Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование коммуникативных качеств личности

Задачей педагога, формирующего ком­муникативную культуру, является установ­ление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, со­здание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивос­ти и вместе с тем инициативности. Для до­стижения этого, на наш взгляд, более всего подходит организация работы малыми груп­пами. Работа в малых группах менее утоми­тельна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Зна­ешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, на­учи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ре­бенок учится объективно сравнивать собст­венное умение с умениями сверстников, со­поставлять свое мнение с мнениями других.

Первоклассников мы учим объединять­ся сначала в пары, затем в четверки, шес­терки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выпол­нения задания.

Работа в паре учит детей слушать и слы­шать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирова­ние мячами.

Вначале формирование групп проходит по симпатиям, а со временем с помощью социоигр «Разведчики», «Найди группу по цвету глаз, по цифре, по разрезным картин­кам и др.».

Игровой метод позволяет сохранять по­знавательную активность и облегчать слож­ный процесс учения. В социоиграх дети раскрепощаются, у них развивается мышле­ние, внимание, активизируется их речь. Для этого подходят игры «Шапка вопросов», «Составь слово», «Каверзные вопросы».

Игры «Эхо», «Замри», «Встать по паль­цам» помогают созданию рабочего настроя, переключению с одного вида деятельности на другой. «Японская машинка», «Буквы-загадки», «Живой алфавит» обращают вни­мание детей друг к другу, ставят их в зави­симость друг от друга.

В I классе общие разговоры детей явля­ются непременным условием становления метода конструктивного диалога. Дети учатся слушать других, высказываться по поводу данной темы разговора. Общие раз­говоры — это беседа всех детей вокруг ка­кой-то темы в свободной форме. Такая бесе­да опирается на существующие у детей зна­ния, желания, интересы. Уже в I классе каж­дый ребенок узнает о правилах гостевого метода. Главное — уважение: уважение чу­жих чувств, мыслей, опыта.

Во II классе основная задача педагога — создание ситуаций и удерживание условий, при которых общение приобретает предмет­ный деловой характер. Этому способствует организация детей в группах, где отрабаты­ваются и шлифуются внутригрупповые вза­имоотношения, которые позволяют перейти к сотрудничеству и деловому разговору.

В рамках делового разговора даются но­вые знания, уточняются существующие знания и опыт. Дети обсуждают намерения и планы, каким образом выполнить то или иное действие, задание.

Работа в группах позволяет педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в ра­боте. Часто в своей практике мы использу­ем приемы группового чтения, группового диктанта, которые развивают терпеливое и уважительное отношение к сверстникам. Для развития умения действовать вместе, слаженно используем инсценировки, шиф­ровки, сочинения по заданной рифме.

Изменяются и усложняются социоигры. Детей все больше увлекают игры для творче­ского самоутверждения — «Детские стихи по ролям», «Так не так», они дают стимул для индивидуального и творческого развития.

Со второй половины учебного года дети учатся работать в тройках: двое выполняют задание, третий наблюдает за происходящим и комментирует. Таким образом, постепенно мы выходим на индивидуальные разговоры.

Индивидуальные разговоры — это личная внутренняя подготовка ребенка к самостоятельной деятельности. Если ребенку необхо­димо, он может задать уточняющий вопрос, высказаться по поводу выполнения задания. Девиз гостевого метода во II классе: «Умеешь сам, научи другого». Дети уже могут опреде­лить знатока, который действительно может помочь по отдельным предметам,

Основное в работе с третьеклассника­ми — создавать и поддерживать проблемны­ми вопросами ситуации поиска, закреплять стремление искать, познавать, действовать самостоятельно. Для педагогов тут глав­ное — уметь держать паузу.

С помощью делового общения дети могут организовать работу между классами, группа­ми дошкольников во время совместных пра­здников, соревнований, уроков, олимпиад; могут выступить учащими детей младших классов и дошкольников, что свидетельствует о становлении учебной деятельности.

Игры в III классе носят творческий ха­рактер: дети сами их придумывают, органи­зовывают и четко контролируют выполне­ние правил.

К окончанию III класса дети в основном овладели навыками конст­руктивного общения. У них сформирова­лась личностная позиция: могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважи­тельно отнестись к мнению другого, подчи­нить свое мнение мнению товарищей, они готовы к самостоятельной деятельности.

 

 


Выводы по I главе

В советской школе была принята концепция кол­лективистского воспитания, суть которой в следую­щем. В социалистическом обществе людей связывают подлинно коллективистские отношения, поскольку у них общая собственность, социальные идеалы и дея­тельность. Солидарность трудящихся и коллективизм являются идеологией социалистического общества, принципом жизни. Коллектив выступает как средство достижения свободы развития личности.

На этом в педагогике обосновывается принцип воспитания в коллективе и через коллектив, согласно которому коллектив учеников является средством вос­питания личности. Создателями и разработчиками пе­дагогической теории коллектива были А. Макаренко, Н. Крупская, позднее В.А. Сухомлинский и др.

