История изучения темперамента
Содержание
Содержание Введение 1. Проблема изучения темпераментного профиля личности. 1.1 История изучения темперамента. 1.2 Понятие и типы темперамента, его физиологические основы. 1.3 Методики изучения темперамента 2 Эмпирическое исследование темперамента личности. 2.1 Организация и методы исследования темперамента. 2.2 Анализ результатов тестирования. Заключение. Список литературы. Рекомендации. Приложение Введение
Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением людей, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений. Вот эта сторона характеризует понятие "темперамент".
Несмотря на то, что темперамент — один из наиболее древних терминов, введенный около двух с половиной веков тому назад Гиппократом, в психологии до сих пор нет строгого определения понятия "темперамент". В зависимости от общих концепций психики и личности разные психологи нового и новейшего времени относили к темпераменту очень различные особенности. Противоречивость признаков темперамента у различных авторов столь велика, что еще Бэн считал темпераменты "ненужной традицией старой и нелепой выдумки". А.Ф. Лазурский, соглашаясь с Бэном, утверждал, что "учение о темпераментах в настоящее время действительно уже отжило свой век". Итак, при разработке теории темперамента мы не можем исходить из какого-либо определенного понятия, обоснованного всеми предшествующими исследованиями. Понятие темперамента должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории темперамента. Исходной же предпосылкой этой теории должно быть описание признаков, по которым можно было бы отличить темперамент от других индивидуальных психических особенностей. Наша исходная точка зрения заключается в следующем. Так как психика - свойство нервной системы, то и индивидуальные свойства психики, в том числе и свойства темперамента, обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы. Поэтому первый основной признак свойств темперамента — это их обусловленность свойствами нервной системы. В основу практического исследования в данной работе положим следующее предположение: темпераментный профиль человека содержит черты присущие различным темпераментам. Преобладающий тип получается при сопоставлении черт четырех типов темперамента.
Один из наиболее надежных методических путей психологического исследования заключается в систематическом сопоставлении и координации физиологического и психологического исследований. С этой целью испытуемым были предложены несколько тестов. В ходе исследования было проведено пять тестов. Проводились исследования в разное время и их целью было определение типа нервной системы и типа темперамента, а так же определение характеристичесих черт. Для исследования были выбраны темпинг-тест, тест-опросник Айзенка, методика определения акцентуации характера по методу Шмишека, профессиональная методика определения темперамента (компьютерный вариант) по методу интегральной диагностики, опросник для изучения темперамента Я. Стреляу Темперамент оказывает сильное влияние на характер человека, на его поведение, а также на общую работоспособность. Именно поэтому изучение типов темперамента, их влияния на деятельность, оказывается не только полезным, но и необходимым. Проблема изучения темпераментного профиля личности
История изучения темперамента
Первые попытки проанализировать структуру черт темперамента предпринимались еще в самом начале века. В 1906 г. голландские исследователи Г. Хейманс и Е. Вирсме оценили разные поведенческие особенности более чем у 2000 человек. На основании этих данных они выделили 3 основных характеристики темперамента. Первая из них представляет собой эмоциональность (частоту возникновения эмоциональных реакций и их интенсивность). Вторая - связана с активностью в разных социальных ситуациях. Третья - свидетельствует об относительном преобладании первичных или вторичных функций. Смысл этой третьей характеристики станет ясен, если вспомнить уже описанную ранее типологию Гросса: преобладание первичных функций свидетельствует о сильной реакции на возникающие во внешней среде стимулы, преобладание вторичных функций - о слабой непосредственной реакции, сочетающейся с длительным ее сохранением. В конце 40-х годов начинают проводиться факторно-аналитические исследования, выполненные по той же логике: достаточно произвольно отбираются разные поведенческие характеристики, составляется опросник для их диагностики, данные опроса больших групп испытуемых факторизуется. Характеристики темперамента, выделенные таким образом, в значительной степени различались у разных авторов - и по количеству, и по содержанию. Так, например, С. Берт наиболее существенными для темперамента считал три характеристики, относящиеся к эмоциональной сфере. Дж. Гилфорд создал 13-факторную структуру свойств темперамента, в которой разные проявления эмоциональности (к которым сводилась структура свойств темперамента Берта), определяли до некоторой степени содержание только трех факторов, т.е. всего четверть особенностей, относящихся, по мнению автора, к свойствам темперамента.
Более поздние исследования черт темперамента имеют уже более отчетливую теоретическую базу. Если ранние работы основываются скорее на индуктивном принципе (отобрать чисто эмпирически разные характеристики и затем с помощью математических методов свести их к небольшому количеству переменных), то, начиная с конца 50-х годов, выбор характеристик, которые могут относиться к сфере темперамента, осуществляется на основе четко сформулированных теоретических положений: прежде всего определяется, какие свойства могут быть отнесены к особенностям темперамента, а затем уже соответствующие характеристики отбираются и с ними производятся разные математические манипуляции. Теоретические положения или критерии отбора свойств темперамента различаются у разных авторов. Иногда эти различия оказываются довольно существенными, но, как правило, они касаются не столько содержания критериев, сколько их количества. Иначе говоря, в современной психологии существует достаточно широкая зона согласия относительно того, что такое темперамент. В результате этого списки черт темперамента, называемые в настоящее время разными авторами, содержат близкие по смыслу характеристики. Что же это за критерии и к выделению каких характеристик они приводят, будет показано на примерах наиболее распространенных в отечественной и зарубежной психологии концепций темперамента.
