Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гипноз как состояние сознания

Сознание человека, находящегося в гипнозе, выключено полно­стью (при гипнотическом сне) или частично (при гипнотическом трансе, когда человек осознает, что он в гипнозе), что физиологи­чески выражается в торможении коры головного мозга, за исклю­чением одного участка — так называемого сторожевого пункта, благодаря которому осуществляется раппорт — своеобразная связь между гипнотизером и гипнотизируемым.

Таким образом, гипноз как состояние — это измененное состоя­ние сознания; по принятой классификации — не нормальное (в смысле — не типичное), не патологическое, частично или пол­ностью не функционирующее сознание.

Состояние гипноза характеризуется своеобразной блокировкой сознания: в то время как органы чувств (слух, зрение...) работают нормально и от них поступают в мозг нервные импульсы, в созна­ние эта информация не проникает: оно блокировано словесным воздействием гипнотизера; в результате загипнотизированный не осознает информацию, поставляемую ему (его сознанию) собствен­ными органами чувств. Таким образом, загипнотизированный че­ловек может находиться с открытыми глазами и при этом ничего не видеть вокруг себя; точнее, на сетчатке его глаз внешние пред­меты отражаются, нервные импульсы по зрительным нервам до­стигают мозга, но в кору (заведующую сознанием) не поступают (это состояние называют «негативной галлюцинацией» — терми­ном, по нашему мнению, не очень удачным).

Одновременно с этим в подобном состоянии у человека можно вызвать видения того, что в его окружении отсутствует («Вы в саду» — и человек видит деревья). Возникает эффект «центрального зрения», когда появляющиеся в мозгу образы вызываются не органами чувств, а словами гипнотизера (так называемая позитивная галлю­цинация). И это явление дает нам основание сделать весьма важ­ный (хотя и не имеющий прямого отношения к теме «гипноз») для понимания проблем экстрасенсорного восприятия вывод: человек может видеть (в смысле осознавать зрительные образы) не только глазами (как Вы сейчас видите эти буквы), но и мозгом: зрительный образ может возникать в сознании не только благодаря действию органа чувств — глаз, но и вопреки его действию, а благодаря воз­никшему от непосредственного воздействия извне на кору голов­ного мозга очагу возбуждения в зрительных отделах коры. Отсюда: видеть можно и без глаз, т.е. помимо органов чувств, т.е. экстрасен­сорным путем. Другой разговор — что видеть: то, что создано орга­нами чувств, или то, что создано помимо органов чувств — экстра­сенсорным путем (ведь когда я попрошу Вас представить лицо хорошо знакомого Вам человека, Вы увидите это лицо экстрасен­сорным путем). Таким образом, вполне реально прямое воздействие на корковые зоны органов чувств, минуя сами органы.

И коль скоро мы заговорили о физиологии центральной нервной системы, следует еще отметить: есть мнение (автору не известны экспериментальные его доказательства, хотя это не противоречит теории), что в состоянии гипноза уменьшается активность левого полушария мозга и активизируется его правое полушарие.

Гипнотическое состояние сознания характеризуется не только блокировкой сознания от внешних сигналов (кроме голоса гипно­тизера), но и блокировкой собственных желаний, потребностей, установок. Под гипнозом человек желает только того, что исходит от гипнотизера; какая-либо инициатива полностью отсутствует; свободная воля практически подавлена, как подавлена и критика.

И в этой связи весьма важной является следующая проблема:

3. ГИПНОЗ И СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ В ПОСТУПКАХ

Система личности каждого человека представляет собой кар­кас ценностей типа «это — хорошо», «это — плохо» («любить лю­дей — это хорошо», «красть — это плохо», «чистить зубы — это хо­рошо», «делать недобросовестно — это плохо» и т.п.). И именно этими своими ценностными ориентациями человек руководству­ется в жизни: если его не вынуждают обстоятельства, то он обычно делает то, что считает хорошим, и не делает то, что сам считает пло­хим.