В современном развитом мире действует другой принцип — индивидуального успеха и конкуренции, хотя при этом предполагается социальное и психоло­гическое взаимодействие людей. На Западе в рамках социологии и социальной психологии глубоко разрабо­тана теория и практика межличностных отношений, внутригруппового взаимодействия. В России в связи с изменяющимися социальными условиями может изме­ниться коллективистская концепция в педагогике. До сих пор коллективизм вызывал споры и взаимную критику социалистического и западного мира. В новых ус­ловиях отечественная теория коллективистского воспи­тания должна отражать социально-педагогическую ре­альность. Воспитание следует разрабатывать не столько на принципе коллективизма, в основе которого лежит социалистическая идеология, сколько на принципе межличностного и межгруппового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии.

С позиций последней коллектив — высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное един­ство и пр. Педагогика понимает воспитательный кол­лектив как объединение воспитанников, жизнь и дея­тельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. опреде­ляются через отношение к общему делу.

В этом определении есть четыре признака коллек­тива воспитанников, указанные еще А. Макаренко: на­личие социально значимых целей и деятельности, ор­ганов самоуправления и коллективистские отношения. В психологии группы различаются по разными при­знакам. Для педагогики имеет значение деление групп по уровню развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы, - и по размеру: большие, малые. А. Макаренко выделял первичные коллективы 10—15 человек, находящихся в непосредственном кон­такте, и общешкольные коллективы. В теории групп важно знать понятие «группообразование», его вариант «коллективообразование», превращение группы в кол­лектив, а также «коллективистское самоопределение» — отношение к группе через групповые идеалы, нормы, ценности.

Отношения в коллективе строятся, по А. Ма­каренко, на принципе ответственной зависимости. Коллективистские отношения определяются прежде всего отношением каждого к общим ценностям, це­лям и деятельности, они проявляются в способности каждого руководить и подчиняться во имя общих дел. Это отношения преимущественно делового со­трудничества. Наряду с ними есть отношения меж­личностные — это отношения избирательного харак­тера, основанные на взаимной симпатии, интересах, дружбе, чувствах, В отечественной науке и практике приоритет отдавался коллективистским отношениям и недооценивалось богатство межличностных отно­шений. Это, а также идеологический постулат о подчинении личности интересам общества ведет к отрицательным последствиям: конформности лично­сти, безынициативности, подавлению индивидуаль­ности. Это тем более так, что в практике меньшая часть групп учащихся достигает высокой стадии раз­вития коллектива.

Поэтому теорию и методику коллективного воспи­тания следует видеть в исторической перспективе. На­ряду с развитием коллективистских отношений учите­лю следует заниматься индивидуальным воспитанием и формировать у детей психологические знания и уме­ния взаимодействовать, эмпатию, культуруобщения, взаимоуважение, культуру межличностных отношений. Для этого нужно использовать не только педагогические методы, но и психологические, психотерапевтиче­ские методики: ролевые игры, анализ ситуаций, груп­повые дискуссии. Такой подход обогащает теорию коллектива и снижает негативный эффект коллектив­ного воспитания, проявляющийся при его догматизации.

 


Литература

1) Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса./ Ш. А.Амонашвили - Минск, 1980,с.237

2) Аникеева Н.П. Воспитание игрой./Н. П.Аникеева - М., 1987,с.104

3) Белухин Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики./ Д. А. Белухин - М., 1996,с.320.

4) Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые техноло­гии /Под ред. Н.Е.

5) Воспитание как педагогическое явление //В кн.: Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995, гл. 15,с.96

6) Волков И.П.Цель одна-дорог много / И.П.Волков. – М,1988

7) Выготский Л.С Этюды по истории поведения./Л. С. Выготский - М., 1993.

8) Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком, КАК?/Ю.Б. Гиппенрейтер - М., 1997, с.261

9) Иванов И. П. Воспитывать коллективистов./И.П.Иванов - М., 1984.

10) Ильин Е.Н. Путь к ученику/Е.Н. Ильин. –М.,1988

11) Кабуш В. Т. Открытые воспитательные системы, проблемы и пути решения./В.Т.Кабуш - Минск, 1995.

12) Капотов В.М. Введение в общую теорию развития личности./В. М.Капотов - М., 1991.

13) Каракоеский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Тео­рия и практика школьных воспитательных систем./В. А.Каракоевский - М., 1996

14) Леонтьев А.А. Педагогическое общение./А.А.Леонтьев - М., 1979.

15) Лихачев Б.Т.Педагогика./Б. Т. Лихачев – М,1993

16) Лысенкова С.Н. Когда легко учится /С.Н.Лысенкова. –М.,1991

17) Педагогика /под ред.Ю.К. Бабанского.- М.,1988

18) Сухомлинский В.А.Избранные педагогические сочинения в т.3 т./В. А.Сухомлинский, - М.,1979.

 

19) Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьника./ М.И.Шилова — М., 1990.

20) Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании /Н.И. Шевандрин. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.,1995

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...