Построение вопросительного предложения
Опишем правила построения вопросов. Для того чтобы сформировать вопрос к главному члену, необходимо представить структуру предложения в виде тройки:
(pq, Ps, Pn), (1)
где pq – член, к которому ставится вопрос (подлежащее или сказуемое); Ps – множество членов, транзитивно подчиненных pq; Pn – множество прочих членов. Выражение (1) определяет аспекты синтаксической структуры, существенные при постановке вопроса к pq. Позиции, занимаемые составляющими (1), не отражают порядка слов в предложении. Например, pq может располагаться в его середине, а компоненты, соответствующие Pn, в начале и конце. Структура вопроса к подлежащему двусоставного предложения описывает кортеж:
(wq, pop, Pn`), (2)
где wq – вопросительное слово или словосочетание; pop – сказуемое (pop Î Pn);
Pn` - Pn\{pop}.
Из (2) видно, что из предложения удаляются pq и Ps. На первое место wq, после него указывается pop, за которым приводятся оставшиеся члены из Pn`. Выделение pop из Pn фиксирует изменение порядка слов, относящихся к Pn, по сравнению с исходным предложением. Таким образом, (2) отражает порядок слов в вопросе на уровне его декомпозиции на wq, pop и Pn`. Порядок слов в рамках pop и Pn` соответствует исходному предложению. Следующий кортеж определяет структуру вопроса к сказуемому двусоставного предложения:
(wq, Pn, Psq), (3)
где Psq Í Ps. В контексте (3) Pn состоит из подлежащего и транзитивно подчиненных ему членов. Другое отличие (3) от (2) заключается в том, что при формировании вопроса из предложения могут быть удалены не все члены, транзитивно подчиненные pq. К числу обязательно удаляемых относятся определения, дополнения, придаточные изъяснительные, определительные, образа действия, меры и степени, а так же все транзитивно подчиненные им члены. Обстоятельства и другие виды придаточных могут быть как удалены, так и оставлены в вопросе.
Для выражения правила построения вопросов к второстепенным членам перепишем (1), выделив еще два компонента в структуре предложения:
(Pmq, Pmn, pq, Ps, Pn), (4)
где Pmq = (pmq.1, pmq.2, …, pmq.i) – цепочка второстепенных членов, транзитивно подчиняющих pq; Pmn – множество, включающее: главные члены, однородный по отношению к главному члену, которому подчинен pq; второстепенные члены, однородные по отношению к элементам Pmq; второстепенные члены, транзитивно подчиненные этим главным и второстепенным членам; Pn – множество прочих членов не входящих в Pmq, Pmn и Ps. Место, которое занимают элементы из Pmq и Pmn в структуре предложения, иллюстрирует ориентированный граф, изображенный на рис. 2. Его вершины соответствуют главным («Г») и второстепенным («В») членам предложения, а ребра – отношениям подчинения. Множества однородных членов охватывают прямоугольники. Гиперребро в виде овала обозначает ПЕ. Вершина, ассоциируемая с членом pq, к которому задается вопрос, выделена жирной рамкой. Рис. 2
Из рис. 2 видно, что цепочка Pmq задает путь, ведущий из вершины pq к вершине подчиняющего ее главного члена, образованный транзитивными вершинами второстепенных членов. Вершины, представляющие элементы Pmn, помечены крестиками. При построении вопроса соответствующие члены удаляются из предложения. Структуру вопроса к второстепенному члену определяет кортеж:
(pmq.i, pmq.i-1, …, pmq.2, wq, pmq.1, Pp, Pn`), (5)
где Pp – множество, состоящее из главного члена, непосредственно подчиняющего pmq.i или pq, и транзитивно подчиненных ему членов, исключая pq и элементы из Pmq и Pmn;
Pn` = Pn\Pp.
