Теоретическое обоснование когнитивной терапии.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера
Американский психолог Скиннер создал экспериментальное устройство, которое известно как “ящик Скиннера”. Отличительной особенностью этого ящика было то, что животное, помещенное в него, не воспринимало предмета удовлетворения свой потребности. Например, голодная крыса (излюбленный объект бихевиористов) не видела пищи. Другими словами, эта ситуация, в какой-то мере, моделировала естественные условия поиска корма. Внутри ящика находилось устройство, благодаря воздействию на которое, например, крыса могла получить кусочек пищи, автоматически подававшийся в особую кормушку, встроенную в одну из стенок клетки. После серии случайных успехов голодное животное научалось сразу же нажимать на педаль, как только его помещали в эту ситуацию. Решающее движение (нажатие на педаль) Скиннер назвал операцией. На основании этих экспериментов ученый создал известную теорию оперантного научения, которая оказала очень большое влияние на психологию ХХ века. В основе теории оперантного научения лежит оперантный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера, основной целью которого является предсказание и контроль поведения конкретного индивида. Основные положения теории оперантного научения являются: 1. Поведение любого человека можно определить достоверно, предсказать его дальнейшее развитие и осуществить контроль посредством условий его окружения. 2. Отстаивание и защита функционального анализа поведения организма человека. 3. Отрицание идеи о самости и личности, стимулирующей и направляющей поведение. 4. Упор на интенсивный анализ индивидуальных особенностей прошлого жизненного опыта человека и наличия у него уникальных врожденных способностей.
5. Исследование личности должно обязательно включать в себя изучение и нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением и полученными результатами, подкрепляющими его. 6. Все люди находятся в зависимости от собственного прошлого опыта. По мнению Б.Ф. Скиннера организм человека является своеобразным «черным ящиком». Поведение – это функция его правомерных отношений. Личность же является набором форм и реакций, характерных для данного поведения. Личность индивида представляет собой приобретенные в процессе жизнедеятельности, относительно сложные реакции. Для того, чтобы понять причины поведения человека, необходимо изучить его прошлое. В основе поведения человека, по мнению Б.Ф. Скиннера, заложены оперантные реакции. На основании данных реакций различают два основных типа поведения: 1. Респондентное – является ответом на знакомый стимул. 2. Оперантное – определяется и контролируется результатом, следующим за ним. Оперантное поведение – особый путь образования условных рефлексов человека, которые заключаются в подкреплении спонтанно возникшей реакции, а не стимула. Б.Ф. Скиннер считал, что не нужно рассматривать мотивационные состояния и внутренние силы человека как основные факторы поведения. Напротив, необходимо сосредоточиться на взаимоотношениях между конкретными явлениями и поведением других людей. Таким образом, Б.Ф. Скиннер определял личность как определенные формы поведения, приобретенные человеком посредством оперантного научения. Практическое применение теории оперантного научения Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера получал широкое практическое применение в таких научных областях как педагогика, психология, бизнес, медицина и т.д. В России наиболее популярно использование оперантного научения в программированном обучении.
Суть данного способа обучения опирается на применение принципов постепенного приближения и подкрепления к процессу обучения. Именно педагог, являющийся автором программы, а не учащийся, является ответственным за успешность процесса обучения. Принципы теории оперантного научения: 1. Скорость обучения и планирование постепенного приближения к поставленной цели поведения для каждого человека устанавливаются индивидуально. 2. Именно тот (исследователь, педагог, врач и т.д.), кто ставит цель, разрабатывает план, в конечном итоге и несет ответственность за успешность реализованного научения. 3. Мероприятия (терапевтические, учебные) планируются таким образом, что наиболее сложные задачи стоят после успешно выполненных предыдущих, которые привели к очевидному успеху. 4. Программа работы с человеком должна постоянно пересматриваться и корректироваться в зависимости от получаемых в ходе мероприятий результатов. Применение теории оперантного научения в практической деятельности, наиболее ярко представлено в таких сферах как: · В сфере менеджмента – осуществление планирования и последовательной реализации в организациях «моментальной среды подкрепления», наиболее ценных для предприятия действий. · В сфере рекламы – теория оперантного поведения заложена в принцип незначительных подарков и накопительных бонусов. · В правоохранительной деятельности – в настоящее время система штрафов заменяется системой накоплений и подкреплений. · В психотерапии – теория оперантного научения заложена в основу новой ветви психотерапии – модификация и терапия поведения.
Когнитивная психотерапия А.Бека
Теоретическое обоснование когнитивной терапии. Бек рассматривал причину проблем пациентов в том, каким именно образом они интерпретировали события окружающего их мира. Предложенная им схема реакции человека на эти события была таковой.
Внешнее событие => когнитивная система => мысленная интерпретация (идея по поводу произошедшего) => реакция на событие (чувства и (или) поведение).
Аарон Бек был одним из первых, кто усложнил (расширил) поведенческую схему человека и ввел в нее сознание, как познавательную (когнитивную) составляющую процесса стимул => реакция, таким образом по сути совершенствуя поведенческий поход. Также, он совершенно по-другому, нежели в психоанализе (и намного проще) подошел к человеческому сознанию, сведя его к чисто познавательным процессам и их результату.
Еще важнее было то, что теория Бека, вследствие ее простоты, давала возможность легко перевести ее в область практической психологии и сделать инструментом психологической помощи людям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|