Но состояние гипноза — это состояние блокирования созна­ния не только для информации извне, но и для информации «из­нутри» — из собственной системы ценностей данной личности (где и записано, что такое хорошо и что такое плохо).

Человеку в его обычном (не гипнотическом) состоянии дают лист бумаги и говорят: «Разорвите этот лист». Большинство наших слу­шателей (на наших тренингах) на это реагировали так: «А зачем?» И в этом вопросе скрыто стремление выяснить: соответствует ли его собственным ценностям цель данной просьбы, цель данного поступка (разрыва листа бумаги). При повторной просьбе это сде­лать многие из них это делают, но при этом испытывают некий психи­ческий диссонанс: все-таки что-либо уничтожать «просто так» — это не соответствует одной из их ценностных ориентации — «не уничтожать» без надобности имущество. Но насколько эта ценность («не уничтожать») сильна? Ведь кто-то и не стал спрашивать «а за­чем?», а просто взял и, не испытывая при этом почти никакого дис­комфорта, разорвал лист; кто-то спросил, а затем почти спокойно это сделал; а кто-то, делая это, «пересиливал себя» — приносил в жертву одну ценность («не уничтожать») ради достижения другой ценности (либо чтобы уважаемому человеку — профессору реали­зовать его просьбу, что является ценностью; либо ради ценности «послушания» — вот так он воспитан: «надо слушаться старших»).

Но если бы всех этих людей погрузить в гипноз и дать такую же команду, практически они все выполнили бы ее без какого-либо внутреннего сопротивления — собственная ценностная ориента­ция «не уничтожать» оказалась бы слабее приказа гипнолога. Так же многие выполнили без гипноза и команду «разорвать эту бро­шюрку1», хотя «многие» означает, что некоторые при этом все-таки «переживали», что можно заметить по некоторой медлительности в выполнении (по сравнению с выполнением команды «разорвать лист»). И это понятно: установка «не рвать книги» — более силь­ная, чем установка «не рвать бумагу (да к тому же чистую)». И тем не менее — разорвали брошюрку, принося таким образом в жертву одну свою ценность ради достижения другой, которая сейчас до­минирует — ценности послушания (которая в данном случае создана искусственно: «Вы будете слушаться меня и выполнять все мои ко­манды»). Ну а под гипнозом они поступили с брошюркой точно так же, как с чистым листом бумаги, — разорвали.

Но насколько далеко так можно уйти, какие еще ценности че­ловек может под гипнозом принести в жертву ради ценности по­слушания? Ответ на этот вопрос и есть ответ на проблему о свободеволи под гипнозом: может ли человек сделать под гипнозом все, что угодно гипнотизеру, вопреки всем своим ценностям, или нет?

...Испытуемому, находившемуся под гипнозом, дали в руки склянку и сказали, что в ней азотная кислота (испытуемый по сво­ему образованию знал, что это такое). На самом деле в склянке была безобидная жидкость. Затем человека подвели к другому человеку и приказали вылить «кислоту» тому в лицо. Испытуемый не выпол­нил команду — ценность «послушания» оказалась все-таки мень­шей, чем ценность «здоровья другого человека». Тогда последовал новый приказ гипнотизера с информацией, что стоящий перед ним человек готов убить ребенка. Загипнотизированный выполнил ко­манду — плеснул в лицо «кислоту», проявив таким образом систему своих ценностей: ценность «жизнь ребенка» плюс ценность «по­слушание» оказались выше ценности «здоровье другого человека».

А вот еще один пример эксперимента, участником которого был автор. Испытуемому в гипнозе дали в руки картонный нож и сказа­ли, что это настоящий нож. Затем ему дали команду «ударь ножом в грудь» другого человека. Загипнотизированный не выполнил команду (ценность «жизнь человека» оказалась выше ценности «по­слушание»); ему повторили команду еще и еще раз (повышали цен­ность «послушания») и, наконец, он выполнил команду — «ударил ножом в грудь», но — рукояткой в грудь, а не острием лезвия. И та­ким образом его подсознание (а в гипнозе человеком управляет только подсознание) как бы «схитрило» — удовлетворило ценность послушания (ударил) и удовлетворило ценность жизни другого че­ловека (не убил).

