Надбавки к заработной плате.
Надбавки начисляются на основании Положения «О порядке назначения и выплаты ежемесячных надбавок за выслугу лет к должностным окладам работникам культуры Удмуртской республики». Выплата ежемесячных надбавок за выслугу лет работникам культуры производится за счет средств, предусмотренных в бюджете УР. Районный коэффициент начисляется на заработок, включая ежемесячную надбавку к окладу за выслугу лет. Назначение надбавки производится на основании приказа руководителя учреждения. Кроме того, 30 % прибыли, получаемой от реализации изделий отдела художественных ремесел, направляется на премирование работников для заинтересованности их в реализации и качестве выпускаемой продукции, а также для повышения уровня жизни работников. Для наглядности приведем данные по номинальной начисленной заработной плате по предыдущим годам в таблице 19.
Таблица 19. Показатели средней начисленной заработной платы.
В 2006 году по сравнению с 2005 г годовой фонд оплаты труда увеличился на 1154,7 тыс. руб., причем ФЗП работников списочного состава увеличился на 1518,3 тыс. руб., а ФЗП внешних совместителей уменьшился на 363,6 тыс. руб.. Количество отработанных человеко-часов увеличилось на 2876 человеко-часов, отработанных работниками списочного состава и уменьшилось на 5600 человеко-часов, отработанных внешними совместителями. В таблице 20 представлено распределение численности работников по размерам заработной платы за апрель 2005г.
Таблица 20. Распределение численности работников по размерам заработной платы за апрель 2005г.
Среднесписочная численность составила 76 человек, ФЗП работников списочного состава составил 2233 т. руб. Наибольшее количество работников в 2005 году получали заработную плату в размере от 1000 до 1400 рублей в месяц - 13 человек, у 11 человек заработная плата составила от 1400 до 1800 рублей в месяц. Потребность учреждения в денежных средствах, используемых на оплату труда персонала, регулируется планом по фонду заработной платы. Фонд заработной платы планируется исходя из планового числа штатных должностей и среднего размера должностных окладов, а также надбавок, доплат и прочих денежных выплат персоналу. При изменении условий оплаты труда в течение года сметные назначения по фонду заработной платы корректируются. Разница между фактическими выплатами по оплате труда и плановым фондом заработной платы представляет собой абсолютное отклонение, которое характеризует полноту использования выделенных из бюджета средств на оплату труда работников. Оценим величину абсолютного отклонения заработной платы в МУК ВЦ «Галерея» за 2005 и 2006 годы (таблицы 21 и 22).
Таблица 21. Анализ использования фонда заработной платы за 2005 год.
В 2005 году абсолютное отклонение по ФЗП составило 1135,5 тыс. руб., план по ФЗП перевыполнен на 48,1 %.
Таблица 22. Анализ использования фонда заработной платы за 2006 год.
В 2006 году абсолютное отклонение от ФЗП составило 1991,6 тыс. руб., план по ФЗП перевыполнен на 74,9 %. С 1.10. 2006 изменился месячный фонд оплаты труда в сторону увеличения с 221697,7 руб. до 281867,88 руб. Соответственно изменится и планируемый годовой фонд оплаты труда. За 9 месяцев 2006 г. он составил 221697,7*9 = 1995279,3. За 3 месяца 2006г. ФЗП составил 281867,88*3 = 845603,64 руб. Итого с учетом повышения ФЗП за 2006 год по плану составит 2840882,94 руб. Данные в таблице 23.
Таблица 23. Анализ использования фонда заработной платы за 2006 год с учетом индексации заработной платы с 1.10.06.
В 2006 году абсолютное отклонение по ФЗП составило 1811,1 тыс. руб., план по ФЗП перевыполнен на 63,8 %. И в 2005 и в 2006 году отклонение по ФЗП вызвано выплатами премий за счет внебюджетных средств.
В таблице 24 приведен анализ средней заработной платы по отделам.
Таблица 24. Анализ средней заработной платы по отделам.
Данные таблицы 24 показывают, что наибольшая средняя заработная плата в отделе администрации, в экскурсионном и планово - бухгалтерском отделе, а наименьшая - в хозяйственном отделе и отделе общественных туалетов.
1.6 Маркетинг и реклама учреждения
Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования организации в условиях рынка является ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре. Для этого нужно изучить спрос, рынки сбыта, емкость рынков, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации. От этого зависят конечные финансовые результаты. Деятельность любого предприятия начинается с маркетингового анализа, основными задачами которого являются изучение спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование планов производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента; анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию; разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции; оценка эффективности производства и сбыта продукции.
В МУК ВЦ «Галерея» отсутствует маркетинговая служба, в штате учреждения нет специалиста по маркетингу. Рекомендуется иметь специалиста по маркетингу, чтобы проводился маркетинговый анализ, т.е. изучение спроса на продукцию и услуги, анализ рынков сбыта, анализ конкурентоспособности продукции, что позволило бы увеличить объем продаж, выручку от реализации продукции и финансовый результат учреждения. Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и посещаемость. Специалист по маркетингу, проводя анализ, устанавливает какие виды сервисных услуг стимулируют спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, хорошо ли заметен фирменный знак среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж. Реклама учреждения довольно дорогостоящее мероприятие, в условиях недостатка денежных средств осуществляется лишь звуковая реклама на центральной площади г. Ижевска. Изготовлены штендеры, указывающие на расположение художественного салона и экскурсионного бюро, регулярно подается информация о выставках в средства массовой информации, которая не является рекламой, а служит информацией о новостях культуры. Открыт сайт МУК ВЦ «Галерея», на котором можно ознакомиться с деятельностью МУК ВЦ «Галерея, проводимых выставках и акциях. Также ведется распространение визиток МУК ВЦ «Галерея» сотрудниками учреждения, расклеиваются информационные листки о предстоящих выставках в транспорте. Анализ опроса посетителей показал, что многие посещают художественный салон впервые и не знали о существовании отдела. Встает необходимость о смене вывески художественного салона и оформления входной группы помещения, чтобы обратить внимание людей и тем самым привлечь дополнительных посетителей, увеличить выручку художественного салона. 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
Хозяйственная деятельность бюджетных организаций может изучаться и анализироваться как в целом, так и в разрезе отдельных составляющих ее процессов. Организациям, финансируемым из бюджета, присущ целый ряд характерных особенностей, которые необходимо принимать во внимание при проведении анализа хозяйственной деятельности. 1.Бюджетные организации расходуют государственные средства по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины. Основным плановым финансовым документом, в котором отражаются объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждения, является смета расходов.
2. В 1999г. претерпел принципиальные изменения порядок финансирования организации за счет бюджетов различных уровней (федеральный, республиканский, краевые, областные, городские и т.д.), в том числе государственных целевых бюджетных фондов. Новая система исполнения бюджетов по расходам предусматривает финансирование расходов распорядителей средств со счетов Главного государственного казначейства Министерства финансов и территориальных органов государственного казначейства. Расходы распорядителей средств производятся без зачисления бюджетных средств на их счета в учреждениях банков путем непосредственного перечисления на счета поставщиков товаров (работ, услуг) и других получателей средств. 3. Финансирование большинства бюджетных организаций в отличие от хозрасчетных предприятий осуществляется путем распределения бюджетных ресурсов «сверху», а не в результате прямого зарабатывания» у потребителя. Товарно-денежные отношения в непроизводственной сфере носят в основном односторонний характер. Бюджетные организации оказывают большой спектр разнообразных общественно значимых услуг и выполняют работы, которые оплачиваются не потребителем, а из государственного бюджета на безвозвратной основе. Это ослабляет контроль за качеством функций, выполняемых бюджетной организацией, и за эффективностью использования выделенных средств. Формирование стоимости услуг бюджетных учреждений осуществляется директивным методом, исходя не столько из реальной величины затрат, сколько из возможностей бюджета. Финансовое положение бюджетных организаций, состояние их расчетов с дебиторами и кредиторами зависят не от количества и качества услуг, а от своевременности и полноты выделения средств из бюджета. 4. В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности организации расходуют государственные средства согласно установленной смете расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Это отрицательно сказывается на гибкости экономического управления, возможностях оперативного маневрирования в условиях быстро меняющихся условий хозяйствования. Даже зарабатываемые внебюджетные средства приходится распределять и тратить в соответствии с требованиями существующей бюджетной классификации. 5.Некоммерческий характер деятельности бюджетных учреждений и затратный принцип финансирования не предполагают формирование позитивного финансового результата. Это вынуждает предприятия расходовать ресурсы не столько в соответствии с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема выделенных средств. Как правило, организации не заинтересованы ни в экономии ресурсов, ни в поиске способов «зарабатывания» внебюджетных доходов, а лишь в наращивании бюджетного финансирования вне зависимости от реальной потребности.
2.1 Анализ динамики экономических показателей
Анализ динамики выручки малого выставочного зала. Основным источником поступления внебюджетных средств МУК ВЦ «Галерея» является реализация изделий народных промыслов в художественном салоне. В таблице 25 приведен анализ динамики выручки от реализации товаров.
Таблица 25. Анализ выручки художественного салона за 2005 и 2006 год.
Анализ динамики выручки показал, что сумма выручки в 2006 году по сравнению с 2005г увеличилась на 1005374,45 рублей или на 31,3%. Анализ показателей по производству и реализации продукции. Динамика объема реализованной продукции характеризует изменение производства продукции и степень насыщения рынка товарами, производимыми учреждением. В таблице 26 приведен анализ показателей по производству и реализации продукции.
Таблица 26 Анализ показателей по производству и реализации продукции.
