прежде всего нужно определить ту совокупность чувственных образов, которые ложатся в основу пер­воначального понятия. Затем обобщить, систематизи­ровать представления, для того чтобы ребенок мог представить ту сторону действительности, которая характеризуется в понятии. Далее воспитатель выде­ляет доступные научные признаки формирования по­нятия.

Принцип научного обучения предъявляет опреде­ленные требования к организации познавательной деятельности детей.

Приступая к обучению, нужно хорошо понимать и правильно строить процесс перехода мысли от явле­ния к сущности, от внешних, наблюдаемых свойств к внутренним.

В программном учебном материале должны быть заложены возможности различных подходов к объяс­нению действительности. Это дает основание для твор­ческого поиска педагога, для индивидуального подхо­да к воспитанникам.

Педагог должен знать пути систематизации и обоб­щения представлений ребенка в процессе формирова­ния первоначальных научных понятий.

Принцип систематичности обучения

 

Этот принцип включает следующие основные по­ложения:

1.Учебный материал как отражение сторон окружаю­щей действительности представляет собой систему знаний. Эта система возникает на основе познания взаимосвязи объектов реальной действительности.

2. Педагог должен знать первоисточник учебных зна­ний, чтобы донести до сознания ребенка реальные отношения, связи предметов, явлений.

3. Усвоение учебного материала детьми зависит от объяснения педагога. Уровень подготовки педа­гога, его творчество и мастерство обеспечивают глубокое и систематическое усвоение знаний деть­ми. Одно и то же содержание может быть изуче­но различными путями, методами, средствами.

Воспитатели и педагоги, ведущие занятия с дошкольниками, должны находить разумную для данных конкретных условий систему объяснения материала.

4. Система изучения учебного материала должна со­ответствовать возрастным возможностям детей.

5. Система знаний должна предполагать развитие ло­гического мышления – операций сравнения, ана­лиза, синтеза, обобщения, абстрагирования, разви­тия дедуктивных (переход от единичного или менее общего к более обобщенным выводам) форм мышления и др.

6. Каждое занятие в системе обучения должно быть продуктивным – дети должны понимать про­граммный материал, уметь осуществлять логичес­кие операции и т. д. Целью обучения должно быть развитие внимания, памяти, воображения, чувств, воспитание черт характера, способствующих пре­одолению трудностей в процессе обучения.

Принцип доступности

 

Этот принцип основывается на умении воспитате­лей и педагогов соотнести учебный процесс с уровнем развития детей, их личным опытом, со знаниями, умени­ями и навыками, которыми они владеют. Если эти связи установить не удается, знания считаются недоступными.

Понимание педагогами особенностей связи ново­го с известным в сознании ребенка также помогает повысить степень доступности знаний.

Отечественный психолог Л.С. Выготский выдвинул идею опережающего развития умственных сил ребен­ка в учебном процессе. Обучение, считал он, должно опережать и вести за собой развитие. Процесс может строиться на механизмах мышления, которые еще не сформировались полностью, но уже достаточны для усвоения нового содержания. В этих условиях будет интенсивно формироваться более высокий интеллек­туальный уровень развития детей.

Опора на развивающиеся, но еще не совершенные механизмы познавательной деятельности ускоряет развитие детей и повышает доступность обучения.

Доступность обучения повышается, если педагоги стремятся воспитать любознательность у детей, сфор­мировать познавательные интересы.

Таким образом, принцип доступности предъявляет к учебному процессу следующие требования:

• новое содержание должно быть увязано с имею­щимися у детей знаниями, с их личным опытом;

• педагог должен знать уровень развития познава­тельных психических процессов, те виды и опера­ции мышления, которые сформированы у детей и которые формируются;

• условием, способствующим доступности обучения, должно быть формирование познавательных ин­тересов детей;

• педагог должен понимать значение учебного мате­риала для решения задач общего развития детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...