Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие возраста и возрастных часов




 

От чего зависит динамика интеллектуального развития взрослого человека и в чем проявляются ее особенности?

Прежде всего следует отметить, что период взрослости – это наиболее длительный период жизни человека, в котором, как правило, выделяют три стадии или субпериода. Это период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет и старше). Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками. Однако когда речь идет о конкретном человеке, то применить к нему данные возрастные рамки оказывается довольно сложно, так как существенное влияние на поведение и развитие человека оказывает его субъективное представление о себе и своем возрасте. Поэтому очень часто в отношении взрослого человека используют понятие возрастных часов. Под данным понятием принято понимать внутренний временной график жизни, используемый в качестве критерия развития во взрослости; средство узнать о том, насколько человек в своем развитии опережает ключевые социальные события, приходящиеся на период взрослости, или отстает от них. К ключевым событиям принято относить такие, как обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и др.

Однако в последнее время для большинства развитых стран характерно изменение хронологии возрастных событий. Поэтому кроме понятия возрастных часов часто используют три независимых понятия возраста: биологический, социальный и психологический возраст.

Психологический возраст указывает на то, насколько человек адаптирован к требованиям окружающего мира. Данное понятие возраста включает в себя уровень интеллекта, способность к научению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как чувства, установки, мотивы.

Социальный возраст оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам. Определяя суть данного понятия, Г. Крайг приводит следующий пример: «На 50-летнего мужчину с тремя детьми смотрят совершенно иначе, чем на 50-летнего холостяка, завязывающего знакомства в барах в поисках партнерши…»

В понятие биологического возраста чаще всего включают соответствие человека определенному моменту жизни. С этой точки зрения биологический возраст весьма вариативен, потому что существуют значительные различия в продолжительности жизни людей. Однако, рассматривая закономерности развития когнитивной сферы, понятие биологического возраста мы будем сопоставлять с особенностями динамики психофизиологических функций. Именно эти функции определяют закономерности функционирования психических познавательных процессов, поскольку любой психический процесс формируется как определенная констелляция психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и т. д.), действий с разнообразными операциями (перцептивных, мнемических, логических и т. д.) и мотивации ( потребностей, установок, интересов и ценностной ориентации). Каковы основные характеристики психофизиологических функций индивида, достигшего возраста ранней взрослости?

 

 

Развитие психофизиологических функций и ощущений

 

Время реакции – временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала (оптического, акустического, тактильного и т. д.) и началом обусловленного инструкцией (при проведении обследования) ответа на этот сигнал.

Прежде всего следует отметить особенности общего проявления психофизических функций. Это можно проследить на примере изменения времени реакции (ВР). Так, из работ Е. И. Бойко, посвященных изучению времени реакции человека (1964), известно, что у детей время реакции существенно больше, чем у взрослых. Комментируя этот факт, Е. И. Бойко пишет: «Казалось бы, он находится в противоречии с общеизвестной живостью и подвижностью детского возраста. Тем не менее общая закономерность состоит в постепенном и неуклонном укорачивании ВР, начиная с 3 / 2 лет и кончая студенческим возрастом, а затем (после 40 лет) сменяется еще более постепенным его удлинением по мере процесса старения организма». Таким образом, к 23–25 годам многие психофизиологические функции достигают своего максимального развития и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет.

Изменение времени реакции сопровождается повышением чувствительности человека. Так, исследования П. П. Лазарева и его сотрудников, посвященные изучению чувствительности различных модальностей (периферического зрения, слуха, кинестезии) у людей разных возрастов, позволили сделать вывод о том, что чувствительность «периферического зрения, слуха, центров движения и, вероятно, других центров зависит от возраста» (1945). Причем пороговые значения, полученные для 20-летнего возраста, как полагал П. П. Лазарев, могут быть использованы в качестве эталона сенсорного оптимума, по сличению с которым можно определить возраст любого человека. На рубеже 20 лет П. П. Лазаревым была отмечена максимальная чувствительность слуха, зрения и двигательных центров. Однако в последующих работах Шварц Л. А. (1948) и Кравкова С. В. (1950) было доказано, что сенсорный оптимум достигается к 25 годам жизни. Следовательно, максимального развития ощущения достигают к 25 годам и сохраняются на этом уровне у большинства людей до 40-летнего возраста.

 

 

Вехи в развитии

Максимального развития ощущения достигают к 25 годам и сохраняются на этом уровне у большинства людей до 40-летнего возраста.