Американские исследователи А. Томас и С. Чесс, руководители Нью-Йоркского лонгитюдного исследования, которое, по общему признанию, считается одним из крупнейших вкладов в возрастное исследование темперамента, подразумевают под темпераментом стиль поведения. По мнению этих авторов, изучая темперамент, можно ответить на вопрос, как человек действует в различных ситуациях. Поведенческий стиль (или темперамент) не позволяет оценить, почему человек поступил тем или иным образом, что ему нравится или каких успехов он может достичь в разных видах деятельности. Иначе говоря, особенности темперамента не относятся ни к содержанию, ни к мотивации, ни к успешности деятельности Психологические характеристики, которые, по мнению авторов, удовлетворяют этим критериям, несколько варьируют в разном возрасте. Для детей первых лет жизни они сводятся к 9 переменным, взаимная независимость которых подтвердилась при факторном анализе: 1) уровень активности (моторные характеристики, подвижность во время кормления, купания и т.д., соотношение пассивного и активного поведения в течение дня и т.д.); 2) ритмичность (степень предсказуемости времени появления поведенческих реакций, например, проявлений голода, и продолжительность функций во времени, например, длительность сна); 3) приближение или удаление (особенности эмоциональных и моторных реакций на новые стимулы); 4) адаптивность (реакция на новую или меняющуюся ситуацию); 5) интенсивность (энергетический уровень) реакции независимо от ее качества и направленности; 6) порог реактивности (уровень стимуляции, необходимый для появления реакции независимо от ее качества и сенсорной модальности); 7) настроение (соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности, а также реакции, квалифицируемые как расположение к окружающим); 8) отвлекаемость (эффективность действия новых стимулов для изменения поведения); 9) длительность внимания и настойчивость (две взаимосвязанные категории - продолжительность некоторой деятельности и способность продолжать деятельность, несмотря на трудности в ее осуществлении). Критерии выделения свойств темперамента, предложенные А. Томасом и С. Чесс сводятся к минимуму ограничений: темперамент - это стилевые характеристики, не связанные с мотивацией деятельности и с успешностью ее выполнения. Другие исследователи, А. Басc и Р. Пломин, разработавшие наиболее популярную в современной американской психологии концепцию темперамента, также считают, что в характеристиках темперамента должны отражаться стилевые особенности поведения, его экспрессивные, а не содержательные аспекты. Однако отнесенность поведенческой черты к числу стилевых особенностей не является, по их мнению, достаточным условием, чтобы говорить об этой черте как о проявлении темперамента. Чтобы конкретная черта могла считаться свойством темперамента, она должна удовлетворять еще пяти критериям.
Основным критерием, по их мнению, является наследственная обусловленность свойств темперамента. Кроме этого, они должны быть относительно стабильными, сохраняться на протяжении всей жизни (т.е. быть такими, чтобы по особенностям, диагностированным в детстве, можно было предсказать соответствующие особенности темперамента во взрослом возрасте), иметь адаптивное значение (в эволюционном смысле, т.е. способствовать биологическому приспособлению) и обнаруживаться у животных В соответствии с этим Басc и Пломин выделяют 3 характеристики темперамента, самостоятельность и взаимная независимость которых подтвердилась при факторизации опросников, составленных авторами, и при факторизации данных наблюдений, в которых оценивались различные стилевые особенности поведения. Одинаковый набор свойств характеризует особенности темперамента в разных возрастах. Эмоциональность выражается в легкости возникновения аффективной реакции и оценивается по ее интенсивности. Для определения ее у детей их родителям предлагаются утверждения типа „Ребенок легко расстраивается", „Ребенок легко пугается" и т.д. Активность является проявлением общего энергетического уровня. Активный ребенок всегда занят, часто торопится, любит двигаться, у него энергичные движения и быстрая речь. Активность оценивается по утверждениям типа „Ребенок не может спокойно сидеть на месте". Социабельность связана в основном с потребностью в аффилиации (желании быть с другими). Оценивается по таким утверждениям, как „Любит быть с другими", „Легко находит друзей". Несколько иначе, чем американские исследователи, трактует свойства темперамента польский психолог Я. Стреляу. Он согласен с тем, что критериями для выделения свойств темперамента должны быть, во-первых, формальный характер этих свойств (несвязанность темперамента с содержанием деятельности) и, во-вторых, их устойчивость, сохранность на протяжении длительных периодов времени. Кроме этого, в качестве самостоятельных критериев Стреляу выделяет связь свойств темперамента с энергетикой организма и с временными параметрами деятельности. Соответственно этим критериям Стреляу называет две характеристики темперамента, связанные с энергетическом уровнем обеспечения жизнедеятельности, - активность и реактивность и пять характеристик, связанных с протеканием реакций во времени. К последним относятся скорость реакции (время, проходящее с момента появления стимула до начала ответной реакции, и скорость выполнения сложных последовательностей действий), подвижность (способность переключаться с одной деятельности на другую), последействие реакции (время продолжение реакции после того, как действие стимула прекратилось), темп реакций (количество реакций в единицу времени) и ритмичность (регулярность) реакций. На первый взгляд, этот список характеристик кажется совершенно непохожим на те, которые были представлены ранее. Однако эти различия не надо преувеличивать. Так, выделяемая Стреляу реактивность может проявляться в разных сферах, в частности, в силе и интенсивности эмоциональных реакций. Активность, связанная с поддержанием определенного уровня возбуждения, может проявляться в сфере общения, как социабельность. Стреляу в большей степени, чем авторы описанных ранее концепций темперамента, подчеркивает роль темперамента как механизма, определяющего разные поведенческие особенности, и поэтому при выделении характеристик темперамента он большее внимание уделяет особенностям функционирования этого механизма и меньшее - тем сферам, в которых это функционирование проявляется. Что же касается его конкретных исследований, то в них Стреляу интересует проявление свойств темперамента и в эмоциональности, и в общении, и, что крайне редко встречается в работах американских и западно-европейских психологов, в особенностях интеллектуальной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|