Кисть, ступня и конечности. Анатомическое строение. Конструкция. Основные движения. Опорные конструктивные точки и применение их в рисовании
Кисти рук и стопы ног являются одними из самых сложных форм человеческого тела. Кисти и стопы человека имеют много сходства: в далеком прошлом и те и другие служили опорами. Различие вызвано происшедшим также очень давно разделением функций: ступни остались для опоры и передвижения, кисть рук приспособилась к выполнению различных трудовых процессов.
Рассматривая соответствующие элементы стопы ног и кисти рук, можно увидеть, как функция опоры и равновесия вызвала у стопы увеличение предплюсны (около 1/2 стопы) и уменьшение размера и подвижности пальцев (1/4 стопы).
Сложные функции кисти привели к увеличению подвижности и к уменьшению размера запястья (1/6 длины кисти), к многообразным и точным движениям пальцев и к увеличению их длины (примерно 1/2 длины кисти).
Стопы ног в результате эволюции приобрели вид пружинистого рессорного свода. Большие пальцы стоп располагаются почти в ряд с остальными. У кисти же рук благодаря функции различных захватов большой палец отделился от остальных и повернут своей ладонной частью к ладонным частям остальных пальцев.
Наиболее доступны изучению и изображению кисть руки и отдельные пальцы — это лучшие объекты для развития мастерства рисунка. Образно говоря, это бесплатные натурщики, всегда готовые позировать человеку, желающему преуспеть в рисунке. Рисовальщику, умеющему с успехом изображать многообразные движения кисти руки с различных точек зрения, легче научиться рисовать и всю фигуру человека во всех ее сложных движениях.
Перед тем как делать основательный рисунок руки, рассмотрим ее и сделаем предварительные принципиальные линейные рисунки ее внешнего вида и внутреннего конструктивного строения, чтобы лучше понять форму руки и возможности ее движения.
Рука состоит из кисти, предплечья и плеча (рис. 159—162). С помощью запястья кисть прикрепляется к лучевой кости, вместе с которой может вращаться вокруг локтевой кости. Это вращение осуществляют мышцы, называемые супинаторами и пронаторами. Поворот ладони вперед или в противоположную сторону локтя называется супинацией, а назад, в сторону локтя — пронацией. Подвижность костей запястья обеспечивает движения кисти вперед, назад, в сторону большого пальца и мизинца и вращение. Эти движения кисти лучше всего изучить на самом себе — постоянном справочнике по пластической анатомии.
Ладонь с пястами и мышцами напоминает форму своеобразного совка (ковша). Пяста большого пальца — подвижна, у остальных пальцев — малоподвижна. Большой палец имеет две фаланги, остальные — по три. Соединение фаланг суставами обусловливает сгибание и разгибание пальцев. К пястам пальцы присоединяются по овальной кривой; при сгибании, собирании пальцев в кулак ногтевые фаланги обращаются внутрь ладони. Пястные суставы обеспечивают многообразные движения пальцев.
Многообразные и точные движения кисти и пальцев осуществляются с помощью мышц кисти и предплечья. На ладонях располагаются мощные сгибатели; с тыльной стороны кисти — более слабые разгибатели, а с наружной стороны большого пальца и мизинца — совсем слабые отводящие мышцы.
Верхнее шаровидное окончание плечевой кости вместе с суставной впадиной лопатки образуют плечевой сустав, а нижнее утолщение плечевой кости — локтевой сустав.
Основные виды и скелет кисти. Кости 1 - локтевая; 2 - лучевая; 3 - запястья; 4 - пясти; 5 — основные фаланги пальцев; 6 — средние фалан пальцев; 7 - ногтевые фаланги пальцев
Предплечье состоит из локтевой и лучевой костей. Локтевая кость уширяется кверху, лучевая — книзу. Основой локтевого сочленения служит верхнее окончание локтевой кости, а запястного сочленения — нижнее окончание лучевой кости. Вращение лучевой кости вокруг локтевой позволяет поворачивать кисть руки на 180°.
