Финансовый механизм экономического роста
Стабилизация экономики не может быть продолжительной, если не сопровождается ростом инвестиций. Преодоление негативных тенденций воспроизводства структуры народного хозяйства требует осуществления эффективной инвестиционной политики Расширение внутреннего спроса. Один из изъянов российской экономики – недостаточный внутренний спрос; образованию этого специфического дефицита способствовали ориентация производителей на внешние рынки и опережающий рост импорта. Расширение внутреннего спроса является мощным катализатором роста экономики, причем соответствующие меры должны включать активизацию как государственного, так и частного спроса. Учитывая, что сегодня основное воздействие на экономический рост оказывает внутреннее потребление (обеспечившее в 2002 г. 53% конечного спроса), приоритетные госрегулирующие усилия нужно направлять на повышение заработной платы до прожиточного минимума; особое внимание государство обязано уделять вопросам оплаты труда в бюджетной сфере, охватывающей главным образом нематериальное производство. Рост зарплаты бюджетников ведет к ее увеличению в реальном секторе и. как следствие, – к расширению внутреннего потребления. Следует отметить, что повышение заработной платы необходимо сориентировать на объективную цену рабочей силы и в материальном, и в нематериальном производстве. Повышению внутреннего спроса будут способствовать развитие ипотечного жилищного кредитования при страховании строительных рисков за счет бюджета, дорожное строительстве и реализация крупных инвестиционных проектов федерального значения. Остро необходим разумеется, и механизм сохранения в российской экономике генерируемых финансовых ресурсов: по некоторым оценкам, уровень ежегодного вывоза капитала в 15–20 млрд. долл. эквивалентен не реализации 450–600 млрд. руб. конечного спроса, т.е. утрате 6-8% среднегодового прироста производства. Важное средство увеличения внутреннего спроса – таможенно-тарифная политика, в рамках которой целесообразен дальнейший перенос тяжести обложения с импортируемого производственного оборудования на вывозимое сырье и на ввозимы Потребительские товары (в этом случае растет потребление соответствующих отечественных товаров).
Налоговая реформа и совершенствование межбюджетных отношении. Значимость налоговой системы и бюджетного федерализма в качестве рычагов ускорения роста несомненна как очевидны и изъяны в соответствующих реформационных действиях. Так, несмотря на форсируемую с 2001 г. налоговую реформу, товаропроизводители продолжают считать фискальную нагрузку высокой, а бюджетные поступления во многих регионах не обеспечивают решения социальных проблем. Ежегодное уменьшение налогов по России планируется на уровне 1% ВВП, и в принципе это правильная установка: идея состоит в стимулировании инвестиционной активности предприятий и повышения их производственной эффективности, что должно вести к росту объемов производства и расширению налогооблагаемой базы. К сожалению, практическая реализация линии на снижение налоговой нагрузки на производителей обернулась дестабилизацией и подчас снижением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, прежде всего в территориальные, даже при росте объемов производства. В стране проводится курс на разграничение налоговых полномочий между органами власти всех уровней по формуле «один налог – один бюджет». Теория государственных финансов рассматривает четыре основные модели закрепления налоговых полномочий за органами власти в федеративном государстве. К этим моделям относят: автономное закрепление налогов за уровнем власти по схеме «один налог – один бюджет»; совместные налоговые полномочия; параллельное закрепление одних и тех же налогооблагаемых баз за разными органами власти; автономное использование одних и тех же налоговых полномочий сразу несколькими уровнями власти.
Снижение издержек производства. Решение этой общенациональной задачи требует проведения мер на микро-, мезо- и макроуровнях. Применительно к первому необходимо повысить ответственность предприятий за эффективность использования производственного – аппарата, увеличив, в частности, ставку налога на имущество в отношении неиспользуемых мощностей и площадей – для стимулирования их вовлечения в хозяйственный оборот и в целях облегчения доступа малого предпринимательства к технологиям крупного бизнеса. На макроуровне императив снижения издержек проявляется, в частности, как вышеупомянутая проблема контроля за деятельностью реформируемых естественных (инфраструктурных) монополий, в том числе за их ценовой политикой. Так, практикуемое в последние годы регулярное повышение тарифов на электроэнергию стало одним из основных факторов наблюдающегося в последнее время снижения темпов экономического роста, особенно в обрабатывающих отраслях промышленности. Среди макроцелей реформирования естественных монополий – снижение тарифов, причем реализация этой цели – ключевой аспект контрольной деятельности государства в отношении реструктурирования соответствующих инфраструктурных систем. Совершенно очевидно, что каждая фирма должна стремиться к сокращению издержек производства и себестоимости продукции. При стабильных ценах и прочих равных условиях сокращение издержек приводит к росту прибыли, приходящейся на единицу продукции. Себестоимость продукции отражает уровень использования потребляемых производственных факторов, который в свою очередь определяется технико-организационными (техника и технология, организация производства, труда и управления), социальными и природными факторами или, технико-экономическими факторами. Иногда в обществе имеет место убывающее производство. Это происходит тогда, когда наблюдается снижение объемов производства в следствии стихийных бедствий, войн и разрушений, экологических кризисов.