 

Примечателен тот факт, что в процессе исследования закономерностей онтогенетической эволюции чувствительности (ее постепенного повышения к 18–25 годам, а затем стабилизации в 25–50 лет) было обнаружено, что они легко соотносятся с кривой возрастных изменений времени реакции. Характеризуя генетическую общность этих явлений, Б. Г. Ананьев говорит о том, что «в процессе индивидуального развития аналитическая деятельность больших полушарий головного мозга прогрессирует, ни в какой мере не прекращаясь и не свертываясь по мере формирования сложных систем его синтетической деятельности. Более того, именно синтетическая деятельность обеспечивает как бы расширенное воспроизведение потоков информации, ее упорядочение, отбор и организацию постоянного взаимодействия всех каналов связи с окружающей средой. Можно предположить, что такая взаимосвязь сама является фактором, противостоящим тотальной инволюции элементарных психофизиологических функций в процессе старения».

Таким образом, можно говорить о том, что после достижения человеком 25-летнего возраста сохранность и стабильность психофизиологических функций в значительной степени определяется особенностями функционирования высших психических процессов. Вероятно, этим объясняется и то, что каждый из видов чувствительности может иметь несколько «пиков», точек подъема, так как процесс развития носит неравномерный характер. Один из этих «пиков», сопровождающихся конвергенцией ряда сенсорных функций, располагается в зоне ранней зрелости (18–25 лет), а другой может иметь место и позже – в период общей стабилизации функций.

Кроме этого, следует отметить, что описанная выше закономерность является обобщенной, но ни в коей мере не является всеобщей. Развитие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер. Об этом свидетельствуют исследования Н. В. Тимофеева и К. П. Покрывалова (1950), Б. Г. Ананьева и Е. Ф. Рыбалко (1964), а также других исследователей.

Характеризуя данное явление, Б. Г. Ананьев высказывает предположение о том, что «любая сенсорная функция проявляет свой действительный потенциал лишь в том случае, если находится систематически в состоянии полезного для нее оптимального (а не только посильного) напряжения. Это именно то основное условие, которое обеспечивает сенсибилизацию функций в процессе труда». По мнению Б. Г. Ананьева, сенсорные функции, включенные в трудовую деятельность, имеют как бы удвоенную, усиленную (по сравнению с другими сенсомоторными функциями) мотивацию. В таких условиях (оптимальной нагрузки, сенсибилизации, усиленной мотивации, операционных преобразований функции) происходит эволюция функций, достигающая новых, более высоких уровней развития и в зрелые годы. Одновременно с этим другие сенсорные функции, не имеющие таких условий развития, инволюционируют, причем преждевременно, в относительно молодые годы человеческой жизни. Следовательно, трудовая деятельность человека также определяет возможность сохранения достигнутого уровня развития психофизиологических функций.

Следует отметить, что данная закономерность характерна не только для сенсорно-перцептивных процессов, но в равной мере относится и к так называемым высшим психическим функциям человеческого интеллекта. Так, большинство исследователей возрастного развития интеллекта констатируют относительно ранние сроки появления оптимального уровня развития человека, а затем постепенное снижение с возрастом функциональной работоспособности мышления, памяти и произвольного внимания. Причем в ряде работ (Пако С., 1960; Ховланд К., 1963) приведены мнения и аргументы исследователей, полагающих, что оптимум развития интеллектуальных функций располагается между 18–20 годами. Например, если принять, по Фульдсу и Равену, логическую способность 20-летнего человека за эталон, то в 30 лет она будет равна 96 %, в 40 лет – 87 %, в 50 лет – 80 %, в 60 лет – 75 % от эталона.

Каковы же особенности проявления высших психических функций у людей, достигших периода ранней взрослости?

 

Развитие памяти

 

Вербальная память – вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию.

Долговременная память – вид памяти, благодаря которому человек способен длительное время сохранять и воспроизводить полученную им информацию.

Кратковременная память – вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.

Образная память – память на представления, картины природы и жизни, а также звуки, запахи, вкусы и т. д.

В ходе исследования памяти взрослых, проведенного Я. И. Петровым, было обнаружено, что наибольшие изменения в кратковременной вербальной (словесной) памяти характерны для зрительной и слуховой модальности.

В развитии вербальной кратковременной памяти на слух выявлено два периода: наиболее высокие показатели развития приходятся на возраст от 18 до 30 лет и низкие с тенденцией все большего снижения – на возраст 31–40 лет. Вербальная кратковременная зрительная память на запечатление слогов и слов имеет ту же тенденцию.

