Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования.




Известно, что аудиторская проверка деятельности страховых организаций имеет свои особенности, связанные с экономическими отношениями, возникающими в процессе операций страхования и действующими законодательно-нормативными актами в области права, бухгалтерского учета, налогообложения и аудита. Поэтому большой интерес вызывают профессиональные суждения аудиторов, которые позволяют им выразить мнение о

ü соответствии проводимых видов страхования полученным лицензиями;

ü соответствии осуществляемой деятельности требованиям законодательства;

ü полноте и своевременности формирования уставного капитала страховой организации;

ü  наличии, правильности оформления и соблюдении принятой учетной политики; правильности отражения в учете операций страхования;

ü обоснованности и своевременности осуществления страховых выплат;

ü формировании страховых резервов и другим аспектам.

Для проведения аудита в страховых организациях, как и в других организациях, формируется общий план и программы проверки. При разработке общего плана аудита, согласно правилу (стандарту) "Планирование аудита", необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1) деятельность аудируемого лица;

2) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риск и существенность;

3) характер, временные рамки и объем аудиторских процедур;

4) координацию, текущий контроль и направления выполненной работы;

5) прочие аспекты.

 Надо отметить, что каждый раздел общего плана аудита требует специальной разработки с учетом требований соответствующих правил (стандартов) аудита. Федеральными правилами (стандартами) аудита установлены общие требования к методике и организации аудиторских проверок. В этой связи аудиторским фирмам целесообразно разрабатывать внутрифирменные стандарты, раскрывающие особенности методики аудита страховых организаций.

Рассмотрим наиболее важные аспекты каждого раздела общего плана аудита и вопросы проверки специфических объектов аудита применительно к деятельности страховых организаций.

Понимание деятельности аудируемого лица является основой для выражения профессионального суждения аудитора и помогает аудитору:

-оценивать риски и выявлять проблемные области;

-эффективно планировать и проводить аудит;

-оценивать аудиторские доказательства;

-обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.

 В федеральном правиле (стандарте) аудита № 15 "Понимание деятельности аудируемого лица" определены задачи, источники информации, основные вопросы и факторы, изучение которых позволяет решить эти задачи.

Целесообразно изучить и отразить в рабочей документации аудита следующие вопросы о деятельности страховой организации.

1 Организационно-правовая форма страховой организации
2 Полное и сокращенное наименование
3 Юридический адрес и адрес органа управления организации
4 Наличие филиалов и представительств и место их расположения
5 Сведения о государственной регистрации, постановке на налоговый учет и реквизиты организации
6 Реквизиты лицензии на право осуществления страховой деятельности, регистрационный номер в государственном реестре страховщиков
7 Виды добровольного и обязательного страхования, предусмотренные в соответствии с приложениями к лицензии. Какие виды осуществлялись фактически в проверяемом периоде?
8 Величина уставного капитала в соответствии с учредительными документами
9 Вносились ли изменения в учредительные документы в проверяемом периоде
10 Примерное количество действовавших в проверяемом периоде договоров страхования по каждому из осуществляемых видов
11 Осуществлялись ли операции перестрахования? Сколько партнеров — перестраховщиков и перестрахователей имеет ваша организация?
12 Примерное количество действовавших в проверяемом периоде договоров, принятых в перестрахование по каждому из осуществляемых видов
13 Примерное количество действовавших в проверяемом периоде договоров, переданных в перестрахование по каждому из осуществляемых видов
14 Функциональная структура управления организацией
15 Функциональная структура бухгалтерской службы
16 Определены ли порядок, сроки и форма представления информации, необходимой для подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, отделами и службами организации
17 Характеристика технических и программных средств автоматизации оперативного и бухгалтерского учета
18 Связаны ли системы бухгалтерского и оперативного учета единой системой информационной системой? Если нет, то каким образом организована передача информации из одной системы в другую?
19 Применялись ли в проверяемый период к организации санкции Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью Минфина России? Если да, то по каким основаниям?
20 Имели ли место налоговые проверки в проверяемом периоде?
21 Имеются ли незаконченные судебные дела и неурегулированные претензии с какими-либо организациями и другими лицами?

 

Кроме того, необходимо провести предварительный анализ деятельности страховой организации по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следует изучить масштабы деятельности, динамику страховых премий и страховых выплат, страховые резервы и направления их инвестирования, рентабельность деятельности и дать оценку другим показателям. Целью такого анализа является предварительная оценка финансового положения и состояния аудируемого лица, а так же выявление важнейших направлений (областей) аудита.

Согласно требованиям правила (стандарта) аудита № 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" аудитор должен достичь понимания систем бухгалтерского учета (СБУ) и внутреннего контроля (СВК) аудируемой организации и определить их эффективность.

Система внутреннего контроля (СВК) — это совокупность методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в целях выявления, исправления и предотвращения существенных ошибок и искажений учетной информации, которые могут повлиять на достоверность показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. На рис. 1 показаны все элементы системы внутреннего контроля, которые следует проанализировать.

При оценке уровня существенности аудитор должен руководствоваться правилом (стандартом) аудита № 4 "Существенность в аудите".

При оценке уровня существенности по одному показателю чаще всего в качестве такого принимается показатель прибыли до налогообложения (балансовая прибыль) или объем продаж. Однако эти показатели не позволяет учесть особенности деятельности страховых организаций. Трудно выбрать и иной показатель деятельности страховой организации, отвечающий данному требованию. Поэтому предпочтительнее является использование системы показателей, которые принято характеризовать как базовые. Используемая, как правило, система показателей деятельности коммерческих структур включает: балансовую прибыль, объем реализации, валюту баланса, собственный капитал, общие затраты. Недостатком этой системы является то, что она не учитывает важнейшие показатели страховой деятельности: объем страховых премий, страховые резервы и страховые выплаты.

При оценке уровня существенности для страховых организаций можно рекомендовать следующие базовые показатели и возможный уровень (долю) отклонений, признаваемых существенными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...