Таким образом, человек под гипнозом будет сопротивляться команде, если его действия будут противоречить достаточно вы­сокой для него ценности (по сравнению с ценностью послушания); и не будет активно сопротивляться команде, если она хотя и про­тиворечит какой-либо его ценности, но последняя для него не очень высокая — «нельзя рвать брошюрки» (в том числе и по сравнению с ценностью послушания, которая у него могла быть достаточно выражена и до гипнотизации — по его характеру).

И получается, что подобным образом можно выявить, что для человека очень ценно, что менее ценно, а что совсем не ценно, хотя он и говорит нам, что это для него важно. Но известно: то, что в соз­нании человека (а говоря «поверьте, это для меня очень важно», он проявлял свое информационное поле сознания), не всегда соот­носится с тем, что в его подсознании, которое в основном и управляет поведением людей. Следовательно, посылаемая под гипнозом команда будет реализована или не реализована в зависимости не от системы осознаваемых ценностей («я знаю, что жестокость — это плохо» — это в сознании человека), а от системы ценностей под­сознания (где жестокость может оцениваться с плюсом). Отсюда вывод: то, что называют «волей» применительно к гипнотическо­му состоянию, есть система подсознательных ценностей, которая и проявляется в реализации или нереализации команд гипнотизера. Иначе говоря, гипноз мог бы быть использован и для психодиагно­стики системы истинных (подсознательных) ценностей человека. Однако обычно гипноз используется для других целей.

ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ГИПНОЗА

Таких целей несколько, и все они основаны на одном принципе гипнотизации — инактивации сознания и, как следствие, активи­зации подсознательного информационного поля, выявлении того, что находится в подсознании у человека.

И получается, что одна из основных целей гипноза — выявление содержания подсознания, что важно, например, в интересах психо­патологической диагностики.

Ведь известно, что все, что когда-либо происходило с челове­ком, все, что когда-либо воздействовало на него (и неважно, осоз­навал человек это воздействие или не осознавал, например, «увидел, но не обратил внимания (не осознал увиденное)»), все это оседает в его подсознательном информационном поле, в том числе и так называемые психотравмирующие ситуации. Например, в детстве с ре­бенком обошлись ужасным образом, со временем это событие «за­былось» (оказалось, благодаря психологической защите вытеснен­ным в подсознание), но вытесненная таким образом информация продолжает оказывать влияние на психическую жизнь человека в виде, например, необъяснимых фобий (страхов), неизвестно каким образом образовавшихся установок («эта женщина по непонятным причинам не любит всех мужчин и старается избегать контактов с ними, хотя и не помнит, чтобы когда-либо от них исходила ре­альная угроза»).

Так вот, погрузив человека в гипноз и заблокировав его сознание от внешней информации = обеспечив доступ в сознание подсоз­нательной информации (обеспечив ее осознание), можно выявить в его «забытых страницах» биографии подобное психотравмирующее событие, что успешно делается в ходе регрессионной терапии (а гип­ноз в этом случае называется регрессионным гипнозом).

Более того, существует предположение, что подобная психоди­агностика возможна, если психотравмирующее событие произошло не в этой жизни человека, а в одной из его прошлых жизней.

В регрессионном гипнозе (который по технике практически не отличается от обычного гипноза, за исключением некоторых деталей) можно не только выявить психотравмирующую ситуацию или фак­тор в прошлом, но и даже стереть его, внушив пациенту в гипнозе, что «этого никогда не было, а все это — только приснилось однаж­ды...». Этот прием регрессионной психотерапии был разработан М. Эриксоном и получил его имя — эриксонианский гипноз.