В свою очередь, образная память подвергается с возрастом наименьшим изменениям, а вербальное запечатление долговременной памяти отличается большим постоянством в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня своего развития в период от 36 до 40 лет.

Причем, анализируя результаты проведенных исследований, Я. И. Петров отмечает существование зависимости динамики развития мнемических функций от характера деятельности человека. Активная умственная деятельность человека позволяет достичь более высоких показателей развития.

 

Развитие мышления

 

Проведенные исследования особенностей мышления у взрослых людей позволили установить, что у большинства людей при достижении возраста ранней взрослости мышление отличается более гибкими переходами во взаимосвязях образных, логических и действенных компонентов.

Еще Л. С. Выготский отмечал, что внутри единого мыслительного акта взрослого человека постоянно происходят переходы от образного мышления к логическому и обратно. Таким образом, одной из основных характеристик мышления взрослых людей в период 20–40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления.

Например, результаты теоретического мышления проверяются практикой, под влиянием которой происходит обогащение и теоретического мышления. В то же время практическое мышление, связанное с непосредственно воспринимаемой ситуацией, отталкивается от понятий теоретического мышления и т. д.

 

 

Вехи в развитии

Одной из основных характеристик мышления взрослых людей в период 20–40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления.

 

Мнение ученых

Характеризуя особенности развития мышления у людей, достигших периода взрослости, Б. Г. Ананьев пишет: «Справедливо подчеркивая ведущую роль теоретического мышления и языка по отношению к обобщению данных чувственного отражения, исследователи нередко изображают процесс умственного развития как смену чувственного познания логическим. Взрослый человек выступает в такой трактовке не как ощущающий и мыслящий, а только как мыслящий субъект, у которого сохранились лишь следы прошлых ощущений в его памяти». Более правильно было бы говорить о том, что мышление взрослого человека – это сплав чувственного (наглядно-образного) и теоретического (логического) мышления.

 

Имеющиеся в настоящее время экспериментальные данные позволяют говорить о том, что на протяжении периода ранней взрослости (от 18 до 40 лет) наблюдается неравномерность в развитии конкретных видов мышления.

Наиболее полные возрастные характеристики мышления взрослых людей были получены Д. Векслером, по мнению которого интеллектуальное развитие человека охватывает значительный период с 19 до 30 лет.

Причем пики некоторых функций, например лексических, достигают максимума в 40 лет (10,5 баллов по сравнению с 17 годами, когда эта функция оценивается в 8,4 балла).

В то же время некоторые другие функции снижаются после 30 лет. Например, такое снижение характерно для интеллектуальных функций, связанных скорее не с речью, а с моторикой. Проведенное Д. Векслером суммарное сопоставление данных юношеского возраста (18–19 лет) и первых этапов ранней взрослости (25–34) позволило установить, что более высокие показатели интеллектуальных функций характерны для периода ранней взрослости. Такой вывод расходится с мнением многих исследователей, которые считают, что достижение оптимума функционального развития интеллекта человека происходит в юношеском возрасте.

 

 

Нормы развития

Практическое мышление имеет самые высокие показатели развития (оптимумы) в возрасте 31–32 и 34–35 лет.

Оптимумы в развитии теоретического мышления приходятся на возраст 20, 23, 25 и 32 года.

Оптимумы в развитии образного мышления обнаружены в возрасте 20, 23, 25, 32, 35 и 39 лет.

 

Причину подобного расхождения во мнениях исследователи видят прежде всего в существовании различных условий развития мышления человека. По отношению к интеллектуальным функциям такими условиями являются характер и форма умственной деятельности индивида, его образование, сформированность умственных операций, опыта и т. д. Следовательно, и для мышления как высшего психического процесса деятельность, которой занимается индивид, имеет весьма существенное значение в особенностях развития интеллектуальных функций.

 

Развитие речи

 

Как известно, развитие мышления человека идет параллельно с развитием речи. Наиболее существенные различия в развитии речи людей, достигших возраста ранней взрослости, по сравнению с детским, подростковым и юношеским возрастами, проявляются в изменении качественных параметров речи. Так, исследования Е. Харке (1966) свидетельствуют о том, что у человека, достигшего взрослости, происходит преобразование самой структуры речи, изменяется ее лексический и грамматический состав. Сопоставление в этом исследовании речи учащихся 12, 18 лет и людей 30-летнего возраста дало возможность выявить прогресс структуры речи у взрослых сравнительно с подростками и детьми. Одно из проявлений этого процесса – переход от простого предложения к сложно-распространенному с двумя, тремя и четырьмя членами. Таким образом, Е. Харке делает вывод о возросших возможностях рече-мыслительной деятельности человека в зрелом возрасте.

