Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Построение вопросительного предложения

Опишем правила построения вопросов. Для того чтобы сформировать вопрос к главному члену, необходимо представить структуру предложения в виде тройки:

 

(pq, Ps, Pn),                                                                          (1)

 

где pq – член, к которому ставится вопрос (подлежащее или сказуемое);

Ps – множество членов, транзитивно подчиненных pq;

Pn – множество прочих членов.

Выражение (1) определяет аспекты синтаксической структуры, существенные при постановке вопроса к pq. Позиции, занимаемые составляющими (1), не отражают порядка слов в предложении. Например, pq может располагаться в его середине, а компоненты, соответствующие Pn, в начале и конце.

Структура вопроса к подлежащему двусоставного предложения описывает кортеж:

 

(wq, pop, Pn`),                                                                       (2)

 

где wq – вопросительное слово или словосочетание;

pop – сказуемое (pop Î Pn);

 

Pn` - Pn\{pop}.

 

Из (2) видно, что из предложения удаляются pq и Ps. На первое место wq, после него указывается pop, за которым приводятся оставшиеся члены из Pn`. Выделение pop из Pn фиксирует изменение порядка слов, относящихся к Pn, по сравнению с исходным предложением. Таким образом, (2) отражает порядок слов в вопросе на уровне его декомпозиции на wq, pop и Pn`. Порядок слов в рамках pop и Pn` соответствует исходному предложению.

Следующий кортеж определяет структуру вопроса к сказуемому двусоставного предложения:

 

(wq, Pn, Psq),                                                                        (3)

 

где Psq Í Ps.

В контексте (3) Pn состоит из подлежащего и транзитивно подчиненных ему членов. Другое отличие (3) от (2) заключается в том, что при формировании вопроса из предложения могут быть удалены не все члены, транзитивно подчиненные pq. К числу обязательно удаляемых относятся определения, дополнения, придаточные изъяснительные, определительные, образа действия, меры и степени, а так же все транзитивно подчиненные им члены. Обстоятельства и другие виды придаточных могут быть как удалены, так и оставлены в вопросе.

Для выражения правила построения вопросов к второстепенным членам перепишем (1), выделив еще два компонента в структуре предложения:

 

(Pmq, Pmn, pq, Ps, Pn),                                                           (4)

 

где Pmq = (pmq.1, pmq.2, …, pmq.i) – цепочка второстепенных членов, транзитивно подчиняющих pq;

Pmn – множество, включающее: главные члены, однородный по отношению к главному члену, которому подчинен pq; второстепенные члены, однородные по отношению к элементам Pmq; второстепенные члены, транзитивно подчиненные этим главным и второстепенным членам;

Pn – множество прочих членов не входящих в Pmq, Pmn и Ps.

Место, которое занимают элементы из Pmq и Pmn в структуре предложения, иллюстрирует ориентированный граф, изображенный на рис. 2. Его вершины соответствуют главным («Г») и второстепенным («В») членам предложения, а ребра – отношениям подчинения. Множества однородных членов охватывают прямоугольники. Гиперребро в виде овала обозначает ПЕ. Вершина, ассоциируемая с членом pq, к которому задается вопрос, выделена жирной рамкой.


Рис. 2

 

Из рис. 2 видно, что цепочка Pmq задает путь, ведущий из вершины pq к вершине подчиняющего ее главного члена, образованный транзитивными вершинами второстепенных членов. Вершины, представляющие элементы Pmn, помечены крестиками. При построении вопроса соответствующие члены удаляются из предложения.

Структуру вопроса к второстепенному члену определяет кортеж:

 

(pmq.i, pmq.i-1, …, pmq.2, wq, pmq.1, Pp, Pn`),                             (5)

 

где Pp – множество, состоящее из главного члена, непосредственно подчиняющего pmq.i или pq, и транзитивно подчиненных ему членов, исключая pq и элементы из Pmq и Pmn;

 

Pn` = Pn\Pp.

 

При единичной длине Pmq вместо (5) используем кортеж:

(wq, pmq.1, Pp, Pn`).                                                               (6)

 

Если pq непосредственно подчинен главному члену, то Pmq не задается, а структура вопроса имеет вид:

 

(wq, Pp, Pn`).                                                                        (7)

 

При обработке предложения в рамках интерактивной процедуры формирования модели УТЗ следует стремиться к тому, чтобы Pmq содержала не больше трех элементов.

Примеры вопросов разных типов приведены в таблице 2.

 

Таблица 2.

Тип вопроса

Примеры

Вопрос к подлежащему

М. Планк впервые предположил, что энергия осциллятора принимает дискретные значения, пропорциональные частоте колебаний.

Кто предположил

впервые, что энергия осциллятора принимает дискретные значения, пропорциональные частоте колебаний?

wq pop

Pn`

В трансформаторе тока первичная обмотка включается в цепь измеряемого тока, а вторичная обмотка включается в цепь измерительных приборов и реле защиты.

Что включается

в трансформаторе тока последовательно в цепь измеряемого тока?

wq pop

Pn`

Что включается

в трансформаторе тока в цепь измерительных приборов и реле защиты?

wq pop

Pn`

Вопрос к сказуемому

Сальник герметизирует зазор между подвижной и неподвижной частями машины.