Локтевой сустав обеспечивает сгибание, и разгибание рук. Сгибание рук осуществляется двуглавой и плечевой мышцами, расположенными на передней стороне плеча. Двуглавая мышца, начинаясь двумя головками от лопатки, идет к лучевой кости предплечья; расположенная под двуглавой плечевая мышца начинается от кости плеча и крепится к локтевой кости. Разгибание руки в локтевом суставе производит трехглавая мышца плеча, расположенная на задней стороне плеча. Одна из верхних головок трехглавой мышцы крепится к лопатке, две другие — к плечевой кости; соединившись вместе внизу, они подходят и крепятся к локтевому отростку локтевой кости.
Плечевой сустав благодаря шаровидной головке плечевой кости предопределяет целый ряд движений руки, отведение (при помощи дельтовидной мышцы), приведение (при помощи широких грудной и спинной мышц), движение вперед, назад и вращательное движение (осуществляются совокупностью всех мышц).
Построение руки и кисти характеризуется рядом узловых пунктов в суставах плеча, локтя, запястья, пястья и фаланг пальцев. Эти узловые пункты надо находить в натуре и помечать на рисунке точками, соединять точки прямыми линиями и таким образом определять направление движения и пропорции форм руки и ее кисти, пальцев.
Мышцы кисти и возможности ее движения вверху — мышцы и сухожилия кисти спереди и сзади; внизу — возможности движения в запястьи в сторону мизинца и большого пальца; возможность движения в запястьи в сторону ладони и ее тыла; разведение пальцев в стороны; возможности сгиба фаланг пальцев
Для характеристики внешней пластической формы руки и кисти необходимо знать ряд характерных анатомических точек видимой части костей и мышц. Применение принципа узловых пунктов и основных анатомических точек.
1-я стадия. Нанесение крайних точек размещения рисунка на листе бумаги и точки центрального луча зрения всей композиции. Проведение линии пястопальцевых суставов и линии запястного сустава. Пометка основания большого пальца.
2-я стадия. Нанесение точек окончаний пальцев и окончаний локтевой и лучевой костей. Проведение направляющих линий и предплечья ладони и всех пальцев. Пометка точками суставов пальцев, а линиями — направлений каждой фаланги. Изображение легкими линиями общей формы кисти.
3-я стадия. Анализ сделанных во второй стадии пометок с целью уточнения пропорций, движения и перспективного построения кисти руки. Исправление допущенных ошибок и прорисовка формы кисти и ее частей правильными и более сильными линиями.
4-я стадия. Построение линий собственных теней с учетом разрезов форм кисти и ее частей, пометка направления луча света. Нанесение собственных и падающих теней.
5-я стадия. Тонально законченный рисунок кисти руки.
Функция опоры и передвижения на двух конечностях определила развитие конструкции и формы ног. Ноги человека состоят из ступни, голени и бедра.
Скелет ступни представляет собой пружинистый свод, состоящий из костей плюсны, предплюсны, таранной и пяточной костей. К костям плюсны примыкают косточки фаланг пальцев, которые образуют малый свод ступни.
Большие пальцы ступней, как и рук, состоят из двух фаланг, остальные — из трех. Упругость свода стопы обеспечивается группой подошвенных мышц, играющих роль своего рода затяжки свода.
Рисунок кисти руки с ладони и тыльной стороны
На таранную кость, выполняющую роль замка в своде ступни, опирается большая берцовая кость голени. С наружной стороны большой берцовой кости располагается более тонкая малая берцовая кость. Нижние окончания этих костей образуют внутреннюю и наружную лодыжки, охватывающие таранную кость и образующие голеностопный сустав. Следует отметить, что наружная лодыжка помещается ниже и несколько отступает назад по сравнению с внутренней.
Верхнее утолщение большой берцовой кости образует вместе с опирающейся на нее костью бедра коленный сустав, над суставной щелью которого располагается отдельная косточка коленной чашки. Малая берцовая кость не участвует в образовании коленного сустава; ее верхняя головка сочленяется с головкой большой берцовой кости несколько ниже суставной щели колена. Кость бедра имеет наклон в наружную сторону и оканчивается наверху большим вертелом и шейкой бедра.