Рассмотрим издержки в процессе производства, сбыта товаров и услуг. В теории издержек важное значение имеет их классификация на постоянные, переменные, валовые, средние и предельные. Взаимосвязь валовых, средних и предельных расходов является ключевым моментом в теории издержек, лежащих в основе расчетов оптимального объема производства, минимизации затрат и максимизации прибыли. Реформирование банковской системы и развитие фондового рынка. Среди приоритетных для реализации потенциала содействия экономическому росту проблем развития банковского сектора – становление ипотечного дела, развертывание кредитования лизинговых структур, налаживание тесного взаимодействия со страховыми и пенсионными системами, с фондовым рынком. Критически важное для ускоренного роста экономики вовлечение в инвестиционный процесс максимума свободных денежных средств немыслимо без государственного содействия упрочению отечественного фондового рынка. Основной целью по развитию фонового рынка является повышение роли в привлечении инвестиций и перераспределении капитала в российской экономике. В целях недопущения ущемления прав инвесторов необходимо законодательно установить, что после выпуска ценных бумаг эти бумаги могут признаны недействительными только по решению суда. Необходимо усилить финансовые требования и требования к рискам брокеров и доверительных управляющих, принять меры по развитию конкуренции на рынке посреднических услуг, что приведет к снижению в долгосрочной перспективе трансакционных издержек на рынке ценных бумаг, к увеличению привлекаемых при посредничестве средних и мелких инвесторов, удешевит доступ инвесторов на рынок для совершения самостоятельных сделок. В дальнейшем необходимо закрепить возможность обращения иностранных ценных бумаг и депозитарных расписок на российском рынке. На первом этапе целесообразно ограничить участие иностранных элементов на российском рынке.
Стимулирование малого предпринимательства. При несомненном прогрессе переднего в сфере услуг и торговле его роль в промышленном секторе остается мизерной. В целом этой недопустимой с точки зрения задач экономического роста ситуации видится в первую очередь на путях интеграции малого бизнеса с вышеупомянутыми крупнокорпоративными структурами (и господдержки многообразных форм интеграции)», превращения банковского сектора в основного кредитора малых предприятий (здесь возможны такие меры, как госсубсидированне процентных ставок по кредитам данным предприятиям, предоставлено последним госгарантий, и др.), расширения использования в соответствующих целях государственного и муниципального имущества (имеются в виду передача на льготных условиях производственных площадей и технологического оборудования малым предприятиям, упрощение процедур оформления разрешительной документации на ремонт и реконструкцию производственных объектов, и др.). Приоритетными задачами остаются налаживание за счет госбюджета учитывающей специфику малого бизнеса системы переподготовки и повышения квалификации менеджеров, обеспечение доступности для широких слоев населения обучения основам предпринимательской деятельности. Реинтеграция всего постсоветского и собственно российского экономического, пространства. Это – непременное условие ускорения темпов роста отечественной экономики. Позитивную роль в развитии главного постсоветского регионального объединения – СНГ – призван, как известно, сыграть феномен «разноскоростной» интеграции, преимуществами которой являются ускоренное решение практических вопросов сотрудничества ряда участников Содружества, демонстрация преимуществ продвинутых форм взаимодействия, а также эволюционный характер интеграционных процессов. Эффективным дополнением разноскоростной интеграции способна стать «дифференцированная» (происходящая вокруг Союзного государства Белоруссии и России) интеграция: в ее рамках могут быть отработаны многие новые механизмы, перспективные для последующего распространения в масштабах СНГ в целом. Так, декларацию о формировании Единого экономического пространства (в феврале 2003 года президентами России, Белоруссии, Казахстана и Украины было подписано соответствующее заявление, в сентябре 2004 года оно подтверждено и конкретизировано) на тот момент можно было считать относительным успехом российской политики в СНГ, поскольку оно озноменовало вовлечение в интеграционный процесс одной из ключевых стран постсоветского пространства – Украины. С самого начала это вовлечение было ограниченным и двусмысленным, поскольку представители Украины на переговорах разного уровня прямо или косвенно давали понять, что рассматривают ЕЭП лишь механизм формирования зоны свободной торговли безизъятий и ограничений, а не как торгово-экономический союз, способный консолидировано выступать на международной арене. В дальнейшем эта позиция стала более жесткой и явной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|