1-й вариант вопроса:

Что делает сальник

между подвижной и неподвижной частями машины?

wq Pn

Psq

2-й вариант вопроса:

Что делает

сальник?

wq

Pn

Вопрос к определению

Кварцевые пески широко применяются в производстве стекла, фарфора, динаса и силикатного кирпича.

Какие пески

широко применяются в производстве стекла, фарфора, динаса и силикатного кирпича?

wq pmq.1

Pp

В производстве какого кирпича

широко применяются кварцевые пески?

pmq.2 wq pmq.1

Pp

В какую цепь в трансформаторе тока включается последовательно

первичная обмотка?

wq pmq.1 Pp

Pn`

В цепь какого реле В трансформаторе тока включается Вторичная обмотка?
pmq.2 wq pmq.1 Pp Pn`
Какие значения принимает

энергия осциллятора?

wq pmq.1 Pp

Pn`

Вопрос к дополнению

Что

широко применяется в производстве стекла, фарфора, динаса и силикатного кирпича?

wq

Pp

Куда

в трансформаторе тока включается последовательно

первичная обмотка?

wq

Pp

Pn`

Вопрос к обстоятельству

Как

в трансформаторе тока включается в цепь измеряемого тока

первичная обмотка?

wq

Pp

Pn`

Где

включается последовательно в цепь измеряемого тока

первичная обмотка?

включается в цепь измерительных приборов и реле защиты

вторичная обмотка?

wq

Pp

Pn`

Вопрос ко всему придаточному

Что

впервые предположил

М.Планк?

wq

Pp

Pn`

 


Заключение

 

В процессе работы над темой «Построитель вопросительных предложений» были рассмотрены алгоритмы построения вопросительных предложений и разбора исходного предложения на составные части.

При рассмотрении основных алгоритмов часть из них была реализована на языке Си. Это алгоритмы разбиение предложения на состовляющие его слова и генирация вопроса к слову.

В ходе наших исследований были рассмотренны различные электронные ресурсы, книги и научные работы, посвященные данной тематике.


Список литературы

 

1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003

2. Семантическая нейронная сеть, как формальный язык описания и обработки смысла текстов на естественном языке [Электронный ресурс] http://www.shuklin.com/ai/ht/ru/ai00001f.aspx –Загл. С экрана. Яз. Рус.

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А Пособие для занятий по русскому языку. М.: Просвящение, 1990

4. Гладкий А.В. Формальные грамматики и языки. М.,: Наука, 1973.

5. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник. М.: Книга, 1986.

6. Апресян Ю.Д., Богуславский И.М., Иомдин Л.Л., Лазурский А.В., Перцов Н.В., Санников В.З., Цинман Л.Л. Лингвистическое обеспечение системы ЭТАП-2. М.: Наука, 1989

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие. М.: Международные отношения, 1994. 560 с.

8. Синтаксический разбор в системах статистического анализа текста [Электронный ресурс] http://www.metric.ru/publications.asp?ob_no=306 –Загл. С экрана. Яз. Рус.

9. Автоматическая генерация позитивных и негативных тестов для тестирования фазы синтаксического анализа [Электронный ресурс] http://citforum.univ.kiev.ua/SE/testing/generation/ –Загл. С экрана. Яз. Рус.


Приложение 1

 

Листинг программы разбиения предложения на отдельные слова и поиска вопросительных слов к ним

 

#include <stdio.h>

#include <stdlib.h>

#include <string.h>

#include <alloc.h>

 

typedef struct{

    char wrd[20];

    char qwrd[40];

    char params[6];

} word;

 

char res[20];

char *tmp;

 

int words(){

    char *r;

    memset(res,0,20);

    r=res;

    if(*tmp==0)return 0;

    while(!(islower(*tmp)||isupper(*tmp)))tmp++;

    if(islower(*tmp)||isupper(*tmp))

              while(islower(*tmp)||isupper(*tmp))*r++=*tmp++;

    tmp++;

    return 1;

}

int getqword(word *wrd){

    FILE *f;

    int res=0;

    word tmp;

    f=fopen("qwrds.dat","r");

    while(fread(&tmp,sizeof(word),1,f)>0){

              if((wrd->params[0]&tmp.params[0])&& \

              (wrd->params[1]&tmp.params[5])&& \

              (wrd->params[2]&tmp.params[5])&& \

              (wrd->params[3]&tmp.params[5])&& \

              (wrd->params[4]&tmp.params[5])&& \

              (wrd->params[5]&tmp.params[5])){

                       strcpy(wrd->qwrd,tmp.qwrd);

                       res=1;

                       break;

              }

    }

    fclose(f);

    return res;

}

 

 

int main(int argc, char *argv[])

{

    char str[1000];

    word *arr[100];

    int i=0,j;

    memset(str,0,1000);

    printf("Input string:");

    gets(str);

    tmp=str;

    while(words()!=0){

              arr[i]=(word *)calloc(1,sizeof(word));

              memset(arr[i]->wrd,0,20);

              strcpy(arr[i]->wrd,res);

              i++;

    }

    for(j=0;j<i;j++)

              if(getqword(arr[i])==0)

printf(“Вопрос к слову не найден!!!\n”);

    return 0;

}


Приложение 2

 

Список сокращений

 

КУ – компьютерный учебник

КОС – компьютерная обучающая система

УТЗ – учебно-тренировочная задача

ПО – предметная область

СНС – синтаксически неразложимое словосочетание

ПЕ – предикативная единица

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...