Шаровидное окончание шейки образует вместе с впадиной тазовой кости тазобедренный сустав, через который вес верхней части тела передается опорам. Работа и движение ноги производятся сложным взаимодействием целого ряда мышц. Для общего представления о механике движения ноги рассмотрим лишь основные. Движение бедра вперед по отношению к тазу осуществляет верхняя головка четырехглавой мышцы бедра и глубоко расположенная пояснично-подвздошная мышца. Отведение бедра в сторону производится сокращением средней ягодичной мышцы, а приведение его к середине — группой приводящих мышц. Движение бедра назад или удержание таза в вертикальном положении достигается мощной ягодичной мышцей. Портняжная мышца может действовать как сгибатель на тазобедренный и коленный суставы. Движением коленного сустава в основном управляют мышцы, помещающиеся в области бедра.
Последовательность рисунка кисти, сжатой в кулак
На передней стороне бедра располагается мощная четырехглавая мышца бедра; прямая головка этой мышцы прикрепляется к выступу подвздошной кости таза, а три остальных — к кости бедра. В нижней своей части все головки соединяются вместе и переходят через коленную чашку в ее так называемое собственное сухожилие, прикрепляющееся к бугристости большой берцовой кости голени. При сокращении четырехглавая мышца разгибает ногу в коленном суставе, а ее прямая головка, кроме того, сгибает бедро в тазобедренном суставе. Четырехглавая мышца вместе с приводящими мышцами образует пластическую форму передней стороны бедра.
Скелет ноги а — спереди; 6 — с внутренней стороны; в — сзади; г — сбоку; 1 — лонное сочленение (лобок); 2 — передний выступ гребня подвздошной кости; 3 — гребень подвздошной кости; 4 — копчик; 5 — крестец; 6 — задний выступ гребня подвздошной кости; 7 — седалищная кость; 8 — головка бедренной кости; шейка бедренной кости; 9 — большой вертел бедра; 10 — малый вертел; 11 — наружный мыщелок бедра; 12 — внутренний мыщелок бедра; 13 — коленная чашечка; 14 — наружный мыщелок большой берцовой кости; 15 — внутренний мыщелок большой берцовой кости; 16 — бугор большеберцовой кости; 17 — больше берцовая кость; 18 — внутренняя лодыжка; 19 — головка малоберцовой кости; 20 — малоберцовая кость; 21 — наружная лодыжка; 22 — таранная кость; 23 — пяточная кость; 24 — кости предплюсные; 25 — плюсные кости; 26 —- фаланги пальцев
На задней стороне бедра помещаются полусухожильная, полуперепончатая и двухглавая мышцы бедра. Наверху все три мышцы, соединяясь в единую массу, крепятся к седалищному бугру таза. Внизу мышцы расходятся и двуглавая прикрепляется к головке малоберцовой кости, а полусухожильная и полуперепончатая мышцы крепятся к головке большой берцовой кости голени. Эти мышцы могут осуществлять движение двух суставов ноги: разгибать тазобедренный и сгибать коленный. Совместная работа передней и задних мышц бедра фиксирует в определенном положении тазобедренный и коленный суставы.
На наружной поверхности голени располагаются длинные разгибатели большого и четырех остальных пальцев ступни, сокращаясь, они распрямляют пальцы и поднимают переднюю часть ступни. С наружной стороны большая и малая берцовые кости голени покрыты большой и малой берцовыми мышцами. Большая берцовая мышца, переходя в нижней своей части на внутреннюю часть ступни, может поднимать ее переднюю и внутреннюю части. Малая берцовая мышца поднимает наружный край ступни и, проходя под лодыжку малой берцовой кости, опускает переднюю часть ступни. Форму голени сзади образует икроножная мышца; вместе с лежащей под ней камбалообразной мышцей она поднимает пятку ступни вверх и фиксирует положение голени. Наверху две головки икроножной мышцы прикрепляются к головке кости бедра и проходят между двуглавой и полусухожильной мышцами. Камбалообразная мышца начинается от головки большой берцовой кости голени. Внизу обе мышцы переходят в одно ахиллово сухожилие, прикрепляющееся к бугру пяточной кости ступни.