Внушением человеку, находящемуся в гипнозе, можно не только изменить его знания о собственной истории, но даже некоторые биофизические характеристики его организма. Например, изменить болевую чувствительность — заблокировать ее, и тогда человек не будет чувствовать боли (что, кстати, опасно, поскольку боль — наш сторож; но вполне приемлемо при каких-либо медицинских мани­пуляциях, которые могут вызвать болезненные ощущения; отсюда вполне реальна операция «под гипнозом»). Более того, можно, на­пример, изменить силу мышц, и тогда человек может поднять груз, который в обычном состоянии он не смог бы поднять.

В гипнозе можно не только изменить физические способно­сти, но и спровоцировать, вызвать к жизни те творческие способ­ности, которые имеются у человека, но по каким-либо причинам не были реализованы в его жизни. В этой связи приводят случай, когда «200 испытуемых лиц, которые тестировались профессором В. Райковым в Московской психоневрологической клинике, в состоя­нии гипноза внезапно продемонстрировали удивительные творческие способности, например, в рисовании, лепке из глины или выдува­нии стекла. Наблюдалось также усиление возможностей памяти у всех испытуемых лиц: так, они смогли в гипнотическом состоянии за одно и то же время выучить в шесть раз больше иностранных слов». Вот уж поистине возможности человека безграничны.

Последнее замечание в цитате выводит нас еще на одну прак­тическую цель гипнотизации — введение в состоянии гипноза учеб­ной информации, что родственно гипнопедии (обучении во время физиологического, естественного сна).

Определенное место в практическом приложении гипноза при­надлежит автогипнозу.

5.  ГИПНОЗ, АВТОГИПНОЗ И МЕДИТАЦИЯ

Когда говорят о гипнозе, то чаще всего имеют в виду гетерогип-ноз — гипнотизацию одним человеком другого. Но иногда пишут и об автогипнозе — введении в особое состояние психики самого себя. При этом следует отметить, что многочисленные руководства по гип­нозу обычно лишь упоминают об автогипнозе, представляя в основ­ном технику гетерогипноза. И при этом даетсяинформация, которая практически ничем не отличает автогипноз от медитации по тех­нике погружения и по состоянию сознания: и там и там говорится о сужении сознания, об освобождении его от какой-либо инфор­мации, о достижении «чистоты» сознания и т.п. И все это убеждает в том, что состояние сознания, возникающее при автогипнозе, идентично состоянию медитативного транса, а технология и тех­ника при автогипнозе идентичны начальным техникам медитации.

6. ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИКА ГИПНОТИЗАЦИИ

Под «технологией» в данном случае понимаются общие прин­ципы и условия гипнотизации, а под «техникой» — конкретные дей­ствия гипнотизера.

Одно из важных условий эффективного достижения цели гип­нотизации — наличие у гипнотизера и гипнотизируемого особых черт личности.

Поскольку известно, что ведущую роль в успешной гипнотиза­ции играет авторитет гипнотизера в глазах гипнотизируемого, то можно полагать, что сам процесс гипнотизации наступает до вну­шения сна — за счет тех действий гипнотизера, которые направлены на формирование у гипнотизируемого, с одной стороны, доверия к себе (позитивное отношение в большей мере на рациональном уровне), а с другой — расположение к себе (позитивное отношение на эмоциональном уровне). Обладание способностью (или — вла­дение техниками) расположения людей к себе — техниками ат­тракции — залог успеха при гипнотизации.

Другой важной чертой характера гипнотизера для достижения эффекта гипнотизации является уверенность в себе (в успехе свое­го дела) и способность к директивному (приказному) воздействию. Наличие этих качеств — необходимое условие для достижения со­стояния гипноза.

С другой стороны, наличие определенных черт личности у гипно­тизируемого может способствовать эффекту гипнотизации. Преждевсего речь идет о таком качестве, как гипнабельность, которая яв­ляет собой частный вид другого качества — внушаемости. При этом следует отметить, что внушаемость бывает как состоянием личности (временным явлением у данного человека), так и свойством лично­сти (относительно постоянным — в течение многих лет). В послед­нем случае говорят о внушаемой личности, которая характеризуется прежде всего склонностью к подчинению, конформизму (следова­нию за мнением других людей), а также и другими качествами.

Отсюда, чем более выражены перечисленные выше черты у гип­нотизируемого, тем эффективнее гипнотизация. Видели, наверное: на сцену к выступающему с опытами гипнотизеру поднимаются из зала люди, которые (многие из них) буквально за секунды оказы­ваются в гипнозе — это происходит благодаря совпадению необхо­димых качеств гипнотизера и потенциального гипнотизируемого.

Поскольку основной принцип гипнотизации — создание усло­вий для уменьшения притока информации в сознание гипнотизи­руемого, то эффективность этого процесса зависит от эффектив­ности средств достижения инактивации сознания.

Все методы «изоляции» сознания от «ненужной» информации можно разделить на две группы.

Первую группу методов можно было бы назвать группой мето­дов «центрального действия». Принцип: вызвать торможение нерв­ных клеток центральной нервной системы, в частности — коры го­ловного мозга, поскольку они ответственны за сознательную деятельность. К числу конкретных техник сюда относятся прежде всего вербальное внушение, осуществляемое как в гетерогипнозе, так и в автогипнозе («Вы очень хотите спать... спать...»; «Я очень хочу спать... спать...»). Кроме того, тот же эффект можно вызвать сенсорной перегрузкой — посылкой непрерывно действующего сиг­нала: постоянный звук метронома, звук падающих капель, моно­тонный звук прибоя либо сигнала, воздействующего постоянно и достаточно сильно, что достигается непрерывным всматриванием в какую-либо блестящую поверхность.

Вторую группу методов инактивации сознания можно было бы назвать методами «периферического воздействия». Принцип: блоки­ровка рецепторов органов чувств (зрения, слуха...), что приводит к резкому уменьшению притока нервных импульсов в мозг, в кору головного мозга; результат — инактивация. В самом деле: закройте глаза — и будет блокировка зрительных рецепторов, в мозгу умень­шится число активно действующих нейронов. А если еще и уши заткнуть... — еще лучше для инактивации сознания. А если при всем при этом лишить человека обоняния, осязания (погружением тела в специальную жидкость), то наступит полная сенсорная деприва-ция и человек просто уснет (сознание инактивируется полностью) и будет видеть сны — продукты активного подсознания.

К этой же — второй — группе следует отнести и приемы само­расслабления, в частности приемы миорелаксации — самопроиз­вольного расслабления скелетных мышц, что также уменьшает при­ток импульсов в мозг человека.

Отсюда и конкретные техники гипнотизации:

а)  создать условия в помещении (приглушенный свет, возможность использовать монотонные звуковые сигналы и т.п.);

б)  испытуемого лучше положить, чем посадить в кресло, а тем более — гипнотизировать стоя, поскольку релаксация достигается лучше, когда нет необходимости напрягать мышцы тела;

в)  одежда не должна стеснять, давить где-либо;

г)  испытуемому предлагают либо закрыть глаза (при технике сенсорной депривации), либо неотрывно смотреть на яркий пред­мет (не на электрическую лампочку, а, например, на стеклянный шар);

д)  производится вербальное внушающее воздействие:«Перед Вашими глазами я держу предмет, на который Вы смот­рите. Мой голос Вы слышите ясно и отчетливо. Если Ваш взгляд «теряет» предмет, Вы снова направляете его на предмет и удержи­ваете на нем. Расслабьтесь и слушайте мой голос. Я бы хотел, что­бы Вы расслабились. Во всем теле Вы ощущаете это расслабление. Вы расслабляетесь все больше, фиксируясь на предмет и слушая мой голос, Вы чувствуете себя все расслабленнее. Мышцы Ваших ступней расслаблены, мышцы Ваших ног, рук, кистей расслаблены, все Ваше тело расслаблено.

А теперь Вы ощущаете, что Вам хочется спать. Вы становитесь все более сонным. Внимательно вслушивайтесь в мой голос. А те­перь на Вас наваливается тяжесть, Ваше тело становится тяжелым. Ваши ступни, ноги, все тело становятся тяжелыми. Приятное теп­ло охватывает Ваше тело. Вы думаете о сне. Приятное тепло охва­тывает Вас, как при засыпании. Ваши веки становятся тяжелыми, Вы сонны, Ваши веки тяжелые, тяжелые, тяжелые. Думайте о сне только о сне, о сне и ни о чем другом.

