| Системное построение процесса воспитания
| Системно-ролевая теория формирования личности
| Воспитание как педагогический компонент социализации
| Формирование образа жизни, достойной Человека
|
Авторы
| Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А. Караковский «Воспитание? Воспитание... Воспитание!»
| Н.М. Таланчук «Введение в неопедагогику» (1991г.)
| М.И.Рожков, Л.В. Байбородова, О.С.Гребенюк, С.Л. Паладьев и др. «Организация воспитательного процесса в школе» (2000г.)
| Н.Е. Щуркова «Образ жизни, достойной Человека и его формирование у школьника» и др.*
|
Понятие «воспитание»
| Воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности
| Воспитание - процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей *
| Воспитание - педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека *
| Воспитание - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека *
|
Цели воспитания
| Цель - всестороннее гармоничное развитие личности 5 воспитательных задач:
- 1. Формирование целостной и научно обоснованной картины мира
- 2. Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины
- 3. Приобщение к общечеловеческим ценностям
- 4. Развитие креативности как черты личности
- 5. Помощь в осознании собственного Я, в самореализации
Принципы:
- Личностный подход
- Гуманистический подход к построению отношений
- Средовой подход
- Дифференцированный подход
- Природосообразность
- Культуросообразность
- Эстетизация среды жизнедеятельности
| Цель - формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей **
| Цель - Идеальная: гармонично развитый человек Реальная: в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития Принципы:
- Гуманистической ориентации воспитания *
- Социальной адекватности воспитания *
- Индивидуализации воспитания *
- Социального закаливания *
- Создание воспитательной среды*
| Цель - личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основания: истина, добро, красота * Принципы:
- Ориентации на социально-ценностные отношения *
- Субъектности
- Принятия ребёнка как данности
|
Содержание воспитания
| Основа содержания: общечеловеческие ценности (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир)
Пути реализации:
- Создание комплексной программы
- Формирование отдельных целевых программ
- Разработка общих договоров, фиксирующих нормы отношений в конкретном коллективе
- Раздел плана (ценности - недели месяца)
| Основа содержания: совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребёнку в том или ином возрасте *
| Содержание воспитания должно обеспечить развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной. *
| Основу содержания составляют
три направления:
философическое, * диалогическое, * этическое воспитание *
|
Механизм реализации
| Функционирование воспитательной системы
Воспитательная система - это сложное социально-педагогическое образование, включающее в себя комплекс взаимосвязанных компонентов: цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения, освоенная среда, управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему.
| Использование форм и методов социального наследования через оказание педагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей.
Система воспитательных функций:
- Диагностическая
- Целевой ориентации
- Планирование
- Организаторская
- Мобилизационно-побудительная
- Коммуникативная
- Формирующая
- Контрольно-аналитическая и оценочная
- Координация и коррекция
- Совершенствование
Методы воспитательной деятельности = функциям*
| Формы, методы и приёмы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся; их правильный выбор (см. таблицу)
| Постепенное, пошаговое движение:
- 1. формирование отношения к природе как общему дому человека (1 класс)
- 2. понимание и принятие норм культурной жизни (2-4 класс)
- 3. формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле (5-6 класс)
- 4. формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (7-8 класс)
- 5. формирование образа жизни, достойной Человека (9-10 класс)
- 6. формирование жизненной позиции, развитие способности к выбору жизненного пути (10-11кл.)*
|
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса
| Критерии факта:
- 1. упорядоченность жизнедеятельности школы
- 2. наличие сложившегося школьного коллектива, сплочённость школы «по вертикали»
- 3. интегрированность воспитательных воздействий в комплексы (центры, клубы, ключевые дела)
Критерии качества:
- 1. степень приближённости системы к целям, реализация педагогической концепции
- 2. общий психологический климат школы, стиль отношений, комфорт
- 3. уровень воспитанности участников школы
| Критерии - это показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей
Критерии воспитанности производны от социальных ролей: сколько социальных ролей, столько и критериев*
| Нецелесообразно использовать единые для всех ОУ критерии и показатели.
Должны быть конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых.
