Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нравственные основы профессиональной деятельности сотрудников пограничных органов ФСБ России

В условиях специализации труда и профессиональной деятельности складываются для формирования таких моральных систем, которые отражают особенности взаимоотношений людей сотрудничающих в определенной области общественного труда, что предполагает некоторые особые нравственные отношения и особые моральные качества сотрудников. Такие системы называются профессиональной этикой. Это конкретно-историческое, относительно устойчивое духовно-практическое образование, представляющее собой совокупность моральных норм и правил, регулирующих взаимоотношения людей внутри данного профессионального сообщества. Профессиональная этика также выступает в качестве системы научных знаний о законах формирования, развития и функционирования профессиональной морали, о содержании ее категорий и понятий, возникающих в профессиональной сфере деятельности и выражающих специфичность нравственных отношений внутри ее. Профессиональная мораль выступает как форма осознания профессиональной общностью и каждым ее членом нравственных норм и требований, необходимых для эффективного и оптимального результата совместного труда.

Носителем морали всегда является не отдельная личность, а определенная социальная общность (этнос, племя, народность, нация). Следовательно, носителем профессиональной морали является профессиональное сообщество. Носителем профессиональной морали сотрудников пограничных органов является вся совокупность людей (служащих военных и гражданских, начальников и подчиненных), занятых в сфере деятельности по охране государственной границы. Сюда следует включить и ветеранов службы охраны границы, насколько они сохраняют связь с пограничными органами, принимают участие в воспитательной работе и патриотической пропаганде.

Выполнение требований общественной морали обеспечивается воспитанием, они выполняются членами сообщества добровольно, в силу усвоения принципов человеческого общежития и осознания необходимости учитывать в своих поступках и в своем поведении наличие других людей и их интересов. Мораль опирается только на силу общественного одобрения или общественного порицания, она имеет нормативно-рекомендательный характер, задает рамки поведения, которым сохраняется стабильность сообщества, возможность его самовоспроизводства и наиболее комфортное сосуществование его членов.

Однако в профессиональных общностях эти принципы могут действовать с некоторой специфичностью. Прежде всего, это относится к тем профессиям, в которых объектом деятельности является человек, где представитель профессии воздействует непосредственно на формирование человека, его взгляды и чувства, даже на его судьбу. Таковы профессии врача, учителя, юриста. Поэтому издавна существуют соответствующие моральные кодексы этих профессий, обязывающих их представителей проявлять заботу о людях, нуждающихся в их помощи, порой даже большую, чем о себе. Особое место в этом ряду занимают профессии, содержанием которых является обеспечение эффективного функционирования социальных институтов, в первую очередь, государственных учреждений. Это управленческая, административная деятельность и деятельность, направленная на сохранение безопасности страны и народа. Здесь также складываются особые моральные кодексы и особая профессиональная этика. Здесь имеют место повышенные моральные требования работникам, связанные с правом распоряжаться значительными материальными ценностями, принимать ответственные решения в системе социального и экономического управления, распоряжаться жизнями людей. И поэтому моральные нормы должностного лица не могут основываться только на его собственных представлениях о благе, о добре и зле, справедливости и несправедливости, но определяться общественными потребностями и системе ценностей, принятых в данном обществе.

Служебное поведение является контролируемым поведением. Здесь действует не только общественное поощрение или порицание, но в сфере моральных отношений применяются также санкции различной степени служебного поощрения или наказания вплоть до отстранения от должности. Следовательно, профессиональная этика имеет четко выраженный деонтологический (нормативный) характер. Она строго регламентирует должное поведение сотрудников в профессиональной сфере деятельности и не дает права вольной трактовки или выбора. Она включает в себя предписывающие нормы (как поступать в определенных случаях), запретительные нормы (что конкретно не разрешается в сфере служебного поведения) и рекомендательные (чем следует руководствоваться). Соответственно профессиональная этика предусматривает и определенные специальные процедуры и методы контроля нравственности сотрудников. Она тесно переплетена с правом и взаимодействует с ним. Законы, уставы, инструкции, директивы, приказы и предписания закрепляют в себе прямые моральные указания и в любом случае согласуются с принципами общественной морали. Но, во-первых, все предусмотреть невозможно, а, во-вторых, человек, выполняющий служебные обязанности, действует и как самостоятельная сводная личность, поэтому у него всегда есть свобода морального выбора. Решение зависит от уровня развитости его собственного морального сознания. Например, нравственность не позволит ему действовать в эгоистических и корыстных целях, не позволит выполнить нарушающее законность приказание.

В основе профессиональной этики сотрудников пограничных органов лежит их отношение к труду по охране государственной границы. По сравнению с другими прикладными моральными кодексами ее особенность состоит в значительном многообразии предметов и аспектов пограничной служебной деятельности, включающей в себя и управленческую, и административную, и дипломатическую, и учебную, и юридическую и военно-боевую деятельность. В последние годы пограничной службе приходилось выполнять функции, ранее не входившие в их компетенцию. Например, встали задачи охраны административных границ в условиях региональной нестабильности, борьбы с вооруженными бандформированиями и с международным терроризмом. Традиционно сложившаяся система войсковой охраны границы была преобразована, пограничная служба стала составной частью специальных служб государства.

В связи с многообразным характером деятельности для сотрудников различных пограничных органов в структуре их профессиональной этики могут быть несколько по-разному расставлены акценты. Так для сотрудников пограничных организаций центрального подчинения, деятельность которых связана с управлением и координацией всей пограничной сферы, особый интерес представляют принципы управленческой и административной этики. Она представляет собой значительный раздел этики государственных служащих. Для сотрудников, осуществляющих подготовку кадров, ведущих воспитательную работу, - главным ориентиром является педагогическая этика. Естественно, что весьма развитая часть деятельности пограничных органов относится к сфере юриспруденции и поэтому для них ведущее направление профессиональной этики задается юридической этикой. Сотрудники, непосредственно осуществляющие служебно-боевую деятельность по охране государственной границы, руководствуются принципами боевого товарищества. Конечно, это условные разграничения, ибо, как правило, сотрудники пограничных органов проходят службу в ее многообразных формах. Поэтому можно говорить о самостоятельной специфике профессиональной этики сотрудников пограничных органов.

Эта специфика выражается, во-первых, в том, что общие нормы нравственности у сотрудников пограничной службы могут проявлять себя в особых нравственных императивах (внутренних повелениях, обеспечивающих выполнение служебной задачи), и не всегда прямо отражают нравственный характер действий. Во-вторых, исторически сложилась система нравственных ценностей российских пограничников, в которой безопасность территории социума, определенная границей, осознается как высшее благо, в свете которого решаются все нравственные вопросы о добре и зле, справедливости, долге, чести и т.д. Формируется соответствующая система служебных и внеслужебных отношений, направляемая, таким содержанием нравственного сознания. И еще один важный аспект профессиональной этики сотрудников пограничных органов состоит в том, что ее содержание формируется на стыке культур сопредельных государств, необходимо включает в себя знание обычаев и традиций приграничного населения, умение учитывать их и руководствовать ими в своем поведении. Эта сторона дела представляет особую важность для сотрудников организаций центрального подчинения и сотрудников органов пограничного представительства.

Таким образом, в структуре профессиональной этики сотрудников пограничных органов, как и в общей системе морали, можно выделить три важнейших структурных элемента: нравственную деятельность, нравственное сознание и нравственные отношения, содержащие в себе те особенности, о которых было сказано.

Нравственная деятельность - это поступки и поведение людей, определяемые их отношением к тому, что есть благо. Нравственная деятельность сотрудников пограничных органов в значительной мере регулируется и контролируется нормативными служебными предписаниями: уставами, наставлениями, инструкциями, приказами. Нравственная деятельность в еще большей мере определяется нравственной культурой личности, ее сознательно организованным поведением. Такое поведение определяется нравственным сознанием, в содержание которого входят нравственные чувства, нравственные взгляды и нравственные принципы. Моральное сознание пограничников характеризуется профессиональной научной подготовкой, корпоративностью и преемственностью, высокой степенью устойчивости, готовностью к охране государственной границы в любых трудных и даже экстремальных условиях.

Эмоциональное отношение людей к проявлениям добра и зла и к его пониманию выражается в нравственных чувствах. Чувства приобретают нравственное содержание, если они возникают и переживаются по поводу отношения человека к добру и злу. Нравственные чувства могут переживаться не только по отношению к другим людям, но и по отношению к различным объектам, насколько в этих отношениях проявляется духовный мир человека. Так, для пограничников характерно нравственное чувство границы. Высоконравственными чувствами являются патриотизм и коллективизм.

Нравственные взгляды включают в себя этические знания и возникающие на этой основе нравственные убеждения. Высшей формой развития нравственных взглядов является нравственное учение и этическая теория. Выработанные конкретным историческим обществом представления о сущности высших нравственных ценностей выступают как нравственный идеал. Нравственные взгляды и нравственные чувства находят свое оформление в исторически определенных нравственных принципах и нормах, выражающих направленность интересов людей. Для сотрудников пограничных органов особенностью их нравственного сознания является его направленность на служебную деятельность как главный смыслообразующий фактор их жизни.

