Связь миграций с социально-экономическими условиями территории
Миграционный процесс – явление социально-экономического порядка, и территориальное перемещение людей неразрывно связано с ситуацией в социально-экономической сфере страны или региона. Реакция людей на ту или иную социально-экономическую ситуацию может сформировать у населения некоторые миграционные установки. Человек, являясь субъектом миграционного процесса и принимая решение относительно того или иного сценария своего социального поведения как вариант, зачастую рассматривает изменение места своего постоянного пребывания. Миграционные установки формируют определенный тип миграционного поведения потенциального мигранта, оказывая влияние на решение человека покинуть территорию постоянного проживания – добровольно или вынужденно. В этой связи определяющим признаком, при котором миграции принимают социально-экономическую форму является объективная обусловленность субъективной оценки потенциального мигранта, т.е. причины, по которым мигрирует тот или иной человек или группа лиц. Одной из преобладающих движущих сил в той или иной ситуации становятся, либо цели, ради которых совершается миграционный акт, либо причины, побудившие человека на переезд. В этой связи, в зависимости от целей и причин миграций можно выделить две категории социально-экономических форм этих передвижений: добровольные и вынужденные. Все многообразие социально-экономических форм миграций можно представить такими видами территориальных перемещений как учебная, трудовая, коммерческая (торговая), туристическая, побег из страны, поиск убежища, отъезд из неблагоприятных для жизни условий (психологических, экономических, социальных), миграции по причине насильственного выдворения, а также возвращение на родину. Практически все эти виды миграций за исключением туристической, могут нести как добровольный, так и вынужденный характер.
В концепции регулирования миграционных процессов предлагаемой Федеральной миграционной службой под понятием "вынужденная миграция" подразумевается территориальные перемещения людей, покинувших место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей, насилия или преследования, либо вследствие реальной возможности подвергнуться насилию или преследованию, а также вследствие чрезвычайных обстоятельств экономического, природного, техногенного характера." В принципе такая трактовка наиболее полно отражает реалии, с которыми сегодня столкнулось современное общество России, которая по сути дела за прошедшее десятилетие стало центром притяжения сотен и сотен тысяч переселенцев. Гражданство и принадлежность личности к тому или иному государству является основополагающим при определении категории мигранта. Если беженец это лицо не являющееся гражданином Российской Федерации, то вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации. В дословной формулировке закона о вынужденных переселенцах – это "гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка" Региональная организация Российской Федерации во многом сформировалась в эпоху плановой индустриализации. В советский период регионы рассматривались как совокупность географически сопряженных производственно-технологических площадок, совместно обеспечивающих сбалансированность и самодостаточность экономики, ее динамичный рост. В силу этого региональное развитие страны осуществлялось как плановое размещение на территории производительных сил. В первую очередь, исходя из этого, по территории распределялось население (в советский период были осуществлены масштабные миграционные программы по освоению северных и восточных земель, проведена урбанизация страны), устанавливались инвестиционные приоритеты и сроки проектного освоения отдельных территорий (в 1920-30-е годы – подъем отсталых окраин; в 1930-е и начале 1940-х годов – создание второй металлургической базы и заводов -дублеров на Урале и в Сибири; в 1950-70-е годы – ускоренное развитие восточных районов; в 1960-80-е годы – формирование крупных территориально-производственных комплексов), а также определялся правовой статус последних (к моменту создания РСФСР в 1917 году в России было 56 губерний, в 1922 году – уже 72, в 1930 число краев и областей было сведено к 13-ти, к 1991 году в Российской Федерации было 89 субъектов Федерации).