1. Мышцы ноги а — спереди; 6 — с внутренней стороны; в — сзади; г — с наружной боковой стороны; 1 — средняя ягодичная; 2 —- большая ягодичная; 3 — натягиватель широкой фасции; 4 — широкая фасция (сухожилие) бедра; 5 — приводящая бедра; 6 — трехглавая бедра; 7 — портняжная; 8 — большой вертел; 9 — двуглавая бедра; 10 — полуперепончатая полусухожильная; 11 — коленная чашечка; 12 — собственное сухожилие надколенной чашечки; 13 — группа икроножных мышц; 14 — пяточное сухожилие (ахиллесово); 15 — большая берцовая кость; 16 — головка малой берцовой кости
2. Стопа а — основные виды; б — скелет и мышцы: 1 — внутренняя лодыжка; 2 — наружная лодыжка; 3 — таранная кость; 4 — пяточная кость; 5 — кости предплюсны; 6 — кости плюсны; 7 — фаланги пальцев; в — мышцы стопы: 8 — связки голеностопного суства; 9 — группа разгибателей пальцев; 10 — группа подошвенных сгибателей и отводящих большого пальца и мизинца; II — пяточное сухожилие (ахиллесово)
На верхней стороне ступни помещаются короткие разгибатели большого и четырех других пальцев ступни, а на подошвенной ее стороне мышцы, сгибающие пальцы и фиксирующие одновременно положение свода ступни.
Основными узловыми пунктами, определяющими общее построение ноги, ее пропорции, движение и построение в различных ракурсах, служат пункты тазобедренного, коленного, голеностопного суставов и суставов ступни.
Для уяснения сложной внешней пластической формы ноги человека необходимо отметить целый ряд характерных анатомических точек, отражающих конструкцию ноги. Характерные точки костной основы ноги, видимые на ее поверхности: для бедра — большой вертел кости бедра наверху и мыщелки ее суставного расширения внизу, для голени — мыщелки большой берцовой кости, головка малой берцовой кости наверху и их лодыжек внизу. На ступне отметим выступающие точки пяточной кости, пятки большого пальца, мизинца и суставов пальцев.
Основные движения в голеностопном и пальцевых суставах стопы
В образовании формы коленного сустава помимо внутренних и наружных мыщелков кости бедра и большой берцовой кости большую роль играет выступающая косточка коленной чашки, расположенная над суставной щелью. Внешнюю пластическую форму ноги образует покров мышц и мягких тканей. Форма эта меняется при различных движениях, она может быть понята на рисунках, показывающих внешний вид ноги, ее характерные точки в разных положениях и ее сечения.
Последовательность выполнения рисунка стопы ноги.
1-я стадия. Нанесение крайних точек размещения рисунка и точки центрального луча зрения всей композиции. Проведение линии плюснопальцевых суставов, линий основания пятки и верхней части свода стопы. Пометка пятки большого пальца и пятки мизинца.
2-я стадия. Изображение точек окончания пальцев и точек выступов лодыжек. Проведение направляющих линий голени, свода стопы и всех пальцев.
Нанесение суставов пальцев и направлений каждой из фаланги. Изображение легкими линиями общей формы стопы.
3-я стадия. Анализ и уточнение сделанных во второй стадии пометок. Прорисовка формы всей стопы и ее частей более сильными линиями.
4-я стадия. Построение линий собственных и падающих теней, с учетом разрезов форм стопы и ее частей и направления луча света. Нанесение собственных и падающих теней.
5-я стадия. Тонально законченный рисунок стопы ноги человека, согласование элементов светотени с условиями освещения и кривизной сечений кисти руки.
Краткое рассмотрение методики учебного рисунка отдельных частей и деталей человека применительно к программе архитектурных вузов и факультетов позволяет уяснить ряд важных конструктивных и композиционных закономерностей строения формы. Эти знания помогут студентам успешно освоить сложную художественную дисциплину, базирующуюся на логическом научном мышлении и чувственном восприятии. Конечно, никакая наука не может заменить точный глаз и чувство красоты. Недаром Леонардо да Винчи считал, что глаз советует всем искусствам и исправляет их. Вместе с тем этот гениальный художник не полагался на одну лишь интуицию, на собственное, необычайно сильно развитое чувство прекрасного. Он, как известно, неустанно разрабатывал математически обоснованную теорию гармонии изобразительных искусств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: