Тест 2. Вербальный тест для оценки креативности
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ______________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ Декан ИЭФ __________ Н.И.Гвоздев «____» _________2006 г.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Методические указания к психологическому тестированию
Издательство ТПУ Томск 2006 УДК 338:6П7
Психология управления: Методические указания к психоло-гическому тестированию «Оценка креативности» для студентов ИЭФ специальностей 080502 и 080507 всех форм обучения и магистерской подготовки. / Сост. Г.Н.Серикова, А.Л.Сериков. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 20 с.
Рецензент профессор, докт. экон. наук И.Е. Никулина
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры менеджмента «» ноября 2005 г.
И.о. зав. кафедрой менеджмента доцент, канд. экон. наук Г.О. Могильницкая
Темпы развития информационных и управленческих технологий подразумевают постоянное обновление на предприятии. Обновление в организации, инновационная деятельность требуют от менеджера способности преодолевать различные, прежде всего профессиональные, стереотипы мышления и поведения, т. е. быть креативным. Креативность (от латинскою create — сотворение, создание) - способность продуцировать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблемных задач одинаково необходима менеджеру как в практической деятельности, так и в общении.
Оценка креативности Креативность - способность к творчеству, необычным и неожиданным решениям, восприимчивость к новым идеям, преодоление устоявшихся стереотипов. Это способность удивляться и умение находить решения в нестандартных ситуациях. Такое определение креативности дал Э.Торранс (1962), который ввел его в психологию и показал, что уровень креативности коррелируетс достижениями в организаторской деятельности, а также в учебной и профессиональной. Наиболее мощным стимулом развития методик измерения креативности являются результаты исследований, указывающие на несоответствие между успешностью выполнения традиционных тестов интеллекта и творческими способностями. Способность продуцировать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблемных задач была отделена от других способностей и названа креативностью. Высоких успехов в профессиональной и управленческой деятельности добиваются лишь те, у кого высокий уровень IQ дополняется и высокими показателями по креативности. Люди с нормальным и высоким коэффициентом интеллекта, но не обладающие высоким уровнем креативности, редко достигают большого успеха даже при полном владении управленческими и профессиональными технологиями. Однако обязательным признаком творческой одаренности является уровень интеллекта не ниже верхней границы средней нормы, так как именно этот уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. Дж. Гилфорд (1959) выделил два типа мышления: конвергентное,т.е. логическое, и дивергентное, не вписывающееся в логические построения. Конвергентное мышление, т.е. способность логически мыслить и применять полученные знания, диагностируют тесты интеллекта. В тестах же по креативности нет вариантов верных и неверных решений, в них учитываются необычные и неожиданные решения. Какова же природа креативности? Если природа интеллекта связывается как с врожденными, так и социальными факторами, то относительно креативности пока нет единого мнения. Одни психологи считают, что творческий потенциал человека — это есть нечто данное природой, другие (а их сегодня большинство) утверждают, что он тоже поддается формированию и коррекции.
Валидность показателей креативности к настоящему времени не доказана. Однако имеющийся опыт школ и курсов по развитию креативности в США, Японии и Европе, а также в России свидетельствует, что специально организованное обучение способам креативного поведения, моделированию творческих действий в различных сферах деятельности (и особенно в области менеджментa) показывает существенное усиление таких качеств личности, как открытость новому опыту, любознательность, изобретательность, способность к нестандартным решениям.
3. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Выберите правильные варианты ответов:
a) проявление собственных притязаний b) способность к творчеству c) преодоление устоявшихся стереотипов мышления d) сохранение хладнокровия в сложных ситуациях
2. В тестах на креативность оценивается:
a) дивергентное мышление b) конвергентное мышление c) конвенциональное мышление d) связность и последовательность мышления
3. Хорошие творческие результаты возможны при условии:
a) интеллекта выше среднего и высокой креативности b) только высокого интеллекта, т.к. креативность не важна c) только высокой креативности, т.к. интеллект не важен d) высокого интеллекта и уверенности в себе
4. Креативность повышают:
a) в условиях жесткой дисциплинарной ответственности b) гипнотическим внушением c) самовнушением d) в тренингах моделирования творческих действий
ОЦЕНКА КРЕАТИВНОСТИ Создателями известных тестов по креативности являются Дж. Гилфорд (1959) и Э. Торранс (1962). Приводятся три теста, которые используются для диагностики уровня креативности школьников, студентов и взрослых. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки. Следует стремиться к созданию дружеской и спокойной атмосферы уюта, поощрения воображения, стимулирования поиска альтернативных ответов. При тестировании обследуемый должен сидеть за столом один.
Таблица 2 Показатели нормы креативности для разных возрастных групп
ТЕСТ 2. ВЕРБАЛЬНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ КРЕАТИВНОСТИ 1. Образуйте как можно больше слов, начинающихся с: а) про ...; б) де....
Время — 2 мин на каждый пункт. Подсчитывается количество всех слов.
2. Подберите как можно больше слов с окончанием: а)...тие; б)...инт.
Время — 2 мин на каждый пункт. Подсчитывается количество всех слов.
3. Предлагаются четыре начальные буквы для четырех слов. Составьте из них как можно больше 4-словных предложений. Буквы: а) М, П, В, А; б) 3, К, Д, Н.
Время — 3 мин на каждый пункт. Подсчитывается количество всех предложений.
4. Часто длинные названия обозначаются их начальными буквами, например, ООН, СНГ. Перед вами аббревиатуры выдуманных названий. Попытайтесь их расшифровать, придумав свои названия. Аббревиатуры:
НПБ, АНЛО, ТЭФ, КОРА, МУГ, ЛИП, ПАР, УГАТ, СБС, АДОК.
Можно дать несколько вариантов расшифровки каждого сокращения. Время — 5 мин на все. Подсчитывается количество всех предложенных расшифровок.
5. Напишите как можно больше предметов или вещей, обладающих данным качеством:
а) что можно сгибать; б) мягкий.
Время — 2 мин на каждый пункт. Подсчитывается количество названных предметов или вещей.
6. Какими еще другими словами можно выразить:
а) понятие прекрасное; б) понятие смелый.
Время — 2,5 мин на каждый пункт. Подсчитывается количество придуманных синонимов.
7. К самому повседневному предмету вы должны придумать как можно больше необычных способов применения:
а) пустая консервная банка, б) кирпич.
Время — 2,5 мин на каждый пункт. Подсчитывается количество ответов.
КЛЮЧ К ТЕСТУ 2.
При подведении итогов результат всех семи заданий делится на семь. Полученное число и является показателем креативности. Критерии: 1-2 балла — низкий результат; 3 - 4 балла — результат ниже среднего; 5 баллов — средний показатель; 6 баллов — показатель выше среднего; 7 баллов — высокий показатель; 8—9 баллов — очень высокий показатель.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|