В ряде своих исследований Б. А. Греков осуществил сопоставление речи людей, достигших периода ранней взрослости (25–33 года), с речью людей в возрасте свыше 70 лет. Сопоставление осуществлялось по весьма значимому показателю – подвижности и пластичности (образованию и переделке) речевого стереотипа. По его данным, у более молодых людей такой стереотип образуется самопроизвольно в 43 % случаев, у стариков же – только в 8 %. У старых людей часто стереотип образовывался некоторое время спустя (в 48 % случаев), что у молодых встречалось лишь в 28,5 % случаев. Переделка речевых стереотипов не встречала каких-либо затруднений в группе лиц, достигших возраста ранней взрослости, в то время как для стариков переделка словесных реакций как на положительные, так и на тормозные сигналы была затруднительной.

Характеризуя общие закономерности развития речи как вербальной функции интеллекта, следует обратиться к исследованиям Д. Б. Бромлей, которая предприняла массовые обследования с использованием шкалы Векслера – Беллвью. В результате этих исследований был обнаружен противоположный ход развития некоторых вербальных (информированность, определение слов) и невербальных функций (кодирование цифр геометрическими фигурами, практический интеллект).

Так, уже в 30–35 лет отмечается постепенная стабилизация, а затем снижение уровня развития невербальных функций, которые становятся резко выраженными к 40 годам жизни. Между тем вербальные функции, как показали исследования Д. Б. Бромлей, именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40–45 лет. Таким образом, период ранней взрослости характеризуется прогрессирующим развитием вербальных функций.

Вероятно, можно говорить о том, что с развитием вербальных функций интеллекта в возрасте от 20 до 45 лет продолжается развитие и вербально-логического, или понятийного, мышления. Следовательно, интеллектуальное развитие не останавливается на рубеже 20 лет, а продолжает происходить и в более позднем возрасте. При этом оптимум развития невербального интеллекта приходится, видимо, на возраст 30–35 лет, а развитие вербального интеллекта осуществляется вплоть до 45 лет и старше. Возможно, что именно этим объясняется тот факт, что, как правило, именно на рубеже 40–45 лет человек начинает существенно больше внимания уделять философским вопросам.

 

 

Возрастные особенности

Период ранней взрослости характеризуется прогрессирующим развитием вербальных функций интеллекта.

 

Также следует отметить, что, по мнению Б. Г. Ананьева, рече-мыслительные, второсигнальные функции в целом противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций. Эти важнейшие приобретения исторической природы человека становятся решающим фактором его онтогенетической эволюции.

 

Развитие внимания

 

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.

Объем внимания – одна из характеристик внимания, отражающая способность одновременно сосредоточиваться на восприятии нескольких предметов.

Избирательность внимания – выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов и явлений.

Переключаемость внимания – способность осмысленно и сознательно перемещать внимание с одного объекта на другой.

Устойчивость внимания – способность определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

Концентрация внимания – степень или интенсивность сосредоточенности внимания.

Следует отметить, что при достижении человеком возраста ранней взрослости происходят качественные изменения в развитии не только мышления и речи, но и других психических познавательных процессов. В частности, рассмотрим особенности развития внимания человека.

Так, из результатов экспериментального исследования, проведенного Л. Н. Фоменко, следует, что различные свойства внимания у взрослых людей проявляются неравномерно. Наибольшим возрастным изменениям подвергаются объем, переключаемость и избирательность внимания. По мнению Л. Н. Фоменко, устойчивость и концентрация внимания существенно не изменяются. Величины уровневых показателей развития объема, переключения и избирательности внимания у взрослых нарастают постепенно в пределах возраста от 18 до 33 лет. после 34 лет происходит снижение показателей уровня развития свойств внимания. Причем наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключения и избирательности приходятся на возраст 27–33 года.

Имеющиеся в настоящее время данные, полученные в процессе исследований внимания у взрослых людей, позволяют говорить о существовании неравномерности в проявлении свойств внимания. Причем эта неравномерность прежде всего обусловлена индивидуальными особенностями возрастного развития человека.

Несомненно, на развитие внимания в первую очередь оказывают влияние те виды деятельности, которыми занимается человек. Было установлено, что активная умственная деятельность человека при усвоении знаний или при выполнении профессиональной деятельности играет существенную роль в развитии внимания.

 

В качестве одной из самостоятельных и первых стадий ранней взрослости выделяют студенческий возраст

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...