Социализация и развитие личности
ВВЕДЕНИЕ. Главным институтом воспитания является семья. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. В настоящее время тема роль семьи в социализации ребенка приобретает свою особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих в системе общественных связей. Объект исследования: Процесс воспитания детей младшего возраста Предмет исследования: Методы и формы воспитания детей младшего школьного возраста в семье Цель данной работы: Охарактеризовать и изучить особенности социализации и воспитания детей дошкольного возраста в семье Поставлены следующие задачи: · Дать характеристику понятия и функций семьи. · Изучить влияние семейного воспитания на формирование личности. · Экспериментально показать влияние родителей на становления личности ребёнка.
Глава 1. Роль семьи в социализации ребенка. Одной из современных функций семьи – социализация ребенка. Главными в социализации выступают социальные институты и люди- родители, сверстники, учителя, воспитатели, телевидение и другие средства массовой информации. Но, все же, наиболее значимой частью является семья. Семья- малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью выполняет важнейшие общественные и социальные функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т. д. (Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике) Так семья, как первичный и более мощный агент социализации играет ключевую роль в формировании личностных мотивов и черт, в управлении социальным поведением, в передаче социальных норм, ценностей и веры, которые свойственны данной культуре. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет на всю свою жизнь, так как в ней он находится в течение значительной части жизни.
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. (Г. М. Андреева) Процессом социализации является освоение человеческих отношений, социальных норм, ролей, видов деятельности и форм общения. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание детей в семье- сложный социально-педагогический процесс. Но воспитательный процесс происходит не только тогда, когда родитель разговаривает с ребенком, поучает, отвечает на его вопросы- воспитательный процесс происходит каждую секунду, каждый момент вашего с ребенком совместного времяпровождения. Ребенок- чистый лист бумаги, готовый к заполнению и только то как вы себя поведете в обществе будет решающим моментом воспитания его в социуме. Социализация и развитие личности Семья- это важнейший институт социализации. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, девушек, взрослых, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.
Параметры эти следующие. Демографический- структура семьи (нуклеарная, включающая лишь родителей и детей, или большая, включающая других родственников; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная). Социально-культурный- образовательный уровень членов семьи, их участие в жизни общества (профессии, социальный статус и пр.). Социально-экономический- имущественные характеристики и занятость членов семьи вне дома. Технико-гигиенический- условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и, что еще важнее, коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Современная семья обладает рядом характеристик, определяющих ее влияние на процесс социализации каждого члена семьи. Назовем лишь некоторые из них. Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений- родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братья, сестры), тетями, дядями и др. Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью. В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, реализовать которые многое не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей. В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей с родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает- на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|