В конце 1990-х – начале 2000-х годов государственная политика регионального развития, основанная на целях и принципах предыдущего этапа развития страны, себя фактически исчерпала, а унаследованная Россией от Советского Союза региональная организация вступила в период масштабной перестройки. Основными процессами, трансформировавшими экономические и пространственные системы регионов Российской Федерации на протяжении последних 15 лет были: - формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР; - демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике нового типа; - открытие национальной экономики для внешнего рынка; изменения государственного устройства, в том числе административных и бюджетных отношений центра и регионов; - новая регионализация России, в ходе которой появляются новые регионы как культурные и социально-экономические образования, выстраиваемые на основе общей социальной и хозяйственной жизни поверх старых административных границ (формирование новых энергетических и транспортных рынков, реструктуризация образовательного пространства страны, формирование зон развития вдоль транспортных коридоров и, прежде всего, европейского транспортного коридора № 9, появление проектов нового освоения, выходящих за границы одного региона, например, проекта развития нефтегазодобычи в Восточной Сибири и пр.);
- следующий этап урбанизации ("новый урбанизм"), когда городской образ жизни, развитие инфраструктур и пространственной организации городов определяются не столько промышленно-технологическими требованиями, сколько требованиями современной и дружественной к человеку среды жизни. Данные процессы привели к возникновению целого комплекса новых экономических, социальных и политико-правовых проблем, непосредственно отразившихся на устойчивости социально-экономической ситуации в отдельных российских территориях и в целом всей региональной организации страны. Это вызвало необходимость формирования специальной государственной политики регионального развития и принятия настоящей "Концепции Стратегии", подготовленной в соответствии с приоритетами деятельности Правительства Российской Федерации, определенными в "Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2008 года".[8.c.93] Заключение
Итак, цель работы достигнута, мы рассмотрели внутреннюю миграцию как индикатор социально-экономического развития Алтайского края. Задачи так же решены. Теперь можно подвести выводы. В настоящее время внешняя миграция населения является важным фактором развития России, влияние которого усилилось с изменением геополитического положения страны после распада СССР. Это не могло не отразиться и на отдельных регионах страны, особенно таких, как Челябинская область, которая из внутренней территории превратилась в приграничный район, через который проходит достаточно протяженная граница с Казахстаном. Исследование влияния миграции на социально-экономическое развитие области является важным, способным выявить существующие в этой сфере проблемы и направления их решения.
В ходе решения поставленных задач были получены следующие результаты: - анализ основных видов движения населения позволил выделить из них миграционное движение, представляющее собой территориальное перемещение людей, совершающееся между разными населенными пунктами, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности или/и завершающееся сменой постоянного места жительства. В зависимости от направления, целей, причин и других признаков были выделены основные виды миграции населения и выявлена их взаимосвязь, рассмотрены основные функции миграции. - внешняя миграция населения обоснована как фактор социально-экономического развития территории на основе анализа научной литературы. Она способна оказать влияние на демографическую ситуацию, на состояние рынка труда региона, на размещение и уровень развития производительных сил. Список литературы
1.Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 №115-ФЗ 2.Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18.07.2006 №109-ФЗ 3.Верещагина, Т.А. Миграция как фактор социально-экономического развития территории / Т.А. Верещагина, Е.С. Коростелева //Вестник Челябинского университета. Сер. 8. Экономика. Социология. Социальная работа. – 2004. - № 1 4.Гришанова, А.Г. Миграция населения. Вып. 1.: Теория и практика исследования. Приложение к журналу "Миграция в России" / В.А Ионцев, А.Г. Гришанова, Н.В. Мкртчян и др., под. общ. ред. О.Д. Воробьевой; - М., 2004. – 176 с. 5.Демографический ежегодник Алтайского края. Госкомстат России. Алтайский краевой комитет государственной статистики. - Барнаул, 2004. 346c. 6.Миграция населения. -Алтайский краевой комитет государственной статистики. - Барнаул, 1991-2002 7.Демографические проблемы России. – М., Росстат, 2007. 347c. 8.Метелев, С. Динамика миграционных процессов в России / Сергей Метелев // Человек и труд. – 2006.-№ 8 9.Метелев, С. Иммиграция и экономический рост / Сергей Метелев // Человек и труд. – 2006.-№ 9 10.Моденов, В.А. Россия и миграция. История, реальность, перспективы. / В.А. Моденов, А.Г. Носов; - М.: Прометей, 2005. – 328 с. 11.Немирова, Г.И. Воздействие миграции на социально-экономическое развитие приграничных регионов / Г.И. Немирова // Финансы и кредит. – 2006.-№ 36. 12.Орешкин, В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов / В. Орешкин // Мировая экономика и международные отношения.– 2004.-№ 3. с. 74 – 80 13.Отчеты Миграционной службы Алтайского края. 1992 - 2002 14.Социально-экономическое положение городов и районов Алтайского края. Госкомстат России. Алтайский краевой комитет государственной статистики. Январь - декабрь 2001. - Барнаул, 2002 15.Численность, состав и движение населения Алтайского края. Госкомстат России. Алтайский краевой комитет государственной статистики. - Барнаул, 1992- 2002
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|