Общие особенности Я-концепции в возрасте средней взрослости
В среднем возрасте взрослые люди пытаются быть преуспевающими и состоятельными в самых разных направлениях жизни. Они проходят новые стадии развития вместе со своими взрослеющими детьми, меняются их формы взаимодействия и статус относительно старшего поколения членов семьи – стареющих родителей. Происходят изменения в их общесоциальном положении и в сфере профессиональной деятельности. Во всех этих переменах участвует Я-концепция личности. Она обогащается новыми Я-образами, принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок и детерминирует все взаимодействия. Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого числа частных Я-концепций и в процессе генерирования концептуального ядра личности. Можно утверждать, что «с одной стороны, в среднем возрасте трудно обрести твердую почву под ногами, поскольку стремительный поток жизненных событий вызывает постоянные социальные и когнитивные изменения, но, с другой стороны, не менее верно и то, что годы средней взрослости – это время относительного постоянства и преемственности в развитии личности и видов на будущее. Несмотря на испытываемый нами натиск внешних изменений, внутренние изменения происходят постепенно и, как правило, наступают вместе с важными жизненными событиями» (Крайг Г., 2000, с. 783). На рубеже молодости и зрелости человек обозревает пройденный жизненный путь, рассматривая с вершины своего возраста то, что уже состоялось, и предугадывая то, чему еще суждено произойти. Констатирующий реальность Я-образ дает человеку основание для личностных самопророчеств, вносит позитивную или совсем не позитивную суть в самооценки. Самооценки зрелой личности становятся более реалистичными, рационализированные самопророчества уточняют цели и смысл жизни, Я-концепция выверяет свои истинные ценности.
Вся эта личностная динамика происходит в связи с тем, что имеет место в семье, в профессиональном мире и вообще в большом социуме. Хевигхерст Р. (1953) выделил в жизни человека в период средней взрослости основные события, означив их как жизненные задачи. 1. Достижение зрелой гражданской и социальной ответственности. 2. Достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня. 3. Выбор подходящих способов проведения досуга. 4. Помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми. 5. Усиление личностного аспекта супружеских отношений. 6. Принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним. 7. Приспособление к взаимодействию со стареющими родителями. Решение этих задач происходит под контролем и влиянием Я-концепции человека, которая в свою очередь как инструмент решения данных жизненных задач также совершенствуется. Так, Я-концепция становится более реалистичной, избавляясь от «иллюзий» юности и ранней молодости в оценке своих жизненных перспектив и возможностей. Более адекватное восприятие и переживание своего истинного «Я» достигается человеком посредством освобождения от условной ответственности перед ожиданиями и оценками тех, кто все еще выполнял роль наставников (родители, профессиональные руководители, государственные лидеры). Осознание себя приводит к добровольному принятию личной ответственности за свое развитие (в широком понимании). «Людей можно считать „лично ответственными“ в том случае, если они берут на себя ответственность за свою самоактуализацию, а не просто испытывают чувство ответственности за других» (Нельсон-Джоунс Р., 2000, с. 50). Я-концепция зрелых взрослых продолжает развиваться. У гармоничных личностей увеличивается не только количество, но и значимость положительных Я-концепций. Это обеспечивает самопринятие – «более фундаментальный способ провозглашения желательных качеств „правильными“, поскольку положительные Я-концепции или оценки могут отражать условия ценности, которые препятствуют реалистическому восприятию» (Комбс и Снигг, 1959).
Я-концепция самоактуализирующейся зрелой личности
В возрасте средней взрослости у самоактуализирующихся зрелых личностей приобретают полноту значимости этические ценности. Преимущественно это проявляется в отношениях этих личностей с более молодыми людьми, а также с более старшими по возрасту. Зрелые взрослые «способны идентифицировать себя с другими людьми, так что они склонны способствовать самоактуализации других, так же как и собственной самоактуализации». В своем влиянии они проявляют осторожность, чтобы не посягать на право других при удовлетворении своих собственных потребностей. Их Я-концепция стремится сохранять автономность и ограждает от пересечений свое концептуальное пространство. Самоактуализирующиеся люди способны проводить различия между целями и средствами, то есть в самооценивании больший вес приобретают Я-образы, контролирующие нравственные нормы, в отличие от действующих операционных Я-образов более молодого возраста.
Вехи в развитии Я-концепции самоактуализирующихся людей способствуют проявлению основных личностных качеств: открытости переживания, рациональности, личной ответственности, самоуважения, способности к поддержанию хороших личных отношений и этической жизни. Все это должно быть присуще успешно развивающейся зрелой личности.
При сравнении особенностей Я-концепции на этапе средней и ранней взрослости можно сказать следующее. На этапе ранней взрослости личность «тестирует реальность» более целенаправленно (чем в подростковом и юношеском возрасте). Однако часто жизненные эксперименты проводятся без учета реальных сил экспериментатора и вне предвидения (более или менее всестороннего) последствий этих «исследований». На этапе зрелости личность становится более избирательной в выборе цели для приложения своих сил и других индивидуальных способностей, а также более ответственной за результаты своего «самовыражения». Можно сказать, что сутью Я-концепции становится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей.
Если такая эволюция по каким-либо причинам не происходит, то одной из причин такого отставания в психическом развитии у этих людей может являться незавершенность самоактуализации на этапе импульсивного, спонтанного, «юношеского» экспериментирования. Личностные «модели» и «перспективные Я-образы» у них еще не прошли свою «проверку» реальности. Эти элементы прогнозируемой Я-концепции создают напряжение якобы «нереализованных возможностей» и нагнетают усилия человека в направлении действий, противоречащих как общесоциальным правилам, так и концептуальным личностным нормам (в этом случае частные Я-концепции личности не гармоничны общей Я-концепции). Итак, неэффективная Я-концепция имеет место при избыточности не проверенных практикой (или ее моделированием) Я-образов человека. Тем более когда эти Я-образы противоречивы и их воплощение возможно в разных несопоставимых или даже взаимоисключающих реалиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|