Важные компоненты:
- 1. Изучение воспитанности школьников
- 2. Диагностика уровня развития коллектива
- 3. Исследование организационных аспектов воспитательной деятельности
| Главный критерий - воспитанность учащихся, три главных основания... могут выполнять роль показателей воспитанности
- + внешний облик
- физические и психические развитие
- поведение
- качественность деятельности
- способности и самочувствие
- ценностные предпочтения
- отношение к своему Я
|
| Воспитание ребёнка как человека культуры
| Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития
| Самовоспитание школьников
| Воспитание на основе потребностей
|
Авторы
| Е.В.Бондаревская «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания» (1999г.)
| О.С. Газман
Газета «1 сентября» №119
1995г. «Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки»
Н.Б.Крылова, Т.В.Анохина,
С.М. Юсфин «Классный руководитель» 2000г. №3
| Г.К. Селевко
«Руководство по организации самовоспитания школьников»
| В.П.Созонов «Организация воспитательной работы в классе» (2000г.)
|
Понятие «воспитание»
| Воспитание - процесс помощи ребёнку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.
| Воспитание - специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.
Педагогическая поддержка - превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем.
| Самовоспитание - процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.
| Воспитание - деятельность педагога, направленная на создание
Психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:
- в творческой деятельности
- быть здоровым
- в защищённости, безопасности
- в уважении, признании
- в смысле жизни
- в самореализации
- в удовольствии, наслаждении
|
Цели воспитания
| Цель - целостный человек культуры.
(ядро такой личности - субъектность)
Человек культуры - свободная личность*
Человек культуры - гуманная личность*
Человек культуры - духовная личность*
Человек культуры - творческая и адаптивная личность*
Цель конкретизируется в личностном образе ребёнка. ( принципы*****)
| Цель - идеал
Цель - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные условия.
Нормы поддержки (8)
| Цель - воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своём профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию.
Принципы *(зачитать)
| Цель - обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.
Принципы:
- природосообразности
- целостности
- деятельностный
- эгоцентрированный
- возрастной
- гуманизма
|
Содержание воспитания
| Основа содержания: субъективный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения.
Компоненты л-го опыта:
- аксиологический
- культурологический
- жизнетворческий
- морально-этический
- гражданский
- личностный
- индивидуально-творческий *
| Основа содержания: базовая культура личности, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой.
Приоритетные направления базовой культуры:
- культура жизненного самоопределения
- культура семейных отношений
- экономическая культура и культура труда
- политическая и правовая культура
- интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура
- экологическая культура
- художественная культура
- физическая культура
| ЗУНы, позволяющие вести ребёнку работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации. Они приобретаются в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации - пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения.
Благодаря этому формируется потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию.
| Содержание воспитания должно служить целям жизни воспитанника и быть связано со становлением мотивационно-потребностной сферы личности ребёнка.
|
Механизм воспитания
| Воспитание - процесс субъект-субъектного взаимодействия.
Ключевые слова - педагогическая помощи и поддержка.
Компоненты технологии личностно-ориентированного воспитания:
- изучение узловых событий жизни ребёнка
- педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей
- эмпатическое принятие ученика
- совместное проектирование этапов его развития
- адаптация воспитательных средств к характеру ребёнка
- вовлечение его в педагогические и жизненные события
- раскрепощение для диалога, творчества и т.д.
| Взаимосвязанные действия
педагога и ребёнка, выполняемые на 5 этапах:
- 1. диагностический (фиксация проблемы)
- 2. поисковый (причины проблемы)
- 3. договорный (проектирование действий)
- 4. деятельностный
- 5. рефлексивный
«Воспитание без желания самого ребёнка совершенствовать себя невозможно» (О.С. Газман)
| Технология самовоспитания: Теория, Практика, Методика.
(см. схему)
| Необходимость знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребёнка; осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствует:
- 1. определённая общность людей
- 2. определённая ведущая деятельность
- 3. определенные психические новообразования
Учёт ведущих для данного возраста потребностей:
Младших школьник - психологический комфорт, игра;
Средний школьник - самоутверждение;
Старший школьник - поиски себя, философствование, мечты.
|
Критерии и показатели эффективности
| Критерии воспитанности:
- 1. уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности
- 2. способность к нравственной саморегуляции поведения
- 3. мера педагогической помощи, которая необходима уч-ся
Вместо модели выпускника - образ свободной духовной личности, ориентируемый на ценности мировой и национальной культуры.
| Критерии результативности воспитательного процесса:
- готовность ребёнка к самоопределению, самореализации
- развитость индивидуальных способностей ученика
- нравственная направленность личности
- физическое и психическое здоровье
- сформированность базовой культуры
- защищённость и комфортность ребёнка в школьной сообщности
| Постоянно действующий режим диагностики и самодиагностики.
Применяется 100-бальная шкала измерения методов педагогического наблюдения.
| Два пути оценивания результатов воспитательной деятельности:
- 1. оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий
- 2. оценка личности воспитанника (внутреннего мира, отношений, установок)*
|