Нормы и принципы, проявляющиеся в поступках и поведении, создают структуру нравственных отношений, Высокой нравственной ценностью, например, обладают отношения взаимопомощи, сочувствия, уважения, добросовестности. Устойчивые нравственные отношения формируются в процессе жизнедеятельности людей, и, в свою очередь, формируют ее как в сфере бытовой, так и в сфере социальной и профессиональной. Нравственная деятельность сотрудников пограничных органов происходит в двух сферах. Одна - в служебных коллективах, внутри организационно-штатных структур и складывается как отношения начальников и подчиненных, и отношения равных по званию и по служебному положению. Здесь особенно важна роль документов, регламентирующих поведение служащих. Наиболее часто нравственные коллизии возникают из-за неправомерного перенесения характера личных отношений на отношения служебные. Другая сфера образуется из отношений сотрудников пограничных органов с другими категориями людей: с иностранными гражданами, с лицами без гражданства, с представителями взаимодействующих органов (МВД, МЧС, ГТК, ВС и др.), а также с органами власти приграничных территорий, с приграничным населением, представителями иностранных ведомств. Здесь также значительная часть поведения сотрудников предусмотрена служебным регламентом, особенно в плане официальных контактов и отношений. Но в отношениях неформальных успех дела сильно зависит от личностных моральных качеств сотрудников пограничных органов, от умения расположить к себе, вызывать доверие, от честности и открытости в поведении, от проявляемой твердости в решении задач охраны государственной границы.

В профессиональной этике сотрудников пограничных органов и органов центрального подчинения ведущее место занимают понятия долга и чести. В профессиональной этике долг представлен, прежде всего, как служебный долг. Он состоит, прежде всего, в обеспечении интересов государства. Это означает, что сотрудник органов не только официально наделяется государством обязанностями по охране границы, но, в силу своей личной убежденности в исключительной социальной важности этой деятельности, берет на себя добровольную обязанность исполнять ее в соответствии с Законом, с наибольшей эффективностью, инициативно и творчески, с полной отдачей сил. Нравственное содержание воинского долга достаточно четко выражено в Присяге. Для офицера-пограничника его воинский и его нравственный долг слиты органично, поскольку охрана государственной границы, как бы ни менялись политические коллизии, всегда имеет высокий общественнозначимый смысл как охрана интересов народа.

Человек, нравственно воспитанный и, следовательно, осознающий свой долг, выполняет его по убеждению, добровольно, бескорыстно, без принуждения, без оглядки на мнения и, что очень существенно, получает от этого нравственное удовлетворение. Но человек может и не осознавать своего долга, он может его осознавать, но избегать выполнения, он может пренебрегать долгом. Все это случаи или нравственной невоспитанности, или нравственной ущербности. Следовательно, общество для своего самосохранения определенным образом вынуждено обеспечивать выполнение долга, и это могут быть меры принуждения: от общественного порицания и осуждения, до применения правовых мер.

Следует обязательно иметь в виду, что не только личность имеет долг перед обществом, но и общество со всеми своими институтами перед человеком. Эта сторона дела довольно легко отодвигается на второй план или вообще забывается, особенно в сфере экономики и политики. Но органы государственной безопасности, предъявляя высокие нравственные требования к своим сотрудникам, выполняют и свой долг по отношению к ним. Это выражается в придании высокого социального престижа профессии, в поддержке и помощи в служебных и житейских обстоятельствах, в обеспечении и защите их служебных и личных интересов.

С понятием долга неразрывно понятие «честь».Профессиональная честь есть осознание и выражение социального статуса своей профессиональной общности и себя как индивидуального носителя этого ее ценностного статуса. Честь сопряжена с обязательным исполнением долга, определенных правил поведения, предписываемых сообществом, постоянной заботой о сохранении престижа сообщества и своего лично. Совокупность требований, правил и норм поведения воина подлежала особому вниманию, они фиксировались, представляя собой так называемый кодекс чести. Честь сотрудников пограничных органов составляет, прежде всего, беззаветное служение своей Родине и обеспечение неприкосновенности государственной границы. А это предполагает сохранение и приращение воинской славы и боевых традиций пограничников, коллективизма, добросовестное отношение к служебной деятельности, достойное представительство Федеральной службы безопасности и своего подразделения, гордость за принадлежность к ним.

Итак, делая общий вывод, можно сказать, что профессиональная этика сотрудников пограничных органов и органов центрального подчинения представляет собой часть высоконормативной служебной этики и включает в себя многое содержание этики государственного служащего, управленческой и административной этики, а также воинской этики. Но она имеет и свои специфические особенности, следующие из содержания деятельности сотрудников спецслужб, предъявляющей повышенные требования к моральной подготовленности и устойчивости личности.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...