Теперь Вы не можете держать глаза открытыми, потому что Ваши веки становятся все тяжелее и тяжелее, все тяжелее. Вы хотите спать,

Вы все больше хотите спать. Ваш взгляд туманится, глаза жжет, Вы плачете. <...> Дышите глубоко и медленно, глубоко и медленно. С каждым вдохом Ваш сон все глубже, Ваши глаза уже закрыты. Вы засыпаете, спите, спите».

Или — более короткая формула:

«Смотрите мне в глаза, Ваш взгляд становится тяжелым, тяже­лым, Ваши руки становятся тяжелыми, Ваши ноги становятся тя­желыми, все Ваше тело становится тяжелым. Ваши глаза устали, но не закрывайте их, если еще это можете сделать. Ваши веки тяжелы, как свинец. Вы будете спать, спать!».

При этом важно отметить особенности речи гипнотизера: он должен строить свои фразы таким образом, чтобы свести к мини­муму напряжение, связанное с пониманием слов; чем проще фраза, тем легче реализовать заложенную в нее команду.

Вызывая гипнотическое торможение подобными техниками, гипнотизер стремится сохранить при этом контакт с гипнотизиру­емым, добиваясь наличия раппорта — особого вида связи гипноти­зера с гипнотизируемым, когда последний слышит только слова первого и выполняет только его команды. Вот пример внушения раппорта: «Вы совершенно расслаблены, совершенно свободны, Вы спите. Хотя Вы спите, Вы можете со мной говорить. Вы можете от­вечать на мои вопросы не просыпаясь, не просыпаясь. Вы говорите, как люди говорят во сне». И именно наличием раппорта гипнотический сон отличается от физиологического сна, во время которого у спящего нет обратной связи с окружающими его людьми.

К числу специальных техник для поддержания раппорта можно отнести подстройку (своеобразное копирование поведения гипно­тизируемого гипнотизером на первой стадии усыпления).

Эффективность речевого воздействия повышается при учете каналов доступа — своеобразного внутреннего языка мышления гипнотизируемого, который можно выявить до начала гипноза через анализ его взгляда.

После наступления гипнотического сна нередко гипнотизер проводит диагностику его глубины следующей техникой: «Вы не сможете поднять руку, она очень тяжелая, она налита свинцом. По­пытайтесь ее поднять, и Вы не сможете это сделать... Попробуйте ее поднять... Попробуйте... и Вы не можете это сделать... Попро­буйте...» или то же самое на попытку расцепить руки или открыть глаза. Для той же цели используется весьма объективный показа­тель — наличие или отсутствие анестезии (потери чувствительности к боли): «Вы ничего не чувствуете... Вы не чувствуете боли... Я колю Вас иглой, но Вы не чувствуете боли...», и если при уколе не срабо­тает защитный безусловный рефлекс отдергивания руки — человек находится в достаточно глубоком гипнотическом сне.

Осуществив во время гипнотического сна (или гипнотического транса) необходимые внушения и таким образом достигнув постав­ленной цели, гипнотизер переходит к технике выведения гипноти­зируемого из состояния сна, произнося примерно следующее: «Сей­час я Вас разбужу. Постепенно Ваше состояние транса смягчится, я буду считать от пяти до одного. Когда Вы проснетесь, Вы будете чувствовать себя здоровым, отдохнувшим и не будете испытывать никаких неприятных ощущений. Вы будете себя чувствовать так, как будто сладко и долго спали. А теперь я считаю и на счет «один» Вы проснетесь: пять... четыре... Вы начинаете просыпаться... три... два... один! Откройте глаза!».

Говоря о технике гипнотизации, нельзя не затронуть проблему, поднимаемую практически каждый раз, когда речь заходит о гип­нозе: любого ли человека можно загипнотизировать?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...