При единичной длине Pmq вместо (5) используем кортеж: (wq, pmq.1, Pp, Pn`). (6)
Если pq непосредственно подчинен главному члену, то Pmq не задается, а структура вопроса имеет вид:
(wq, Pp, Pn`). (7)
При обработке предложения в рамках интерактивной процедуры формирования модели УТЗ следует стремиться к тому, чтобы Pmq содержала не больше трех элементов. Примеры вопросов разных типов приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Заключение
В процессе работы над темой «Построитель вопросительных предложений» были рассмотрены алгоритмы построения вопросительных предложений и разбора исходного предложения на составные части. При рассмотрении основных алгоритмов часть из них была реализована на языке Си. Это алгоритмы разбиение предложения на состовляющие его слова и генирация вопроса к слову. В ходе наших исследований были рассмотренны различные электронные ресурсы, книги и научные работы, посвященные данной тематике. Список литературы
1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003 2. Семантическая нейронная сеть, как формальный язык описания и обработки смысла текстов на естественном языке [Электронный ресурс] http://www.shuklin.com/ai/ht/ru/ai00001f.aspx –Загл. С экрана. Яз. Рус. 3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А Пособие для занятий по русскому языку. М.: Просвящение, 1990 4. Гладкий А.В. Формальные грамматики и языки. М.,: Наука, 1973. 5. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник. М.: Книга, 1986. 6. Апресян Ю.Д., Богуславский И.М., Иомдин Л.Л., Лазурский А.В., Перцов Н.В., Санников В.З., Цинман Л.Л. Лингвистическое обеспечение системы ЭТАП-2. М.: Наука, 1989 7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие. М.: Международные отношения, 1994. 560 с.
8. Синтаксический разбор в системах статистического анализа текста [Электронный ресурс] http://www.metric.ru/publications.asp?ob_no=306 –Загл. С экрана. Яз. Рус. 9. Автоматическая генерация позитивных и негативных тестов для тестирования фазы синтаксического анализа [Электронный ресурс] http://citforum.univ.kiev.ua/SE/testing/generation/ –Загл. С экрана. Яз. Рус. Приложение 1
Листинг программы разбиения предложения на отдельные слова и поиска вопросительных слов к ним
#include <stdio.h> #include <stdlib.h> #include <string.h> #include <alloc.h>
typedef struct{ char wrd[20]; char qwrd[40]; char params[6]; } word;
char res[20]; char *tmp;
int words(){ char *r; memset(res,0,20); r=res; if(*tmp==0)return 0; while(!(islower(*tmp)||isupper(*tmp)))tmp++; if(islower(*tmp)||isupper(*tmp)) while(islower(*tmp)||isupper(*tmp))*r++=*tmp++; tmp++; return 1; } int getqword(word *wrd){ FILE *f; int res=0; word tmp; f=fopen("qwrds.dat","r"); while(fread(&tmp,sizeof(word),1,f)>0){ if((wrd->params[0]&tmp.params[0])&& \ (wrd->params[1]&tmp.params[5])&& \ (wrd->params[2]&tmp.params[5])&& \ (wrd->params[3]&tmp.params[5])&& \ (wrd->params[4]&tmp.params[5])&& \ (wrd->params[5]&tmp.params[5])){ strcpy(wrd->qwrd,tmp.qwrd); res=1; break; } } fclose(f); return res; }
int main(int argc, char *argv[]) { char str[1000]; word *arr[100]; int i=0,j; memset(str,0,1000); printf("Input string:"); gets(str); tmp=str; while(words()!=0){ arr[i]=(word *)calloc(1,sizeof(word)); memset(arr[i]->wrd,0,20); strcpy(arr[i]->wrd,res); i++; } for(j=0;j<i;j++) if(getqword(arr[i])==0) printf(“Вопрос к слову не найден!!!\n”); return 0; } Приложение 2
Список сокращений
КУ – компьютерный учебник КОС – компьютерная обучающая система УТЗ – учебно-тренировочная задача ПО – предметная область СНС – синтаксически неразложимое словосочетание ПЕ – предикативная единица
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|