Формы и методы социально-педагогической поддержки .
Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» строится на следующих принципах: · принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются); · принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает); · принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других); · принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия); · принцип диалога (уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов); · принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием); · принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);
· принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);
· принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей). Таким образом, целями воспитательной системы по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» являются: - формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку равные условия для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей. - формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества. Концепция воспитательной системы по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» предполагает следующие функции: · развивающую, направленную на изменение мотивации детей «группы риска» к учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации; · развлекательную, создающую благоприятную атмосферу на уроке, превращающую его из скучного занятия в увлекательное путешествие; · интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей; · управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для позитивных изменений в учебно-воспитательном процессе, профессионального роста педагогов, взаимодействие всех участников воспитательной системы; · защитную, способствующую созданию обстановки сочувствия, сопереживания, взаимопонимания; · компенсирующую, коммуникативную, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, установления эмоциональных контактов;
· корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности. Литература
1.Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование) Божович Л.И. М.: Просвещение, 1968. 2.Учителю о детях с отклонениями в развитии Власова Т.А. Певзнер М.С. М.: Просвещение, 1967. – 208 с. 3. Мир детства: Младший школьник М.: Педагогика 1981. — 400 с. — Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов 4. Отстающие в учении школьники (Проблемы психического развития) М.: Педагогика, 1986.—208 с. Под ред. 3. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. 5. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование М.: Педагогика, 1990.—160 с.: ил. / Под ред. В. В. Давыдова; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР 6. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста М.: Педагогика, 1988 Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгер 7. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов Тихомирова А.В. Академия развития, 1997. – 240 с. 8. Трудные дети Славина Л.С. М.: Институт Практической Психологии, 1998. Под редакцией / В. Э. Чудновского. 9. Возрастная психология. Учебное пособие Обухова Л.Ф. М.: Педагогическое общество России. - 1999 - 442 с. 10. Психологическое обследование младших школьников Венгер А.Л. Цукерман Г.А. М.: Владос, 2001. — 160 с: ил. — (Б-ка школьного психолога) 11. Работа с детьми: школа доверия Сальникова Н.Е. Спб.: Питер, издание 1-е, 2003. - 288 с. 12. «Трудный» ребенок: что делать? Перрон Р. Спб.: Питер, издание 6-е, 2004 год, 128 с. 13. Азбука детской психологии Степанов С.С. М.: Сфера, 2004. 128 с. 14. Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений Степанов С.С. М.: Дрофа-Плюс, 2006. - 224 с: ил. 15. Детская психология Эльконин Д.Б. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. — 4-е изд., стер. — ред.-сост. Б. Д. Эльконин 16. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция Долгова А.Г. М.: Генезис, 2009. – 216 с. 17. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей Семенович А.В. М.: Генезис, 2009. – 250с. – 4-е изд. 18. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников Корсакова Н.К. Микадзе Ю.В. Балашова Е.Ю. М.: Педагогическое общество России
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|