Из таблицы 26 видно, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом показатели по производству и реализации продукции увеличились, отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг больше на 757,0 тыс. руб. или на 52,5 %. Продано товаров несобственного производства больше на 954,0 тыс. руб. или на 32,4 %. В 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились остатки готовой продукции собственного производства на 19,6 %, что составило 38 тыс. руб. и остатки товаров для перепродажи на 4,7 % или на 137, тыс. руб. Увеличение остатков продукции незначительно с учетом инфляции, а увеличение объема реализации можно оценить как положительный фактор. Анализ показателей по производству и реализации продукции по видам деятельности приведен в таблице 27. Таблица 27. Анализ показателей по производству и реализации продукции по видам деятельности.
Данные таблицы 27 показывают, что в 2006 году по сравнению с 2005 г. выручка мастерских увеличилась на 153,4 тыс. руб. или на 58.4 %, выручка экскурсионного бюро увеличилась на 58,5 %, что составило 595,0 тыс. руб., выручка от прочих видов услуг увеличилась на 59, 0 тыс. руб. Данные таблицы 28 показывают, какую часть в общем обороте занимает продажа товаров собственного производства.
Таблица 28 Анализ реализации продукции, платных услуг населению.
Доля проданных товаров собственного производства в обороте розничной торговли отражена на рис.3. Рис.3.
В таблице 29 проведен анализ динамики объема платных услуг населению.
Таблица 29. Анализ объема платных услуг населению по видам.
Отмечается увеличение объема платных услуг по всем видам услуг: на 64,7 % по услугам культуры, на 59,7 % по туристским услугам, на 46,8 % по прочим видам услуг, что говорит о плодотворной и результативной работе учреждения в 2006 году. 2.2 Анализ финансового состояния учреждения (анализ динамики баланса)
Результаты в любой сфере деятельности зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к «кровеносной системе», обеспечивающей жизнедеятельность предприятия. Поэтому забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого объекта хозяйствования. Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. Анализ финансового состояния основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать: § с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны хозяйствующего субъекта и его возможности; § с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения финансового состояния хозяйствующего су6ъекта. Основными источниками информации для анализа финансового состояния учреждения служат баланс исполнения бюджета главного распорядителя, получателя средств бюджета (приложение); отчет о финансовых результатах деятельности (приложение) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса. Помимо изучения суммы баланса необходимо проанализировать характер изменения отдельных статей. Такой анализ проводится с помощью горизонтального и вертикального анализа баланса.
2.2.1 Горизонтальный анализ баланса. Горизонтальный анализ заключается в построении таблицы, в которой балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период, дать оценку этим изменениям (таблица 30 и 31).
Таблица 30 Горизонтальный анализ баланса за 2005г.
За 2005 год валюта баланса уменьшилась на 567092,38 руб. или на 15,7 %. Внеоборотные активы (основные средства) уменьшились на 22,4 %, что составило 213489, 00 руб. Дебиторская задолженность уменьшилась на 80,2 % или на 100852,03, кредиторская задолженность уменьшилась на 10,8 % (172608,35руб.) В целом уменьшение валюты баланса заслуживает отрицательной оценки. Финансовый результат уменьшился на 19,6 %, что составило 394484,03 руб. Таблица 31 Горизонтальный анализ баланса за 2006г.
Как видно из таблицы 31, за 2006 год валюта баланса увеличилась на 5, %, что составило 151343,20 руб. Основные средства увеличились на 15,8 % или на 116843,66 руб. материальные запасы незначительно увеличились на 0,6 %. Дебиторская задолженность уменьшилась на 10,3 %, а кредиторская уменьшилась на 17 %. Финансовый результат увеличился на 23,8 % или на 389449,49 руб. Горизонтальный анализ активов учреждения показывает, что абсолютная их сумма за 2005 год уменьшилась на 567092,38 руб. или на 15,7 %, а за 2006 год увеличилась на 151343,20 руб. или на 5 %. Если бы не было инфляции, то можно было бы сделать вывод, что учреждение повышает свой экономический потенциал. В условиях инфляции этого сказать нельзя. Основные средства периодически переоцениваются с учетом роста индекса цен. Вновь поступившие запасы отражены по текущим ценам, ранее оприходованные запасы – по ценам, действующим на дату их поступления. Средства в расчетах, денежная наличность не переоцениваются. Поэтому очень трудно привести все статьи актива баланса в сопоставимый вид и сделать вывод о реальных темпах прироста их величины.
2.2.2. Вертикальный анализ баланса Большое значение для оценки финансового состояния имеет вертикальный (структурный) анализ актива и пассива баланса. Вертикальный анализ сглаживает влияние инфляционных процессов, которые могут искажать абсолютные показатели отчетности, и позволяет проводить сравнение с другими предприятиями, чьи отчетные данные существенно отличаются от показателей анализируемого предприятия. Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке его изменений. Для построения вертикального баланса итог актива и пассива баланса примем за базовые, т.е. за 100% и рассчитаем процентную долю каждой балансовой статьи к общему итогу (табл.32).
Таблица 32. Вертикальный анализ баланса за 2005г.
Таблица 33 Вертикальный анализ баланса за 2006г.
|