Мотивы общения со взрослыми
Одной из особенностей процесса общения в подростковом возрасте является то, что подростки предпочитают общаться со сверстниками больше, чем со взрослыми и родителями. Однако, как показывают некоторые данные, потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками (см. таблицу). Другой вопрос, насколько удовлетворяются эти потребности. Так, общением с матерью удовлетворены только 31,1 %, а с отцом – всего 9,1 % опрошенных (Реан А. А., Коломинский Я. Л., 1999).
Как показывают данные, потребность в неформальном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками
Неготовность, нежелание или даже неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности и является, по-видимому, причиной неудовлетворенности подростков общением с родителями. С этим прежде всего и связано стремление подростков к общению с ровесниками, в большей степени отвечающими запросам и потребностям молодых людей. Неудовлетворенность же в общении может стать причиной формирования целого ряда негативных тенденций в поведении подростков, вплоть до развития у них делинквентного поведения. Так, по данным некоторых исследований, подавляющее большинство изученных подростков, состоящих на учете в детской комнате милиции (свыше 90 %), были в психологической изоляции среди одноклассников (Реан А. А., Коломинский Я. Л., 1999).
Мотивация учебной деятельности
С вхождением ребенка в подростковый период происходят существенные преобразования в характере мотивации его учебно-познавательной деятельности. Мотивы, доминировавшие на прежнем этапе онтогенеза, оказываются вытесненными другими, которые ранее не занимали столь значимого места. Так, в качестве ведущего мотива в средних классах исследователи называют стремление подростка завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников, что продиктовано общими особенностями этого возрастного периода.
Факторы развития Ведущим мотивом в средних классах является стремление подростка завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников.
Проявления собственно познавательных интересов подростков, как правило, сильно расходятся. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих – к большинству из них (Мухина В. С., 1997). Однако в целом исследователи отмечают у детей в этом возрасте достаточно низкий уровень познавательных интересов. В среднем лишь 22 % школьников средних и старших классов имеют устойчивый интерес к учебным предметам. У большинства подростков сформированного активного интереса к учебе нет, а для значительной части учащихся (примерно 54 %) характерно преобладание ориентации не на получение знаний, а на оценку (Кон И. С., 1989). С возрастом у подростков происходит все более глубокая дифференциация учебных интересов, которая в старших классах во многом может диктоваться и истинным, познавательным интересом и прагматической целью – необходимостью изучения определенных предметов для сдачи вступительных экзаменов в вуз.
Мотивация учебной деятельности: девочкам присущ интерес к предметам гуманитарного цикла
Исследования ученых По данным Г. И. Щукиной, существует общая тенденция предметной направленности интересов учащихся. Исследователем было обнаружено явное первенство интереса к математике на протяжении всего школьного возраста (Щукина Г. И., 1988).
Следует, однако, заметить, что существуют сильные гендерные различия в характере познавательных интересов: девочкам присущ интерес к предметам гуманитарного цикла, а мальчикам – естественнонаучного. Например, в исследовании Н. Д. Левитова наибольшее число выборов у мальчиков получила математика, а у девочек – литература (1962). В старших классах учебно-познавательная деятельность подростков начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений. Так, например, в исследовании А. В. Кирьяковой широкий мотив «реализация жизненных планов» занял первое ранговое место, а познавательный интерес – всего лишь четвертое (см. таблицу) (Кирьякова А. В., 1991). Эти данные показывают, что учебные мотивы старшеклассников все больше сплетаются с мотивами профессиональной ориентации и их необходимо рассматривать в совокупности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|